Вполоску : другие произведения.

Сказать миру "мяу"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор текстов очередного тура Чепухи со словами "осень, пасмурный, гореть". 1. Константин Чиганов. 2. Fusamnan. 3. Кристина Лукас. 4. Гаджиева Ирина. 5. Лисицына Елизавета. 6. Вуд Анна.

  Итак, обзор очередного тура Чепухи.
  Ключевые слова: осень, пасмурный, гореть
  Условие: фокальный персонаж - нечеловеческое существо, лучше всего животное
  Учебное пособие: Макс Далин. "Как сказать "мяу": когда персонаж - животное" http://samlib.ru/d/dalin_m_a/givotnoe.shtml
  Наглядный пример: Макс Далин. "Время коротко" http://samlib.ru/d/dalin_m_a/vremiakorotko.shtml
  
  Примечание. Впервые пробую себя в роли критика, поэтому, если вы не согласны с моими мыслями, прошу высказаться. Я пыталась выйти за границы "нравится-не нравится", найти смысл и почувствовать стиль текстов. Но понимаю, что все еще смотрю со своей колокольни, поэтому могу свои представления выдавать за общие истины. Но учится анализировать надо. Поэтому приступим.
  
  
  Константин Чиганов. "ЦАК"
  http://samlib.ru/editors/c/chiganow_k_a/zak.shtml
  
  Месть свершилась, принеся как всегда горечь и удовлетворение. История Цака достоверна, такое вполне могло случится и без магических допущений. А вот по стилю у меня дробное впечатление. Движения и разговоры людей точны, реалистичны. Но часть рассказа "из глаз" пасюка не ровная. Убедительны размытые восприятия того, что за пределами зрения: "Там ходят по высокому и холодному серые увальни". И особенно резкие на этом фоне запахи: "сладковатая овощная гниль и тухнущее мясо, и еще какие-то лакомства". И вдруг фальшивой нотой проскакивают слишком человеческие определения: "Там стоят высокие серые... здания?", "Черное квадратное чудище", "на морде между светящимися желтыми глазами блестела трехлучевая звезда в круге" или ненужная расшифровка красных надписей... Откуда у юного пасюка такие познания в геометрии, в архитектуре? Да, чуть дальше есть ремарка: "Когда мама учила его различать...", но даже по тексту ясно, что учила различать запахи, и другие прикладные крысиные науки. Эти случайные оговорки выглядят чужеродными. Хочется увидеть текст доработанным, таким, чтобы удачно найденный контраст размытости огромного мира и резкости конкретного предмета стал безупречно последовательным. Это могло бы стать изюминкой рассказа.
  
  Fusamnan. "Сказка со счастливым концом"
  http://fusamnan.livejournal.com/38953.html
  
  Первый плюс - нужные слава играют свою роль. Второй плюс - жалостливо-человеческое не мелькает в змеиных зрачках. Отличная сказка, ведь настоящие сказки - страшные. И понимать, не означает прощать, хотя и такое случается. Прочтя эту сказку начинаешь понимать змеев, причины их действий. А это необходимо, чтобы биться с ними осмысленно, не совершая очевидных глупостей. Разведка - наше все. Теперь о недочетах. Не буду демонстрировать всех найденных блох (типа "подкрадываться с затылка"), но меня смущает шашка. Принимаю пояснения автора, но свои сомнения изложу отдельно. Зато последний абзац примеряет со всеми зацепками. Все честно исполняют свои роли ради продолжения жизни своего рода - змей, терпеливо ожидающий, когда бусы будут правильно надеты, и девушка приносящая себя в жертву не в аффекте, а с полным осознанием, памятуя даже о деталях ритуала. Герой ведь не тот кто лезет на рожон не зная всех последствий, а тот, кто знает, но выбирает свою смерть ради жизни других.
  
