Нынешний ХиЖ не изобилует критическими обзорами. Поэтому решил самостоятельно взяться за клавиатуру и разгромить пару рассказов, попавшихся под горячую руку.
"Теория катаболизма-синтеза." Маг Мечник.
Первое впечатление, что это проба пера Автора. Но заглянув на его страничку, обнаружил пару тысяч читателей, что как бы свидетельствует.
По странной прихоти моего подсознания чтение заставило воскреснуть образы Симметриад, Асимметриад и прочих Мимоидов из бессмертного романа С.Лема "Солярис" - обильно рассыпанные Автором повторения слов затейливо складываются в этакие циклопические структуры, буквально прорастающие сквозь тело рассказа, но тайный смысл которых невозможно уловить посредственному читателю вроде меня.
Чего стоит только Асимметриада из вариаций слова "который" в двух подряд предложениях в начале рассказа:
"Но порядок посещения здания никем изменён не был и всем при входе выдавались халаты, которые больше мешались, чем были полезны.
Не останавливаясь, люди вошли в двойные двери, над которыми горела надпись "не входить", за которыми располагалась одна из основных лабораторий."
.
А если добавить, из чувства справедливости, в усеченное предложение еще одно "которые" получилась бы прелестная Симметриада.
Но дальше больше - разумный Океан рассказа обильно плодит эти монструазные создания из всех этих "Гр.", "Сп.", "М.". Щедрая рука Автора просто засевает просторы этими неудобочитаемыми сокращениями. Не говоря уже о более мелких "гармониях" из "полковников", "сержантов", которые вроде бы как присутствуют по сюжету каждый в единственном числе, но в таких количествах расползаются по тексту, что в глазах изрядно рябит.
Однако Автор не только практикуется в синтезе странных словесных структур, но и не брезгует милыми зарисовками: "Человек, к которому обратились, как товарищ Гр., поспешно вскочил и последовал за троицей, но уже на пороге остановился и метнулся к своему столу, чтобы схватив одну из лежащих на нём папок и уронив ещё несколько на пол, кинутся за ними вдогонку".
Картинка кинувшегося вдогонку за падающими папками товарища Гр. хватает за душу. Хотел ли он их спасти от жесткого падения на пол, то ли просто таким образом совершал коллективное смертоубийство, история умалчивает.
Ну, а дальше опять буйство рождения монстров:
"За лекторским столом уже сидел полковник , а женщина рядом с ним доставала бумаги из портфеля и раскладывала их на столе .
- Товарищ Гр. Проходите, садитесь . - Гр. начал спускаться вниз. К моменту, когда он оказался перед столом , женщина закончила раскладывать бумаги и села рядом с полковником . - Товарищ Сп., будьте добры, поставьте стул для товарища Гр. - Сп. спускающийся за Гр., прошел за спину полковника , и взяв один из стульев , которые стояли под чистой графитовой доской, поставил его рядом с Гр.. Когда Гришин сел , Сп. встал у него за спиной "
.
Разве это не грандиозно? На мой взгляд, ничем не уступает загадочным творениям Лемовского Океана. А "сел"/"встал"? Как тут не вспомнить бородатый анекдот - "Быстро ложится, медленно встает". И я еще, пожалев читателя, не отметил цветом многочисленные "Гр." и "Сп.". А иной любознательный может и самостоятельно поискать в этом отрезке однокоренные слова, и я просто уверен, что тут еще полно ускользающих смыслов. В общем, этот Мимоид живое воплощение слова "йошь".
Творец, вроде бы успокаивается к концу рассказа, но не уверен, может это я успокаиваюсь и перестаю реагировать на это безобразие, как соляристы поплевывали в Океан из иллюминаторов станции, потеряв интерес к его монументальным выкрутасам.
По сравнению с художественной эстетикой замысловатых структур, рожденных Рассказом, идея и сюжет серьезно подкачали. Направление ворогам мертвой пищи, лишенной энергии, слабо объясняет массовое ожирение жителей Северной Америки. Как говориться, нам бы так жить и питаться.
А таинственное исчезновение работников лаборатории, про которое неоднократно упоминалось, в дальнейшем никак не разъяснено. Я так решил, что их ради науки пустили в эту создаваемую очкариками "нано-мясорубу".