Функционирование городского коммунального хозяйства России до 1917 года
Благоустройство человеком своего постоянного места обитания (квартиры, дома, города) является его постоянной потребностью. Поэтому необходимо знать и применять накопленные знания функционирования городского коммунального хозяйства при решении проблем, возникающих в жилищно-коммунальной сфере современной России.
Вступление человека в эпоху цивилизации ознаменовалось появлением совершенно новых черт в характере его обитания и образе жизни. В длительном историческом процессе человек создал самую эффективную систему жизнеобеспечения - город. Можно сказать, что возникновение города - это и есть само возникновение цивилизации. Термин "цивилизация" восходит к её латинскому корню: civis, означающему не только "гражданин", но и "горожанин". "Поэтому цивилизация означает городскую культуру, отражающуюся в таких показателях, как технический прогресс, экология, санитарное состояние, уровень здравоохранения, и оценивается в динамике социального и культурного развития" [1].
Определение понятия "города" может быть сделано с различных точек зрения. Как отмечает Макс Вебер: "Город (в употребляемом нами значении) есть рыночное поселение (Marktansiedelung)" [2]. Важно то, что город - это важнейшее звено всей системы территориальной организации общества. По качеству взаимодействия городских структур можно определить влияние города на окружающие его территории. "Города - это самый трудоёмкий и ценный материальный продукт человеческой цивилизации. Ничто не требует таких огромных усилий, как строительство городов с их водоснабжением, коммуникациями, дорогами. Строительство городов - одна из основных целей экономической деятельности человека вообще" [3].
История городского коммунального хозяйства дореволюционной России требует при своём рассмотрении сравнения с "мировым опытом", что помогает выявить закономерности в развитии городов. Как отмечают Игорь Яковлевич Фроянов и Андрей Юрьевич Дворниченко: "Сравнительно-историческое изучение древнерусских городов-государств обнаруживает некоторые черты сходства с полисами античного мира. Так, ...одинаково были характерны единство города и сельской округи, эффективная форма социально-политической организации - республика" [4]. Исследователь истории поздней Римской империи англичанин Джонс А.Х.М. пишет, что "рост города можно оценить и по количеству новых водопроводов..." [5]. Поэтому необходимо обратится к временам античности, которая до сих пор служит для нас образцом в области городской культуры.
Римляне были великолепными строителями, особенно в возведении водопроводов и канализации, ведь как говорит древнеримская мудрость: "развитие цивилизации определяется расстоянием между носом человека и местом помещения отходов внутренних органов его хозяина". Именно при римлянах в I в. до н.э. - V в. н.э., на крымском полуострове в г. Херсонесе, изначально греческом поселении, был проведён водопровод. "По нескольким ниткам керамических труб в город из источников на Гераклейском полуострове была подведена свежая и вкусная питьевая вода. Римляне, блестящие топографы, сумели проложить трубы так, что вода поступала в город самотёком, успешно преодолевая все холмы и балки" [6].
Особенностью развития древнеримских городов было то, что их благоустройство не подчинялось какому-либо определённому стандарту. Например, "крошечный городок Панопа, расположенный в горах Северной Греции, "не имел муниципальных зданий, гимназий, театра, рынка; в фонтаны не была проведена вода", в то время как Антиохия в IV в. могла похвастаться восемнадцатью общественными банями и уличным освещением. Любой город с претензиями на оригинальность замащивал свои улицы камнем, его главные улицы отличались широкими тротуарами, часто укрываемыми колоннадами. В Антиохии и некоторых других крупных городах улицы ночью освещались. Огонь поддерживался лавочниками, перед владениями которых устанавливались лампы. В большинстве городов также функционировала дренажная система и общественное водоснабжение, обеспечиваемое водопроводами, которые зачастую прокладывались от удалённых источников. Во всех респектабельных городах имелись свои общественные бани. Плата за топливо для их обогрева ложилась тяжким бременем на городской бюджет..." [7].
