Аннотация: Иностранка. Сценарий полнометражного художественного фильма по мотивам "Иностранки" Сергея Довлатова
Полный литературный сценарий
художественного фильма "Иностранка"
по мотивам одноименного произведения Сергея Довлатова
ПРОЛОГ
1. Прилет Муси и представление основных действующих лиц.
1-1 N.Y.C. intro.
На музыке
High-tech N.Y.C. Только архитектурные формы, динамика машинерии, технологий, информации, только потом появляются люди - белые воротнички, негры, китайцы, латинос. Все, большей частью, обеспеченные (Manhattan). Ближе к Brooklyn Bridge начинают мелькать бедненькие кварталы и все постепенно "скукоживается", люди беднеют, улицы грязнеют.
Разный темп движения предметов в кадре!!! (от быстрого NYC до медленного - квартал)
Текст от автора.
- Мы - это шесть кирпичных зданий вокруг супермаркета, населенных преимущественно русскими. То есть эмигрантами третьей волны.
Через подвесное метро (камера сверху вниз на улицу под мост) Постепенно ход камеры замедляется и жизнь в кадре тоже. В кадре исчезают "американцы", остаются только русские и некоторое количество латинос и китайцев.
- У нас есть русские магазины, детские сады, русское бюро путешествий. Есть русские адвокаты, писатели, врачи и торговцы недвижимостью. Есть русские гангстеры, сумасшедшие и проститутки. Есть свои фотоателье и парикмахерские.
В парикмахерской из кресла встает Фима Друкер.
- Спасибо, - отряхивает волосы, платит, выходит к развалу газет.
- Вот спешит за утренней газетой начинающий издатель Фима Друкер. В
Ленинграде он считался знаменитым библиофилом. Целыми днями пропадал на книжном рынке. Собрал шесть тысяч редких, даже уникальных книг. В Америке Фима решил стать издателем.
Друкер покупает газету и садится в такси.
--
К Зяме!
За рулем такси Перцович. (Перцович - профессиональный водитель и в Африке профессиональный водитель)
--
О.Кэй. (акцент!!!)
Перцович и в Москве был шофером. В Америке в жизни у него мало что изменилось. Правда, зарабатывать он стал намного больше. Да и такси у него здесь было собственное.
Едут по Брайтону, Перцович все время бубнит. (В интершум).
Друкер: (читая газету)
--
К нам едет Татарович
--
Ну?.. Сам?
--
Нет, его дочь.
(Пауза) - Еще одна... Чего ей дома не сидится?...
Проезжают мимо орущего в парке (сквере) Зарецкого с плакатом Geraldine Ferraro - советская шпионка. Вокруг него 7-8 человек; зеваки из соседних домов; мимо проходят люди, не обращая на это действо ни малейшего внимания.
Перцович:
--
Будет с Зарецким на митинги ходить... "Я уношу Россию на подошвах сапог!" Тот землю сюда притащил. Пустобрех. За демократию борется. "Гарлем разбомбить! Велфер уничтожить!" Да сам на нем и сидит. Отовсюду повышибали, публицист недоделанный!
--
Она? Вряд ли...
Подъехали к Зяме. Паркуется. В этот момент по встречной подъезжает вторая машина такси. В ней Еселевский. Бибикают друг другу, орут из окна.
1-2 Прилет Муси
Аэропорт.
Посадка "Boeing 747", шасси по взлетке, эскалатор, ноги, багаж, портрет Президента США (Клинтон), таможня, штампы, очередь, чемоданы, карантин, собаки с зелеными воротничками, досмотр, выход на улицу. Таксисты крупно.
В холл прилета выходит Муся. В одной руке небольшой чемодан, (a la Marylyn Monroe с чемоданом) подмышкой пакет кукурузных чипсов, второй рукой она практически волочит разевающего по сторонам 6 летнего сына Левку. Тот замечает стоящих 2 негров-полицейских и начинает реветь. Муся:
--
Левка, заткнись! Дергает его за руку - ("к ноге"!)
