Во Вселенной всё подвержено эволюции. В том числе и наши понятия. Они вынуждены эволюционировать уже потому, что просто обязаны адекватно описывать происходящее в материальном мире, хотя они сами являются идеальными, а не материальными.
Разбирательство по уму с эволюцией наших понятий далеко не простое дело, хотя прототип (феномен биологической эволюции), созданный ещё Дарвином, и имеется в нашем распоряжении.
Это позволяет надеяться на то, что кое-что из наработанного опыта мы сможем позаимствовать по аналогии и перенести на новую почву эволюции понятий. (Этим я займусь несколько позднее.)
Но начинать рассмотрение эволюции понятий я собираюсь, танцуя от печки системы Знания, в которой и происходит служение наших понятий и их повышение в статусе, подобное повышению людей по службе.
Кстати, порой без всякой протекции со стороны той или иной власти, а по заслугам, по мере объективной потребности в их продвижении по служебной лестнице иерархии.
Хотя бывает и прямо противоположное, когда их отправляют в отставку или на пенсию. Или даже на свалку истории. Всякое бывает даже в идеальном мире, где рождаются, служат и вымирают наши понятия...
Впрочем, это была только присказка. А сама сказка у меня, как всегда, впереди.
****
Хотя наши понятия не используют при своём размножении плотское совокупление с последующей эволюцией генетического материала (под влиянием космологических факторов), вплоть до порождения аналогов новых биологических видов, но, тем не менее, аналоги наших генов у них тоже имеются.
Эти аналоги - наши слова, отражающие наши ощущения, восприятия и представления, предшествующие образованию наших понятий, (которые не возникают из ничего).
***
Словарный запас человечества перманентно пополняется по мере человеческих потребностей в новых словах, а значения наших слов и их словообразований постепенно изменяется.
До такой степени, что нашим современникам уже не ясен смысл такого вышедшего из употребления словообразования, как "любовное махание" заменённого в наши дни иными словами, (не вполне приличными).
К тому же не следует забывать и о том, что многие народы уже давно вымерли вместе с исчезнувшими их языками и империями.
А языки некоторых соседних народов смешались между собой, образуя при этом языковую смесь типа суржика, порождённого смешением русского и украинского языков.
Далее.
Зигзаги эволюции понятий изначально происходили на уровне слов, некоторые из которых позднее становились понятиями и даже философскими категориями.
Например, такое вышедшее из употребления слово во времена СССР, как "инфляция", вдруг совершило зигзаг, и вернулось к нам. Подобный зигзаг совершили и такие понятия, как "проституция" и "организованная преступность".
Совершат ли его такие слова из гимна СССР "союз нерушимый республик свободных сплотила на веки великая Русь?" Не уверен...
Отследить эволюцию слов филологам гораздо проще, чем от следить эволюцию видообразования биологам. Ведь слова, понятия, и даже категории возникли не так уж давно, а видообразование насчитывает многие тысячелетия.
И хотя эти разновидности эволюции различаются между собой, всё же кое-что общее у них имеется. Дело в том, что природа не плодит свои средства без крайней необходимости, а в первую очередь использует уже имеющиеся в её распоряжении проверенные в деле средства.
А это позволяет использовать механизм переноса опыта из биологии в филологию, рассматривая в приоритетном порядке модельные представления почерпнутые из биологии.
Далее.
Понятия всевозможных наук в системе знания тоже эволюционируют. Об этом я уже писал подробнее в других своих топиках. Так что здесь и сейчас повторяться не буду.
Разве что добавлю к ранее написанному всего один штрих. Иногда они не просто эволюционируют, а навеки выводятся из употребления. Например, такое понятие как флогистон был навеки выведен из употребления после того, как функция мифического духа огня перешла к реальному кислороду.
Что же касается категорий различных наук, то здесь и сейчас самое время отметить их существенное отличие от философских категорий. И те, и другие категории по определению не имеют формально-логических определений.
Это у них общее. Но дело в том, что категории различных наук способны отображать в нашем сознания лишь лукавую частную Правду соответствующих наук, (для чего они и предназначены).
А у философских категорий в системе Знания совсем иное предназначение, о котором я уже писал ранее. Не скажу, что они предназначены для отображения Истины в нашем сознании. В этом я пока ещё не уверен...
Зато я уверен в том, что они позволяют нам приблизиться к адекватному отображению Истины в нашем сознании больше, чем категории отдельных наук.
Далее.
А теперь самое время отметить, что при всём моём уважении ко всевозможной живности, не стоит забывать о том, что возможности использования модельных представлений по части аналогии эволюционных процессов в животном мире и в идеальном мире философских понятий и категорий без рассмотрения эволюционных процессов, происходящих в человеческом обществе, будут ущербными.
Хотя муравьи и пчёлы и создают нечто подобное государствам, но ведь в них не происходят революции, подобные революциям в человеческом обществе, рассмотрение которых способно навести нас на мысль о том, что и в идеальном мире философских понятий и категорий тоже может происходить нечто подобное.
Ознакомление с историей философии убеждает нас в том, что такое действительно происходит. Например, Гегель вычистил из пределов философии труды всевозможных восточных мудрецов вместе со всеми наработанными ими понятиями и категориями. Чем же это не революция?
Понимал ли Гегель, что при этом провёл чёткую границу между философами и мыслителями? Не уверен... Мог и не понимать. Тем более, что и многие современные философы этого пока ещё не поняли.
Но поскольку это не относится к проблематике этого топика, то далее погружаться в эту проблематику здесь и сейчас я не буду. Тем более, что она уже была рассмотрена ранее в моих топиках.
***
Революции встречаются и в истории всевозможных наук. Они отображаются в системе Знания в понятиях и категориях этих наук. Происходит ли нечто подобное в такой подсистеме Знания, как в её философской подсистеме?
Разумеется, что происходит! Разумеется, что в философской подсистеме Знания они тоже отображаются в философских понятиях и категориях! Ведь философское сообщество гораздо теснее связано с властью во все времена её существования, чем наука.
Оно даже не слуга двух господ, подобно Фигаро. Оно ведь всегда служило и собственной власти верхушки философского сообщества, и духовной, и светской власти. А знание философской подсистемы системы Знания служило к тому же системе Знания.
Стоит ли удивляться тому, что при таких обстоятельствах в философской подсистеме системы Знания происходило чёрт знает что, включая зигзаги эволюции философских категорий и даже испарение некоторых их них?
Тем более, в российской философии, которой и до революции не было, а потом её место было занято так называемой классовой философией марксизма-ленинизма, которой тоже в реале не было.
Так что не удивительно, что после прихода новой власти в современной России эта так называемая классовая философия исчезает вместе со всеми её псевдофилософскими категориями.
В мировой философии по ряду причин тоже не всё в порядке, поскольку в ней уже появились писания о закате философии, (хотя по большому счёту рассвета философии ещё не было).
Полагаю, что такая ситуация сложилась связана с эгоизмом зарубежных философов, умудрившихся не понять, что философия призвана служить в качестве одной из подсистем системы Знания, а в не их собственных шкурных интересах.
Впрочем, всё это лишь моё чисто личное мнение не профессионального философа. А у моих читателей может быть их собственное мнение по вышеизложенному мной в этом топике, которое они могут изложить в своих комментах и рецензиях.