В средние века в Западной Европе водопроводные и канализационные системы были показателем античного наследия городов. В городах, не имевших такого наследия, нечистоты были естественным достоянием улиц. Как утверждает в своей работе "Основы городского хозяйства" Лев Александрович Велихов: "Благоустройство средневековых городов почти во всех отношениях было значительно ниже, чем таковые же античных центров" [8]. Крестовые походы способствовали более обширному знакомству европейцев с системами городской гигиены. Американский историк Чарльз Гальперин пишет, что некоторые французы (жившие в Иерусалимском королевстве) сумели воспользоваться преимуществами бань, водопроводов и системы канализации, но в целом они "перенесли свой привычный образ жизни в Палестину и жили на французский манер среди мусульманского мира" [9]. Так, города Латинского Востока (по типу Западной Европы) в основном "обеспечивались водой из цистерн и колодцев, хотя в Тире, Антиохии, Керасии и Иерусалиме сохранились древние акведуки" [10].
В XIII - XIV вв. в поволжском городе Великие Болгары "находилась хорошо вымощенная площадь с водоразборным бассейном, к кото-рому шёл водопровод с верхнего берега. Рядом находилась баня, известная под наименованием Красная палата, просуществовавшая вплоть до разрушения города в начале XV в. К западу располагалась вторая баня того же типа. Третья баня по склону городища обнаружена к востоку от Красной палаты. Около бань на-ходились колодцы, кроме того, раскрыт водо-провод, подававший воду сверху" [11].
При нынешней ситуации в России, когда в стране происходит повсеместный износ водопроводных и канализационных сетей, интересно отметить, что даже "в средневековье Херсонес по-прежнему отлично снабжался водой. Исправно работало водохранилище, действовали колодцы, фонтаны и городская канализация. Гончарные трубы, которые, естественно, никогда не ржавели и не требовали замены, позволили средневековому водопроводу Херсонеса работать в течение 300 лет после гибели города, и к моменту основания Севастополя в 1783 году продолжал давать чистую питьевую воду" [12].
Состояние сегодняшнего коммунального хозяйства находится на несравненно высшей ступени. Но настоящее берёт начало из прошлого, тем более что в период современного реформирования жилищно-коммунального хозяйства России использовать опыт предков вполне уместно, особенно в части самоуправления коммунальным хозяйством и городской культуры в целом.
Опыт функционирования коммунального хозяйства России берёт начало со времени существования первых русских городов. Исследователи Панов А.Н. и Овчаров С.Г. отмечают, что "...Новгород являл собой эталон средневекового русского города. Благодаря усилиям археологов мы получили самое полное представление об облике древнерусских "градов", их планировке, уличных мостовых, и, почти полное - о его коммунально-инженерных коммуникациях: водостоках, водоводах, теплосборниках и т.п. Эти сведения принципиально важны для истории новгородского коммунального хозяйства, которое возникло около тысячи лет назад. В то время, безусловно, вопрос теплообеспечения был наиболее важным. Как, впрочем, и сегодня" [13].
Археологические исследования позволя-ют утверждать, что в Великом Новгороде мостились практически все улицы, иначе в условиях повышенной влажности движение по ним было бы невозможным. Источником, подтверждающим этот факт, является принятый в 60-х годах XIII в. "Устав князя Ярослава о мостех". Он принадлежит к числу важнейших памятников новгородского административного законодательства. Устав посвящён организации мощения главных торговых магистралей Новгорода и дорог, ведущих к пристаням и на городской торг. Вероятно, забота о возобновлении рядовых уличных настилов лежала на самих горожанах. Ведь главная цель устава - организовать те магистрали, которые обслуживают Торг. Памятник содержит подробные сведения о разверстке мостовой повинности в Новгороде, а в приписках - об организации строительства и ремонта Великого моста через Волхов [14].
С созданием централизованного государства в России руководство местным самоуправлением, местным (город-ским) хозяйством, институтами "благосостояния", "благоус-тройства", "городского и земского дела", "коммунального (общего) дела" стало входить в компетенцию органов внутренних дел (учреждённой в 1649 г. российской полиции). В апреле 1649 года Государь, Царь и Великий Князь всея Руси Алексей Михайлович утвердил Наказ о Градском благочинии. В нём царь повелевает: "Чтобы грязи не было - иметь на каждом дворе дворника", "ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела" [15]. Так на государственном уровне впервые был создан надзор за исполнением функций "общественного благочиния" (чинить благо обществу). Эта дата и считается днём основания служб российского жилищно-коммунального хозяйства.