Левка прекращает плакать, как по команде.
--
Голос - в точности как у папаши... (и пошла дальше) несколько шагов
Муся останавливается и оглядывается по сторонам.
--
Где-то здесь должна быть твоя тетя Лора с мужем. Сто лет не виделись. Хоть бы табличку сделали "Татарович и сын", что ли...
В аэропорту страшная суета. Мелькают лица, зазывают таксисты с типично русским акцентом, среди них мелькает харя Баранова.
Слегка в стороне от эпицентра суеты стоит пара - Лора и Фима. Лора первой замечает Мусю, которая по-прежнему продолжает смотреть по сторонам. Лора толкает в бок мужа и машет Мусе рукой. Муся наконец-то замечает сестру и начинает продираться к ней навстречу.
Встречаются.
Лора - как хозяйка, Муся немного растеряна. Лора искренне рада, как человек чувствующий превосходство (всю жизнь было наоборот). Муся не обращает на это внимания, чем бесит Лору.
1-3 В лавке Зямы.
Зяма в магазине. Раскладывает по полкам товар. Представлен весь ассортимент СССР - шпроты, вологодское масло, грузинский чай, колбаса 2р.20коп. Рядом на полке - электрический самовар, набор матрешек, янтарное ожерелье, старые советские виниловые пластинки. (Арчибальд Арчибальдович). На стене рядом с кассой - доска со списком должников. Фамилии написаны по-английски.
В Союзе Зяма был юристом. В Америке с первых же дней работал грузчиком
на базе. Затем перешел разнорабочим в овощную лавку. И через год эту лавку купил. Трудился Зяма чуть ли не круглые сутки. Это было редкостное единение мечты с действительностью. Зяма соответствует деликатесной лавке, как Наполеон - Аустерлицу. Среди деликатесов Зяма так же органичен, как Моцарт на премьере "Волшебной флейты". Многие в нашем районе - его должники.
На последних словах в лавку входит Друкер. Обратная точка. Из открывшейся двери на заднем плане видны два такси - Перцовича и Еселевского.
Друкер и Зяма здороваются. Друкер подходит к кассе, достает деньги, отдает Зяме. Тот стирает с доски цифру напротив фамилии Друкер и пишет новую. Пока Зяма все это проделывает, Друкер:
--
Я заказал новый "кофе-машин", так что, милости прошу...
Друкер, кивая, прощается и выходит. Открывает дверь
1-4 Дорога домой
Открывает дверь. Садятся в машину.
Проезд по N.Y.C. Лора расспрашивает. Муся отвечает невпопад, рассматривает в окно пейзажи. Лора сидит на переднем пассажирском сидении. Муся сзади за ней и Лоре приходится "выкручиваться" назад, чтобы говорить.
Лора периодически перебивает Мусины бессвязные ответы фразами:
--
Знаменитый BrooklynBridge. Он сверху пешеходный.
--
Вот Empire State Building. Мы с Фимой уже дважды были на смотровой. Вам с Левушкой обязательно надо посетить, всего 25С с человека, детям, кстати, всего 10.
--
Сейчас въедем на Manhattan. Суета сует, ужас, но все деньги здесь. Аппартменты по $2500 в месяц минимум. Лучше снять в Бруклин, у моста.
Первая семья дистанцированная от русской диаспоры!!! Затем Лернер, но он живет в "квартале"
1-5 Друкер и Лернер (Рафа)
Друкер идет по улице от лавки. Поворачивает налево. На другой стороне у дома на тротуаре сидят латинос с переносным транзистором. Друкер, проходя мимо, поворачивает голову и смотрит через дорогу.
Местных жителей у нас считают чем-то вроде иностранцев. Здешние американцы, в основном, немецкие евреи. Третья эмиграция, за редким исключением - еврейская. Помимо евреев в нашем районе живут корейцы, индусы, арабы. Чернокожих у нас сравнительно мало. Латиноамериканцев больше. Для нас это загадочные люди с транзисторами. Мы их не знаем. Однако на всякий случай презираем и боимся.
