- Разве можно уволить админа за пьянство, если он всего лишь выпил пиво? - задал такой почти риторический вопрос Юрий Андреевич Тинин своему лучшему другу, бывшему однокласснику Александру.
- Никак нельзя. Да не волнуйся ты так - твой босс сам поймёт, что просто так взять и уволить единственного админа - себе дороже.
- Не себе. Сетке. Хотя, думаю, он нашёл мне замену.
- И кто будет таким камикадзе? Кажый свой компьютер настраивает под себя. "Левый" админ будет чувствовать себя на чужом сервере хуже пользователя, даже со всем списком паролей, - сказал Александр.
- А вот как раз пароли я им всем снял, заменил на стандартный "password".
- Ещё большая подлянка. Конечно, если в тот же день их все сменить - это нормально, а если нет, то жди атаки.
- Так я предупредил босса... Бывшего босса.
- И? Предупреждать нужно того, кто пришёл после тебя. Босс ничего не поймёт, - сказал Александр. - Ладно, думай, как жить дальше. Не сегодня - завтра тебя будут просить сначала наладить им всё, потом вернуться.
- Ну уж нет! Не надо мне такого! - ответил Юрий.
- Хорошо. У меня есть кое-какие соображения, поищу тебе работу...
- Пока не надо. Минимум, неделю я даже не собираюсь думать о работе, благо, рассчитали меня полностью.
- А что ты будешь делать? - спросил Александр.
- То, за что меня наказали. Сегодня я напьюсь.
- И часто ты напиваешься?
- Никогда. Раньше мне это было неинтересно, потом я уже понимал, чем это грозит. Так, выпить пивка, чтобы расслабиться - бывало. А напиваться - нет.
- Тогда очень не советую тебе это делать!
- Всё равно надо попробовать. Где-то у меня есть бутылка, наливай.
С этих слов вечер стал переходить в обычную попойку, так что дальнейшее Юрий помнил плохо. Впрочем, ещё в начале пьянки Александр спросил:
- Слушай, Юра, а если бы ты мог исправить прошлое, что бы ты сделал?
- Наверно, Гитлера бы убил...
- Нет, нет, ты тогда же ещё не родился!
- Тогда бы предотвратил распад СССР.
- А, что с тобой говорить... Всё для людей - ничего для себя.
- Почему ничего? Для себя бы тоже сделал. Учился я хорошо, пошёл бы в аспирантуру, там бы защитился... А знаешь, сколько кандидаты в СССР получали?
После этого они много болтали, но ничего конкретного Юрий вспомнить уже не мог. Когда и куда ушёл Александр, и ушёл ли вообще, было за гранью понимания.
Глава 1. Сон? Или не сон?
Проснулся Юрий почему-то в маленькой комнате. Раньше, когда в этой "двушке" он жил с родителями, эта комната была "детской", но с тех пор, как родители переехали в Москву, и оставили квартиру Юрию с его будущей женой (которой даже сейчас ещё не предвиделось), он превратил эту комнату в склад. Там должен был стоять "домашний сервер", валяться несколько старых системников; коробки с книгами, институтские тетради, не говоря уж о прочем бытовом хламе, накопившемся за долгие годы, который выбросить жалко, а использовать - недосуг. Как ни странно, ничего подобного не было. Первой мыслью Юрия было "Вот вчера погуляли... Куда мы всё дели? Пропили? Выкинули?". В глубине памяти крутилась фраза Александра: "Больно много здесь у тебя хлама", но когда она была сказана? Вчера? Или месяц назад? Конечно, как раз Алекснадр был готов посреди пьянки прервать всё безобразие и начать заниматься хозяйством. Но сервер? Сервера было жалко. Тем более, на нём крутился весьма интересный проект; он должен был быть всё время включён. Возможно, сервер они перетащили в большую комнату... Или на балкон?
Впрочем, кое-что ещё было необычным. Юрий выпил вчера не меньше половины бутылки водки (а, скорее всего, намного больше - Александр никогда не пил до дна) при том, что раньше ограничивался только пивом и изредка вином. Он знал, что после нескольких кружек пива на ночь утром голова будет тяжёлой. Сейчас же он совершенно не ощущал головной боли, хотя было некоторое головокружение и спутанность мыслей.
Пока он всё это обдумывал, в комнату вошла... Его мать. Первой мыслью Юрия было: "Так вот почему здесь всё убрано... Теперь о сервере можно забыть". Но потом он заметил, что его мама помолодела лет на 20, а то и больше. Конечно, в Москве другие зарплаты, многие легко могут позволить себе пластические операции, но не до такой же степени.
Тем временем, мама Юрия спокойно сказала ему:
- Вставай, одевайся, а то в школу опоздаешь!
