Аннотация: Меня попросили растолковать сон о старухе и мужчине, которого сновидица любила и который умер незадолго до этого сна.
Вот пример женского сновидения. Попросившая меня растолковать его В. рассказала о том, что незадолго до этого она потеряла своего любимого человека, с которым намеревалась связать свою судьбу.
Эпизод 1: "Он приснился мне сразу после похорон. Мы встречаемся где-то у кинотеатра. Около него стоит какая-то страшная морщинистая тетка. Я радостно подбегаю к нему и спрашиваю: "Куда собрался? Пойдем в кино!" А старуха тут же грозно выкрикивает: "Куда собрался? Ты остаешься со мной!!" И тащит его за собой, держа за руку. А он оборачивается, как бы желая остаться со мной".
Эпизод 2: "Мы лежим и обнимаемся. Справа от меня находится он. А слева появляется та же самая неприятная старуха. Она пристально смотрит на нас, затем произносит какие-то слова из песни (какие -. не помню). Мой любимый открывает свои заплаканные глаза и говорит мне "Я так не хочу тебя отпускать". Затем крепко обнимает меня. В этот момент его преследовательница куда-то исчезает. Он с благодарностью смотрит на меня и говорит: "Как хорошо, что ты забрала меня от нее".
КОММЕНТАРИЙ: Нет сомнений в том, что "морщинистая и стара тетка" из первого эпизода символизирует саму Смерть, которую народное воображение часто представляет как старуху с косой. "Кино" - игровое, театрализованное изображение настоящей жизни. Подчеркнут ненастоящий, В этом контексте пойти в кино означает еще раз пережить в воображении Второй эпизод доносит очень простую мысль - истинная любовь способна победить смерть, поскольку умерший останется в памяти близких людей надолго. До того, как завершится их жизненный путь. Назначение этих фрагментов - примирить с фактом смерти любимого человека.
Далее - еще два эпизода. Предоставим слово сновидице.
Эпизод 3: "Я иду к любимому мужчине в больницу, зная о том, что он находится в коме. Поднимаюсь и вижу его, стоящего возле окна. На нем была одета та же самая одежда, что и в момент похорон. Я обнимаю и говорю о том, что люблю его. Он протягивает руки и называет меня своей самой любимой женщиной, которую будет любить всегда. И мне так приятна эта встреча".
Одежда в сновидении, напоминающая читательнице о ритуальном событии, должна убедить ее в том, что человек, по которому она скорбит и в чью кончину не хочет верить, все же умер.
Эпизод 4: "Сниться, что она вновь лежит вместе с умершим мужчиной, который ее щекочет. Она смеется "до безумия".
В этом эпизоде интересны две детали. Рассказчицу щекочут, и это подчеркивает искусственность смеха, вызванного такими действиями. При этом для женщины веселье ассоциируется с безумием. Иначе говоря, сон призывает к реалистичности в восприятии случившегося. От своих чувств убежать нельзя, их можно только прожить, надеясь на то, что время успокоит душевные раны. Попытка же уйти в сторону от осознания трагедии чревата развитием душевного неблагополучия. Какого именно - депрессивных или истерических явлений - сновидение не сообщает. Однако в том, что за этими образами скрывается именно предупреждение, сомнений нет. Равно как и предыдущие ночные сцены, этот эпизод призывает к примирению с фактом конечности человеческих существ.
(c)С.Выгонский