За что я люблю Германа Геннадьевича Лукомникова? За то, что он бюретка.
[БЮРЕТКА [фр. burette] -- стеклянная трубка с делениями и краном
для точного отмеривания небольших количеств жидкости.]
И в этом его сподвижничество и уникальность. Я бы даже сказала - креатив. Поскольку всюду в русской поэзии, куда ни плюнь, вместо порядочных бюреток наблюдается повальный, я бы даже сказала - панический аэротаксис.
В связи с чем потребность в бюретках в русской поэзии не только давно назрела, но и является единственным способом противостоять той губительной пагинации
[ПАГИНАЦИЯ [<лат. pagina страница] -- порядковая нумерация страниц рукописи или книги.]
которая, как сорняк, заполонила собой все литературное пространство, подменив собой и страницы, и рукописи, и даже книги.
При этом локальный аэротаксис, безусловно, забавен. Если, скажем, поэт-бюретка Лукомников, мастерски отмерив небольшое количество поэтической жидкости, создает вот такой бикини-шедевр:
казалось
а оказалось
то поэт-аэротаксис, отягощенный болезненной пагинацией, обязательно ляпнет глупость, однако глупость для просвещенного ума не менее занятную, чем профессиональное умолчание сказителя-минималиста. Вот пример типичного аэротаксиса:
Тетка с торчащими изо рта зубами и углами глаз, прорисованными чуть не до ушей, говорит другой: "Не буду садиться, мне в шубе жарко будет, там еще столько всего надето".
Понятно, что тетка, у которой изо рта торчат углы глаз, должна быть начисто лишена какой бы то ни было здоровой логики. Поэтому ее заявление о том, что она не будет садиться только потому, что сидючи в этой шубе ей будет жарче, чем в этой же шубе стоючи, вызывает вполне понятное неудивление. Как, впрочем, и углы глаз, торчащие изо рта этой тетки. Ведь понятно же, что эти самые торчащие изо рта углы глаз могут принадлежать не обязательно самой тетке - мало ли кого она съела, а потом второпях накинула шубу и бросилась в электричку, потея и торча зубами изо рта.
Меня тут больше интересует другое: почему автор так усиленно намекает нам на то, что зубы у этой тетки торчали не откуда-нибудь, а именно изо рта? Что автор хотел нам этим сказать? Ведь не из глаз же им, этим зубам, торчать, в самом деле. К чему эта многозначительная деталь?
Нет-нет, этим своим вопросом я вовсе не хочу намекнуть на то, о чем некогда столь красноречиво сказал Лукомников:
На большие сиськи Я смотрю скепсиськи.
В конце концов, большому поэтическому кораблю - большие сиськи. И в конце концов автор тетки имеет полное художественное право писать плохие стихи и нумеровать ими страницы поэзии. Потому что автор - особенно плохой автор - имеет право на все. Ну вот, к примеру, простое забубенное:
Здесь будет длинный перегон, с мостом и видом на почти уснувшие кварталы, поглаживая подушечками пальцев бурый дерматин.
Вам может показаться, что вторая часть катрена абсолютно не связана с первой. Что в первой - глагольно-огородная бузина, а во второй - деепричастно-киевский дядька. Который хоть и набрасывается откровенно деепричастно на все, что глагольно движется, но все-таки не до такой степени, чтобы набрасываться в совершенно другую степь. Так что вы вполне даже можете сделать догадку, что это скорее похоже на маразматический изыск, чем на поэзию. И будете не правы!
Потому что в данном катрене главное - вовсе не смысл, и даже не мысль, его содержащая, то есть, переходя на язык биологических метафор, не какая-то там кудрявая голова, ее порождающая, не примитивная черепная коробка, а пальцы! Ибо весь стих написан исключительно ради них. Ибо к пальцам у данного автора особая страсть. Такая, например:
Погрузив свои пальцы по локоть мне в спину, он
Подборматывает ритмичным всхрапам радио "Русский шансон".
В принципе против спины лично я не имею ничего против. В принципе смотря какая спина. Да и вообще погрузить в спину по локоть - это проблема только на первый взгляд. А для филиппинских хилеров, например, так и вообще семечки. Так что вполне может быть, что это был как раз один из них. Кстати, на это намекает и тот факт, что он подморматывает. Поскольку ему, иностранцу-островитянину, репертуар "Русского шансона" кажется вполне себе бессмысленными всхрапами. Вот он им, этим всхрапам, и подморматывает. Но вот почему сами пальцы у него оказались по локоть - загадка. На которую сам автор ответа категорически не дал. И не даст.
Потому что на поимку инопланетян одно только НАСА тратит сумасшедшие деньги, а тут на тебе - сидит себе запросто в некой московской квартире и, погрузив свои пальцы по локоть, щебечет под "Русский шансон". И мне его жалко. Все равно же поймают. Как жалко и автора, пишущего такие стихи - поскольку...
Жалко бедное говно - Всем не нравится оно.
...как некогда с поэтической точностью в деталях верно подметил Герман Лукомников.