Аннотация: О художественном вкусе в изобразительном искусстве на примере художественной фотографии
Художественный вкус, чувство, позволяющее не только отличать уродливое от красивого, но и красивое от прекрасного. Как уловить, определить это ускользающее, для многих эфемерное понятие? В этой статье речь пойдет в основном о художественной составляющей фотографии, но поневоле мы должны будем затронуть и другие сферы искусства. Кризис, глубоко потрясший все сферы современной культуры, начиная от литературы и заканчивая музыкой, не мог обойти стороной и фотографию. Достаточно взглянуть на работы победителей большинства престижных конкурсов, чтобы ощутить разочарование в художественном вкусе жюри. Многие, действительно интересные и художественные работы остаются "за бортом".
Вряд ли стоит описывать низкий уровень современной маскультуры. Её примеры встречают нас на каждом шагу, на каждом телеканале. Ширпотреб проник в нашу жизнь, стал ее неотъемлемой частью. Тиражированная миллионными экземплярами картина, пусть даже самая прекрасная, воспринимается и как эталон и как банальность одновременно. Она больше не потрясает воображение и становится привычным атрибутом жизни, наряду со стулом и чашкой чая. Размышляя над этим феноменом, мы неизбежно приходим к вопросу: сможет ли произведение искусства, обладающее несомненными художественными достоинствами быть принятым массами или современными "знатоками"? Ответ не столь очевиден, как может показаться. Мы попытаемся ответить на этот вопрос в конце статьи. А пока перейдем от общих теоретических рассуждений об искусстве конкретно к фотографии. Ее современному художественному уровню.
В эпоху цифровых технологий и массового фотошопа грань между изобразительным искусством, в традиционном понимании, и фотографией становится все более условной. Следовательно, логично предположить, что возрастают и требования к художественности фотографии. Однако на практике этого не происходит. Причин тому множество, но мы попробуем выделить наиболее важные.
1. Ложные ценности.
Именно они лежат в основе современного кризиса культуры.
Неверные и ошибочные представления о целях и задачах искусства стали одной из главных причин его кризиса. Можно до хрипоты спорить об этих высоких материях, но если без эмоций взглянуть на проблему, то становится очевидным несостоятельность большинства современных представлений и идей. Можно написать об этом целую монографию, но в данном случае ограничимся кратким перечислением. Основные заблуждения таковы: самовыражение, эксперимент - новаторство, оригинальность, отражение эпохи. Я ни в коем случае не отрицаю значимости этих составляющих художественного произведения, но по отношению к гармонии и красоте они - вторичны. Беда современной культуры в том, что выхватывается какое-то одно, или два, положения из вышеперечисленных, и провозглашается высшей целью искусства, в ущерб остальному. Слово "красиво" стало восприниматься чуть ли не как ругательное. Сто пятьдесят лет подобных метаний и экспериментов в области изобразительного искусства, продемонстрировали их несостоятельность. Сколько бы ни пытались посадить растение корнями вверх, оно неизменно засыхало. Без красоты и гармонии художественное произведение перестает быть таковым. Современные модные инсталляции, при всей их претензии на новое слово в искусстве на самом деле ничего нового не приносят, так как по большому счету искусством не являются. Сколько ни говори "халва" во рту слаще не станет. Выражаясь философским языком, красота и гармония - неизменный атрибут искусства и одновременно его субстанция, составляющая сущностную, онтологическую ценность. Истинные цели искусства были сформулированы еще в античности. Красота, воспринимаемая как объективная реальность, вылилась в формулы золотого сечения, то, что ныне крайне упрощенно понимается большинством фотографов в виде "правила третей". Хотя и само золотое сечение лишь частный случай чисел Фиббоначи. Ни один философ древности не подвергал сомнению принципы эстетики, высказанные Аристотелем, потому что подтверждением их были шедевры античного искусства, вызывающее восхищение и современников и потомков, даже спустя 2500 лет. Стоики и неоплатоники только углубляли и расширяли представление об искусстве, но в поисках оригинальности и для утверждения ничем не подкрепленной собственной значимости европейское искусство в 19 веке кинулось в разнообразные эстетические эксперименты, которые в итоге, лишь подтвердили правоту античности.
2. Низкий уровень общей культуры, насаждаемый СМИ.
На эту тему можно говорить очень много, а можно просто ограничиться констатацией факта. Задача искусства не потакать низменным вкусам толпы, а призывать ее тянуться к высокому и чистому; вызывать у человека катарсис, очищающий и возвышающий душу, а не будить низменные инстинкты. Увы, благодаря влиянию СМИ наши вкусы, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Если вы хотите развить свой художественный вкус, необходимо, прежде всего, не забывать об этом печальном факте.
3. Рекламность.
Надо признать, что профессиональная фотография - недешевое удовольствие. Следовательно, для занятия им нужны материальные средства, и чем больше, тем лучше. Вопрос, где их взять? В подавляющем большинстве случаев ответ будет один, - у заказчика. При этом совершенно неважно частное это лицо, или огромная корпорация. Смысл от этого не меняется. Главный принцип - чтоб понравилось заказчику. С настоящим искусством эта позиция имеет мало общего.
4. Вычурность и неоправданные эксперименты.