Юрий подумал: "Хорошая шутка". Он встал с постели... И понял, что ещё с ним было не так. Он был намного ниже мамы. Его рост был близок к росту ребёнка.
"Сон," - подумал Юрий и ущипнул себя. Ничего не изменилось. В принципе, метод не был гарантированным, пару раз Юрию снились сны, из которых он не сразу мог выйти, даже осознав, что это сны. Хорошо или плохо, но во даже во сне надо действовать по ситуации. Он должен был одеться, позавтракать и пойти в школу - почему бы и нет?
Если это был сон, то он выглядел очень реально, завтрак (овсянная каша) имел весьма отчётливый вкус, который обычно вообще не ощущается во сне.
Мама пошла провожать Юрия до школы: всё-таки, Ленинград (да, ещё одна особенность сна: название города вернулось) - крупный город, а школа была неблизко; для второклассника (да, оказывается, Юрий учился только во втором классе) это может быть опасно.
По дороге Юрий попробовал вспомнить, что же он учил во втором классе. Как ни странно, отдельные воспоминания сентября всплывали весьма чётко. Всё последующее практически было забыто. Испугавшись, Юрий стал вспоминать институтскую программу - нет, всё в порядке, память его не подводит. Он даже смог взять в уме простенький интеграл.
В школе Юрий удивил маму: он не вспомнил, в какой кабинет ему идти. Впрочем, когда он подходил к нему, ноги сами его понесли - "моторная память".
Глава 2. Вундеркинд.
Первым уроком была математика. Разве может заинтересовать этот урок, да ещё во втором классе, администратора сетей с не так давно полученным высшим техническим образованием? Оказалось, может. После двадцати минут скуки он стал решать примеры в шестнадцатиричной системе счисления. Минут 10 его это забавляло, но потом учительница, проходя по классу, обратила внимание на его тетрадь:
- И что это такое - 1-эф? Причём эф - латинское?
- Да это так, 31 в шестнадцатиричной системе, - смущённо ответил Юрий.
- В какой-какой системе? - настаивала учительница.
Юрий подумал, что во сне учительница не должна бы была обращать внимание на это, впрочем... Играть - так играть.
- В шестнадцатиричной. Вот обычно люди используют 10 цифр - от нуля до девяти.
- Молодец, материал первого класса усвоил. А ты ЧТО используешь?
- Я? Так не во мне дело.
- А в ком, если не в тебе? Или я сказала тебе написать это 1F? - возмущалась учительница.
- Нет, просто для компов эта система весьма неудобна.
- А кто такие - эти компы? Кто вас таким словам-то научил?
- Компы... Это так иногда сокращают слово "компьютер".
- Компьютер... Что-то знакомое, но слово иностранное...
- Что-то знакомое! Да с компьютерами детишки с трёх лет играются! Впрочем... Раньше компьютер называли "Электронная вычислительная машина".
- Ах, ЭВМ! А ты, стало быть, знаешь, как работает ЭВМ?
- Ну, в принципе, конечно, знаю. Естественно, электрическую схему нарисовать не смогу, но в общем...
- Так выйди к доске, просвети нас! А то мы здесь устно всё считаем. И в десятичной системе, а не в твоей... шестнадцатиричной.
Юрий живо вышел к доске, смутив учительницу (видимо, она ожидала обычную для учеников боязнь), после чего начал рассказывать самые азы информатики - всё-таки, контингент был неподходящий для серьёзной беседы. По ходу рассказа, ему всё больше и больше казалось, что это - совсем не сон. В какой-то момент, встретившись глазами со своим другом - Александром - он вдруг всё понял... Или просто подумал, что понял. "Мы же говорили о возврате в прошлое для исправления ошибок. Значит, он... Кто же он на самом деле".
Юрий не был опытным докладчиком, поэтому подобные мысли как-то спутали его речь. Это вывело учительницу из шока, и она перешла в наступление:
- Так, это, конечно, очень интересно, но у нас здесь - урок математики. Если ты так хорошо разбираешься в устройстве ЭВМ, то, наверно, школьный курс для тебя - семечки?
Юрий неосторожно ляпнул:
- А хоть вузовский!
И правда, институтский курс высшей математики ему давался весьма легко. Впрочем, в школе, особенно в начальных классах он "хромал" и по математике.
- Ах, так?! - видимо, Юрий уже давно вывел из себя учительницу. - Тогда, наверно, для тебя не составит труда решить это... Квадратное уравнение!
