Воронина Вероника : другие произведения.

Надя Фенина: "Шаман - это не тот, кто по бубну стучит, а тот, кто и без бубна все может"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интервью с саамской шаманкой и хранительницей традиционной народной культуры Надей Фениной (Надеждой Ляшенко)

  Древний народ саами тысячелетиями живет в Лапландии. Раньше их называли лапландцами, лопарями. Нынешняя территория проживания саами поделена между четырьмя странами: Норвегией, Швецией, Финляндией и Россией (Кольский полуостров). Саами - малочисленный этнос: в мире их насчитывается всего около 80 000 человек. А в России - меньше двух тысяч.
  
  Однако, несмотря на свою малочисленность, этот коренной народ с древности хорошо известен в Европе. Первое упоминание саамов встречается в конце ХII века у датского летописца Саксона Грамматика.
  
  Когда-то лопари жили исключительно оленеводством, охотой и рыболовством, почитали духов-хозяев традиционных промыслов или явлений природы, поклонялись священным камням-сейдам.
  С далекого прошлого и до XVI-XVII вв. предки Кольских саамов занимали значительно большую территорию, населяя земли современной Карелии. С продвижением карелов на север лопари были постепенно вытеснены с этих земель.
  
  Появились переселенцы, началось промышленное освоение Севера. А в 20 веке пришла советская власть, насильственная коллективизация, репрессии, безработица, экологические проблемы.
  
  Об истории и культуре саами, а также о таинственных нойдах (саамских шаманах) мы побеседовали с Надей Фениной (Надеждой Ляшенко) - человеком, который соединяет в себе традиции и далекое прошлое ее народа с относительно недавними страницами истории. Родившись в семье репрессированных оленеводов-саамов, уже многие годы она является практикующим нойдом, хранительницей традиций и культуры этой этнической группы. Надежда живет в поселке Шонгуй, недалеко от Мурманска, помогает людям, проводит обучение северным шаманским практикам, пишет картины, рассказывает сказки о Севере, изготавливает бубны и погремушки.
  

ЧАСТЬ 1. ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ИСТОРИИ

Надя Фенина [Вероника Воронина]
  

1. "Расстрелянная семья"

  - Надя, расскажи, пожалуйста о себе. Твоя фамилия по паспорту Ляшенко, а Фенина - псевдоним. Как он появился?
  - У меня была двоюродная сестра тоже Надя. Девять дней у нас была разница. Моя мама была Феня, а ее мама была Дора. То есть она была Надя Дорина, а я Надя Фенина. Так я Надей Фениной и осталась. И когда стала писать и печататься, стала издаваться, то мне не захотелось носить чужую мне фамилию: Ляшенко - это не моя фамилия, а моего мужа. Поэтому я решила, что буду просто мамина дочка.
  - То есть это матчество? Как отчество, только по матери.
  - Да. А Надя... Почему я не хочу называться Надеждой? Надежда - это все-таки имя очень громкое. "Надеяться". А Надя - это так, еще маленькое. То есть я себя ощущаю все еще той самой девочкой, которая все еще пытается чему-то научиться. В душе от силы пятнадцать. То есть совершеннолетие еще не наступило. (смеется). Ну это в душе. А так, понятно, зеркало говорит: "Остановись, старушка!" Мне 66 лет. У меня уже правнучка есть. Две дочери, пять внучек и уже одна правнучка.
  - Тебя называют хранительницей традиционной культуры народа саами. С чего все началось?
  - Мне всегда была интересна история. В школе на уроках краеведения о нас, саамах, рассказывали всякую глупость. Мама меня родила в 33 года. И в 10 лет я в учебнике прочитала, что саамы жили не больше сорока лет. То есть маме моей тогда было, соответственно, уже 43 года. Я пришла домой в слезах. Мама говорит: "Ты чего плачешь?" - "Вот сказали, что саамы..." Я действительно так думала: сорок и все, дальше жизни нет. А она: "Что за глупости? У нас прабабушка 119 лет жила!"
  В том же учебнике было написано, что саамы вязали из оленьей шерсти. Я делала уроки, повторяла, чтобы в школе отвечать. Мама проверяла. Услышала и говорит: "Чего? Из оленьей шерсти?! Подожди, - стала читать. - Какой дурак это написал? Как можно из оленьей шерсти что-то вообще связать? Ее прясть невозможно! Что за глупости!" - говорит.
  В общем, было очень много глупостей по отношению к коренному населению. Мне было, конечно же, очень интересно, как оно на самом деле. Хотелось изучить. Поэтому появилась книга "Расстрелянная семья".
  
