Предлагаю Вашему вниманию материалы чтения конкурсных работ проекта с условным названием "Староновогодняя сказка", который был запущен и состоялся на площадке Русского мира в январе-феврале 2008 года.
Проект, по сути, оказался экспериментальным: приглашенные в жюри люди и читатели конкурсной темы (за время проведения зафиксировано порядка 30 000 обращений) до раскрытия покрова анонимности не знали имен авторов конкурсных работ. Кто-то даже пожелал остаться инкогнито и после его завершения.
Допускалось размещение обзоров независимых обозревателей, что оказалось причиной бурного всплеска эмоций среди зрителей и участников проекта.
Анонимность конкурсантов была обеспечена договоренностью использовать почтовый ящик Хранительницы Рождественских Тайн (она же художник проекта - СветаВихман), которая выставляла пронумерованные работы в тему конкурса и до оглашения итогов хранила тайну имен конкурсантов.
Задание конкурса, как оказалось, получилось сложным - предложить свою трактовку темы "Под Старый Новый год к нам заглянула сказка", при этом уложиться ровно в 20 строк, затратив на это не больше недели времени. Ввиду недобора работ пришлось удлинить сроки приема работ.
С данным заданием справилось 14 соискателей, с их версиями и предлагаю ознакомиться обстоятельно.
Структура последующего материала:
--
- конкурсная работа с анализом ритмического рисунка
--
- рецензии жюри (оценки опущены)
--
- Положение о конкурсе (Приложение 1)
--
- Официальные итоги (Приложение 2)
01 КАЖДЫЙ СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД.
___!_!___!_Во мне мечта сидит и не уходит,
_!_!_!___! Меня уносит время в мир иной.
_!_!___!_!___!_!_Я вижу матушку свою, которая во снах приходит,
_!_!_!___!И в самый лютый холод мне, как в зной.
_!___!__!!____Мечта не отпускает мою душу ни на миг,
_!_!_______!_!_Хочу все сказочные сны я превратить в реальность.
_!___!_!_!_!___!И душу причесать хочу через монашеский постриг,
_!___!_!_____!___!_И детства ощущать прекрасную и музыкальную тональность.
___!_!_!_!__Во сне мне сказку дарит Старый Новый год
_!___!_!___!___!_И матушка приходит в светлом и лучистом одеянье.
_!_!___!___!___!Улыбкой доброю мне душу защищает от невзгод
___!___!_!___!___!_И не скупится на подарки щедрые и счастья обещанье.
_!_!_!___!___!Сижу под ёлкой в сказочном, таинственном дворце
___!___!_!_!___!_И удивляюсь красоте его злачёного убранства.
_!_!___!___!_!___!Улыбка добрая и радость на моём младенческом лице
_!_!_____!_!_От чувства вечности и постоянства счастья.
___!_!_!_!__Ко мне приходит сказка в Старый Новый год,
_!___!_!___!_!_Во сне я окунаюсь снова в мир любви и детства,
_!_!_____!_!__Который с трепетом я созерцаю каждый год
_!_!___!___!___!_!_!_И эту сказку не заменит мне ничто, нет на Земле такого средства!
Ритмический рисунок - хаотический
Характеристика:
Окунание с трепетом в мир любви и детства каждый Старый Новый год с мистическим религиозным уклоном. Автором почти освоено искусство созвучной рифмовки, следующим этапом будет освоение столь необходимого для легкости восприятия написанного понятия как <размер>. Одновременно подтягивая смысловое наполнение работы, чтобы в написанном тексте каждое слово несло определенную смысловую нагрузку (убирая слово, терялось бы что-то существенное в работе)
Образы:
--
<душу причесать хочу через монашеский постриг>
--
<прекрасную и музыкальную тональность> - прекрасная тональность - это как??
--
<сижу под елочкою с сказочном, таинственном дворце> ?
