Вознин Андрей Андреевич : другие произведения.

Эссе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  И снился мне престранный сон...
  
  - Смотрю я на вас...
  Начинаю удивлённо озираться. Что за... ?
  - Не туда смотришь.
  - А куда надо смотреть? - раздражённо спрашиваю невидимого собеседника.
  - Ха-ха! Ну, не на звёзды же, - иронизирует тот в ответ. - Под ноги смотри.
  - Но там же нет ничего!
  - Ну-ну. Вот она - извечная человеческая гордыня. Если нет поблизости достойного джентльмена, значит, и разговаривать не с кем.
  - Башмак? - поражаюсь неожиданной догадке.
  - Не просто башмак. А башмак, наделённый интеллектом, - гордо подтверждает моё озарение тот.
  И башмаки-то у меня самые обычные. А вот поди ж ты. Разговаривают. Китайцы опять что-то перемудрили с искусственными материалами?
  - С какого это ... , - пытаюсь подобрать более-менее парламентарное выражение, - тебе начать разговаривать?
  - Ну, не молчать же всё время.
  - И то правда. Почему бы не поговорить, - усмехаюсь я.
  - Вот-вот. Спокойная интеллектуальная беседа ещё никому не навредила.
  Я пожимаю плечами. Разговаривать со своими башмаками... Бред, конечно, но что поделать.
  - О чём будет разговор?
  - Например, как нам обустроить государство.
  - Нам? У тебя, случаем, "крыша" не поехала совсем? - интересуюсь чисто для проформы. Всё-таки я далеко не психолог да к тому же - башмачный.
  И какая, чёрт побери, может быть "крыша" у башмака? Туда, где она присутствует у человека, ему ноги суют. И не всегда в чистых носках...
  - Это у вас "крыша" давно уехала, если вы никак не можете определиться, какое вам государство строить.
  - Ха-ха! Сидим только и ждём, когда же нам башмаки что-нибудь насоветуют. Ну, где же они? Отчего так долго к нам не идут?
  Может, это я в дурке оказался? - неожиданно осознаю неприятную для себя мысль. Там не только говорящие башмаки сплошь да рядом. Но и Наполеоны с Лениными встречаются за просто так. А для них проблем с построением государств и не существовало никогда. Только вот, закончилось всё быстро и печально.
  - Готов тебя разочаровать. Это не сумасшедший дом. - Считывает мои крамольные мысли через чур умный башмак.
  - Ну, тогда поведай.
  - У любого более-менее состоявшегося государства, если оно хочет себя таковым считать, может быть только одна достойная цель существования - построение справедливого общества.
  - Но-но. Говори да не заговаривайся! Ещё скажи, что у нас общество несправедливое! - начинаю возмущаться я.
  - Как бы тебя не разочаровать? Полностью справедливое общество - это недостижимый идеал.
  - Почему недостижимый?
  - Из кого состоит любое общество?
  - Из членов общества.
  - Да ты, как я погляжу, интеллектуал... Наивно, конечно, но пойдёт. А что у нас есть - человек?
  - Что? Существо двуногое, прямоходящее?
  Башмак фыркает. Не знаю, правда, чем.
  - Ладно. В дальнейшем откажемся от намёков и полунамёков. Любой человек сам по себе - не идеален. То есть, построить что-то идеальное ему просто не по силам.
  - Тогда в чём смысл жилы рвать?
  - В движении к цели. А целью должна быть идея, достойная затраченных усилий и времени. Тем более, государственных средств. За растрату коих полагается привлекать по всей строгости...
  Некоторое время раздумываю над словами башмака. И стоит признать, в них что-то есть. И как это я сам не догадался?
  - А что такое справедливое общество? - уточняю формулировки я. Чёрт его знает, что в представлении башмака является справедливостью. Может, ежедневная чистка качественным гуталином?
  - А вот это правильный вопрос.
  - Поясни...
  - Справедливость понятие зыбкое и для каждого сугубо индивидуальное.
  - Тогда как его строить? Это твоё - справедливое общество?
  - Правильное целеуказание позволяет определиться и с путями достижения. Оно само по себе снимает целый ворох вопросов и проблем.
  - Например?
  - Справедливость хотя и расплывчатое понятие, но у большинства по нему есть общий консенсус. А определиться - справедливо/несправедливо - можно простым действием - примеркой на себе. Что ты считаешь справедливым в отношении других, должно таким оставаться и после применения того же самого на себе любимом.
  Я пытаюсь представить, справедливо ли было сунуть в меня ногу в грязном дырявом носке... Хм-м-м. Завтра же куплю новые носки... Или сегодня?
  - Как это соотносится с построением государственности? - спрашиваю у башмака, отогнав неприятные мысли о носках.
  - Должны ли быть равны все члены общества?
  - Конечно.
  - Это, если только они приносят одинаковую ему пользу. Равны должны быть только стартовые условия. Но в дальнейшем, кто больше прилагает усилий, чтобы приносить пользу обществу, тот и должен получать больше благ и привилегий. От каждого по способностям, каждому по труду.
  - А ты, батенька, случаем не коммунист ли? - подозрительно интересуюсь. Неужели коммунистический Китай теперь свою идеологию навязывает и через обувь?
  - Нет-нет. Я всего-лишь трезвомыслящий башмак.
  - А как добиться равных стартовых условий?
  - Для того государство и существует, чтобы решать задачи своего поступательного развития. Через качественное бесплатное образование, здравоохранение, доступное для всех... Справедливо?
  Я по совету башмака примеряю на себе любимом и бесплатное образование, и качественное здравоохранение. А что? На мой взгляд, пока справедливо.
  - Развитие личности, создание необходимых условий для её интеллектуального и духовного роста. Привитие культуры...
  - Привитие... Чего? - перебиваю башмак. Вспоминается давешний кипишь с прививками.
  - Любому государству требуются культурные, интеллектуальные граждане. Но откуда они там заведутся, если не тратить на это государственных усилий и средств? От сырости что ли? От неё только плесень цветёт и благоухает. Да и то, без плодовых тел. Нужна ли государству вместо трудоспособных граждан бледная плесень без плодовых тел?
  - По-видимому, нет.
  - Вот то-то и оно...
  Вроде бы и всё просто, но вот сам источник простых истин... Я с сомнением смотрю на башмак.
  - Что? Не доверяешь гласу мудрости из низов?
  - Как тебе сказать, чтобы не обидеть...
  - Сам то, что можешь предложить в качестве альтернативы?
  - Ну-у, наверное свободу...
  - Поясни - свободу от чего? Свобода не может существовать сама по себе, отвлечённым понятием. Смысл слова то какой? Не зависимость от рамок и ограничений.
  - Как это, как это? - перебиваю зарвавшуюся обувь, - Свобода это...
  И тут я подвисаю в интеллектуальном плане. Как-то всегда представлялась абсолютная важность свободы как таковой. Без привязки к чему-то конкретному. Хотя... Может, это и не мои собственные представления, а кем-то ловко навязанные? Но уже не Китаем...
  - В обществе, где есть свои правила общежития, морали, ты хочешь быть от них свободным? Не будь тогда частью этого общества. Но тогда и общество тебе ничем не обязано.
  - Хм-м-м...
  - А как стать свободным от самого себя? - продолжает наседать башмак. - От своих комплексов, физических и психических ограничений?
  
  И тут я проснулся...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"