В ЖЖ наткнулась на журнал, в котором умные славные женщины обсуждают прочитанные книги: Пруста, Кафку, Набокова... Завидую им белой завистью! А я с гибелью страны напрочь утеряла способность читать беллетристику. До того момента на протяжении многих лет чтение было основной формой моего существования. Моя жизнь в то время была достаточно некомфортна и чтение позволяло проживать её, эту жизнь, в другой, виртуальной реальности. Читала не отдельными произведениями, но собраниями сочинений сразу, при этом была достаточно всеядна - готова была читать всё, даже железнодорожное расписание, если ничего другого не оказывалось под рукой, и мне при этом не было скучно.
Гибель страны пережила тяжело. В тот период работала на ферме и хорошо помню, как, прощаясь с прошлой жизнью, перепела тёлочкам все советские песни и перечитала все известные мне стихи Маяковского, так что в этом плане они у меня были подкованы хорошо! Было острое ощущение, что не только та жизнь заканчивается, но что вообще жизнь заканчивается. Похоже, не одна я так остро это чувствовала. На вокзалах и в переходах в тот момент откуда-то взялись гармонисты, они исполняли все советские песни подряд, а вокруг них молча стояли люди, слушали, и некоторые плакали. Под "Прощание славянки" плакали вообще все! Я тоже плакала отвернувшись от всех, но всё равно никак не могла отойти от этих гармонистов. Когда вернулась из деревни в Москву, сразу подошла к книжным полкам, взяла первую попавшуюся книгу, открыла её и поняла, что читать не могу -подступило жесточайшее ощущение надуманности и фальши - сплошная литературщина! Вторую, третью - то же самое! Чехов - мимо! Тургенев - мимо! Брэдбэри - мимо! Всё современное из толстых журналов - мимо! Это была катастрофа. И читать не могу, и не читать не могу. Начала было приучать себя к чтению с малого, с "Детства Тёмы", страничку которого я хоть как-то могла прочитывать - знаете, как зашитый алкоголик приучает себя к водке с малых доз, - не помогло! Много позже спас Лев Гумилёв, последние тома из собрания сочинений Толстого, ещё позднее - Арабески истории Гумилёвского фонда, но главное - русский гений Розанов Василий Васильевич. Его "Короба..." и "Уединённое". Он там пишет вроде бы пустяки, почти ни о чём, но за кадром... Собственно, у него всё за кадром. А вообще читать стала медленно, тяжело, часто возвращаюсь к прочитанному - плохо усваиваю. Жалею о временах, когда чтение давалось легко и доставляло безумное удовольствие. Душа устала и разучилась радоваться. И возврата нет!