Аннотация: Статья на тему качества лит-ры. Полемика со статьёй Лифантьевой Е.И. http://zhurnal.lib.ru/l/lifantxewa_e_i/leyna.shtml
Яйца Фаберже
Вступление
Эта статья, по сути, небольшая полемика со статьёй Лифантьевой Е.И. "Лейна". Впрочем, оно выражает мысли самостоятельно и потому может читаться отдельно. Это произведение выражает мой личный взгляд на вопрос качества литературы, и поскольку вопрос этот общий, может перекликаться с любым другим взглядом.
Низкий жанр?
Понятия не имею, что это за вопрос. Скорее всего, единственное корректное употребление этого словосочетания (и то относительно) - указание на то, что абсолютное большинство произведений жанра не принесло многого в копилку мировой культуры и литературы (той, которая не забылась), не поднимали важных вопросов общечеловеческого свойства. Любое другое употребление - откровенный снобизм.
Вот к примеру, детектив - низкий жанр? Скорее, наверное, да, чем нет. Но это не упрек, а скорее констатация факта. Дайте мне десяток детективов, в которых затронуты важные социальные, психологические или иные общечеловеческие, главные вопросы, затронуты и рассмотрены нетривиально - и я тут же перестану причислять детектив к низкому жанру. И уж тем более коробят заявления типа: "Я не буду это читать, оно относится к низкому жанру". Давайте не будем делать выводов apriori, хорошо?
Умные мысли
Но, с другой стороны, аргументы, что, мол, это хорошее произведение, поскольку в нем попадаются очень неглупые мысли лично мне тоже не кажутся слишком убедительными.
Взять к примеру ту же О.П. Панкееву (пусть она простит меня великодушно, затаскали бедную, как пример). С одной стороны, я очень уважаю этого автора за умение держать читателя. Что называется, оторваться невозможно. Завидую белой завистью. Однако, господа, позвольте, в этом произведении хотя и попадаются весьма приятные мысли, в целом, я думаю, со мной согласятся очень многие, оно бессодержательно. Как в сюжетном отношении (весь сюжет уместился бы в брошюрку толщиной в половину одной из книг серии), так и в отношении "глубокого" содержания. И в большинстве случаев такие авторы, как Оксана Петровна на такие претензии отвечают - ничего, мол, не знаю, писалось для себя.
Можно, конечно, сказать про долг перед читателем и продолжать пафос в подобном духе, однако я этого не скажу. Это все личное дело каждого автора, дело его совести.
Меня удивляет другое. Меня удивляет, когда вполне адекватные люди начинают приводить таких писателей в пример, что, мол - хорошо. Давайте не будем путать божий дар с яичницей. То, что у этих людей талант - так я не спорю. А вот как они его используют... Простите великодушно, но по моему личному мнению - не нормально. И, извините, выражаясь предельно четко, хотя и немного грубо, если они не умеют пинать себя сами, так и ваше в том числе дело - не лить елей, а тыкать автора физиономией в недостатки его произведения.
На последок
На последок я вспомню. Сколько лет писалась "Мастер и Маргарита". И подозреваю, не она одна, а любое произведение, которое, относясь к жанру фантастики (хотя бы боком) несет в себе идею. А писать без идеи, это, извините, помогать тем, кто клеит ярлыки "низкий жанр".
А теперь пара вещей для самой Евгении Ивановны.
При чем тут Фаберже? Представьте, что яйца были бы в тысячу раз больше и в совершенно обыкновенной (хотя, безусловно, качественной) раскраске кое-где встречались авторские вкрапления. Низкий жанр?
По поводу авангардов и прочего - судить не по словам, но по делам. Много ли принесли они в ту самую копилку, о которой я говорил выше? Низкий жанр?