Указом Государя Российского Петра Алексеевича от 16 января 1721 года функции "общественного благочиния" были переданы российской полиции, которую именовал "душой гражданства и всех доб-рых порядков" и связывал с полицией понятия "благосостоя-ния населения". Важным вопросом для государства было решение проблем в коммунальном хозяйстве. Это отражено в указе Петра I от 22 февраля (5 марта) 1709 г. "О наблюдении московским обывателям чистоты во дворах и на улицах; о свозе всякого помёту за Земляной город (то есть за пределы нынешнего Садового кольца. - И. В.) и о содержании мостовой в исправности" [16]. При Петре I произошёл расцвет садово-паркового искусства, возведённого им в ранг первостепенного государственного дела. В 1710 году при кабинете министров создана специальная садовая контора. В 1718 году указом Петра I запрещено строительство в Петербурге домов с курными печами и деревянными трубами, а с 1722 года - и в Москве.
Закладка первого моста через Неву (с его освящением) состоялась 26 июня 1727 года, а 7 июля был подписан именной указ Меньшикову на строительство моста. 27 ноября (8 декабря) 1730 года вышел сенатский указ "О сделании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей". В указе проявлялась забота не только о прохожих, но и о "внешности" города: фонари требуется ставить одинаковые и на равных дистанциях по одной прямой [17].
Первая "перспективная" дорога, построенная по единым правилам, протяжённостью свыше 700 км, соединяющая Москву и Петербург, появилась в России лишь в 1746 году. Специальная инструкция предписывала: "...строить дорогу с крайним радением, следя того как бы казне было безубыточно и в проезде способно и благовременно и впредь прочно" [18].
Екатерина II, определяя назначение полиции новым термином "благочиние" (однокоренное слову "чиновник"), или "созидание и сохранение блага", вводит Полицейский Устав, в котором наряду с функциями, возлагаемыми на полицию указом Петра I, определяются и нравственные качества государственных служащих.
Жалованная грамота городам 1785 г., утвердившая новое Городовое положение, завершила реформу городской общины, начатую в 1775 г. В своём исследовании "Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.)" Борис Николаевич Миронов подчёркивает, что "При проведении городской реформы 1775 - 1785 гг. в жизнь произошли существенные отклонения от замысла.... Эти отклонения - убедительное доказательство того, что не только государство творило социальную историю страны, но и само население, и объективные социально-экономические процессы, проходившие в стране" [19].
Императрица Екатерина II приказала построить в Москве водопровод. Строительство было поручено генералу Бауэру. Поиски чистой воды привели к родникам недалеко от села Большие Мытищи, откуда и начали строить первый московский водопровод, завершённый к 1804 году. Так был учреждён Мытищинский водопровод.
В 1802 году создаётся Министерство внутренних дел и государственных имуществ России (МВД) - единый государственный орган, ответственный за жизнеобеспечение населения. Все вопросы реальной жизни были переданы Департаментам этого ведомства и его исполнительным органам на местах.
15 (27) декабря 1817 года Александр I подписал и направил Министерству полиции указ "Об устройстве городов и селений". Его начинало требование: "Дороги должны быть с обеих сторон означены вырытыми канавами, так, чтобы равенство сие наблюдалось при каждом повороте, и чтобы без нужды, по местоположению, не делалось излишних изгибов". В других местах указа говорилось: "стилку мостов производить из тесаных брёвен, а не из кругляков" [20].
Помимо заботы государства, в благоустройстве городов огромную роль играли сами жители. Ярким примером этого служит следующий эпизод из истории г. Самары, описанный Николаем Александровичем Архангельским: "В 1851 году полицмейстер доносил губернатору, что на Алексеевской улице против дома купца Попова находится топкое место, где даже при ма-лом дожде вода, не имея ската, образует болото и впоследствии делается большая грязь. Губернатор, распорядился, чтобы, городская Дума устроила канаву для спуска воды вниз, под гору и покрыла её досками и чтобы она не препятствовала езде. Канава была устроена; но когда, по поручению Ду-мы, гласный Чистяков осмотрел её, то нашёл, что она сделана непрочно, из тонкого леса, почему доски при проезде гнутся, и она от этого скоро должна прийти в ветхость. Дума поручила Чистякову устроить канаву, как следует. Но домовладельцы на свой счёт переделали её, прежде чем он со-брался устроить её, как следует, и в Самаре стало одним топким местом меньше" [21].