Конечно, во втором классе о квадратных уравнениях понятия не имели, но, видимо, для учителей начальных классов это было близко к верхнему пределу знаний по математике. Впрочем, уравнение было с "подковыркой": x^2+4x+5=0. Быстро прикинув, что дискриминант получается отрицательным и сделав минимум преобразований на доске, Юрий написал ответ: -2Ђi.
- А что это такое - i? - спросила учительница, хотя уже сама была не рада проверке.
К счастью для учительницы, прозвенел звонок, она выбежала из класса, а Юрий подошёл к Александру... или, вернее, Саше, и задал ему вопрос:
- Так это ты сейчас меня сюда отправил?
- Я?! Да ты сам бесил учительницу! Это разве можно так: єЭлектронно-вычислительная машина", ємнимая единица". Где ты таких слов-то набрался?
- Я не про учительницу. Помнишь, вчера мы говорили...
- Ты что? Вчера же воскресенье было! Я вообще тебя не видел!
- Да не то вчера... Когда мы были взрослыми...
- Ну ты больной!
Тут в класс буквально вбежала учительница, несмотря на то, что перемена ещё далеко не закончилась. Она схватила за руку Юрия и, сказав єПойдём", повела его. Вскоре они пришли в кабинет к завучам. Там Юрия ждали другие, немного более сложные, вопросы. Сначала речь шла, преимущественно, о математике. Ничего особо сложного не было: глубже общих понятий мат. анализа никто не спрашивал. Постепенно в кабинет подтягивались новые и новые учителя, заходила и директор; вокруг беседовали, куда-то звонили. Вскоре пришла очередь вопросов по гуманитарным дисциплинам; Юрий плохо в них разбирался, вспоминал что мог. С вопросами, связанными с коммунистической идеологией, было хуже всего; один раз Юрий даже "прокололся": когда речь шла о каком-то съезде партии, он спросил "Какой партии?", чем вызвал нескрываемое удивление.
В конце концов, как Юрий и боялся, в кабинет вошли трое незнакомых мужчин в серых, неприметных костюмах. При их виде все быстро успокоились, кто-то вспомнил, что куда-то спешит, другие остались.
Глава 3. Шпион?
- Попрошу всех сохранять спокойствие, - спокойным голосом, но не допускающим никаких возражений, заявил один из вновь прибывших. - Уважаемая Александра Андреевна, попрошу вкратце объяснить, что за феномен здесь произошёл.
- Наш ученик... Юра Тинин, - запинаясь, начала завуч. - Ещё совсем недавно он был обычным мальчиком, ну, может, слегка шумным... Но сегодня...
- Спокойно, ничего страшного. Всё будет в полном порядке.
- Так вот, он сегодня чуть не довёл свою учительницу до инфаркта...
- Я не хотел, она же сама спрашивала, - попытался оправдаться Юрий. Он прекрасно понимал, что шутки закончились, правда, к чему это всё приведёт - было не ясно. С одной стороны, КГБ не должно заниматься вундеркиндами; в крайнем случае - поместить их в особую школу и взять их на свою работу. С другой стороны, он слишком плохо знал вещи, известные здесь каждому.
- Это не важно. Продолжайте, - сказал представитель спецслужб (или кем он был).
- Он знает... Математику. На уровне отличника физмата! - воскликнула завуч.
- Ваш "клиент"? - спросил один из ранее молчавших.
- Проверим. А ещё чего он знает?
- Знает устройство ЭВМ. Да как знает! Думаю, никто в школе таких вещей ни разу не слышал.
- Это хорошо. А ещё?
- Гуманитарные предметы - очень, очень поверхностно. А ещё он почти не знаком с научным коммунизмом...
- А разве ребёнок должен быть с ним знаком? - спросил Јпервый?.
- Нет, но...
- Нет ничего удивительного в том, что он не знает того, что ему ещё рано знать. Вот если бы он не знал, кто такой Ленин...
- Нет, это он знает, но процитировать Ленина не может... Кроме "Учиться, учиться и ещё раз учиться".
- Вот и отлично. Нас интересует необычное.
- Но, честно, я не могу понять...
- К сожалению, разбираться теперь придётся нам. Так что, мальчик, не вздумай делать глупостей - ведь ты же не иностранный диверсант?
- Н..нет, - ответил Юрий.
- И отлично, пока не похоже. Но если вдруг ты начнёшь прямо сейчас играть в молчанку или изображать из себя кого-то, кем не являешься, нам придётся делать самые странные предположения. Мы зададим несколько вопросов, ты отвечай на них быстро, не задумываясь, что знаешь. Если что напутаешь - не страшно, это можно будет потом обдумать. А вот если попробуешь фантазировать - мы не сможем разобраться. А это может плохо кончиться. Понял?
- Да понял, понял. Вообще-то, я...
