|
|
||
Вступление к повести "Настоящие люди". |
Далеко на Севере есть прекрасный и суровый край. Полуостров, похожий на кривой нож, источенный солеными водами двух океанов. Большую часть года землю здесь покрывает одеяло глубокого снега, а море сковывает прочный ледяной панцирь. Лишь поздней весной и кратким летом мерзлота отступает, и на поросших травой берегах появляются яркие цветы.
Это - Чукотка. Прекрасная земля, населенная необычными людьми. Здесь буквально рождается день, потому что на границе между Чукоткой и Аляской расположен меридиан от которого отсчитывают начало суток.
Моя повесть посвящена коренному населению Чукотки - малым народам Севера. Каждый день, каждый час их жизни - это жестокая, непримиримая борьба за выживание. Но именно в таких условиях ярче проявляются основополагающие человеческие качества: любовь, дружба и нерушимые узы родства, связывающие воедино семьи и племена. История этих народов насчитывает несколько тысячелетий, но их численность, обычаи и образ жизни почти не менялись до того момента, как на Чукотку пришли русские. Выпасая бесчисленные стада оленей, северяне совершают невероятные по продолжительности и сложности путешествия. Но, несмотря на огромные расстояния, отважные пастухи знают всех своих соседей и поддерживают между стойбищами тесную связь.
Разумеется, что для произведения о жизни экзотического народа очень важным является историческая и этнографическая достоверность. Чтобы добиться необходимой правдоподобности я изучил труды С.П.Крашенникова, В.Г.Богораза, А.К.Нефедкина и других ученых, которые исследовали северо-восточную Азию. Разумеется, досконально воссоздать картину быта северян можно только прожив с ними много лет и на своем опыте прочувствовав все тонкости и особенности их ежедневных тягот. Мое произведение не является сугубо этнографическим и художественный вымысел в нем преобладает над познавательным материалом. Читателю, которого интересует именно историко-культурный аспект могу рекомендовать книги Тана-Богораза в которых, по словам самого автора, этнограф преобладает над художником.
Главная сложность при работе над историческим произведением - это соблюдение баланса между достоверностью и увлекательностью. Если пренебречь историчностью в пользу простоты текста, то автора неизбежно упрекнут в том, что он не владеет материалом. Если автор предпочитает давать многочисленные примечания и ссылки - читатель справедливо заметит, что художественное произведение не должно быть похожим на справочник или энциклопедию.
При работе над повестью я рассматривал различные варианты композиции, от максимально подробного до предельно упрощенного. В итоге я решил поступить следующим образом: все названия, термины и редко употребляемые в повседневной жизни слова были собраны в краткий "Чукотский словарь?. Я рекомендую читателю ознакомиться с ним перед прочтением повести и обращаться к нему по мере необходимости.
Я надеюсь, что моя повесть откроет перед читателем удивительный мир, где время будто остановилось, где рядом с людьми по бескрайней тундре странствуют злые и добрые духи, где в небе танцуют огни северного сияния, а ночь может длиться несколько месяцев.
Это мир Севера, мир настоящих людей.
Чукотский словарь
Валкаран - полуземлянка с остовом из крупных китовых костей.
Дымлина - продымленная кожа, из которой делают летнюю обувь.
Иглу - куполообразное эскимосское жилище, построенное из снежных блоков.
Кавралин - "вечно скитающийся?, странствующий торговец.
Камус, камусовые - жестковолосная часть шкуры оленя. Материал для одежды.
Камлея, камлейка - промысловая одежда из кишок морских животных.
Каюр - погонщик оленей или собак, запряженных в сани.
Каяк - одноместная байдарка из шкур, натянутых на каркас из дерева или кости.
Кэля, множ.: кэле - злые духи, жители подземного мира. Кэле считают источником болезней.
Кухлянка - теплая мужская и женская одежда.
Остол - палка для управления собачьей упряжкой. На ней прикреплены кольца, на звон которых реагируют животные.
Полог - жилое помещение из шкур, устроенное внутри яранги. Отапливается и освещается жировой лампой.
Ропаки - отдельно торчащие ребром льдины на относительно ровной поверхности льда. Образуются от напора льда под действием ветра или течений.
Тунерак - злой дух, аналог кэля у эскимосов.
Яранга - переносное жилище у народов северо-востока Сибири с конической кровлей из шестов, покрытых оленьими шкурамиНароды Севера
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"