Александром II 1 января 1864 г. были утверждены "Положения о губернских и уездных земских учреждениях" [22]. В ведение земств отдавалось: устройство и содержание дорог, школ, больниц, содержание тюрем и др.
В 1870 г. была проведена городская реформа. В "Городовом положении" от 16 июня 1870 г. говорится, что "Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением - губернатору..." [23]. Благоустройство российских городов стало главной заботой дум.
Городские думы получили право облагать налогом имущества и доходы частных лиц города. Но имущества и дома могли облагаться по закону не свыше одного процента их стоимости, в таком же размере облагались сбором городская торговля и промышленность. В структуре городских расходов значительная часть средств шла на удовлетворение так называемых обязательных расходов - на содержание полиции, пожарной части, жандармского дивизиона, врачебно-полицейского управления, воинской части, тюремных учреждений. Немало средств тратилось на нужды структур самого общественного управления, уплату дол-гов, на городские предприятия (в том числе водопровод, освеще-ние, благоустройство, санитарную и строительную часть), на мировые учреждения. Интересно отметить, что в Самаре "доходы давали и такие предприятия, как водопровод (1887 г.), "Конка" (конная дорога, построенная в 1895 г.), электростанция (1900 г.) и электрический трамвай (1915 г.)" [24]. Тем не менее, источники дохода были весьма скудны, ведь часть средств шла не на городские, а на казённые нужды: на содержание полиции и гражданского управления уходило более половины городских сборов.
И всё-таки, несмотря на многочисленные финансовые и иные трудности, социальная инф-раструктура, например, "в Москве постепенно развивалась с помощью структур общественного управления. В городе был построен газовый завод, началось освещение московских улиц газовыми фонарями. Правда, многие, даже близкие к центру улицы были освещены недостаточ-но. Так, в 1870 г. в городе имелось немногим более 3 тыс. газовых фонарей наряду с 7 тыс. устаревших масляных. В 80-х гг. были установлены первые электрические фонари. В 1870 г. (после передачи в ведение думы из Главного управления путей сообще-ния) в Москве функционировало несколько водопроводов, самым крупным из которых был Мытищинский. Вскоре было открыто водос-набжение из Ходынских ключей, а затем и из Андреевского водопровода. К 1892 г. был значительно расширен Мытищинский водопровод. Тем не менее потребность города в качественной воде полностью не была удовлетворена. Позднее началось строительст-во Рублевской водопроводной станции" [25]. В Самаре в 1887 году "постройка водопровода обошлась городу в 426 тысяч рублей" [26] и "было построено около 30 км водопроводных линий с водозаборными колонками" [27]. Как отмечает Надежда Максимовна Румянцева уже "в 90-е годы Самара среди десяти крупнейших городов России занимала 3-е место по относительному развитию уличной водосети и 2-е по подаче воды на душу населения, оставляя позади по этим показателям даже столицы" [28] (в Санкт-Петербурге первая станция очистки воды была построена в 1888 году).
На заседаниях городских дум обсуждались не только проекты строительства водопроводов, например в г. Самаре их было подано 11, но и сооружение речных мостов. Так, в г. Москве "в 1868 г. был построен новый мост через Москву-реку на месте деревянного, разбиравшегося на время поло-водья, Дорогомиловского. Позднее были построены с помощью подрядчиков и другие железные мосты - Краснохолмский, Москво-рецкий, Крымский, Мало-Устьинский" [29].
В отличие от Москвы, как показывают исследования Петра Серафимовича Кабытова, "Самара исстари "славилась" своими грязными и пыльными улицами. В 1863 г. началось мощение участка Дворянской улицы (Куйбышева) и четырёх спусков к Волге. В 1865 г. были вымощены Алексеевская площадь, Вознесенская и Воскресенская улицы. Но систематическое благоустройство улиц началось лишь после введения нового "Городового положения": городская дума создала особую исполнительную комиссию, которая должна была разработать проект и сроки мощения улиц и составить смету расходов. По данным П.В. Алабина, к 1886 г. более половины улиц уже имело мостовое покрытие (оно производилось за счёт города). В 1885 г. дума пришла к выводу, что "набережная в настоящем виде представляет собой безобразное зрелище неблагоустройства и беспорядка, недостойное города Самары...". Был составлен проект строительства набережной между улицами Панской (Ленинград-ской) и Заводской (Венцека). Уже к июлю 1886 г. была построена деревянная набережная, произведено благоустройство спусков к реке. Строительство каменной набережной началось в 1892 г., когда в порядке помощи голодающим были организованы общественные работы и между улиц Панской (Ленинградской) и Предтеченской (Некрасовской) началось строительство каменной подпорной стены. Это был, можно сказать, исторический шаг в благоустройстве города. К числу постоянных забот думы относилось и озеленение города, благоустройство Струковского сада, ставшего местом отдыха-общения и своего рода достопримечательностью города" [30].