  (Примечание: Степаненко А.М. Расстрелянная семья: (Исторические очерки о кольских саамах ). 2002, Мурманск. Книга рассказывает о репрессиях 1937 года и расстреле саамских мужчин Мотовского погоста, о насильственном выселении в 1940 году жителей Большой Западной Лицы. Сборник состоит из статей краеведов и журналистов по истории Кольского Севера и политических репрессий в Мурманской области, из воспоминаний бабушек - свидетелей того времени. А также большого количества семейных снимков, редких документов Госархива Мурманской области, родовых "древ" саамов Мотовского погоста и пр.)
  
  - К сожалению, в ХХ веке саами был причинен значительный урон. И в том числе была потеряна часть культурного наследия. И твои родные были в самой гуще этих тяжелых событий.
  - Они прожили, конечно, очень тяжелую жизнь. На сколько мы помним те исторические факты, когда начались репрессии. То есть они пережили эти репрессии, гонения, уничтожение, осквернение. Это все касается как раз именно моей семьи. Все это было. Стирание, уничтожение исторических фактов, принижение культуры.
  - ...И расовая дискриминация.
  - Наших детей вылавливали из тундры на вертолетах и загоняли их в интернаты. Это исторический факт. В интернате наши дети-лопари были всегда даже третьесортными, потому что они были не такие. Они и языка-то толком не знали.
  Я тоже прошла интернат и это унижение детей, особенно по национальному признаку. А на самом деле еще травля детей детьми. Все же из семей. Я помню очень хорошо... Мы ходили еще в национальной одежде. Я тоже ходила какое-то время. Были бурки такие из оленьей кожи. Я пришла в школу, мы пошли на физкультуру и переоделись. А мне нассали в них. Надо идти домой, а я... Дети вообще жестоки. Они просто как лакмусовая бумажка - все, что в семье, ребенок обязательно вынесет. Потом плевали в меня сколько. Это было, потому что "да вы там грязные лопари".
  Лучше нас называть "саами", а не "лопари", а то люди наши обижаются, когда их так называют. Это сейчас обидное слово, как "хохлы".
  - И язык тоже был под запретом?
  Моя бабушка плохо говорила по-русски. Когда она со своими говорила, я маленькая подбегала к ней: "Не говори так! Дяденька милиционер придет и заберет тебя!" Я помню, - очень хорошо моя память сохранилась, - она заплакала, села и говорит: "Ну вот, дожила, даже дома говорить на своем языке не могу".
  Ведь я же не знала тогда, что были репрессии, гонения, переселения и так далее. Лишение их пастбищ, оленей и даже всего домашнего хозяйства. Потом война прошла. Семья моя пережила все это, начиная с репрессий, гонений, переселений. Потом фронт.
  - То есть книга "Расстрелянная семья" в каком-то смысле является признанием нанесенного ущерба? Я знаю, что она в значительно степени появилась именно благодаря тебе. Как это было?
  - Я инициировала расследование. Мне была интересна история репрессий, которая затронула и мою семью. Книга вышла на основе наших семейных историй, в частности. Я практически десять лет "болела" тем, чтобы вышла эта книга.
  Я нашла человека, который по моим просьбам работал в архивах. Документы мы все нашли. Подтянулись люди, журналисты. В том числе и деньги нашлись. Вышла не только книга, но и фильм. Он прошел по всем каналам. Там как раз еще все мои родственники живы. Сейчас, конечно, многих уже нет.
  - Твоя семья и в Великой Отечественной войне воевала.
  - Попали на фронт все, начиная с бабушки. Она на оленях перевозила снаряды. Потому что в этом месте как раз - Западная Лица - были ожесточеннейшие бои...
  (Примечание: За́падная Ли́ца - узкий залив-фьорд Баренцева моря на Мурманском берегу Кольского полуострова. Один из самых крупных заливов северного побережья Мурманской области).
  ...А так как она умела управлять оленями и очень хорошо знала территорию, она вывела людей, которые не смогли попасть на пристань... Она их всех с детьми по тундре вывела из прифронтового действия, довела до города Мурманска. И только один-единственный ребенок погиб. Потому что он оказался без родителей в этой суматохе... Грудной ребенок, его кормить было нечем. Это в книге тоже все есть. Даже есть те, кто потерял этого ребенка. Они его искали, оказывается, всю жизнь.
  - Вот это история!
  - Во время войны мама попала в сотый пограничный батальон, был такой на Кольском полуострове. Достаточно известный. Симонов туда приезжал, о нем писал. В том числе о девушках, которые там были. Она в этой части была. Она и ее сестры совсем молоденькими девочками попали на фронт - 16-18 лет. Тетушка до Киркенеса дошла, старшая сестра вообще до Будапешта дошла. С войсками дошли.
  Я на этих историях выросла. И все эти истории для книги еще успели рассказать очевидцы тех событий.
  Для меня это не просто книга, для меня это Библия. Этот фильм и эта книга, про историю моей семьи.
  Вот с этого все и началось. Моя заинтересованность в культуре моего народа.
  