Рифмы:
--
<ходит/приходит>
--
<иной/зной>
--
<миг/постриг>
--
<реальность/тональность>
--
<год/невзгод>
--
<одеянье/обещанье>
--
<дворце/лице>
--
<убранства/счастья>
--
<год/год>
--
<детства/средства>
DoctorOffenbach:
Я считаю, что тема совершенно не раскрыта. В стихотворении говорится о сне, но спит человек не только в ночь Старого Нового Года и любой сон, по сути, сказка, во всяком случае, реальностью его не назовёшь.
Единственное что относится к теме в данном стихотворении - это фраза: <Старый Новый Год>.
Поэтики в стихотворении я не увидел никакой. Тут возникает мысль: либо я не понимаю что такое поэтика вообще, либо я слеп и потому не увидел её, либо нет поэтики в данном творении. Склоняюсь к последнему. Где ритм? Где размер? А про рифму <год-год>, что в конце стиха, я вообще промолчу.
Стихотворение не яркое, не живое. Приходится перечитывать его по несколько раз, чтобы понять, о чём идёт речь. Я, откровенно говоря, чуть <голову не сломал>. Некоторые фразы так и остались для меня непонятными: <: во снах приходит, И в самый лютый холод мне, как в зной :>, <: И душу причесать хочу через монашеский постриг :>
Долго думал, за что поставить бонус. Так и не придумал. Кстати, я тут называл это стихом: на самом деле: это сложно называть стихом. Был бы антибонус, я бы ещё и вычел балл.
Anakonda-X:
Друзья! Давайте всё же определимся в том, что же такое есть поэзия. И что есть классическая силлабо-тоническая система стихосложения, в которой требовалось написать стихотворение.
Это не только рифма на конце каждой строки, но ещё и РИТМ, РАЗМЕР. Это означает, что каждая строка должна иметь определённое количество стоп (и, соответственно, слогов), не меняющееся на протяжении всего произведения. А что мы видим здесь?
Чем ближе к концу стихотворения, тем всё больше удлиняются строки. Автор, похоже, совсем не знаком с таким понятием, как стихотворный размер.
Да и рифмы: уже в самом начале рифма <уходит - приходит> - мало того, что глагольная, но ещё и однокоренная. <Убранства-счастья> - вообще не рифма.
А <год>, рифмующийся с <годом> в самом конце - вообще нонсенс!
После такого даже по смыслу не хочется разбирать. Скажу только, что <душу причесать через монашеский постриг> - очень неудачный образ. <Злачёного> - такого прилагательного не существует. Есть <золочёный> и <злачный>.
У автора получилась поэтическая проза (или поэтизированная), я не филолог, поэтому точными определениями не владею. Но то, что это не стихи - однозначно!
Сводная оценка - 11.55
002
!_!__!__!___Это было в июльскую зимнюю ночь
__!__!__!_ В деревушке, набитой народом.
__!__!__!___Там в метро я наткнулся на бывшую дочь
!_!___?_!___Перед старым как раз новым годом.
!____!__!__!Рядом с ней пожилой молодой человек,
__!__!__!_ Коротыш двухметрового роста,
__!__!__!___Филигранно красивый, широкий, как снег, -
__!__!__!_ Заарканить такого непросто.
__!__!__!__!Он меня не узнал, хоть со мной не знаком,
!_!_____!_ Даже дочка и та не узнала.
__!__!__!__!Я на кухне цветы поливал кипятком,
__!__!__!_ И кофейная роза увяла.
__!__!__!__!Я на кухне сидел и читал до зари,
__!__!__!_ Вспоминая июльское лето.
__!__!__!__!И, как взвод на поверке, поют сизари
!_!__!__!_ Эту песню мою до рассвета.
!_!__!_____!В тесной ванной сегодня я кран откручу
__!__!?_!_ И подставлю лицо вешним водам. <- - подставляя лицо?.
__!__!__!__!Я от мытой души всех поздравить хочу:
!_!__!?_!_ С Новым Старым, друзья, Новым Годом!
Ритмический рисунок - шероховатости еле заметные только в последнем катрене
Характеристика:
Стихотворение с юмором, написанное умышленно с использованием противоречий. Что очень порадовало - вплетены искусно, кажется несовместимые слова (<коротыш двухметрового роста>, <на кухне цветы поливал кипятком>)
Что несколько огорчило: создалось впечатление, что работа только-только из-под пера, а значит, окончательную шлифовку не прошла: многовато использовано местоимения <Я>. Возможно, без <там>, <и>, <это> работа звучала бы ярче, но что с компьютера возьмешь...