Вопрос укрепления берегов озёр и одновременно озеленения решался и в уездном г. Ставрополе-на-Волге (ныне Тольятти) Самарской губернии. Так в статье 4 городского бюджета на 1906 г. записано: "изъ предусмотренной сметой суммы 300 руб. на устройство на городскомъ выгоне озера произвести расходъ на посадку, въ виде опыта, въ существующемъ озере до 50 шт. ветловыхъ кольевъ" [31].
90-е годы XIX столетия характеризуются настойчивым стремлением к муниципализации важнейших отраслей хозяйства, определяющих жизнеобеспечение города. "После городской реформы 1892 года правительство полностью освободило себя от забот о развитии и управлении городским хозяйством, преложив их на органы общественного управления, в руках которых постепенно сосредоточился весь круг вопросов, связанных с благоустройством, санитарно-гигиеническим состоянием города, развитием транспортных средств, постановкой начального народного образования, медицинского обслуживания населения" [32]. В крупных городах Средневолжского региона "сооружаются конно-железные дороги, совершенствуются единые системы водоснабжения, вводится электрическое освещение. Так, в Самаре строительство электрической станции было завершено в 1900 - начале 1901 года..." [33]. В 1907 г. освещение г. Самары состояло из "фонарей электрических 30, керосино-калильных 79, керосиновых простых 621" [34].
В 1895 году был поднят вопрос о сооружении в Самаре канализационной сети, которая была необходима в целях оздоровления города. "Но на её проведение нужны были большие средства (около 1 млн. рублей), которых у города не было. Проблема была решена лишь к 1909 году при помощи взносов частных лиц; тогда и начались работы по прокладке канализационной сети по плану немецкого инженера Линдлея" [35]. И только "в конце 1912 года открыта городская канализация" [36] (в Москве первая канализация сооружена в 1898 г.).
В провинциальных городах дела с благоустройством решались далеко не так интенсивно. Однако, зачастую важна не скорость решения проблемы, а сама деятельность и желание находить выходы из сложных ситуаций. Интересным примером служит история небольшого городка Ставрополя-на-Волге, основанного в 1737 г., а с 1 января 1851 г. ставшего уездным городом, вновь образованной Самарской губернии. Как пишет Александра Михайловича Тураев: "В 1750 году в Ставрополе было до 500 домов и 1160 человек населения, в 1860 году - 602 дома и 2269 человек жителей" [37] (Анатолий Куприянович Синельник, по отчётности 1852 года, отмечает, что проживало 4344 человека) [38].
Валентин Александрович Овсянников пишет, что "только после покрытия обязательных расходов (на полицию, на пожарный обоз и т.д.) городская Управа могла направить деньги на необязательные расходы (на начальное обучение, на благоустройство, на организацию медицинской части, на благотворительность, на помощь в развитии мелких промыслов, на организацию мелкого кредита и т.д.)... Серьёзного внимания и заботы от городской Думы требовали основы санитарного состояния и благоустройства в городе... Законом 1900 года местным органам власти - городским Думам и земствам было предоставлено право издавать для жителей своих городов обязательные постановления. В обязательном постановлении 1879 года ставропольская городская Дума требовала, чтобы "каждый домовладелец обязан заботиться об исправном содержании улицы, на протяжении занимаемой им усадьбы до половины улицы и убирать с них нечистоты, вывозя таковые на указанные места, а во время зимы заравнивать ухабы и раскаты" [39].
Очень важным для города было устройство мостов и колодцев. В статье 6 "Мелочные расходы по благоустройству города" сметы городского бюджета г. Ставрополя на 1898 год говориться, что "Въ эту статью расхода следуетъ включить необходимое на устройство мостовъ и колодцевъ. ...Исправить городскiя колодцы и сделать один новый въ конце Юрловки, изъ которыхъ во время половодья, жители могли бы пользоваться чистой, а не мутной изъ Воложки водой, на что ассигновать 50 руб. ...Таким образом ст. 6-я расхода увеличится на 260 руб. и будет составлять общую сумму 1260 руб." [40].
