Выгонский Сергей Иванович : другие произведения.

С.Выгонский. Ад в кинематографе (после просмотра фильма Гринуэя "Ад Данте")

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Думаю, понятно, почему известный английский режиссер избрал для визуального комментирования именно эту часть "Божественной комедии". Мастер артхауса, отличающийся пристрастием к гастрономической и некропсихологической эстетике (вспомните фильм "Повар, вор, его жена и ее любовник"), остановил свой выбор на тексте, воспевающем человеческую деградацию и гибель.

  Обратившись к психоанализу кино, я вдруг обнаружил, что в просмативаемых мною фильмах пусть не очень часто встречается тема преисподней. В психологическом смысле этот образ символизирует подсознание, в котором вечно "горят" человеческие страсти. Соответственно, отношение режиссеров к такому образу отражает особенности общественного душевного самочувствия того или иного времени. Задумавшись об этом, я решил еще раз опубликовать свои заметки как раз о таком фильме. Пусть этот краткий текст станет первой часть неких "Кинематографических адских зон". Речь на этот раз пойдет о фильме Питера Гринуэя "Ад Данте".
  Думаю, понятно, почему известный английский режиссер избрал для визуального комментирования именно эту часть "Божественной комедии". Мастер артхауса, отличающийся пристрастием к гастрономической и некропсихологической эстетике (вспомните фильм "Повар, вор, его жена и ее любовник"), остановил свой выбор на тексте, воспевающем человеческую деградацию и гибель.
   Конечно, Гринуэй старательно маскирует свой интерес посредством включения в сюжет многочисленных интерпретаторов - теолога, историка, психолога, специалиста по классической литературе и других. Любопытны в фильме даже не кинематографические изыски - кадр в кадре. Оживляют классический текст приметы современности.
  Мы видим на киноэкране монитор, прощупывающий путь во тьме. Время от времени появляется анимация, показывающая спуск вниз нижней части человеческого тела. Как психоаналитик, я объяснил бы этот эпизод как символическое углубление человеческого Я в свое подсознание, наполненное инстинктами. Судя по духу фильма, речь идет исключительно о импульсах бессознательной агрессии.
  При упоминании сумрачного леса, куда входит главный герой дантовской поэмы Виргилий, перед нами появляется вид ночного мегаполиса. Движущиеся огни автомобилей, неоновое обрамление улиц - все это стремительно проносится перед нами. Помимо этого в фильме мы еще увидим картины природных и социальных бедствий. Нам покажут видеозаписи разрушительного торнадо, взрыва атомной бомбы, массовых шествий в тоталитарных государствах. А однажды перед нами промелькнет дуче Бенито Муссолини.
  После просмотра фильма у меня сложилось впеатление о том, что ад Данте - это не книга, которая должна пылиться на полках библиотек, обслуживающих филологические факультеты университетов. Это предупреждение о том, что преисподняя всегда находится внутри нас. И если мы не совладаем с нею, наполняющие ее силы хлынут наружу. И такая массовая манифестация бессознательного будет иметь катастрофические социальные последствия.
   Так не будем же терять бдительности.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"