  

2. Саамские языки

  - Ежегодно 22 мая в Мурманской области празднуется День саамского слова. Специалисты насчитывают около десятка диалектов саамского языка. Некоторые ученые даже считают их разными языками - настолько сильно они друг от друга отличаются. Обладая столькими диалектами, как вы находите общий язык?
  - Я уже не могу себя назвать носителем языка. Но, тем не менее, я выросла в этой среде. У нас действительно очень большая диалектность. Причем каждый диалект уже как отдельно взятый язык. Как русский, белорусский или украинский. Вот у нас такая же огромная разница между языками. Мама говорила на нотозерском диалекте и, приезжая в Ловоозеро, где говорят на кильдинрском, она их не понимала.
  - А как же саамы находят общий язык?
  - Так и находили. Особенно в чуме, под костерок. (смеется) У нас не чум назывался. У нас назывался "куокса". "Ковас", "ковакса" - опять-таки на разных диалектах. "Лаво" - это на северо-саамском.
  - Ты же ездишь к саамам в другие страны. Как вы там взаимодействуете?
  - Ну, в основном, конечно, есть переводчики. С русского на саамский, или норвежский, финский.
  - То есть действительно саамы могут не понимать друг друга?
  - Реально. Например, женщина у нас вышла замуж за норвежского саама, сидит и говорит: "Ой, сипсинге" - "мизинец чешется". А они как засмеются: "Как у тебя может чесаться то, чего у тебя нет?"
  - К сожалению, в России, в отличие от Финляндии, Норвегии и Швеции, саамские языки официального статуса не имеют. Что делается для улучшения этой ситуации?
  - Естественно, не имеют. Ну да, у них там уже это получше немножко. А у нас дела обстоят также печально.
  - Ничего не поменялось?
  - Язык умирает. Носителей становится все меньше.
  - Нет никакой программы по восстановлению?
  - Ну, она вроде как есть, но тем не менее... Старики уходят, говорить некому. Молодежь уже больше в интернете. Обучения как такового нет. Мое поколение... я уже не знаю язык. Естественно, чему я могу научить? Ничему уже. Дочки мои пытались пойти на курс. Походили-походили - то лень, то некогда, то не с кем. Потому что это все отдаленно, надо туда ездить. Это, естественно, время, средства.
  - А онлайн-обучение?
  - Ну сейчас вот начинают. Но это только кильдинский диалект. Мы-то нотозерские.
  - В этом году состоится Всероссийская перепись населения. По данным предыдущей переписи 2010 года, было зафиксировано всего 353 человека, знающих саамские языки. Активных же носителей языка (кто использует язык в повседневной жизни) было отмечено и того меньше, около ста человек. Как думаешь, за 11 лет произошли какие-то изменения к лучшему? Что делается для сохранения саамских языков?
  - В этом году, наверно, печальнее будет с языком. Носителей становится все меньше. И сфера общения в основном идет на русском языке. В тундре раньше говорили по-саамски, сейчас уже и в тундре больше русский язык.
  - Ну хоть что-то меняется к лучшему?
  - Сейчас все вдруг вспомнили, что надо вспомнить свои традиции. Какой-то пик возрождения. И у людей появился огромный интерес к Лапландии, к культуре саамов.
  Я сейчас такой посланец мира, получается так по большому счету. Езжу, рассказываю о культуре своего народа. Несу в массы. (смеется).
  