В том же 1898 году перечень статей доходов и расходов города Ставрополя-на-Волге даёт следующие цифры (в рублях): "Всего доходовъ - 30592,66. Предметы расходовъ: їIII. Отопленiе и освещенiе тюрем - 1094. їVII. Благоустройство города - 2074,90. їVIII Содержанiе городскихъ сооруженiй (предпрiятiй) - 15. їIX. Народное образованiе - 5953,74. Всего расходовъ - 30592,29" [41]. В Самаре "расходы на городское благоустройство составляли около 15 процентов городского бюджета, на образование - 13, на медицинское обслуживание - один процент" [42].
Ко времени первой русской революции отмечается рост расходных средств бюджета г. Ставрополя. Но в 1906 г. на "благоустройство города исчислено 4789 руб. 61 коп., менее прошлаго года на 1126 руб. 89 коп., уменьшенiе последовало по ст. 2 на 150 руб. за сокращенiемъ расходовъ на очистку площади и исправленiя дорогъ..." [43]. Несмотря на некоторое сокращение, в 1906 г. "По ї7 ст. I. Расходъ по очистке базарной и хлебной площадей и по исправленiи дорогъ определить въ 200 руб." [44].
Необходимо отметить, что уровень развития городского благоустройства можно определить и по рассмотрению этого вопроса в образовательных учреждениях (коих в России в то время не было). Так, "...уже в 1901 году в Финляндии появились первые инструкции по переработке отходов..." [45]. Но наиболее богатый источник коммунального, и, в частности, муниципального знания находится, без сомнения, в Германии - этой классической стране самого полного и строгого городского благоустройства. В Германии в 1902 году в Аахене создаётся одна из первых школ, обучающая профессиональной работе в муниципалитетах. Приглашаются на её занятия через российские журналы и наши соотечественники. Позже были созданы первые высшие учебные заведения, специально посвящённые муниципальному знанию, а именно основанные в Дюссельдорфе в 1911 году "Академия коммунального управления" с юридическим уклоном (превращена в высшую школу в декабре 1917 г.) и в Кёльне в 1914 году "Высшая муниципальная школа" [46].
Именно накопление и развитие знаний по функционированию муниципального хозяйства даёт возможность в 1911 г. М. Гитерману, при описании швейцарской деревни Бассин (насчитывающей 417 жителей), особенно выделить социальную значимость коммунальной сферы: "Коммунальный водопровод в Бассине, сооружённый в 1872 году, не преследует никаких фискальных выгод и имеет в виду только интересы потребителей. ...Водопровод обслуживает шесть общественных фонтанов (на улицах деревни) и 14 пожарных кранов ("гидрантов"), которые в руках 79 человек "пожарной команды" представляют прекрасную защиту против пожаров - этого бедствия русской деревни" [47]. Хотя, например, в 1840 г. для пожарной безопасности в деревне Кунеевка Ставропольского уезда Самарской губернии произвели ремонт пожарного водопровода [48].
До революции 1917 г. в Российской империи насчитывалось 866 городов. "Весь городской жилищный фонд... составлял 150 млн. кв. м. Множество людей жили в ночлежных домах, подвалах, погребах, сараях, землянках и т.п. В 1912 г. только в Москве было учтено 24,5 тыс. коечно-каморочных квартир, в которых проживало 313 тыс. че-ловек. Причём, 60% городского жилищного фонда не имело электричества, 75% - водопровода, 85% - канализации; жи-лой фонд с центральным отоплением составлял около 1%" [49]. К 1917 году в городах страны работало лишь 215 небольших водопроводов, 23 канализации, 35 трамвайных предприятий, 606 бань и 13 прачечных [50].
Итак, рассматривая историю функционирования городского коммунального хозяйства дореволюционной России, необходимо отметить ряд важных моментов.
Во-первых, благоустройство средневековых русских городов (как и полисов античного мира) не подчинялось какому-либо определённому стандарту.
Во-вторых, с созданием централизованного государства в России вопросы благоус-тройства и коммунального (общего) дела стало входить в компетенцию органов внутренних дел.
