Девушка послушно кивнула. Пытка прекратилась. Аршанка достала из котомки тетрадь в синей обложке, чернильницу, перо, легла на живот поближе к костру и в его нервном свете начала:
Наверное, это даже справедливо -
Крылатые живут совсем недолго
Затем, чтоб люди мыслями пустыми
Не засоряли небо бы без толку.
Наверное, это, вправду, справедливо -
Крылатых в этом мире очень мало.
А те, которые внизу застыли,
Им в небе жить уж точно не престало.
Наверное, это слишком справедливо,
Что крылья у крылатых далеко не вечны.
И каждым словом, брошенным, паршивым,
Их крылья тают, словно восковые свечки.
И только лишь одно несправедливо сильно -
Крылатым кажется: земля их встречей губит,
А небо в стороне, оно глоток свободы
А все же убивает небо. Хоть и любит.
Аршанка поставила точку. Вот и все. Она всегда видела границы своего стихотворения, и в нем изначально уже не могло быть ничего лишнего. Точка ставилась также стремительно (пару раз Аршанка прорывала страницу в этой нижней границе), как и слетала с кончика пера первая буква. Синюю тетрадь захлопнули и бережно уложили на дно. Йоко сидел у костра, грел свои руки. Темные глаза поглощали свет, ничего не отражая. Аршанка, почти счастливая, тихим голосом пожелала музу спокойной ночи. Думая о своем, легла спать. А Йоко молча смотрел в огонь...
11. Точка с запятой
...За последующие два дня своего путешествия они успели подняться высоко в горы. Сегодня им предстоял перевал в самом удобном месте. Йоко шел, изредка отталкиваясь от земли и зависая в воздухе. Он постоянно смотрел, правильное ли они выбрали направление. Смятые крылышки работали часто-часто, пот водопадиком лил с пузатого муза, но подняться выше полуметра ему все равно не удавалось.
Открывавшийся с перевала вид полностью отнял у девочки дар речи. Внизу совсем близко, казалось, что можно погладить рукой, лежала зеленая залитая солнцем долина, а чуть дальше блестели, отливая золотым, крыши и башенки Столицы. Вот она вся перед тобой, до последнего флажка, что трепыхается на шпиле самой высокой дворцовой башни. Словно кукольный домик, а не покои Императора!
Но надолго останавливаться они не решились: все-таки до Столицы идти не меньше суток, а кто знает: вправе ли девочка и муз терять постепенно тающее и потому очень дороге для этого Мира время?
Полуденное солнце, да еще такое пухлое и низкое, высушивало тело за пару минут. Хотя теплая вода во фляге совершенно не утоляла жажду, она кончилась довольно быстро, и теперь Аршанка всей душой мечтала хотя бы о крошечном клочке тени, но яростное светило стояло прямо над головами, и сегодня оно, пожалуй, намеревалось расплавить камни гор, а заодно и все живое на этих камнях. Поэтому, заслышав шум падающей воды, Аршанка пустилась бегом на этот манящий звук.
--
Осторожнее! - крикнул Йоко, но девочка неслась, совершенно ничего не замечая.
Самые смелые надежды оправдались. В узкой расщелине змеилась настоящая горная река - дочь далеких ледяных вершин - с многочисленными порогами и очень склочным характером.
Аршанка, забыв об осторожности, заскользила к желанной воде. Довольно продолжительное время ей каким-то чудом удавалось сохранять равновесие на мокрых скользких камнях. Но вдруг прямо из-под ног вспорхнула испуганная птица диковинного вида. Аршанка покачнулась, потеряла опору и полетела прямо в мощный пенящийся поток.
Муз наверху лишь сокрушенно качал головой: вряд ли он чем-то мог помочь, как бы ему этого не хотелось.
Синий плащ то уходил под воду, то вновь появлялся над бурлящей поверхностью, пока его не снесло за изгиб реки...
12. Фильтры
...Аршанка открыла глаза. Вокруг было чисто, светло и очень уютно. Она встала с кровати, ноги по щиколотку утонули в мягком ворсе белого пушистого ковра. Девочка переоделась в свою постиранную и отглаженную чьими-то заботливыми руками одежду, висящую на спинке плетеного стула, и пошла вниз по лестнице. Ступеньки вели прямо на веранду, где стоял большой круглый стол, накрытый цветастой скатертью. У плиты хлопотала румяная толстушка. А по веранде расползались аппетитные запахи.
Увидев девочку, толстушка всплеснула руками и заверещала:
--
Очнулась, детка? Ты нас так напугала! Тебя же река принесла, бледную, замерзшую. Сердечко еле бьется, дыхание слабенькое. Ну, думаю: все, помрет красавица. Но Профессор Умберто выходил, снадобья разные давал, отварами целебными поил. Ты к нему потом зайди в подвал, поблагодари. Он хоть и сердитый вечно, но это только с виду - в душе он добрый, и ему очень приятно будет. Ах! - хлопнула себя по лбу толстушка. - Ты верно голодная - три дня не евши все-таки. Угощайся! - перед Аршанкой появились румяные пирожки с пылу с жару.