  

ЧАСТЬ 2. НОЙД: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Бубен [Вероника Воронина]
  

Историческая справка:

  Традиционный образ северного шамана, распространенный в Европе, - это образ именно лапландского шамана. В европейских странах лопари издревле заработали репутацию сильных практиков волшебства и магии - нойдов.
  
  В конце XII века датский летописец Саксон Грамматик называет лопарей магами и предсказателями. А в XVI-XVII веках о могущественных лапландских чародеях было известно далеко за пределами Лапландии. Напоминания об этом сохранились в пословицах, присказках и легендах почти всюду в Европе.
  
  Некоторые историки упоминают, что правители разных государств обращались к лопарским колдунам за помощью в войнах. Например, в Швеции ходили слухи, что во время Тридцатилетней войны 1618-1648 годов лапландские шаманы активно использовались для обеспечения побед шведской армии.
  
  Английская литература изобилует ссылками на лапландских ведьм, которые занимались продажей ветров и бурь в завязанных узлами веревках. Даже Шекспир увековечил этот народ в "Комедии ошибок": "Заехал я в страну воображенья? Иль город здесь лапландских колдунов?"
  
  По одной из легенд, колдуны-лопари даже предсказали смерть Ивана Грозного. В ней говорится о том, что в 1584 году царь призвал к себе 60 чародеев из Лапландии для объяснения явления кометы в небе. Единодушно лопарские ведуны пришли к заключению, что государь скоро покинет сей мир и случится это 18 марта. Иван Грозный, не поверив, что жить ему осталось так мало, пришел в ярость и повелел за столь наглое вранье именно 18 марта сжечь всех колдунов. Утром назначенной даты лапландцам было велено готовиться к казни, но шаманы ответили: "еще не вечер". И оказались правы: вечером этого же дня Иван Грозный внезапно упал в обморок и к ночи скончался.
  
  Встречаются упоминания того, что саамские нойды даже мертвых могли воскресить. В самой же Лапландии слава наиболее могущественных колдунов принадлежала саамам Кольского полуострова.
  
  

