Аннотация: Небольшое эссе о стандартах красоты и том, что я с этими стандартами предлагаю делать.
Моё безумие граничит со свободой
В области Рая...
Ольга Тишина
Целеуказание
Твои топоры и пилы втыкаются с тылу,
Твой любовник Прокруст тащит тебя в кровать,
Ящик планов пуст, ящик памяти полон дат -
Сладко стелешь, но горько спать,
Длинно стелешь, но коротко спать,
Телу стелешь, но негде спать,
Назад, назад, назад!
Ольга Арефьева
Напомню - Персеполис был городом, который хотели сделать самым красивым в Ойкумене. Только его красота была создана руками рабов - и их увечили, чтобы они не могли создать что-то более совершенное.
Персеполис сгорел. Согласно Ефремову - сожжён Таис Афинской. Как раз за то, что его "красота" была мёртвой и была построена на крови.
А сегодня у нас свой Персеполис. "Стандарты красоты" - которые меняются весьма заметно, но остаются мёртвыми стандартами. И между современной топ-моделью и "кустодиевской красавицей" разницы абсолютно никакой - обе они представляют ИДЕАЛ красоты. Неживой (можно сказать и круче) идеал.
Сейчас в меня полетят тапочки по поводу того, что Кустодиев, Рубенс etc - художники и их идеалы красоты окрашены личным отношением художника, а фотографии худющих манекенщиц ничем таким не окрашены - но это не по делу, ребята-девчата. Просто не по делу. Потому как личное отношение художника меня в данном случае абсолютно не волнует. Меня волнует личность модели (ненавижу это мерзкое слово).
Грубо говоря, в картине Рубенса мы увидим личность Рубенса - но насколько там отражена личность модели? Сравниваем с другой картиной того же таки Рубенса...
Модель другая. Но личности не видно. То есть видно, что хочет показать художник - но не видно, чем одна девушка отлична от другой. Они схожи (я не беру в расчёт лепку лица, цвет волос и сюжет картины) до той же степени, до какой схожи современные топ-модели. Они - всего лишь "то, что считается красивым". И спорить о том, какой идеал предпочтительнее - "plus-модели", современные манекенщицы, натурщицы Кустодиева, какие-то ещё носители канона красоты - значит ввязываться в борьбу красных чертей против зелёных. Или, возвращаясь к нашей аналогии - в интриги надсмотрщиков в Персеполисе.
Сие - занятие совершенно и очевидно бессмысленное. Просто потому, что во всех случаях победит стандарт. Неважно, насколько легко ему соответствовать - всё равно поимеем полное отсутствие личностного начала. Грубо говоря, какая разница, будут ли десять девушек мучительно худеть до скелетообразия или одна девушка - полнеть до "палеолитической Венеры". Всё равно кого-то будут вбивать в прокрустово ложе. Возвращаясь к аналогии - не суть важно, будет в Персеполисе больше барельефов или мозаик - рабов всё равно будут калечить.
Заход на цель
Итак, теперь она - а, значит, и я, - была в первую очередь нестандартной, что автоматически выводило демона в высшую лигу.
Malice Crash
Вопрос - так что же делать? Если любой стандарт красоты приводит только к изменению числа и внешнего вида тех, кто от этого стандарта страдает - что делать?
Да простую же вещь, ребята-девчата. Самую простую.
Если любой стандарт вреден - а он вреден - следует переключиться на отсутствие стандартов. Грубо говоря, если все стандарты красоты сводятся к набору параметров (вес-рост-окружности etc), следует всё же вспомнить о том, что человек - не набор параметров и не кусок мяса : ) А заодно и вспомнить старый тезис: "красота в глазах смотрящего".
Проиллюстрирую. Дженис Джоплин, если кто не в курсе, ни в какие стандарты красоты не вписывалась напрочь. Тем не менее, отрицать её красоту может только человек, у которого в голове стоит калькулятор. И в чём же секрет? Да в том, что она - прежде всего Дженис Джоплин, а не "девушка, выглядящая в стиле..." (название стиля подставить по вкусу, в нашем случае оно нафиг не важно). Красота Дженис Джоплин обусловлена тем, что она - личность. Что она выглядит так, как выглядит. Что она выражает себя, а не пытается "соответствовать стандарту".
Вот вам, собственно, и гвоздь. Чтобы уйти от идиотских представлений о красоте как о "соответствии принятому стандарту внешности", надо всего лишь научиться видеть в человеке личность, а не набор цифр и не кусок мяса с нужными параметрами. А пока этому не научишься - не суть важно, за какой стандарт выступаешь. Всё равно выступаешь за стандарт - то есть за красных или зелёных чертей. И всё равно у тебя все шансы оказаться среди тех, кого убили в ночь сожжения Персеполиса.
Итак, мессидж. Простой, понятный и не слишком оригинальный ; )
Пора прекратить строить мертвенно-красивые города. Пора научиться видеть живую красоту. Время бомбить Персеполис - иначе он будет уродовать своих строителей и дальше.