В-третьих, интенсивное решение проблем коммунальной сферы городов в пореформенной России было возможным благодаря узкой направленности деятельности городских дум на решение проблем городского хозяйства.
В-четвёртых, в благоустройстве городов огромную роль играли как органы местного самоуправления (несмотря на скудные средства и бюрократический аппарат), так и сами жители, для блага которых и функционировало коммунальное хозяйство.
Примечания
[1] Сидоренко Г.А., Калгушкина О.В. Цивилизационные процессы в развитии ОАО "АВТОВАЗ" // История ОАО "АВТОВАЗ": уроки, проблемы, современность. Материалы I Всероссийской научной конференции 26 - 27 ноября 2003 г. (отв. ред. Лившиц А.Э., Нахманович П.А.). - Тольятти, издание ОАО "АВТОВАЗ", 2003. С. 238.
[2] Вебер М. История хозяйства. Город / Пер. с нем.; Под ред. И. Гревса; Коммент. Н. Саркитова, Г. Кучкова. - М.: "КАНОН-пресс-Ц", "Кучково поле", 2001. С. 337.
[3] Подойницын А.В. О кочевом феодализме, кочевых городах и кочевниках (Краткое рассуждение) // Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Реконструкция всеобщей истории. Исследования 1999 - 2000 годов. (Новая хронология). - М.: Финансовый издательский дом "Деловой экспресс", 2000. С. 569.
[4] Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. С. 266.
[5] Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. - Ростов н/Д: издательство "Феникс", 1997. С. 326.
[6] Золотарев М.И., Хапаев В.В. Древний город Херсонес Таврический. - Симферополь: СОНАТ, 2002. С. 63.
[7] Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. - Ростов н/Д, 1997. С. 352 - 353.
[8] Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. - Обнинск: Институт муниципального управления, 1995. С. 23.
[9] Гальперин Ч. Идеология молчания: предвзятость и прагматизм на средневековой религиозной границе // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Период Киевской и Московской Руси: Антология / Сост. Дж. Маджеска. Пер. с англ. З.Н. Исидоровой. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2001. С. 81.
[10] Прингл Д. Архитектура Латинского Востока. 1098 - 1571 // История крестовых походов / Пер. с англ. Е. Дорман. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. С. 200.
[11] Смирнов А.П. Новые данные об исторической и социальной топографии города Великие Болгары // Города Поволжья в средние века. - М.: "Наука", 1974. С. 10.
[12] Золотарев М.И., Хапаев В.В. Древний город Херсонес Таврический. - Симферополь, 2002. С. 82.
[13] Панов А.Н., Овчаров С.Г. Становление коммунального хозяйства Новгорода Великого в XII - XVI веках. - Новгород, 1997. С. 12.
[14] См.: Устав князя Ярослава о мостех 60-х годов XIII в. (комм. В. Л. Янина) // Панов А.Н., Овчаров С.Г. Становление коммунального хозяйства Новгорода Великого в XII - XVI веках. - Новгород. 1997. С. 23 - 26.
[16] См.: Плужников В. "Заборов не делать, а ставить тыны, дабы ворам несвободно перелезать было". Муниципальный календарь. Январь - февраль // Муниципальная власть. 2001. N 1. С. 106.
[17] См.: Плужников В. "Городничей ни в каком опасном случае город не покидает...". Муниципальный календарь. Ноябрь - декабрь // Муниципальная власть. 2000. N 6. С. 97.
[19] Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): В 2 т. Т. 1. - СПб.: "Дмитрий Буланин", 2003. С. 495.
[20] Плужников В. Муниципальный календарь. Ноябрь - декабрь // МВ. 2000. N 6. С. 97.
[21] Архангельский Н.А. Из книги "Г. Самара: Исторический очерк" // Классика Самарского краеведения: Антология / Под ред. П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2002. С. 231.
[22] См.: Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. // Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: ООО "ТК Велби", 2003. С. 297 - 299.
[23] Городское положение от 16 июня 1870 г. // Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2003. С. 300 - 301.
[24] Кабытов П.С. История у нас трагична... Записки историка. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 1995. С. 13.
[25] Улумбелашвили Е.Г. Деятельность московского городского общественного управления (1862 - 1892 гг.) // Проблемы отечественной истории. Выпуск 4. - М.: Изд-во РАГС, 1997. С. 100.
