Аннотация: На форуме молодых писателей в Липках, я рассказал Владимиру Маканину о том, что появились два совсем молодых человека, пишущих скоморошьим сказом, причем в соавторстве, причем выходит это у них очень смешно, Маканин удивил меня своей проницательностью, уверенно предположив: “Они из Пензы”. Затем пояснил: “У них там, в Пензе, сказ — обычный способ общения”. Я в Пензе, к сожалению, не бывал, но поверил Маканину на слово, тем более что сказ “Сермяжной сказки” и впрямь на редкость органичен. Их задача, может быть и невольная — возвращение литературы, неважно какой — массовой или серьезной — в фольклор, то есть ее раскрепощение. Именно поэтому литературная традиция, мастерски ими усвоенная (тут не только Ремизов с Лесковым вспоминаются, но и Хлебников), не выпячивается, но всеми силами прячется в пензенской разговорной стихии. “Сермяжная сказка” откровенно рассчитана на устное прочтение. К слову сказать, в Пензенской области “Сермяжная сказка” ходит в списках по рукам, пользуется немалым успехом именно как произведение фольклора, авторы которого, правда, известны по именам В какой степени эта проба удалась — судить читателю.И последнее. Как делается сказ в соавторстве — для меня загадка. Не искушенный литературной профессией читатель может предположить, что авторы просто набалтывают свои сказки друг другу, подхватывая болтовню один у другого — потом редактируют: вот вам и сказочка готова. На самом деле сказ — это ювелирная литературная работа. А я никогда не видел, чтобы два ювелира вместе и одномоментно делали один перстень. Волков и Чугунов подтвердили мне, что каждое слово они ищут вдвоем и подолгу, соревнуясь в вариантах, прежде чем согласиться. Но сказ — это не только поиски точного слова: это еще и непростая, тонкая игра ритма и интонаций...Андрей Дмитриев
|