Воронина Вероника : другие произведения.

Рэй Брэдбери, Джоан Роулинг и "Новая этика"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья была написана к столетию мэтра - в 2020 году. Почти через 70 лет после выхода романа "451 градусов по Фаренгейту" идеи Брэдбери остаются злободневными, как никогда.

  

К столетию Рэя Брэдбери:
  Как политкорректность превратилась в диктатуру меньшинств, или
  Что общего у "451 градуса по Фаренгейту" и Гарри Поттера?

   Рэй Брэдбери []
  В 2020 году исполнилось сто лет со дня рождения Рэя Дугласа Брэдбери.
  Его называют основоположником многих традиций жанра фантастики. Однако чистой фантастики у писателя относительно не много и сам он не считал себя фантастом.
  Брэдбери создал множество литературных произведений, которые до сих пор продолжают активно читать, хотя после их написания прошло несколько десятилетий. Немало его историй экранизированы, адаптированы для театральных постановок и даже музыкальных сочинений.
  
  Всемирная известность пришла к писателю после публикации антиутопии "451 градус по Фаренгейту" в 1953 г.
  Название романа - отсылка к температуре горения бумаги.
  Брэдбери создавал его в период маккартизма в США как метафору тогдашних событий: книга рассказывает о тоталитарном обществе с госцензурой и притеснением инакомыслия. Писатель рисует социум будущего, опирающийся на массовую культуру и потребительское мышление. Главный герой пожарный Гай Монтэг и такие, как он, занимаются сжиганием книг, которые считаются угрозой стабильности общества.
  "Фаренгейт" был удостоен премии Американской академии искусств и литературы и премии "Хьюго", включен в "Зал славы" премии "Прометей".
  
  Многое из описанного в "Фаренгейте", созданном почти 70 лет назад, прогнозирует будущее в удивительных деталях.
  Роман предвосхищает появление ряда современных технологий: огромных телевизоров, наушников, прямую трансляцию сенсационных событий на всех каналах.
  Описанное в книге общество напоминает современные реалии: культура потребления и зависимость от гаджетов. "Будет еще интереснее, когда у нас в доме появится четвертая телевизорная стена, - говорит жена Монтэга Милдред. - Как ты думаешь, долго нам придется копить, чтобы вместо простой стены сделать телевизорную?" Очень напоминает охоту за более продвинутой моделью айфона, не правда ли?
  
  Брэдбери оказался прав еще в одном: роль меньшинств в современном обществе значительно изменилась, а политкорректность показала свою теневую сторону.
  Брандмейстер Битти, один из главных героев романа, рассказывает Монтэгу как общество пришло к такому образу жизни, что книги попали под запрет. И монолог Битти звучит удивительно современно:
  "Возьмём вопрос о разных мелких группах внутри нашей цивилизации. Берегитесь обидеть которую-нибудь из них - любителей собак или кошек, врачей, адвокатов, торговцев, начальников, мормонов, баптистов, унитариев, потомков китайских, шведских, итальянских, немецких эмигрантов, техасцев, бруклинцев, ирландцев, жителей штатов Орегон или Мехико. Все эти группы и группочки, созерцающие собственный пуп, - не дай бог как-нибудь их задеть! Журналы превратились в разновидность ванильного сиропа. Книги - в подслащённые помои. И всё это произошло без всякого вмешательства сверху, со стороны правительства. Не с каких-либо предписаний это началось, не с приказов или цензурных ограничений. Нет! Техника, массовость потребления и нажим со стороны этих самых групп - вот что привело к нынешнему положению".
  
  Такой взгляд на тоталитарное общество отличается от позиции других авторов антиутопий. Олдос Хаксли ("О дивный новым мир"), Джордж Оруэлл ("1984"), Евгений Замятин ("Мы") исследуют антагонизм социальных групп, акцентируют внимание на противостоянии партий. В некоторым смысле Брэдбери оказался точнее их. В его романе люди без всякого давления по собственной воле пришли к современному обскурантизму - вследствие системы безобидных мер, принимаемых в защиту общественного спокойствия.
  
  Итак, как и предсказывал Брэдбери, роль меньшинств в современном обществе значительно увеличилась.
  Культура толерантности позволила разным меньшинствам в короткие сроки добиться значительных изменений в массовом сознании. Исторические заслуги политкорректности не могут быть оспорены, однако со временем она стала превращаться в свою полную противоположность. В свое время действительно сильно пострадавшие от дискриминации группы начали перерождаться в весьма агрессивные, мелочные и не знающие снисхождения к своим обидчикам. Подобный тренд можно наблюдать во многих странах.
  
  В этом плане очень показательно происходившее в 2020 г. с "мамой Гарри Поттера" Джоан Роулинг.
  Писательница, которая уже и так неоднократно получала обвинения в трансфобии, теперь разозлила активистов-трансгендеров тем, что поддержала различие между биологическими женщинами и транс-женщинами. Роулинг также выступила против гендерно-нейтральных пространств (раздевалок и туалетов), пояснив, что в таких местах комфорт и безопасность женщин могут быть нарушены любым мужчиной, который назовет себя женщиной.
  К травле Роулинг присоединились публичные люди, в том числе звезды фильмов, снятых по ее книгам. А вышедший в сентябре новый детектив писательницы Troubled Blood ("Дурная кровь") лишь подлил масла в огонь: ведь в нем расследуется дело о серийном убийце-трансвестите.
  