[26] Архангельский Н.А. Из книги "Г. Самара: Исторический очерк" // Классика Самарского краеведения... - Самара, 2002. С. 237.
[27] Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева: Заметки об архитектуре. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1986. С. 6.
[28] Румянцева Н.М. Городское самоуправление в России: исторический опыт и традиции // Татищевские чтения. Материалы Всероссийской научной конференции 10 - 12 октября 2002 г. (отв. ред. А.Э. Лившиц). - Тольятти. Издательство Тольяттинского гос. университета, 2002. С. 71.
[29] Улумбелашвили Е.Г. Деятельность московского городского общественного управления... // Проблемы отечественной истории. Выпуск 4. - М., 1997. С. 101.
[30] Кабытов П.С. История у нас трагична... Записки историка. - Самара, 1995. С. 13.
[31] Доклад Бюджетной комиссии по рассмотрению смет доходов и расходов на 1906 г. в Ставропольскую Городскую Думу от 27 января 1906 г. // Управление по делам архивов мэрии г. Тольятти (тольяттинский городской архив - ТГА). Ф. БК-6. Оп. 1. Д. 17. Л. 27.
[32] Румянцева Н.М., Крамарова Т.Ю. Модернизация городского хозяйства в конце XIX - начале XX вв. (на материале Среднего Поволжья) // История ОАО "АВТОВАЗ"... (отв. ред. Лившиц А.Э., Нахманович П.А.). - Тольятти, 2003. С. 44.
[33] Румянцева Н.М. Городское самоуправление в России: исторический опыт и традиции // Татищевские чтения... - Тольятти, 2002. С. 73.
[34] Город Самара в 1907 г. // Самарское Поволжье в XX веке. Документы и материалы. - Издательство Самарского научного центра РАН, 2000. С. 38.
[35] Синельник А.К. История градостроительства и заселения Самарского края. Монография - Самара: Издательский дом "Агни", 2003. С. 88.
[36] Архангельский Н.А. Из книги "Г. Самара: Исторический очерк" // Классика Самарского краеведения... - Самара, 2002. С. 238.
[37] Тураев А.М. Рукопись монографии по истории г. Ставрополя - Тольятти // ТГА. Ф. Р-388. Оп. 1. Д. 1. Л. 30.
[38] Синельник А.К. История градостроительства и заселения Самарского края. - Самара, 2003. С. 50.
[39] Овсянников В.А. Из истории местного самоуправления. - Тольятти: ОАО ПП "Современник", 2002. С. 33, 43, 44.
[40] Доклад для комиссии по рассмотрению сметы доходов и расходов города Ставрополя на 1898 год. // ТГА. Ф. БК-6. Оп. 1. Д. 24. Л. 10.
[41] Статьи доходов и расходов г. Ставрополя на 1898 г.// ТГА. Ф. БК-6. Оп. 1. Д. 24. Л. 35.
[42] Кабытов П.С. История у нас трагична... Записки историка. - Самара, 1995. С. 9.
[43] Объяснительная записка Ставропольской Городской Управы к сметам доходов и расходов города на 1906 г. от 18 ноября 1905 г. // ТГА. Ф. БК-6. Оп. 1. Д. 17. Л. 25.
[44] Доклад Бюджетной комиссии по рассмотрению смет доходов и расходов на 1906 г. в Ставропольскую Городскую Думу от 27 января 1906 г. // ТГА. Ф. БК-6. Оп. 1. Д. 17. Л. 27.
[45] Как выносят сор из избы // Муниципальная власть. 2001. N 4. С. 87.
[46] См.: Говорёнкова Т.М. Читаем Велихова вместе. - М.: РИЦ "Муниципальная власть", 1999. С. 52 - 53.
[47] Гитерман М. Коммунальное хозяйство швейцарской деревни // Муниципальная власть. 2001. N 3. С. 102.
[48] См.: Страницы истории села Кунеевка. - Тольятти: Архивный отдел мэрии г. Тольятти, 1999. С. 9.
[49] Чернышов Л.Н. Формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Проблемы. Перспективы. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. С. 14.
[50] См.: ЖКХ в цифрах и фактах // www.comhoz.ru
Данная статья опубликована:
Власенко И.А.Функционирование городского коммунального хозяйства России до 1917 года // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Сер. "История". Вып. 7. - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2005. - 306 с. С. 176 - 190.