- Это обсудим позже. Ну, товарищ Андреев, задавай вопрос.
ЈТретий? спросил:
- Какова разрядность процессора intel 80386?
- 386-го? Конечно, 32.
- Отлично. Думаю, теперь Ваша очередь, товарищ Иванов.
- Хорошо. Что случилось в 1986 году? - быстро спросил Јпервый?.
- Что? Много чего... Например, Чернобыльская авария...
- Ну что, мне теперь всё понятно.
- Что понятно? - подала голос завуч. Видимо, подобное совсем выбило её из колеи. - Сейчас только 1984 год! Как он мог отвечать на вопросы...
- Успокойтесь, Александра Андреевна. Мы во всём разобрались, - сказал ЈИванов?. - Я понимаю, что всех здесь присутствующих очень удивляет происходящее. Нас тоже сначала удивляло, но сейчас всё под контролем. Да, все детали этой проблемы носят гриф ЈСов. секретно?, а кое-что - и повыше, но всё больше и больше людей совсем без допуска оказываются так или иначе втянутыми. Поэтому мы решили оставить краткую - очень краткую - версию событий под грифом ДСП. Я сейчас ознакомлю здесь присутствующих с этими материалами, но попрошу оставить это в тайне... Особенно в отношении тех, кто ничего не знает. Итак, мы достоверно знаем, что в СССР работают агенты зарубежных спецслужб. Кого-то мы ловим быстро, кого-то - как только обнаружим, кого-то... В общем, это - наша работа.
- Но разве может быть РЕБЁНОК - агентом США? - воскликнула одна из учителей.
- Конечно, не может! Пожалуйста, не перебивайте меня. Так вот, сейчас шпионы потенциального противника испытывают большие проблемы с передачей информации... И тем более - с подрывной деятельностью. Представители дипломатических миссий просто не допускаются к этим шпионам, уж выяснить, где они работают, мы вполне можем. Найти всякие шифровки для нас тоже не проблема. Радиопередачи мы тоже перехватываем. Вот у них и родился план - использовать для своих целей законопослушных советских граждан, на которых мы и подумать не можем.
- То есть, вы думаете, что меня завербовали? Да это - глупость и бред! - воскликнул Юрий.
- Не завербовали, по крайней мере, сознательно. Гипноз - слышали о таком? Человеку можно внушить что угодно.
- Нет, это не правда!
- Помолчите, пожалуйста, товарищ Тинин. Знаете ли Вы, какова первая реакция загипнотизированного на то, что ему об этом говорят? Безусловное отрицание! Стало быть, шпионы гипнотизируют советских граждан, они передают информацию, а, в худшем случае, и совершают подрывную работу.
- Но почему тогда Юра показывает знания в математике, причём общедоступные? Разве для американцев это - тайна?
- Нет, конечно. Но информация, которую надо передать, не всегда понятна передающему - особенно если это - ребёнок! А непонятная информация забывается. Если пароль из десятка несочетаемых слов человек ещё запомнит, то вот в двух страницах Јабракадабры? запутается! Поэтому и пришлось ребёнку вкладывать знания математики.
- Но если это так эффективно, то зачем вообще нужна школа?
- Не так уж и эффективно. Во-первых, подобное переполнение информацией вредно, особенно для ребёнка. Мы, скорее всего, сможем помочь Юре, но совсем не обязательно, что он через месяц сможет и дальше решать дифференциальные уравнения. Во-вторых, вы же видите, какой дисбаланс и какие пробелы оставляют подобные "методы обучения".
- А почему он вспоминал о 1986 как о прошлом?
- Особенности гипноза. То, что он должен - это как бы уже сделано.
- Что? Да вы меня хотите и в Чернобыле обвинить?! - не удержавшись, крикнул Юрий.
- А зачем обвинять? Ты сам поможешь не допустить эту... Как его... Аварию.
- Так Вы не знали?! Но спросили меня?
- Мы точно не знал, хотя кое-какие косвенные данные у нас уже были. Ты можешь очень многим нам помочь.
- Но вы же ничего не знаете...
- Знаем, знаем. А чего не знаем - ты же нам расскажешь.
- Но эта байка про гипноз...
- Об этом поговорим чуть позже. Сейчас я излагаю очень упрощённую версию. Так вот, прокол шпионов - в том, что они не учли особенностей воспитания советских граждан. Даже ребёнок - не от хорошей жизни они на детей внимание обратили - вместо того, чтобы держать всё в секрете, испытывал величайшее желание поделиться своими знаниями с товарищами. Только, конечно, не главными секретами, там дополнительные запреты. К сожалению, больше я вам сказать не могу - пора. Тинина мы, разумеется, возьмём с собой. Товарищ Сергеев останется и решит текущие проблемы.
