Выгонский Сергей Иванович : другие произведения.

С.Выгонский. Психоанализ Вильгельма Райха - диверсия против культуры?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Настоящая статья является продолжением ранее опубликованного материала "Отец сексуальной революции Вильгельм Райх. Между наслаждением и необходимостью". Продолжаем разговор о влиянии социального психоанализа на общество.



Многослойный массовый человек
Революция против общественных болезней



Настоящая статья является продолжением ранее опубликованного материала "Отец сексуальной революции Вильгельм Райх. Между наслаждением и необходимостью". Продолжаем разговор о влиянии социального психоанализа на общество.

Многослойный массовый человек

В центре внимания Вильгельма Райха всегда находился типичный представитель массового общества. Райхианские тексты рассматривают культурное начало в человеке (вспомним фрейдовское "Сверх-Я"). Интересно то, что, согласно обсуждаемой доктрине, подобное образование имеет классовый характер (сразу видно, что марксовая теория была переосмыслена психоаналитиком). По крайней мере, именно такой вывод напрашивается после знакомства с мнением австрийского ученого, считавшим, что "каждый общественный строй создает в массах своих членов психологическую структуру, которая необходима ему для достижения своих целей" (см. работу "Психология масс и фашизм").

В этой книге Райх предлагает послойную схему строения человеческой психики. Для первого или поверхностного слоя "характерны сдержанность, вежливость, сострадание, ответственность, добросовестность". В психике человека также существует второй или промежуточный слой, состоящий "из импульсов жестокости, садизма, сладострастия, жадности и зависти". И, наконец, выделен третий слой, являющийся биологической основой душевной деятельности. Характеристика человека, чьи действия определяет этот уровень, выглядит так: "искреннее, трудолюбивое, склонное к сотрудничеству, любящее, и при наличии достаточной мотивации, рационально ненавидящее существо". Говоря иначе, по природе своей Homo Sapiens - кроткое ангельское создание, в то время как классовые противоречия сделали его сущим демоном. Не правда ли, такой психологический портрет нашего современника выглядит несколько упрощенно?

Впрочем, такую утопическую оценку представителя рода человеческого опровергает сам же автор. В книге "Сексуальная революция", выдержки из которой давались ранее, мы встречаем следующий пассаж: "Сбросьте маску воспитания, и пред вами предстанет не естественная общительность, а лишь извращенный, садистский слой характера". Одним словом, взгляд на человека, разделяемый Райхом, отличается все тем же фундаментальным фрейдистским недоверием к людям, заставляющим видеть в них исключительно латентных психопатов.

Здесь же можно найти объяснение того, почему в современной культурной среде получили распространение такие девиации. Дело в том, что они, по словам Райха, представляют собой "вторичный результат подавления первичных биологических влечений". Именно их вторичность и приводит к столь трагичному результату. Причины же этого следует искать в том, что "в результате расщепления психической структуры человека стали несовместимыми природа и культура, влечение и мораль, сексуальность и производительность" (см. книгу В.Райха "Функция оргазма").

И мы вновь возвращаемся к затянувшейся дискуссии о глубинном разрыве между людьми и репрессивным обществом, подавлении им человеческих инстинктов, о чем еще З.Фрейд писал в своей работе "Недовольные цивилизацией".

Революция против общественных болезней

Именно с промежуточным слоем связывается сам факт существования идеологии тоталитарного типа. Фактически формулируется понятие общественной психопатологии. Правда, диагностика социального нездоровья, проведенная первооткрывателем оргона, носит скорее констатирующий и описательный характер.

В книге "Характероанализ" подробнейшим образом рассматривается массовые психические эпидемии - расстройства, названные Райхом эмоциональной чумой и проявляющееся в форме "всплесков садизма и преступности". Другими симптомами этого заболевания, как правило, являются "иррациональная политика, массовая безответственность людей... убийства", "мистицизм в своих самых разрушительных формах", "пассивное и активное стремление к власти", "морализирование", "садистические методы воспитания", "авторитарная бюрократия", "идеология империалистических войн", "криминальная асоциальность", "порнография", "ростовщичество", "расовая ненависть".