Главным при этом становится произвести впечатление любой ценой. Причем не важно положительным или отрицательным оно будет, главное, чтоб запомнили. Тем более что это действует на многих зрителей и, что самое важное на галеристов и "знатоков". В итоге в погоне за оригинальностью предаются забвению все другие составляющие художественного произведения, и, в первую очередь, красота.
5. Подражание
Это самый простой и популярный путь, ведущий фотографа (художника) в никуда. Хотя на определенном этапе, как средство развития технических навыков оно может иметь определенное значение.
Так что же позволяет фотографии перестать быть просто фиксацией реальности и превратится в искусство?
Здесь мы сталкиваемся с загадочным словом "Художественность". Где та грань, то шестое чувство, позволяющее художнику провести линию, расположить объект на листе бумаги или плоскости кадра точно в определенном месте? Ни миллиметром выше или ниже, ни левее, ни правее. Николай Заболоцкий написал поразительные строки, характеризующие самую суть проблемы:
... Что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Что важнее внешняя форма или ее содержание? А может их гармоничное сочетание и есть подлинная красота?
На протяжении истории человечества различные культуры порождали различные взгляды на красоту и искусство. Познакомившись с европейской реалистической живописью, китайские ценители восприняли ее лишь как технический фокус, отказывая реалистичным изображениям в праве называться искусством. По своему они были правы, ведь за их плечами стояла тысячелетняя традиция, сводившая суть искусства к символу, знаку. Каждая цивилизация имеет свои архетипы. Но наше время - время всеобщего взаимопроникновения культур, смешения эпох, стилей. Художники и фотографы пытаются найти универсальный код красоты, доступный всему человечеству. Творческий котел бурлит идеями и находками, но, к сожалению, они редко бывают удачны. Мы не должны забывать основополагающие принципы построения изображения на двухмерной плоскости.
Перечислим основные критерии оценки фотографии (или если угодно картины). Чисто технические.
1. Композиция
2. Свет
3. Цвет (колористика) для цветного изображения и глубина оттенков для одноцветного фото.
Далее - идея изображения. Мысль или чувство, передаваемое данным изображением.
Нельзя сбрасывать со счета и такое ныне подзабытое понятие как этика. Ну и в заключение оригинальность, новизна изображаемого и (или) способа изображения. В общем, то, что называется "новым взглядом". Важным, но все же не решающим фактором является также и техническая сторона: глубина резкости, пересветы или, наоборот, провалы в тенях и т.д. В целом, современная техника становится все совершеннее и технические возможности все более расширяются, позволяя добиваться отличного качества независимо от фотографа. То, что несколько лет назад было эталоном качества, сегодня воспринимается как норма, поэтому на текущий момент понятие техничности в фотографии отходит на второй план.
В идеале на изображении присутствуют все вышеперечисленные условия в самом лучшем выражении. Для примера можно привести полотна Леонардо да Винчи, Рафаэля, И.Репина, И.Левитана, В.Поленова и многих других классиков мирового искусства. На практике, при взгляде на большинство современных фотографий (как, впрочем, и картин), мы имеем дело с отсутствием одного, двух или более столь важных компонентов. Здесь приходиться выбирать из того, что есть, и первостепенным становится вопрос: какому из вышеперечисленных качеств отдать предпочтение?
Просматривая сотни тысяч и миллионы изображений, мы, так или иначе, встречаем и замечательные фотографии, которые, однако, теряются в общем потоке похожих изображений, если не несут в себе элемент новизны, заставляющий нас очнуться от ленивого, полудремотного созерцания бесконечной череды образов. Слово "интересно" практически вытеснило из лексикона ценителей искусства слово "красиво". Кажется вот оно - главное качество, позволяющее выделиться на общем фоне и сулящее успех. Однако, это не так. Без остальных составляющих сути изображения, перечисленных выше, оригинальная фотография представляет собой лишь некоторый технический изыск, ничего не дающий ни уму, ни сердцу. Да, она запоминается, но это запоминание подобно запоминанию занозы, вонзившейся в руку. Назойливость не свойственна истинным шедеврам.
В заключение вернемся к вопросу, заданному нами в начале статьи. Сможет ли настоящий шедевр живописи или художественной фотографии пробить себе дорогу к массовому признанию? Учитывая все приведенные выше соображения можно с уверенностью сказать, что в современном мире успех художественного произведения зависит от множества факторов. Несмотря на кажущееся объединение человечества, подкрепленное средствами связи, СМИ и самолетами, архетипы, определяющие принадлежность человека к определенной культуре, никуда не исчезли. Современное человечество представляет собой пеструю мозаику из различных, порою несовместимых друг с другом элементов. Случайность и везение зачастую играют решающую роль, вознося к вершине славы одних художников и низвергая в пучину забвения других. Реклама и СМИ лишь усиливают эту закономерность, часто доводя ее до абсурда. Судьба Рембрандта - сегодня удел большинства неизвестных широкой публике талантов. Но без оптимизма жизнь невозможна и начинающие фотографы и художники мечтают о судьбе Веласкеса, Рубенса, Анри Картье Брюссона или Арнольда Ньюмана. Остается только пожелать им удачи. Время все расставит по своим местам.