  Кристина Лукас. "Право просыпаться"
  http://samlib.ru/l/lucas_c/prawo.shtml
  
  Шедевр. Маленький безупречный шедевр. Я в замешательстве, как критиковать безупречное? Говорить о недостатках проще, меньше ответственности. Достоинства требуют чуткости, размышлений. Может поговорить об узнавании? Это рассказ-интрига, когда кажется вот-вот ты понял, но новый абзац, и понимание становится еще больше. Вспоминаю как поднималась на вершину по тропе-серпантину, и с каждым поворотом долина внизу становилась все шире, а горизонт все дальше. Так мир рассказа - разворачивается и усложняется с каждым абзацем. Но взгляд рассказчика остается таким же подслеповатым. Он остается собой, у него личностные отношения с ветром, у него песни, скалы, самки. Он не знает геометрию, но знает как делают куб, потому что ему рассказал брат. Брат, который с каждым предложением вырастает все выше, который становится источником мира, потому что объясняет мир. Это очень вдохновляющая сказка, за ее последней точкой вот-вот начнется нашествие тьмы, но для существа поющего во тьме, мир станет еще больше и это почему-то дарит надежду.
  
  Гаджиева Ирина. "Брат"
  http://samlib.ru/g/gadzhiewa_i/brat.shtml
  
  Хорошо. Особенно хорошо получилось настроение - монотонное, осенне-пасмурное, безысходное, когда ушли отчаяние с надеждой, но еще остались тускнеющие воспоминания и обманные сны. Этот почти джеклондоновский монолог, еще раз подтолкнул меня к размышлениям о том, что же такое "из глаз зверя". Сначала я хотела сделать замечание, мол, несмотря на убедительные детали волчьей жизни, рассказчик ощущается не зверем, а человеком. А потом задумалась, а каков признак того, что это "зверь изнутри"? Может от зверя мы ожидаем редуцированного сознания? Заведомо меньшего по сравнению с человеком? А если зверь демонстрирует умение использовать человеческие реалии, то говорим, что "он как человек". То есть в обеих случаях меряем по себе, что конечно естественно. Но ведь любое существо живет в собственной соразмерной ему реальности, в которой является полностью разумным. Не разумные - не выживают. А зверь, расширяющий свой опыт, не приближается к человеческим реакциям как в цирке, он совершенствует свои специфические навыки и способности. Но в обстоятельствах с жестко ограниченными условиями мы становимся очень похожи. Поставьте на место волков людей, на которых охотятся с вертолетов, которых держат в клетках, и обнаружите те же чувства и поведение. Так что, в этом рассказе правильная интонация. Может быть, почувствовав зверей братьями по несчастью, когда-нибудь сможем их воспринять и как братьев по разуму?
  
  Лисицына Елизавета. "Материальна ли мысль?"
  http://samlib.ru/l/lisicina_e/liza-3.shtml
  
  О как это знакомо и греет сердце кошатника: "куда бы ему не вздумалось присесть, я успевал первым", "сладострастно дрожащий пушистый хвост" и прочие любовно подмеченные детали кошачьего поведения. А знаете, кого мне напомнил Ёсик? Попаданца! Ну согласитесь, что это вполне узнаваемый сюжет. Простецкий положительный герой попадает. Там он получает сверхзнание и плюшки: улучшенное тельце, храбрость, вредность, боевую подготовку. И успешно осуществляет миссию по спасению принцессы от темного властелина. Более того, в конце нам дается намек, что сериал будет продолжен :) Нет, правда, стоит почаще смотреть на мир "из других глаз", чтобы не воспринимать себя слишком всерьез.
  
  Вуд Анна. "Вечер в конце октября"
  http://samlib.ru/editors/w/wud_a/vecer-v-octabre.shtml
  
  Братьев в этом туре Чепухи не мало, наверное это на что-то намекает, на что-то хорошее ;) Но займемся текстом. Сначала у меня случилась проблема, я была в восторге от вороны, но запуталась с лицом. Очаровательный, и знакомый и непривычный взгляд на мир "из круглого черного глаза" сбил меня с толку, да так, что я перестала узнавать человеческие реалии. Хотелось бегать от мертвяка к ведьме и дергать их за рукава: "А что случилось-то? Объясните по-человечески!". Ехидная вселенная в ответ на мои предыдущие размышления (в отзыве на рассказ Ирины Гаджиевой) тут же подсунула абсолютно нечеловеческий взгляд на ситуацию, причем реализованный блестяще. А ключик-то к всем непоняткам сюжета лежит в названии! Ах, сияющий от множества прикосновений, отличный ключик для тайничка - полюбоваться и спрятать. И я вам ничего не расскажу! Зачем? Если вы и так все поняли, давайте многозначительно подмигивать друг дружке. А если еще нет, вчитайтесь. Пусть это открытие случится с вами также как со мной. Спасибо, Анна, за чудесный вечер ;)
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"