- А Юра вернётся в нашу школу? - спросила учительница.
- Вот этого не могу обещать. Да, крайне маловероятно, что он окажется умственно отсталым. Но, если ему и его родителям захочется перейти в другую школу, мы поможем. Может оказаться, что в результате у Тинина откроется талант - и мы не будем этому мешать.
С этими словами двое "спецагентов" вывели Юру. В пустом коридоре школы он спросил:
- Неужели Вы сами верите в этот бред с гипнозом и шпионами?
- Нет, но об этом позже.
Глава 4. Помнящий будущее.
Юру посадили в "Волгу" и повезли по городу. На его попытки задать вопрос "Иванов" просил подождать. В конце концов, они остановились где-то (Юрий прекрасно знал Питер, но это был Ленинград, а водитель петлял по каким-то переулкам, не давая сориентироваться).
Выйдя из машины, "Иванов" провёл Юру в отдельную дверь под невнятной вывеской в невзрачной пятиэтажке, провёл мимо охраны, показав им "красные корочки"... И они вошли в просторный кабинет. В нём сидел ещё один "спецагент".
Иванов сел за другой стол, указал Юре на стул перед столом и сказал:
- Вот теперь мы можем поговорить. Как бы ни сложился наш разговор дальше, ты можешь в любое время уйти и жить обычной жизнью. Только не старайся в одиночку изменить мир - не получится. И не пытайся выиграть в лотерею - шансы у тебя такие же, как и у всех остальных. Хотя, если хочешь - можешь попробовать. Ну, и, самое главное, не возмущай спокойствие! Если придётся вмешаться ещё раз, мы уже не будем столь лояльны.
- То есть, я могу уйти хоть сейчас? - удивился Юра. - Это как-то не похоже на КГБ.
- А мы - не КГБ, и не МГБ, и даже не НКВД. Впрочем, с соответствующими службами мы активно сотрудничаем - именно поэтому ты здесь, и можешь уйти, когда захочешь.
- Ну, тогда я пошёл?
- А надо ли так спешить? Во-первых, неплохо было бы уладить тот инцидент, который ты создал в школе, придумать схему поведения, которая бы отвлекла от тебя внимание.
- Ах, да! Вы же навесили на меня клеймо шпиона!
- А что было делать? На активное действие нужно активное противодействие! Впрочем, со школой мы всё уладим - если хочешь. Лучше, конечно, перевести тебя в специальную школу - и там тебе не придётся учить арифметику, если ты знаешь высшую математику.
- Заманчивое предложение, хотя, если честно, я вообще сомневаюсь, что мне надо учиться в школе. Хотя вас, наверно, это удивит.
- Да нет, не удивит. Хотя от школы не отказывайся - в крайнем случае, она окажется для тебя просто "ширмой". В лучшем случае... У меня есть подозрение, что ты - программист, или кто-то вроде.
- Бывший сисадмин. Вы почти угадали.
- Так вот: в ближайшем будущем в обычной школе доступ к ЭВМ тебе не светит, а у нас с этим проблем не предвидится.
- Вы знаете, я не очень рад работе с ЭВМ 84-го года выпуска... - сказал Юра.
- Понимаю, прогресс, - ответил "Иванов". - Но кто тебе запрещает возглавить этот прогресс? Все мировые новинки будут ждать тебя.
- И вы можете себе это позволить?
- Можем, почему бы и нет? Я же говорил, мы достаточно активно сотрудничаем с КГБ.
- Значит, вербуете? Я должен стать вашим агентом? А знаете ли вы вообще, что со мной произошло, и кто в этом виноват?
- Знаем и знаем, - ответил "Иванов". - Нам неизвестны только детали. Но, будь уверен, что мы могли бы обменяться информацией со взаимной выгодой. Так как мы пока не можем доверять друг другу, то будет лучше выяснять всё "порциями": сначала ты спрашиваешь нас, потом мы - тебя, и наоборот.
- А если я не смогу ответить на вопрос? Например, вопрос будет очень личный? Или...
- Ничего страшного - мы же тоже не готовы ответить на ВСЕ твои вопросы. Может потребоваться время, чтобы завоевать взаимное доверие.
- А если какой-нибудь мой ответ будет очень неприятен для вас? Если он разрушит ваше мировоззрение?
"Иванов" усмехнулся, но улыбка получилась вымученной.
- Я прекрасно понимаю, что для многих было бы спокойнее кое-чего и не знать. Но мы как раз собираем знания и используем их. И, обрати внимание, всё, что ещё не случилось, можно изменить. Поэтому и бесполезно пытаться выиграть в лотерею - всё уже пошло не так.