1. Шаманизм в наследство

  
  - Надя, как ты стала нойдом? С чего все началось?
  - Когда я была маленькая, мне несколько раз снился страшный сон, что на меня нападают медвежата. Я однажды проснулась, видимо кричала. Бабушка спрашивает: "Ты что кричишь?" Я говорю: "Да на меня медведи нападают". А она: "О, с тобой все ясно. Ты их не бойся, они тебе будут помогать". Я ребенком была, я помню этот фрагмент, потому что мне было очень страшно. Как меня бабушка успокоила. И потом, когда я уже стала заниматься шаманизмом, узнала, что так духи-помощники начинают к человеку стучаться и с ним работать. Они же не могут прийти в реальности, а во сне они, конечно же, приходят. И когда я только стала с ними общаться, танцевать... Есть такой танец с духами, так называемый. Когда я с ними стала все-таки танцевать и общаться, призывать их на помощь - все! Они перестали мне сниться, они перестали на меня нападать. Один из показателей, что к вам идут духи - они начинают на вас во сне нападать. Это один из показателей, что у вас есть уже дух-помощник.
  - Довольно пугающий показатель.
  - А непосредственно изучением шаманизма я занялась где-то в 1989 году. Когда у меня появился интерес к изучению наших национальных традиций.
  Я выросла, конечно же, в этой среде, впитала бережное отношение народа к природе. Я помню, как бабушка ходила по лесу, она всегда разговаривала со всем. Ну, я думала, она мне сказки рассказывает. Сейчас-то я понимаю, что она не мне сказки рассказывала. В лесу я себя веду, как меня учила бабушка, как меня учила мама. То есть я не беру больше, чем мне надо, после себя стараюсь ничего не оставлять. Даже бывает иногда, что и чужой мусор уносим.
  Но о шаманизме как таковом у нас никогда не говорилось - у нас не было шаманов, были нойды. Шаман - это эвенкийское слово.
  Нойд - это человек, к которому обращались за помощью. У нас в языке нет родов, это слово применяют и к мужчинам и к женщинам. И в "нойдизме" у нас не было такого особого разграничения по полу. При чем считалось, что женщины были иногда даже мощнее, сильнее мужчин. Это исторический факт. Всегда считалось, что именно на Кольском полуострове нойды-женщины были очень сильными.
  А заинтересовалась я традиционной духовной культурой своего народа, когда захотела написать сказку. Я ее и написала. (Примечание: Надя Фенина "Сказка о Севере", Мурманск, 2007). Если мы подходим к описанию чего-то, мы должны написать это правдиво. Пусть это будет сказка, но она должна быть правдивой. И сначала меня понесло в Тарту. При Тартусском университете есть музей саамских бубнов...
  - Ты уже несколько раз упоминала свою бабушку. Она тоже была нойдом?
  - Тогда же нельзя было об этом говорить. Гонения были на религию, не говоря уже тем более о каких-то вот таких моментах. Ну да, у нее был мешочек, она куда-то там уходила. Я ее как-то спросила: "Куда ты пошла?" - "Не твое дело".
  В семье нельзя было за столом ругаться. Вообще. Бабушка всегда говорила: пища все слышит. Она говорила: "Так люди сами себя убивают тем, что они ругаются за столом. А потом это все едят. Они убивают пищу, а пища потом их убивает". Позже, это, конечно, ко мне уже пришло: это миропонимание, отношение даже к собственному слову, что нельзя что-то говорить за столом, действительно.
  - То есть бабушка тебя специально не учила?
  - Такого не было. Просто мы жили в этой среде. Естественное обучение происходит. Ценность семьи в чем? В том, что идет естественная передача знаний. Все это передается - генетический код, поведение, отношение к другим людям, отношение к природе. Отношение ко всему. А природа это же все - вода, ветер, деревья... Нельзя было просто так взять и пойти наловить рыбы больше, чем тебе надо. А зачем? Куда ты ее денешь?
  - То есть у тебя была такая хорошая семейная подготовка к тому, чтобы стать нойдом.
  - Скорее всего, да. Я с детства считала, что все так могут. Например, легко увидеть, что у человека перелом. Я помню это, мне говорили: "Надя, иди посмотри, там есть перелом или нету?" - "Ну да, сломал. А что, не видно что ли?" (смеется)
  - Ну, если открытый перелом, то это всем видно.
  - Открытый - это понятно. А когда закрытый все равно же видно. Даже трещину видно. Разрыв связок.
  