Короткий акцент через дорогу, Друкер идет по противоположной стороне. Латинос на него не реагируют. Рафа Гонзалес стоит и что-то объясняет трем сидящим на тротуаре латиносам с орущим транзистором. Рафа отчаянно жестикулирует.
Навстречу идущему по улице Друкеру появляется "богатый" кабрио. Камера рапид 50% Проезжает мимо Друкера. Обратная точка. Паркуется на углу у бара. Из машины медленно - лениво вылезает Аркаша Лернер. Заходит в бар к Рубинчику.
Вот сворачивает за угол Аркаша Лернер. В России он был режиссером. У него была жена, хорошая квартира, две зарплаты, сын Мишаня и автомобиль. Даже пристрастие к замедленным съемкам не могло испортить его телеочерков. В них грациозно скакали колхозные лошади, медленно раскрывались цветы, парили чайки. Лернера увлекала гармония как таковая. Его короткометражки считались импрессионистскими. В Америке Лернер около года пролежал на диване. Его жена работала продавщицей в "Александерсе". Сын посещал еврейскую школу.
1-6 Муся в машине
Муся рассказывает как родители, как ее второй муж Разудалов, о том, как она его бросила.
Лора:
--
Я в парикмахерской устроилась, правда русских мы практически не обслуживаем. Для этого у нас слишком высокие цены.
--
С русскими мы практически не общаемся (Фима) Не отрываясь от дороги
--
Я делаю 15 тысяч в год, Фима уже 30.
Подъезжают к дому. Лора:
--
Forrest Hills. Вот и наш дом.
Выходят из машины. Лора тараторит и мечется - то к чемодану, то к Фиме, то к Мусе:
--
Фимочка здесь все своими руками... и крышу и водопровод. У нас гараж, видишь?
Обнимая мужа:
--
Фимочка, я так счастлива.
Проходят в дом.
Лора:
--
Ты располагайся, вот твоя комната. Живи сколько хочешь. Устроишься - квартиру снимешь, а пока Левку в садик надо устроить. Я тут в районе один приличный знаю.
1-7 В баре у Рубинчика
Евсей Рубинчик. Девять лет назад он купил свое предприятие. С тех пор выплачивает долги. Десятый год он питается макаронами. Десятый год таскает он армейские ботинки на литой резине. Десятый год его жена мечтает побывать в кино. Десятый год Евсей утешает жену мыслью о том, что бизнес достанется сыну и долги к этому времени будут выплачены.
Камера 50% вход в бар до стойки на Рубинчика (закончился авторский текст). За стойкой - Рубинчик. У стойки сидит Лемкус. Лернер присаживается и делает ленивый жест рукой. Рубинчик "метнулся" делать минералку со льдом и кусочком лайма. Лемкус сидит с чашкой кофе.
Лемкус:
--
День добрый...
Лернер лениво кивает...
Делает ленивый жест рукой за стойку. По стойке подъезжает, запущенный Рубинчиком стакан с минералкой и останавливается у опустившейся на стойку руке Лернера.
Лемкус:
--
Если Господу будет угодно...
--
Все мы под ним ходим, - поднимая стакан и лениво отхлебывая, - кому-то он дает, а нам нет.
--
Не гневи Всевышнего, вера наше главное - остальное тлен.
--
Искусство - вот истинный Бог! Творец он сродни Господу, создает все по образу и подобию (пауза) своему...Допивает.
--
Не богохульствуй!
--
Ставит стакан, - Счастливо оставаться!
Кидает на стойку 3$ и направляется к выходу.
Лемкус встает, осеняет уходящего крестом, разворачивается к стойке и плюет на пол. Садится обратно.
--
Стольник!