- То есть, вы знаете?
- А я уже много раз тебе это говорю. Таких, как ты, да и как я тоже, мы называем "помнящие будущее". Но будущее меняется.
Юра был слегка ошеломлён, поэтому Иванов продолжил, не дождавшись его вопроса.
- Что же до мировоззрения или идеологии, мы к этому максимально терпимы - больше, чем любая другая организация в Союзе. Не так давно попался нам один "помнящий", который обвинил нас во всём, что только возможно; сказал, что жить Союзу недолго - и ушёл. Конечно, за ним присматривают, но пока это - его личное мнение, и он не собирается его активно проявлять, мы будем его защищать. Просто так его не тронут - ни милиция, ни КГБ.
- Он прав, - сказал Юра. - Союзу осталось не так много. Хотя жаль.
- Если тебе хоть немного жаль, то ещё не всё потеряно! - радостно сказал "Иванов".
- Я думаю, Александр меня отправил, чтобы остановить распад СССР, но я...
- Александр? Отправил? А можно поподробнее? Здесь наши представления немного расходятся.
- Ну, мы с ним... Слегка выпили, и говорили как раз об СССР... А потом я проснулся...
- Понятно. Схема стандартная. И Александр здесь совершенно ни при чём. "Помнящий будущее" переносится сам, только по своей воле. Он переносит часть своего сознания в прошлое - как правило, недалеко, чаще всего, ровно на год...
- Но сейчас 1984, прошло почти 30 лет...
- А вот это странно. Хотя и не уникально. Вообще-то, период времени неограничен, но, как правило, взрослый человек может вернуться в юношу, но не в подростка. А ты перескочил из взрослого человека средних лет в ребёнка-второклассника. И, по всей видимости, в один приём?
- А что, можно в несколько? - удивился Юра.
- Можно. Наш основатель пережил три переноса, и всё ради того, чтобы фашисты не захватили Москву в 41-м.
- А предотвратить войну он не мог?
- Видимо, не мог, хотя и пытался. Один человек может очень мало. А вот организация таких людей - очень могущественна.
- А у американцев есть такая организация?
- Есть, но она уступает нашей. Их ЦРУ взялось за эту проблему заметно позже, когда уже у нас там были связи. Так что мы конкурируем с ними даже на территории США. Хотя в последние годы они усилились.
Глава 5. Вопросы и ответы.
- Значит, от меня вы хотите подробностей? - спросил Юра. - Чтобы предотвратить всё плохое, что может произойти?
- Не только, - ответил "Иванов". - Да, мы можем предотвратить то, что ещё не произошло, если знаем причину. И вот именно причины мы и ищем. Но вариантов будущего масса, и даже если мы не будем ничего делать, оно уже будет не таким, как видел его ты. Того будущего уже нет. А что будет - решать и тебе тоже. Сейчас ты можешь помочь чуть больше, чем многие другие. Но не надейся на то, что случайности повторятся в том же порядке.
- А как же тот мир, откуда я "ушёл"? Он исчез сразу, как я оказался здесь? А если через 7 лет должны были встретиться двое - как раз товарищи по несчастью - а в счастливом будущем их встреча не состоится?
- Постарайся не брать это на себя. Разумеется, кому-то будет хуже, и может даже из-за тебя. Но если многим будет лучше - это того стоит. Да и даже если бы не получилось лучше - ты старайся, но не всё от тебя зависит. Ведь кроме тебя, есть и другие. Мы не работаем на плохое. Мы принципиально не занимаемся репрессиями - на это найдётся множество других.
- Не занимаетесь? А если надо будет кого-нибудь устранить? Эдакого нового "Гитлера"?
- Мы уже давно поняли, что убийство человека не решает проблему. Кстати, о Гитлере: в нашей среде говорят, что как раз он и есть следствие неудачного устранения. Вместо него должен был прийти куда более мягкий политик, вроде Муссолини. И война не должна была начаться так стремительно, и СССР бы вступил в неё не в 41-м, а в 44, и война бы шла преимущественно не на нашей территории... А потом бы она затихла из-за ядерного оружия с трёх сторон. Но нет, нашёлся наш немецкий "коллега", который устранил "главного немецкого нациста". И пришёл Гитлер. Нет, кому-то, конечно, стало лучше, но многим - куда хуже. А, главное, проблема не была решена. А сколько ещё было подобных "решений" - никому неизвестно.
- А как вы вообще узнали об этой истории?