2. Чем занимаются нойды

  
  - Что ты делаешь как нойд? С чем к тебе обращаются?
  - Ко мне часто обращаются с обычными человеческими проблемами, которые люди не могут сами разобрать.
  Когда я работаю с кем-то, естественно, я слышу. Попадаешь в некий энерго-информационный слой конкретно для этого человека. И для человека находишь информацию, которая может либо помочь, либо остановить его от совершения каких-то глупостей. Это не гадание и не предсказание, а именно информация, которая предназначена для конкретного человека. Ее можно использовать для своей жизни.
  Причины болезней, проблем очень индивидуальны у каждого. Нет каких-то универсальных объяснений. Все люди разные. Я просматриваю, прослушиваю с помощью инструментов. Смотрю, что мне духи скажут. Я ничего не знаю, честно признаюсь. А вот мои духи все знают. Духов можно только просить и по их совету что-то делать. Им нельзя ни приказывать, ни доказывать им свою правоту, ни пытаться приручить. Мы все равно глупее.
  Есть так называемая энергетическая заноза, которая сидит в человеке. Она вызывает то или иное заболевание, проблему. Психоэмоциональные прежде всего. Шаман вытаскивает эту энергетическую занозу. Это основа нашей работы. Мы эту энергетику меняем с отрицательной на положительную. Организм умеет восстанавливаться. Он умеет подстраиваться и регулироваться. Только ему нужно дать волшебный пинок.
  В первую очередь основу надо понять: почему произошло то или иное. Нужно в первую очередь устранить причину, а не лечить последствия. Например, выкинуть что-то чужое из дома. Энергия заболевания присутствует в доме, это давно известно. Ты приди дом-то почисти свой. Как у меня бабушка говорила, дома не должно быть чужих вещей. А если подарок, то он должен быть от чистого сердца. В доме должно быть чисто энергетически.
  - Кто-то из твоих детей и внуков идет по твоим стопам, интересуется шаманскими практиками?
  - Думаю, они способные все. Моя старшая внучка до 18 лет ездила с нами на всякие шаманские посиделки. Взрослые очень любили с ней работать, потому что она им выдавала четкую информацию. У нее свои духи-помощники есть. А в 18 лет где-то она мне заявила: "Все, я завязываю с этим шаманизмом". Сейчас у нее другие занятия. Но я думаю, что это умение - как на велосипеде ездить. Это всегда есть и проявляется по необходимости, когда есть какой-то толчок. Я же тоже не собиралась этим заниматься. И другие мои внучки такие же: когда с нами едут, участвуют во всех наших мероприятиях.
   - Есть распространенное мнение, что инструмент шамана - это в первую очередь бубен. Но у тебя, я знаю, немало и других. Чем ты пользуешься?
  - Бабушка когда-то сказала: шаман - это не тот, кто по бубну стучит, а тот, кто и без бубна все может. Задача научиться общаться с духами. Это можно сделать без всяких инструментов.
  С первым шаманским инструментом - шуввой - я познакомилась как раз благодаря бабушке. "Шувва" по нашему "ветерок", "шум ветра". Ветерок чисто саамский инструмент. Когда мы были маленькие, бабушка нам делала такой. Ножом просто вырезала дырочки в палочке, на ниточку и пела нам песни. Мы засыпали под ее рассказы, сказки. Она очень хорошо пела.
  Это уже сейчас я знаю, когда работаю с этим инструментом, что, с одной стороны, благодаря ему у ребенка вырабатывается моторика, а с другой стороны, этот жужжащий звук очень хорошо влияет на психику.
  С его помощью можно посмотреть, что в организме внутри у человека, какие проблемы. И когда мы накладываем сюда голос... Наложение частот так называемое, если кто-то физику помнит. То мы можем с помощью голоса изменить векторное направление. Это один из древнейших шаманских инструментов. Очень легкий, очень удобный. Это один из мощнейших инструментов, хотя и очень маленький. Одна физика, ничего сверхъестественного.
  Вот такие инструменты звуковые, вибрационные - бубен или еще что-то - они действительно считывают информацию. Ее можно увидеть.
  Другие шаманские инструменты пришли ко мне позже, когда я уже стала специально заниматься, интересоваться. Пришли именно саамские инструменты, потому что они отличаются от инструментов других народов. Погремушки и бубны у нас были своеобразные. Саамские бубны имеют неровную форму. Каждый нойд наносил на бубен свой рисунок.
  Я сейчас свою погремушку разработала. Больше никто так не делает: я использую кожу рыбы, олений рог. Кожа рыбы это Нижний мир, олений рог - Средний мир, а перья - Верхний мир.
  