Образы:
--
<июльскую зимнюю ночь> - для жителей другого полушария июль - зима!!
--
<пожилой молодой человек> - !!?
--
<коротыш двухметрового роста>
--
<широкий как снег>
--
<на кухне цветы поливал кипятком>
--
<как взвод на поверке поют сизари>
--
<в ванной ... подставлю лицо вешним водам>
--
<от мытой души>
Рифмы - хотелось бы встретить не так широко распространенные, но на фоне красочности противоречивых образов, звучит неплохо
--
<ночь/дочь>
--
<народом/годом>
--
<человек/снег>
--
<роста/непросто>
--
<знаком/кипятком>
--
<узнала/увяла>
--
<зари/сизари>
--
<лето/рассвета>
--
<откручу/хочу>
--
<водам/годом>
DoctorOffenbach:
Считаю, что тема не раскрыта. Сложно понять, о чём идёт речь. Мне конечно понравились все эти противоположности: <В деревушке, набитой народом>, <пожилой молодой человек> и т.д. Но кроме этого никаких других плюсов в стихотворении не вижу. Ах, да, читается оно довольно легко.
Возникло несколько вопросов. Первый: почему в начале стиха говорится про <июльскую зимнюю ночь>, а в конце вспоминается про <июльское лето>? Я думаю так: раз зима июльская, то лето должно быть январским.
Второй: что значит <широкий, как снег>? Я не представляю, как можно быть широким, как снег. Если же в данном случае слово <широкий> не связано с фразой <как снег>, то возникает другой вопрос: что значит <как снег>? Получается холодный и белый, широкий и даже красивый человек, который <как снег>, кстати, растает при плюсовой температуре. Снеговик получается. Так почему же его заарканить тогда непросто. Подошёл и бросай аркан.
Третий: почему <как взвод на поверке, поют сизари>? Я вот не помню, чтобы на поверке мы что-то пели. Единственный звук, который на поверке раздавался из строя: <Я>.
Четвёртый вопрос касается фразы <я кран откручу И подставлю лицо вешним водам>. Вешний, насколько я знаю, означает весенний. Если дело зимой происходило, то откуда взялись вешние воды? Хотя, зная наши коммунальные службы, ничему сегодня удивляться не приходится.
Crazypapa:
Интересная трактовка. Немного напоминает (неправильные по форме, кончено) лимерики, частушки и английскую народную поэзию, что несомненно радует.
Поэтика. К сожалению, оставаясь в рамках конкурса, тяжело делать открытия и открывать нечто новое. Оригинальных рифм кроме, пожалуй, <зари-сизари> практически нет (( А жаль - рука мастера явно чувствуется. Образность. Почти высшая оценка - за оригинальность и неожиданность, хотя совсем уж новых образов нет (<это было прошлым лееетом, в середине января> - вот откуда сказка сказывалась ).
Anakonda-X:
Здесь с размером, вроде бы, все в порядке, но образность, метафоричность - совсем <на нуле>.
Если автор хотел построить своё стихотворение на противопоставлениях, то надо было выдерживать этот приём до самого конца, а в некоторых строчках это отсутствует.
<Широкий, как снег> - это не противопоставление, так как снег не бывает ни широкий, ни узкий.
Про человека нельзя сказать, что он <филигранно красив>, так как филигрань - это художественная работа из золотой, серебряной и железной проволоки, сплетенный мелкой сеткой узор.
Я на кухне сидел и читал до зари,
Вспоминая июльское лето.
И, как взвод на поверке, поют сизари
Эту песню мою до рассвета.
= несогласование времён, после прошедшего времени почему-то вдруг идёт настоящее.
Подставлю водам лицо, а поздравить почему-то уже от мытой души - смысловой косяк.
Считаю, что тема конкурса в этом стихе не раскрыта.