- Да не история это, а так... Больше слухи. Мы же искали подобных нам в соц. лагере. И в ГДР нашли немало "помнящих". Правда, тогда ещё оценка достоверности была не на высшем уровне, много было ошибок. Короче, что факт, а что домысел или чья-то фантазия - сложно сказать. Многие истории, не отличающиеся достоверностью, были списаны в архив, а потом уничтожены. Что-то дошло в виде обзоров, что-то передаётся из уст в уста...
- А сейчас?
- Сейчас всё проще. Лучше всего, конечно, провести объективные методы. Например, электроэнцефалография, да и не только она. Не все "помнящие" идут на это, но это не так важно. Ведь в большинстве случаев "помнящие" не несут особо ценной информации - разве что выуживать её по крупицам.
- Но почему? Они же зачем-то перемещались?
- Конечно! Они хотят что-то изменить в своей жизни. Найти потерянную любовь, например.
- Вы против этого?
- Конечно, нет! Пусть себе ищут! Более того, если они нам чем-то помогут, мы можем помочь им в их проблемах. Конечно, в рамках закона - ведь насильно мил не будешь.
- Но меня больше всего беспокоит другое, - подумав, сказал Юра. - Если я изменю будущее, то кто-то не встретится, а, значит, кто-то не родится. Фактически, я их убью!
- Ты уже изменил, и уже "убил", если хочешь. Только родятся другие, может, совсем не хуже тех.
- Это не перевесит их исчезновение. Ведь ещё вчера... По моему ощущению, конечно... они жили, учились, искали работу, влюблялись. А сейчас раз - и их нет!
- А, ты об этом? Не беспокойся, их нет только для тебя. Для них ничего не изменилось, они продолжат учится, работать, любить, ненавидеть и что там ещё. Если из того мира исчезла часть твоего сознания, это ни в коем случае не значит, что исчез тот мир.
- Точно?!
- Абсолютно. Мы не раз наблюдали уход "помнящих прошлое" - кстати, некоторые из них могут это делать произвольно. И мы никуда не исчезли. И ни разу не сталкивались с их следами в прошлом. Они ушли, создав новое ответвление реальности. И, разумеется, оставив нашу реальность в покое.
- А как же тела?
- Какие тела? А, их тела? Ну, здесь возможны варианты. Любой переход сопровождает, как минимум, психическое расстройство. Распространена частичная амнезия, в худшем случае человек может впасть в кому.
- То есть, я в старом мире остался?
- Конечно, вопрос только, в каком состоянии. К сожалению, проверить это уже не удастся.
- А возможно перемещение сознания в будущее, а не в прошлое?
- В общем, да. Но есть некоторые нюансы. А теперь мне бы очень хотелось, чтобы ты кое-что рассказал о твоём варианте будущего. Особенно интересна "Чернобыльская авария", поскольку она произойдёт в 86-м. Насколько сложно её предотвратить?
- Не знаю; я весьма слабо представляю ваши возможности. В апреле 1986-го в результате неудачных экспериментов взорвётся реактор на Чернобыльской АЭС, будет очень сильное радиационное заражение... Если бы Вы могли приостановить эксперименты...
- Это не проблема. Думаю, мы даже могли бы приостановить саму АЭС, если уж на то пошло. Конечно, план и энергодефицит, но к нашему мнению прислушаются, даже на таком уровне.
- Я очень не уверен... И уж точно процесс распада СССР вам не предотвратить, особенно в свете того, что устранять отдельных людей бесполезно. Здесь процессы глобальные...
- И когда, по твоему мнению, должен произойти этот распад?
- В конце 1991.
- А я прибыл из 1995. И там СССР даже и не собирается распадаться. Чернобыльской аварии не было, хотя я и понимаю, что это - вопрос случая. Вариантов реальности много... Подробности дальнейшего разговора Юра не запомнил. Помимо самой беседы, учёные использовали какую-то аппаратуру, снимали показатели... Единственное, что удалось запомнить - это стойкое ощущение нереальности происходящего.
Эпилог
Голова болела ужасно. Мелькали самые разные воспоминания, совершенно несовместимые друг с другом. Первой мыслью было "И зачем я столько выпил... Вчера?".
Второй - "Хорошо ли, плохо ли, надо собираться на работу". Третей - "Какую работу, меня же уволили!". Четвёртой - "Кто же меня уволит, я же..". Пятой - "А кто я? Уволенный сисадмин".
Потом всё снова стало мелькать, и вдруг с неожиданной чёткостью всплыл вчерашний (?) день - день, когда он побывал в роли первоклассника.
"Ну и приснится же такое!", подумал Юрий. Осмотрелся - ощущения были двоякими. Да, это уже не детская комната. И всё говорит ему, что так и должно быть. Нет атрибутов вчерашней пьянки - ну так это ещё ничего, могли и прибраться, или пить только на кухне. Компьютер... С одной стороны, вполне узнаваемый, подсознание явно говорит: "это - мой домашний комп", с другой - какой-то он не такой.