3. Шаманская этика

  
  - На своих открытых уроках и семинарах ты очень часто повторяешь законы нойдов в работе с людьми.
  - Первый самый важный закон: невмешательство в жизнь другого человека, если он не просит. Мало ли как я к нему отношусь. Я не имею права. Вообще.
  Приезжает как-то женщина и говорит: "Помоги мне развести сына с невесткой. Мне она не нравится. Она такая-сякая". Что значит помоги сына развести с невесткой?! Во-первых, это отдельные личности, уже взрослые - у них там и дети, как выясняется. А ты приходишь и говоришь: "Мне не нравится невестка, я хочу, чтобы ты сына развела. Я же мать, я лучше знаю, что для него...". Я не хочу и не буду такого делать.
  Нельзя работать с родными, любимыми, друзьями. Потому что вы заинтересованное лицо. Поэтому работать с людьми, которые вам не знакомы - самый лучший вариант.
  - А какой второй закон?
  - Второй закон. Если мы с человеком поработали, "не навреди", То есть человек от меня должен уйти либо такой же как пришел, "недовольный своей жизнью", либо ему становится лучше.
  Когда мы начинаем работать, мы говорим, что духи советуют то-то то-то сделать, человек любой должен в своей жизни все-таки участвовать сам. Он не просто пришел ко мне, и я за него все сделаю. Я там говорю: что-то нужно сделать. Может быть, на первый взгляд, какие-то незначительные вещи. Что-то покрасить или попрыгать. Но для нашей доброй Вселенной энергетическая составляющая вот этого попрыгивания может быть будет даже и лучше. Я помню, когда я сорвала спину себе, и духи мне сказали, надо было перекувырнуться по сырой траве несколько раз, и грыжа уйдет. У меня там грыжа вышла. А потом когда я уже разговаривала с врачами, с травматологом, он говорит: да, есть такое специальное упражнение, чтобы грыжу убрать. Я тогда еще не знала этого, а духи мне уже сказали, что вот так надо сделать. Я так сделала, и грыжа ушла. Безоперационно, без ничего. У меня остались снимки. Ее нету сейчас.
  - Ну и ну! А третий закон?
  - Третий закон какой: неразглашение. Никто не должен знать кто ко мне приходил, с какими проблемами. Это выносить нельзя.
  Когда человек говорит, кто к нему приходил, ставит диагнозы, тут же излечивает - человек безответсвенно к этому относится. Я сразу понимаю, что это не шаман. Этому человеку нельзя доверять.
  Есть еще масса этических норм, которые нужно соблюдать. Кто занимается этим, все это знают.
  Я почему и говорю, что никогда не буду нарушать эти законы, потому что есть внуки, правнуки. Я ответственна за них. Чернушная работа все равно на мне останется. Мне за нее придется платить. Я, может быть, сегодня не отвечу за это, но это может перейти к моим детям и внукам. А мне это не нужно. Я хочу, чтобы у них все было хорошо.
  - К вопросу об ответственности и чернухе. Со времен Чумака и Кашпировского то и дело появляются самопровозглашенные специалисты в разных областях эзотерики, магии и так далее. Они активно пишут книги, собирают людей на семинары, обучающие программы. Как ты, представитель традиционного шаманизма, относишься к этой тенденции делать сакральное знание общедоступным? Нет ли в этом вреда?
  - Сейчас очень модно быть шаманами. Потому что на этом легко заработать.Это так кажется, что легко зарабатывать. Но за каждый рубль придется отвечать. Люди считают, что они тут пассы руками поводили и могут, выражаясь современным языком, бабла насобирать. Вот и зарабатывают кто во что горазд. Но нельзя в основу такой деятельности ставить задачу заработать денег. Потому что отвечать придется за все. За каждый твой жест и слово сказанное все равно придется отвечать. И хорошо еще, если деньгами отвечать. А если чем-то другим? Состоянием здоровья прежде всего. Отношениями в семье и так далее.
