Выгонский Сергей Иванович : другие произведения.

С.Выгонский. Фильм "Жара" как модель локальной утопии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Главные герои фильма блуждают по закоулкам собсвенного подсознания, хотя выглядит это как вылазка из ресторана, где заточен друг с его неоплатными долгами за общемитовский обед, цель которой - разменять сто баксов.

  Честно говоря, размещая два года назад в своем блоге небольшую рецензию на фильм "Жара", я сосвсем не ожидал, что вокруг этого небольшого текста развернутся настоящие страсти. Я написал тогда, что после просмотра этого фильма у меня создалось впечатление, что мы видим римейк "Соляриса" - знаменитого фильма начала 70-х, созданного А.Тарковского. Все тот же мир фантазий, воплотивший потаенные страхи героев и их чаяния, все тот же мыслящий океан Солярис за кадром. Моряк, которого бросила любимая, встречает девушку ослепительной красоты, парень, стремящийся стать актером, получает заманчивое предложение сняться в фильме, темнокожий реппер встречается со скинхедами.
  
  Главные герои фильма блуждают по закоулкам собсвенного подсознания, хотя выглядит это как вылазка из ресторана, где заточен друг с его неоплатными долгами за общемитовский обед, цель которой - разменять сто баксов. И всю эту кутерьму молнией пронзает блестящая сюрреалистическая фраза "Когда я не хотела играть, я кусала пианино". В итоге все попадают в отделение милиции - известное место встречи всех российских нонкомформистов, которое изменить нельзя. Здесь же сбываются их желания и наступает долгожданный happy end.
  
  Объяснить эту череду запутанных ситуаций не в состоянии психология и даже психоанализ. Это - чистейшей воды предмет разбирательства для клинической психиатрии. На самом же деле эта надрывно-психушечно-экстатическая действительность максимально соответствует нашему повседневному менталитету. И с этим ничего нельзя поделать. Одним словом, жара - помрачение рассудка. Вот, собственно говоря, те причины, написал я, из-за которых мне понравился фильм.
  
  Затем эти довольно-таки бессвязные мысли подверглись жесткому комментированию. Потом (очевидно, для сравнения) в центре дискуссии почему-то оказался фильм "Живой". Мои оппоненты считали, что первая лента не может нравится "по определению", а вот вторая - настоящий образец качественного кино. Закончился спор тем, что меня в письме попросили прокомменировать свое отношение к фильму "Живой". Странное дело, ник автора письма почему-то напоминал имя и фамилию известного кинообозревателя (надеюсь, что это все же не он, уважаемый мною режиссер). Желая узнать мнение пользователей на сей счет, я привожу здесь текст этого письма с некоторыми сокращениями и правками.
  
  "Большинство современных фильмов на военную тему производят на меня впечатление коньюнктурности, желания их создателей воспользоваться интересом общества к столь непростой теме. В таких произведениях зачастую очень много общих мест и деклараций, сводящих на нет их художественную ценность. Например, "Мой сводный брат Франкенштейн" спасает только то, что в нем художественно представлен вполне определенный психиатрический синдром, делающий фильм мало-мальски убедительным. К сожалению, после просмотра фильма "Живой" не можешь отделаться от мысли, что и эта лента несвободна от подобных недостатков.
  
  Так, в частности, сцены с киданием денег и расправы при помощи сабли с продажным фронтовым другом, постоянное пьянство героя - попытка показать надрыв искалеченной души. Но сравните эти фрагменты с видеорядом из "Астенического синдромом" Киры Муратовой. И хотя эта лента не относится к "военным", в ней воссоздана сюрреалистическая ситуация всеобщего надлома, которая производит очень сильное впечатление.
  
  Еще одно замечание касается сюжетной линии встречи главного героя фильма с молодым священником отцом Сергием. В этом эпизоде реализована попытка показать ситуацию бывшего участника войны в мировоззренческом ключе. Но, опять же, вспомните фильм "Остров". Там тоже изображена война, предательство, покаяние. Однако, согласитесь, глубина художественной трактовки вечных вопросов в последнем случае совсем иная. И сравнение вовсе не в пользу обсуждаемой ленты.
  
  Немного о Ремарке, упоминание которого почему-то так заинтересовало моего оппонента: меня этот писатель поражает тем, как искуссно он показывает скуку и усталость тех, кто пережил войну. Это ощущение в его тексте прослеживается в каждой повседневной мелоче. Ремарковский стиль заставляет всерьез прочувствовать атмосферу всеобщей опустошенности.
  
  И напоследок: фильм "Живой", конечно же, вовсе не так плох. Его отрицательные оценки, безусловно, были несколько усилены в пылу полемики. И тем не менее, если его сравнивать с упоминавшимися в письме фильмами, то, увы, - он проигрывает. И с этим ничего нельзя поделать. Как говорят закоренелые интернетчики, IMHO. Таково мое скромное мнение. Больше мне к этому добавить нечего.
  
  Что же касается заголовка поста об оживлении зомби, то это скорее художественный трюк для привлечения читателей. Мы-то с вами точно знаем о том, что мертвое никакой реанимации не поддается".
   После этого письма дискуссия постепенно сошла на нет. А письмо осталось в качестве свидетельства того, что иногда очень трудно угадать то, что способно очень сильно задеть читателей в эмоциональном плане.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"