Сводная оценка - 32.05
003
_!___!___! У изгороди согнутых ворот,
_!___!___!_В снежинками окутавшейся тиши
_!___!_!__ О чем-то размышляет Старый год,
_!___!___!_Недавно полномочия сложивший.
_!___!___! Печалится на блюдечке свеча,
_!___!___!_Трепещут беспокойные поленья:
_!___!___! Той ночью календарь не увенчал
_!___!___!_Хозяйкиной мечты осуществленье...
_!___!___! Пылающего посоха удар -
_!___!_!_!_И звездная эскадра с неба мчится.
_!_!_!___! И сердце тронув искорками чар,
_!___!___!_Он деву провожает в колесницу.
_!___!___! Зов вечности и таинства планет,
_____!___!_Все то что Мать-Земля не показала
_!_!_!____ Нашли они, расчерчивая Свет
_!___!___!_До самого вселенского вокзала...
_!___!___! На утро Королевича стрела (может, наутро??)
_!___!___!_Раскатисто приветствует ворота.
_!___!_!_! Как сладостно Судьба твоя спала,
_!___!___!_Встречай ее из дальнего полета!
Ритмический рисунок - безупречен
Характеристика:
Возможно, синтез разных сказок (царевна-лягушка, чьи <хозяйкиной мечты осуществленье> сбудутся под Старый Новый год. А именно, некто возьмет и <пылающего посоха удар> призовет <с неба> звездную эскадру и <на утро Королевича стрела раскатисто (по)приветствует ворота>
Образы:
--
<у изгороди согнутых ворот> - чего это их так перекосило??
--
<печалится на блюдечке свеча> !!
--
<пылающего посоха удар" - может, "сияющего"??
--
<трепещут беспокойные поленья>
--
<звездная эскадра с неба мчится> - в составе эскадры колесница???
--
<до самого вселенского вокзала>
--
<Королевича стрела раскатисто приветствует ворота> - это какой же силы удар должен быть, чтобы по громкости сравнимо с громом??
Рифмы:
--
<ворот/год>
--
<тИши/сложивший>
--
<свеча/увенчал> !
--
<поленья/осуществленье>
--
<удар/чар>
--
<мчится/колесницу>
--
<планет/свет>
--
<показала/вокзала>
--
<стрела/спала>
--
<ворота/полета>
DoctorOffenbach:
Думаю, что тема раскрыта, но недостаточно хорошо.
Читается легко, однако есть непонятные моменты. Во-первых, я не понял кто такой <ОН>, что это за <дева> и откуда взялся <Королевич>. Во-вторых, непонятно что такое <вселенский вокзал>. Это, например, если в Москве объединить Ленинградский, Ярославский и Казанский, то получим вселенский вокзал? Так?
А теперь венец непонимания: <у изгороди согнутых ворот>. По-моему просто набор слов. Ворота - это какой-то проход. Изгородь - это забор. Сколько я видел ворот, я не знаю, но ни разу не видел согнутые и представить себе не могу. И почему <у изгороди ... ворот>? Я думал, что ворота - это своего рода часть изгороди. Другими словами, есть забор, а в нём ворота.
Crazypapa:
<Ший> - гони в(за)шей! )) Есть несколько слегка выспренных мест, имхо (к примеру, <искорками чар>). Стрела, мне кажется, не может <раскатисто приветствовать>.
4 строфа, на мой взгляд, нужна только для соблюдения <правила количества строк> ((
Так многообещающа была первая строфа, и... Искренне жаль.
Anakonda-X:
У изгороди согнутых ворот, = совсем не рисуется картинка! как могут ворота быть согнуты? И какая может быть у ворот изгородь?
В снежинками окутавшейся тиши = инверсия; в слове <тишИ> ударение на последний слог.
О чем-то размышляет Старый год,
Недавно полномочия сложивший.
Печалится на блюдечке свеча,
Трепещут беспокойные поленья:
Той ночью календарь не увенчал
Хозяйкиной мечты осуществленье...
Пылающего посоха удар -
И звездная эскадра с неба мчится.
И сердце тронув искорками чар,
Он деву провожает в колесницу. = кто - он? В последней фразе речь шла о звёздной эскадре.