В Союзе Лемкус был профессиональным затейником. Организовывал массовые гуляния. Писал юбилейные речи, кантаты, стихотворные инструкции для автолюбителей. Подрабатывал в качестве тамады на молодежных свадьбах. Иммигрировав, месяца четыре он работал по специальности. Организовывал массовые поездки эмигрантов к Ниагарскому водопаду. Выступал тамадой на бармицвах. Однако платили Лемкусу мало. Между тем у него появился второй ребенок. И Лемкус стал религиозным деятелем. Возглавил загадочное трансмировое радио. Вел регулярную передачу "Как узреть Бога?". Он стал набожным и печальным. В квартале его упорно считали мошенником.
1-8 Дома у Лоры
Муся как маятник ходит взад-вперед всю сцену. Лора следит за ней, как за "теннисным мячом". Муся как во сне. Ходит по комнате с бокалом вина, Левка спит в кресле. Лора на диване. Фима смешивает коктейли.
Лора:
--
Зачем ты уехала, да еще с малолетним ребенком?
--
Муся подошла к дивану и залезла на него с ногами. Не знаю... Так вышло.
--
Понятно, когда уезжают диссиденты, евреи или, например, уголовники...
--
У меня было плохое настроение.
--
То есть?
--
Встает, идет к столику, доливает вина, проходит по комнате в обратную сторону. Мне показалось, что все уже было...
--
У тебя, действительно, все было - развлечения, поклонники, наряды... А ты вдруг - раз, и уезжаешь. Муся подходит к креслу, ставит стакан с вином на пол, поправляет плед Левке.
--
Мне сон приснился. Забирает стакан, идет и залезает обратно на диван.
--
Например?
--
Разводит руками, изображая крылья. Вроде бы у меня появляются крылья. А дальше - как будто я пролетаю над городом и тушу все электрические лампочки.
--
Лампочки? - заинтересовался Фима. - Ясно. Смешивая коктейльпытается изобразить сексуальное движение. По Фрейду - это сексуальная неудовлетворенность. Лампочки символизируют пенис. Открывает шейкер и наливает в бокалы.
--
А крылья?
--
Крылья, - ответил Фима, - тоже символизируют пенис. Сексуально облизывает край шейкера.
Пауза. Лора посмотрела на Мусю, затем на Фиму и сказала.
--
Фимуля, принеси нам кейк из холодильника...
Муся медленно засыпает на диване. Лора, заметив это, встает и накрывает ее пледом.
2. Первые месяцы в Америке и попытка устроиться на работу
2-1 Утро. Квартал.
Утро в квартире Лернера.
Натюрморт. Книга "Как потратить $300 на завтрак", все "стерильно" и "hi-tech".
Лернер дремлет в кресле. Звонит телефон. Рапид 50% Медленно берет трубку. (со спины) Кивает:
--
Ten O'clock. "Blow Up". Certainly. No doubt. Sure. See you. Bye.
Медленно вешает трубку.
2-2 Друкер и Зарецкий
Друкер разгружает маленький микроавтобус у входа в офис. Вытаскивает два стула. На них ставит связки антикварных русских книг. Вдалеке появляется Зарецкий. Он спешит.
Друкер достает две коробки с бланками, разворачивается и сталкивается с налетевшим на него Зарецким, который размахивает газетой и что-то вопит. Коробка падает, разрывается и из нее начинают разлетаться по улице новенькие голубые бланки. Друкер стоит в оцепенении.
Зарецкий, пытаясь поймать разлетающиеся листы, продолжает жестикулировать и вопить.
Ловит 5-6 грязных, помятых листов. Остальные летят вдоль улицы.
Отдает листы Друкеру со словами:
--
Вы должны, нет, обязаны это издать!!!
Друкер глядя вдаль на улетающие бланки:
--
Я стал беднее на $400.
Друкеру неприятен Зарецкий. Ему жаль бланки. Он в прострации. Зарецкий берет Друкера под локоть и увлекает в офис, на ходу рассказывая о преимуществах своей новой книги "Секс при тоталитаризме".
Друкер больше озабочен потерей бланков и тем, что стулья и книги остаются на улице. Пытается оглянуться назад. Зарецкий хватает связку книг и увлекает Друкера в здание.