Девочка сразу же ощутила себя голодным волчонком и с видимым удовольствием проглотила еду. А веселая толстушка все подкладывала и подкладывала, пока Аршанка не почувствовала: еще хоть крошка, и она лопнет!
Профессор сидел в своем подвале и переливал что-то пузырящееся из одной склянки в другую. Повсюду скворчали, пенились, меняли цвета какие-то жидкости. Все это было настолько интересным зрелищем, что Аршанка, во все глаза смотревшая на эти чудеса, чуть не забыла, зачем пришла.
--
Спасибо вам за все, Профессор Умберто.
--
А это ты, девочка, - ответил он, не поворачивая головы. - Не за что.
Аршанка не удержалась от вопроса:
--
А что вы делаете?
--
Фильтрую воду, - буркнул Профессор.
--
А как это? - осмелела девочка, увидев, что этот серьезный ученый ничуть не сердится.
--
Вот это - фильтры, - неохотно начал объяснять Умберто, - сквозь них я лью обыкновенную речную воду, а они задерживают песок и разные болезни. Выходит же только самое чистое. Все? Вопросы еще будут?! Нет! Ну тогда - До свидания, а лучше - Прощай! Ступай, коли здорова, не мешай. Мне работать надо.
Аршанка еще раз поблагодарила всех и вышла на дорогу, думая о том, что Профессор Умберто - очень хороший человек. Он для людей воду чистой делает. Чтобы они не болели. Хороший и добрый, хоть и хочет казаться мрачным и сердитым.
И только после пятнадцати минут ходьбы она поняла: идти-то ей вовсе некуда. Путь ей показывал Йоко, вернее подсказывал, как использовать правильно зов Дара, да и котомка, в которой лежало самое дорогое - тетрадь в синей обложке - тоже потерялась где-то. Аршанка села на камень и предалась невеселым размышлениям.
--
О чем грустит красавица-Поэтесса. Наверное, о своем охотнике?
--
Йоко! - девочка бросилась обнимать муза. - Ты вернулся!!!
--
Ну, во-первых, это ты вернулась, - строго сказал тот. - А во-вторых, музы с Поэтами везде и всегда. Да, я не с пустыми руками явился. Это случаем не ваше? - он демонстративно покачал аршанкиной котомкой из стороны в сторону. - Или ты думала, что старый муз не в состоянии сохранить сие бесценное сокровище? Отвечай, думала или нет?
--
Нет! - прошептала счастливая девочка.
--
То-то же, - ласково прищурился Йоко. - Кстати, речка сэкономила нам много времени, которое мы бы потратили на спуск по склону горы. Только, - он вдруг посерьезнел. - Больше так не делай. Ты меня очень напугала. Обещаешь?
Аршанка обещала...
13. Мара
...Колодец был старинный, по крайней мере, в деревнях такие встречались уже крайне редко. Аршанка бросила ведро в его сырую темень и услышала пустой звон. И спокойный человеческий голос снизу:
--
Здесь нет воды.
Девочка вздрогнула и перегнулась через бортик колодца. Заглянула внутрь. Действительно, там, на дне, кто-то был.
--
Хватайся за веревку. Я тебя вытяну, - воскликнула Аршанка, прикидывая, хватит ли ее девчачьих силенок на это.
--
Не надо, - ответ прозвучал как-то слишком глухо. Девочка осталась стоять с раскрытым от глубочайшего удивления ртом. Где это видано, чтоб люди по колодцам по доброй воле прятались?
--
И как тебе там?
--
Замечательно! Тихо, спокойно, звезды видно порой даже днем.
--
Замечательно? - не поверила своим ушам Аршанка.
--
Проверить хочешь - залезай!
Девочка принюхалась. Воздух пах плесенью и остановившимся временем. Страшно, но очень даже интересно. Аршанка вопросительно посмотрела на Йоко. Старый муз только пожал крылатыми плечами. У него сегодня было на редкость философское настроение. Девочка расценила этот жест, как "делай, что хочешь - ты сама вольна выбирать свой путь". Она спустила жестяное ведро вниз, а сама, хватаясь за тонкую скользкую цепочку, мягко сползла на самое дно. Когда глаза начали различать предметы, оказалось, что колодец довольно просторен. По щиколотку плескалась вода, на темных булыжниках белели ядовитые грибы, ноги постоянно скользили и путались в тухлой тине, а в тени сидел человек.
Аршанка вначале и не поняла, кто это: мужчина или женщина.
--
Привет, я Мара, - человек встал и вышел на более светлое пространство.