Что же касается сексуальной революции, упоминание о которой вынесено в эпиграф к статье, то этот концепт необходимо рассматривать в качестве прямого следствия рассуждений об общественной психопатологии. Как нужно лечить социальное заболевание? Правильно - только посредством радикальной перестройки общества и формирующих его отношений между людьми. А орудием таких преобразовательных процессов, как известно, является революционная практика. В том числе связанной с сексуальной революцией.

Впрочем, следует отметить то, что хотя имя Райха и ассоциируется с распространением свободного секса, громко заявившем о себе на пике расцвета контркультуры (бурные 60-70-е годы прошлого столетия), его деятельность в этом направлении сводилась в основном к просветительской работе среди молодежи. Австрийский психиатр и его последователи рассказывали посетителям консультационных пунктов об особенностях созревания организма, инстинктах и социальных препятствиях на пути их удовлетворения.

Райх также активно занимался критикой общественных институтов (прежде всего моногамной семьи), усматривая в них источник широкой невротизации людей. И, вероятно, его сексуально-экономический подход к общественным проблемам в этом плане мог бы быть сопоставлен с призывом возврата к естественному гармоничному существованию, подразумевающему всемерное удовлетворение инстинктов размножения. Однако как первая попытка секс-революционных инициатив, так и их второй эпизод показали, насколько далеко в сторону от декларируемых целей уводит такая деятельность.

Например, появление на экранах киноманифеста 1972 года - знаменитого порнографического фильма "Глубокая глотка", в котором врач сообщает пациентке о том, что орган женского удовлетворения расположен у нее во рту, побуждая тем самым ее к неоднократным оральным контактам, едва ли может претендовать на звание продукта, способствующему распространению здорового образа жизни. А, ведь, согласитесь, грандиозный успех этой скандальной ленты (до 600 миллионов долларов прибыли при затраченных 25000$) стал возможным только благодаря сексуальной революции, затеянной нашим героем, пусть даже между этими событиями пролегла целая эпоха, вобравшая в себя вторую мировую войну.

Судя по всему, попытки реформировать интимные отношения людей завершились полным провалом. Главные итоги двух контркультурных десятилетий, помимо освобождения духа и расцвета альтернативных форм литературы, изобразительного искусства, кино и музыки (что, конечно же, более чем сомнительно), - это появление в развитых странах серьезных демографических проблем, а также начало эпидемии ВИЧ-инфекции, которая затем была разнесена миссионерами западной культуры по всему миру. Регистрация болезненных проявлений у нескольких американских и шведских пациентов с нетрадиционной ориентацией в 1978 году стала тем "звонком", который возвестил об окончании эры чувственных экспериментов.

Впрочем, на подходе третья волна сексуальной революции - распространение киберсекса в Интернете, разработка виртуальных технологий самоудовлетворения, создание сексуальных андроидов и т.д. И кто знает, чем все закончится на этот раз. Хотелось бы надеется, что не полным прекращением людского воспроизводства.

***
Нужно ли считать научные теории В.Райха окончательно устаревшими и представляющими ценность лишь для истории науки? Пожалуй, я бы не был столь категоричным. И если существование оргона как атмосферного биофизического явления и универсальной энергии любовных переживаний не способно вызвать у специалистов ничего, кроме ухмылки, то взгляд на общественную психопатологию как на результат столкновения между осознаваемой и бессознательной частями коллективной души вполне жизнеспособен. Конечно, при условии, что, обратившись к такому теоретическому наследию, мы воздержимся от социального реформирования по образцу, воспетому бессмертными советскими сатириками.

В наши дни социальный психоанализ шагнул далеко вперед, впитав в себя лучшее из всех направлений глубинной психологии. И, тем не менее, знакомство с научными взглядами австрийского исследователя способно помочь, на мой взгляд, более широко увидеть реалии наших дней и их подоплеку. А заодно послужить стимулом для генерации новых идей, в которых нуждаются социально-психологические исследования.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"