Друкер входит в офис, подходит к столу и выкладывает на него ключи и (чуть задержавшись) печать (самое святое), предварительно развинтив и посмотрев на нее.
Зарецкий бесцеремонно давит. Ходит по офису размахивая руками. Цитирует места из своей книги, говоря, что уже опросил 300 американских эмигрантов, что у него есть автограф Солженицына и, что он, в принципе, хвалил идею, и что через неделю ему гарантировали встречу с Барышниковым. На этих словах Зарецкий подходит к столу. Садится на край, так как сидеть в офисе больше не на чем.
Оглядывается по сторонам, продолжая вещать берет со стола печать, крутит в руках. Опешивший Друкер практически остолбенел. Смотрит на печать, как на самое святое.
Зарецкий:
--
Ну что, по рукам?
С силой хлопает печатью по грязному, мятому бланку и на бумаге отпечатывается символ, нарисованный на шапке бланка.
2-3 Муся устраивается на курсы.
Второе появление Гонзалеса
Маруся завидовала детям, нищим, полисменам - всем, кто ощущал себя частью этого города. Она завидовала даже пану Глинскому, который спал в метро и не боялся черных хулиганов. Он говорил, что коммунисты в десять раз страшнее...
От метро до ювелирных курсов - триста восемьдесят пять шагов. Иногда,
если Маруся почти бежит, триста восемьдесят. Триста восемьдесят шагов сквозь
разноцветную, праздную, горланящую толпу. В облаках бензиновой гари, табачного дыма и запаха уличных жаровен. Мимо захламленных тротуаров и ослепительных, безвкусных витрин. Под крики лотошников, вой автомобильных сирен и нескончаемый барабанный грохот...
Начало движения - на камеру. Люди, сквозь которых идет Муся - "тоннель".
Муся идет, сжавшись от страха и неприятного грохота. Она продирается сквозь толпу, но никто не обращает на нее внимания. Доходит до камеры, уткнувшись грудью в бленду, закрывает кадр.
Обратная точка - субъективная камера - продирается сквозь толпу, но ни один человек не работает на камеру, просто объектив "раздвигает" занятых своим делом людей. По ходу дела ход камеры все больше ускоряется.
Единственный, кто смотрит прямо на нее - Рафа. Муся замечает его пристальный взгляд, пугаясь, ускоряет шаг. Дорогу она практически перебегает и по ступенькам вбегает к двери. ("Спасение") Переход дороги, ступеньки, табличка перед звонком.
Муся у входа в здание. Сверяется с объявлением в руке. Оглядывается по сторонам. Нажимает на звонок.
Шустер убирается в углу класса. Слышит звонок. Медленно ставит швабру в угол, вытирает руки и выходит из класса. Звонок звенит (уходящему Шустеру в спину, но он даже не оборачивается)
Муся звонит опять. Нервничает, смотрит на бумажку с адресом, на окна, оборачивается на улицу. Стоит, ждет, прислушивается, оглядывается по сторонам.
Темные ступеньки лестницы, по которым спускается Шустер. Открывает дверь. В ярком контровом силуэт "ангела"-Муси.
--
(ломаный английский) Pardon? It is a Jewelry... school?
--
Скул, скул, мадам, проходите. Please.
Обратная точка. Муся входит в дверь. Начинают подниматься по лестнице.
В классе. Два негра раскачиваясь на стульях, ничего не делают и, активно жестикулируя, громко разговаривают. За ними кто-то что-то паяет, один ученик спрашивает у педагога, как лучше ему поступить. Открывается дверь и в класс входит Муся и Шустер. Шустер рукой показывает на преподавателя и Муся направляется к нему через весь класс.
Негры перестают разговаривать, уставившись на ее зад, другие ученики поднимают головы, а педагог перестает объяснять ученику.
Шустер, посмотрев недолго вслед Мусе, идет в угол, берет щетку и возвращается к своей работе уборщика.