  Цензуре подвергается не только настоящее, но и прошлое. Наиболее активные меньшинства требуют и часто добиваются запрета известных литературных произведений или вымарывания из них оскорбительных для той или иной группы слов и сюжетов.
  В 2012 г. итальянская правозащитная организация "Геруш 92" потребовала изъять "Божественную комедию" Данте Алигьери из школьных и университетских программ и библиотек. По мнению правозащитников, в книге присутствуют многочисленные оскорбления по религиозным, сексуальным и расовым признакам.
  Немецкое издательство "Тинеманн" заменило в сказке Астрид Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок" фразу "негритянский король" на "правитель Южных Морей".
  Во Франции роман Агаты Кристи "Десять негритят" в 2020 г. переименовали в "Их было 10". Франция являлась одной из последних стран, где книга еще продавалась под оригинальным названием. Изменилось не только название, но и сам текст, в котором многократно упоминалось слово "негритята" и его производные.
  Под раздачу попал даже Марк Твен, являвшийся открытым противником расизма и рабства. Его роман "Приключения Гекльберри Финна" подвергся цензуре из-за использования слов типа "ниггер", общеупотребительных во времена создания, но сейчас считающихся расово оскорбительными. Книги Твена изъяли из программы ряда школ США за расистские высказывания.
  
  Не обошла эта общемировая тенденция и Россию. Нацменьшинства, общественные организации, "группы недовольных граждан" требуют (и иногда добиваются) литературной цензуры того, что считают для себя оскорбительным или безнравственным.
  В 2007 г. татарские активисты потребовали проверить "Конька-Горбунка" Петра Ершова на экстремизм из-за употребления слова "татарин" в качестве ругательного.
  В 2011 г. под покровительством РПЦ была переиздана сказка Александра Пушкина "О попе и о работнике его Балде" в редакции Жуковского. Из нее убрали упоминания о служителях церкви, а попа заменили на купца. По мнению представителей РПЦ, так "восстановлена историческая справедливость" и доказано, что "Пушкин был человеком верующим и не мог высмеивать церковь".
  В 2013 г. при проверке литературы в школьных библиотеках Ставрополья прокуроры потребовали изъять из открытого доступа произведения Сергея Есенина и Владимира Набокова. Их книги сочли нарушающими закон о защите детей от вредоносной информации и "несовместимыми с задачами образовательного процесса".
  
  Что касается "451 градуса по Фаренгейту", по иронии судьбы, книга, изобличающая цензуру, сама подвергалась ей со стороны своего издательства. В 1967 г. издательский дом "Ballantine Books" выпустил издание "Фаренгейта", адаптированное для школы. Были удалены такие слова, как "аборт", ругательства "damn" и "hell". Исправленная версия выдержала 10 изданий на протяжении 13 лет.
  Предпринималось немало попыток подвергнуть цензуре не только "Фаренгейта", но и другие произведения Брэдбери. Писателю рекомендовали развить тему женских прав в "Марсианских хрониках", увеличить количество чернокожих в "Вине из одуванчиков".
  В связи с этим сам Брэдбери написал: "Сжигать книги можно разными способами. И мир полон суетливых людей с зажжёнными спичками. Представители любого меньшинства, будь то баптисты/унитарии, ирландцы/итальянцы/траченные молью гуманитарии, дзен-буддисты/сионисты/ адвентисты/феминисты, республиканцы, пятидесятники и т.д., и т.п., считают, что у них есть право, обязанность, воля, чтобы облить керосином и поднести спичку. Реальный мир - общая игровая площадка для всех и для каждого, для любых групп, чтобы они устанавливали свои правила. Но под обложкой моей книги их законы заканчиваются и начинается моя территория с моими правилами".
  
  К счастью, у идей Брэдбери находятся и последователи. 7 июля журнал Harper's Magazine опубликовал открытое письмо, в котором 150 общественных деятелей, ученых и писателей высказались в защиту свободы слова. Документ, озаглавленный "О справедливости и открытости дискуссий", призывает признать право каждого человека на собственное мнение.
  Письмо направлено против "идеологического единообразия", "нравственной категоричности" и притеснения тех, кто выражает мнения, отличные от господствующих в западном обществе. Подписавшие его выступают против превращения толерантности в инструмент навязывания определенных установок.
  "Склонность осуждать получает всё большее распространение и в нашей культуре: нетерпимое отношение к противоположным точкам зрения, мода предавать людей шельмованию и остракизму, тенденция растворять сложные политические проблемы в ослепляющем потоке нравственной категоричности", - считают подписавшие документ.
  Авторы письма подчеркивают, что им требуется право на эксперименты, риск и ошибки. Кроме того, деятели искусства призвали сохранить за ними право не соглашаться с общепринятыми мнениями без угрозы тяжелых последствий для их работы.
  Среди поставивших свои подписи Джоан Роулинг, Салман Рушди, Маргарет Этвуд, Фрэнсис Фукуяма и Гарри Каспаров.
   Статью о столетии Брэдбери хочется закончить еще одной цитатой: "Где-то вновь должен начаться процесс сбережения ценностей, кто-то должен снова собрать и сберечь то, что создано человеком, сберечь это в книгах, в граммофонных пластинках, в головах людей, уберечь любой ценой от моли, плесени, ржавчины, тлена и людей со спичками".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"