Аннотация: Небольшая статья об игровой системе "Эра Водолея" и путях её использования в моделировании... нестандартных, так скажем, миров.
Так уж получилось, что мне последние десять с гаком лет приходится довольно много иметь дело с различными ролевыми играми. Соответственно, я имел возможность опробовать несколько игровых систем "настольных" РПГ - конкретно ADnD (в разных редакциях), GURPS и "Эру Водолея". Вот о последней мы и поговорим...
Вводная информация
Вообще, "Эра" - достаточно хорошая игровая система, рассчитанная на моделирование в первую очередь современного мира, но этим отнюдь не ограниченная. В основу положены проверки суммы атрибутов и навыков персонажей против определённых значений сложности - причём "боевые" навыки в меньшинстве, а создание "специализированного" персонажа наподобие "танк обыкновенный, сила, конста и ловка выше ушей, инт и вис в нулях" приводит только к патологическим ситуациям наподобие невозможности заметить дверь, за которой ехидно посмеивается главгад. То есть правила "Эры" вынуждают игроков создавать сбалансированных и вменяемых персонажей - а намеренно сдвинутые в "+" для игроков шансы на выживание делают систему неинтересной для манчкинов. На баланс так же работает отказ от "экспово-уровневой" системы в пользу определённого количества баллов на постройку персонажа, ЕДИНЫХ и для навыков, и для атрибутов, и для особенностей.
Кроме того, "Эра" изначально создана для моделирования нашего мира - только с небольшой добавкой в виде магии и экстрасенсорики. Соответственно, в правилах прописаны пути реализации взаимодействия с технологиями (от шастанья по инету до вождения автомобилей), а система "проектов" - многократных проверок навыка при решении "долгих" задач, причём при проверках КАЖДЫЙ результат влияет как на число последующих бросков, так и на качество решения задачи - решает портящую много крови ДМ-ам и игрокам задачу моделирования творческой/исследовательской работы.
Немного о граблях
Если бы "Эра" ограничивалась только правилами, было бы очень хорошо. Но к системе оказался прибит метровой длины гвоздями сеттинг "Институт Прикладной Экзофизики", выполненный в довольно-таки кривой традиции мистического детектива "американского образца" - только с добавкой в виде симпатий и антипатий авторов. Результат откровенно ужасен, и отдельные плюсы (неплохой большей частью монстрятник, чётко прописанная система разработки типов магии, прописанные рекомендации по созданию NPC) положения не спасают.
И что в итоге?
Лично я вижу выход в создании альтернативных сеттингов под конкретные типы моделируемых миров - благо механизм разработки "эровского" сеттинга вполне прописан в издании 2000 года. К сожалению, широкое распространение альтернативных сеттингов на некоммерческой основе вряд ли возможно в связи с идиотизмом копирайтного права, а попытка издания их через разработчиков системы... ммм... вызывает сильные сомнения в шансах на успех.
Однако для использования "группой товарищей" альтернативки вполне пригодны, а распространение через личные контакты даст хорошие шансы на возрождение одной из лучших, на мой взгляд, игровых систем.