Негры обсуждают Мусин зад.
Преподаватель по-английски, но медленно, объясняет Мусе как пользоваться паяльником, материалами, лотком, показывает работы учеников. (Но смотрит ей в декольте)
Негры смеются, продолжая обсуждать Мусю.
Шустер, включая чайник, поглядывает на негров. Берет швабру и начинает мыть пол.
Муся проходит к свободному столику и садится перед неграми через парту.
Негры вдохновенно продолжают обсуждать ее достоинства.
Шустер со шваброй подходит к одной из парт. Ученик встает, давая ему протереть пол.
Муся неумело включает паяльник и рассматривает материалы, лежащие перед ней на столе.
Негры курят и раскачиваются на стульях. Подходит Шустер. Ждет. Негры не обращают внимания на него, один отпускает очередную шуточку в сторону Муси.
Шустер подошел на шаг ближе.
Муся делает первую пайку, паяльник, не нагревшись до нужной температуры, срывается.
Негры хохотнули и зашушукались.
Шустер, сделав еще шаг вперед и отставив швабру:
--
Ап, блядь!..
Муся, вздрогнув, оглянулась.
Его лицо слегка побагровело. Негры даже не обернулись.
--
Я кому сказал - ап, блядь!
Один из негров поднимает на него взгляд.
Муся отворачивается назад и продолжает работать.
--
Я кого-то в последний раз спрашиваю - ап?! Или не ап?!
Второй негр поворачивается и начинает вставать, первый смотря на него тоже.
--
Okay! Okay...
--
Понимают! Кивнув, довольный начинает мыть под партой - Хоть и с юга!!
Раздается истошный вой Муси. Шустер выныривает из-под парты. Все вскакивают и замирают, не зная, что делать. Шустер бросается к Мусе. Муся орет и держится за ногу. Из сапога струится дымок.
Шустер мигом сориентировавшись, достает из заднего кармана фляжку бренди. Потом без колебаний опорожняет ее в Марусин лакированный сапог. Все слышат медленно затихающее шипение.
Тут же Шустер разрывает заклинившую молнию.
Маруся тихо плачет.
ЗТМ
2-4 Рафа в кар-сервисе
Из ЗТМОткрывается дверь и в помещение кар-сервиса входит Рафа. Приветствует двух братьев.
Присев на угол стола говорит (по-испански), что встретил роскошную девушку вот с такой грудью. (Показывает) Продолжает описывать Мусю. Волосы, лицо... Только где она живет не знает, лишь однажды видел ее в Русском квартале.
Братья усмехаются, говоря, что в 40 лет он все еще как ребенок. Работы нет, семьи нет, бегает непонятно за кем по "Гарлему". Лучше бы занялся делом.
Рафа обижается, как ребенок, посылает братьев, сказав, что даже они не в состоянии его понять, хлопает дверью и уходит.
2-5 Дома у Фимы и Лоры.
Натюрморт. Из ЗТМ ПНР по объявлениям диван нога Муси
Муся с забинтованной ногой на диване. Вокруг нее куча газет с объявлениями, вырезками из газет, маркер. Половина газет исчеркана.
Лора и Фима хлопочут вокруг. Лора приносит чай, Фима - телефон и поправляет подушки.
Лора:
--
Крыша над головой у тебя есть. Голодной ты не останешься. Так что не суетись и занимайся английским. Что-нибудь подвернется.
Фима:
--
Какой из тебя ювелир! Ты сама у нас золото!
Муся, перелистывая очередную станицу и устраиваясь поудобнее:
--
Вот только пробы ставить негде...
Звонок в дверь. Фима открывает. На пороге молодая студентка привела Левушку из сада. Тот бежит к маме и заговаривает с ней по-английски с редкими русскими вставками, рассказывая про день в саду.
Муся отодвигает газеты и тянется к разговорнику английского языка на тумбочке.
--
Скоро ребенка перестану понимать. Докатилась...
Обнимает Левушку за голову и прижимает его к себе.