Голова? Да, болит, хотя уже намного легче. Но всё лезут какие-то глюки. И этот очень явный сон - он помнился куда лучше, чем работа. А работа ассоциировалась ещё с чем-то. Какие-то строки кода на русском языке - что, 1С? Кресло начальника какого-то проекта (всплывало название "Форточки" - что, винда, что ли?) - и тут же - должность сисадмина.
Юрий постарался ни о чём не думать. Голова стала болеть меньше, а воспоминания перестали атаковать его. Через 5 минут он осмотрелся - да, явно не ребёнок. Потом встал с кровати - никаких неприятных последствий. Подошёл к компу - но подумал, и не стал его включать. Включил старый телевизор - скорее, по привычке (что-то он не замечал за собой такой привычки - чаще он смотрел телевизор онлайн, нежели включал родительский телевизор). Показывали Путина, рассуждающего о повышении благосостояния страны - всё как всегда. Он выключил телевизор и прошёлся по квартире. И опять двоякое ощущение: подсознание говорит, что всё на месте, но когда он пытается вспомнить, что, где и зачем лежит - ничего не находится.
Голова уже не болела, память услужливо предлагала любые сцены из жизни сисадмина, да и сон про ученика не исчезал. Глюки с нереальной работой уже исчезли.
Юрий подошёл к компу и включил его. BIOS почему-то отозвался строчками на русском языке. "И когда я его русифицировал?", возникла мысль. Но тут же исчезла. Появилась подсказка для ввода пароля, и руки сами его вбили. "Странно. Не помню, чтобы на домашнем компе я паролил BIOS". Дальше - больше. На экране - очень искажённый логотип винды с подписью "Форточки".
Первая мысль - хороший прикол. Вторая - когда он успел его сделать? Или Александр?
Система тем временем загрузилась. На автомате Юрий запустил браузер (название незнакомое, видимо, форк - что-то там есть и от хрома, и от оперы), проверил почту (на кириллическом домене "элпочта.орг" - вроде, не вводили подобного) - висело какое-то письмо от Иванова - уж не тот ли "Иванов" из сна?
В письме было напоминание о сроке и просьба звонить при любых странностях. Юра не спешил звонить, хотя странностей было очень много.
Но со странностями надо было разбираться. В принципе, подобный фокус с системой мог устроить даже Александр, пусть его уровень владения компьютерами будет пониже юриного.
Ну что - первое дело - Win+R и cmd, если это - винда.
Кнопка Win выглядела не так, но знакомо - не проблема, комбинация сработала. cmd не сработал - значит, за основу взяли какой-то юникс, тем легче - и легче было замаскировать. Не проблема - пусть будет xterm. Не найден - ну и ладно, этот хлам в половине юниксов из коробки не ставят. rxvt - тоже нету. Как запустить терминал? На мгновение задумался - и пальцы сами нажали рус/лат (откуда эта кнопка?!) и набрали "терминал". Да, терминал. Дальше - проверка команд - да, команды юниксовского sh, в общем и в целом, работают. Файловая система - тоже похожа. Даже линуксовский (или подобный) /proc есть, только version содержит полную ахинею.
Да, прикол удался на славу, только одно странно: почему он так хорошо в нём ориентировался на автомате, но ничего не помнил. Возможно, прошла не одна ночь, а, может, пара месяцев - а дальше - амнезия? Это многое объясняло, кроме, разве что, домена .орг (хотя поднять локальный dns с перебросом куда угодно - не проблема, а если патчить браузер - то этого и делать не надо). И письмо Иванова - но мало ли людей с такой фамилией? Новый работодатель, скажем, любитель таких приколов - а дальше и персонаж сна с той же фамилией (да и лицо могло быть тем же). Тогда сон должен быть позже амнезии - но почему нет?
Юра проверил новостные сайты - и при наборе латиницей, в основном, попадал в никуда. Такое ощущение, что домена ru не существовало - но это и понятно, ведь прикол же, он всё переадресовал. bbc.com сработал (а стандартный .co.uk - нет) - и это порадовало (правда, всплыло предупреждение о доступе к зарубежному сегменту сети - зачем оно?). Новости как новости, кого-то убили, где-то взорвали. Правда, часто мелькает USSR, пора бы забыть (подсознанию эта мысль не понравилась).
Странно всё это. И Юра снова включил телевизор. Так совпало, что Путин заканчивал свою речь (с чего бы он так долго выступал?).
И вдруг - "Мы передавали доклад генерального секретаря ЦК КПСС, товарища Путина Владимира Владимировича".