Девочка, наконец, поняла - перед ней девушка, лет двадцати, одетая в мужской костюм, коротко стриженная, с низким голосом. Очень желающая быть похожей на мужчину. Но все-таки женского пола! Мара приблизилась, и Аршанка непроизвольно отшатнулась, увидев в человеческих глазах огромные круглые кошачьи зрачки. Они то сужались до щелочки, будто вокруг был ясный солнечный день, то вновь становились размером с радужку.
--
Не бойся, не укушу, Поэтесса, - хрипло рассмеялась она. - Тебя как кличут-то?
--
Аршанка, - девочка облизала пересохшие губы. - Кто тебя здесь заточил? Кто этот негодяй?
--
Негодяйка! - поправила Мара и ткнула большим пальцем себе в грудь. - Я сама!
--
Сама? - ужаснулась Поэтесса.
--
Да уж, это длинная история. Так что садись вон на тот камень. Он, вроде, посуше остальных, - Аршанка послушно села. - Я ведь больше не хотела жить, потому и спрыгнула в пересохший колодец. Да только, видимо, мое время еще не пришло.
--
А почему ты это сделала? Тебя обидел кто? - Поэтесса никогда не понимала самоубийц. Даже больше того - она презирала таких людей. Но что-то не верилось, чтобы эта сильная женщина (а ее внутренняя сила чувствовалась в каждом движении и каждом взгляде) сломалась из-за какого-нибудь пустяка.
--
А ты ответь мне, Аршанка, вначале: как пишутся стихи?
Сложный вопрос. Девочка помолчала, подбирая слова:
--
У Поэта душа состоит из фильтров. Все увиденное и услышанное профильтровывается. Ненужная пыль оседает, а выходит уже зарифмованная исповедь, или проповедь, или молитва...
Аршанка задохнулась собственным красноречием. Ей вдруг подумалось, что Мару рассмешат ее наивные детские суждения, но та оставалась совершенно серьезной:
--
Видишь, а я ее тоже, жизнь эту, через себя пропускаю. Только не выдаю в виде стихов. Дара не имею. Но не нравится мне все, что вокруг совершается. Мир умирает, тот кусок неба, что я могу видеть со дна колодца, постоянно теряет звезды. И дело даже не в пророчествах. Просто этот Мир больше никому не нужен. Люди редко смотрят на небо. Звезды плачут, не видя блеска в человеческих глазах, и исчезают. Звезды тоже страдают от одиночества. Люди теперь поголовные пустышки, безликая толпа. Таким Мир не нужен, и они не нужны Миру. Мы постепенно умираем, все вокруг умирает...
--
Неправда! - Аршанка даже не поняла, как решилась перечить Маре. - Есть еще люди, смотрящие на звезды. От них и идет мой Дар. И не все такие, как ты говоришь. Нет пустышек, у каждого внутри своя смесь...
--
Ребенок, - ласково усмехнулась девушка с кошачьими глазами. - Ты просто везучая. Ты человек с головы до пят, причем, не пустой и гнилой, а настоящий. Тебе и встречаются вполне неплохие люди. Поэтому ты веришь в человеческую реальность, в добро. Пока веришь... Но поверь и мне, дураков-гнилушек большинство, а большинство, к сожалению, всегда право. Ты понимаешь, эта безликая толпа диктует условия. А я не хочу этого, поэтому-то я здесь. Уставшая от всех и вся, но теперь, наконец-то, свободная. Да! Теперь я выше толпы!
--
Но там же, наверху, очень холодно... - тихо прошептала Поэтесса.
--
Да, но лучше уж быть куском льда, чем быть одной из них! Эка я тебя расстроила. Да не печалься. Главное, что у тебя внутри - не гнилушки, а стихи...
14. Ветра
...Аршанке не спалось. С грустью она заметила, как с неба незримый воришка украл еще пару звездочек-бусинок. Плохо было ей, тяжело на душе. Что-то больно кололо в груди, мысль какая-то: "Что же мне делать? Я чувствую Дар, я иду к своей цели, но вдруг я не успею?" Аршанка плакала от одной этой возможности. Мир умирает. Люди гниют изнутри. А такие как Мара никогда не выйдут из своих колодцев, наблюдая, как медленно исчезают звезды с небосклона, и ничего не предпринимая, чтобы помешать этому процессу. Да не будет такого! Она успеет! Она должна успеть.
И Аршанка поклялась огню костра, освещающего ее путь, чернильному небу, оберегающему ее сон и длинной дороге, по которой она идет. Поэтесса поклялась самым драгоценным, что имела - своим Даром. И тут же она успокоилась.
...У сказки всегда хороший конец,
Решающий ход за белым ферзем...
Захотелось писать. Аршанка никогда не сопротивлялась этому желанию. Она достала из котомки тетрадь и чернильницу с пером, легла на живот поближе к костру и начала выводить неровные буквы:
--
Знаешь, чего я боюсь?
--
Знаю, когда уходят ветра.
--
Да. А когда я смеюсь...
--
Ты забываешь о смерти
На время.
--