  Люди, безответственно стучащие по бубнам и кричащие, что они шаманы - это часто либо те, кто желает хорошо заработать, какой-то имидж себе приписать, либо психические отклонения.
  Очень много людей, предрасположенных к тому, чтобы на них воздействовали. Они хотят быть обманутыми. Люди доверчивые. И очень многие этим пользуются. Чернушников, к сожалению, у нас развелось много.
  - Я встречала информацию, что даже у вас в Мурманской области чуть ли не шаманские аниматоры появились с китайскими поделками. Они одевают костюмы, что-то изображают, играют как актеры в театре.
  - Печальная сейчас картинка. Сейчас иногда смотришь, в интернете выкладывают. И у нас на Севере часто эта бодяга случается. Прискакивают какие-то тетки непонятные, наряженные, с чужими бубнами - не саамскими. И иностранным туристам представляют это как саамских шаманов. Я прекрасно понимаю, что люди хотят денег заработать. Но немножко надо быть, конечно, корректнее.
  Я их называю "петрушки". Причем рядятся абы во что и представляются туристам саамскими шаманами. Мы долго смеемся над этим, потому что наряжают мужиков в девичьи костюмы. У нас есть костюмы не только мужские и женские. Есть костюм девичий, вдовий. И когда стоит мужик бородатый в девичьем костюме, в девичьей шапке, то это и смешно и печально становится. Мы уже просили людей: если вы делаете что-то, используете нашу терминологию: "сейды", "нойды", - пожалуйста, делайте это хотя бы с толикой грамотности. Или уже тогда не называйте себя так. Потому что мало того, что не красиво. Люди же приезжают посмотреть культуру. Вот если я поеду, например, в тот же самый Китай, я хочу, чтобы мне показали не японскую, а именно китайскую культуру. А если там будет Ванька наш прыгать в китайском костюме, понятно, что китайцы тоже будут возмущаться. Точно также и мы возмущаемся. Ребята, ну если вы делаете, то не позорьте себя.
  
  
  - Ну и пара вопросов для завершения. Примерно с XV века началась христианизация саамов. Искоренение традиционных религиозных представлений и жизненного уклада. Как сейчас у вас сочетаются христианство с шаманизмом?
  - У нас как раз традиции сохранились дохристианские. Если говорить о христианстве... я не хочу никого обидеть, но христианство основано на шаманизме. Если изучать этот вопрос, Христос был очень сильным шаманом.
  - Пожалуй, самым известным жителем Лапландии - родины саамов - является сказочный Санта-Клаус. Как думаешь, судя по чудесам, которые он творит в Рождество, его тоже можно назвать нойдом?
  - Знаешь, как возникла легенда, что Санта залезает через дымоход? Лопари приехали в Америку и стали рассказывать, как раньше жили. Спускаться в жилище через дымоход было обыденной вещью, потому что когда все заносило снегом, только так можно было внутрь попасть. Только и видно дырочку от дымохода. И дым из нее. А ушлые американцы сделали из этого Санта-Клауса. Все лезли через дымоход. Потому что реально заносило снегом до такой степени. По-другому невозможно было зайти. Там специальная лестница была. И вылезали через дымоход также. Вылезали, откапывались. Это реальный факт, не анекдот.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"