Аннотация: Победа.... Почти каждый из нас сталкивался с этим понятием, в той или иной степени знает, что это такое. В повседневной жизни, каком-нибудь конфликте, в спорте, возможно, все мы, когда-нибудь, где-нибудь побеждали.... А задумываемся ли мы над тем, каков ее вкус для тех, кто изначально был лишен самого главного - возможности проживать эту жизнь полноценно? Для тех, кто лишен здоровья? Что такое победа для них - людей, для которых каждый шаг сам по себе, каждый поступок, сам факт жизни, наконец - победа?..
Победа.... Почти каждый из нас сталкивался с этим понятием, в той или иной
степени знает, что это такое. В повседневной жизни, каком-нибудь конфликте, в спорте,
возможно, все мы, когда-нибудь, где-нибудь побеждали.... А задумываемся ли мы над
тем, каков ее вкус для тех, кто изначально был лишен самого главного - возможности
проживать эту жизнь полноценно? Для тех, кто лишен здоровья? Что такое победа для
них - людей, для которых каждый шаг сам по себе, каждый поступок, сам факт жизни,
наконец - победа?..
Мы расскажем об этом на примере трех судеб, объединенных одной бедой, и, по-
началу не связанных между собой внешне. Наши герои - люди, с рождения страдающие
физическими и умственными недостатками. Вместе с ними мы пройдем их путь - путь
во сто крат тяжелее обычного спортивного и человеческого пути, и, вместе с ними узна-
ем, каково оно - чувство и х победы...
Наш первый герой - из достаточно обеспеченной семьи. Ему 12 лет, он имеет
имущественные блага, о которых многие из его сверстников могут лишь мечтать. Но с
рождения он наделен тяжелым заболеванием - ДЦП и поэтому круг его общения огра-
ничен. Некорректно проводить прямые аналогии с жизнью в "золотой клетке", но, тем
не менее, такая жизнь, несмотря на всю материальною обеспеченность, его не устра-
ивает. Вернее, не то, чтобы не устраивает, а, он интуитивно чувствует, что, приходит
его время выйти за рамки привычного круга, пробиться на новый уровень, и, самое
главное, - обрести новых друзей. Ибо, помимо желания доказать самому себе и окру-
жающим свою полноценность, ему как воздух необходимо общение. С ровесниками, с
другими людьми, с противоположным полом, наконец. Он случайно (либо по ТВ, либо
через интернет, либо из разговора с приятелем) узнает о движении спецолимпийцев
и увлекается этой идеей. Он приходит в секцию, знакомится с ребятами, тренером и
начинает тренироваться. Что-то у него получается лучше, что-то хуже, но, изначально
возникает нестандартная для него ситуация - он вырван из привычного окружения,
сломана схема "папа, мама, домработница, на обед у нас птичье молоко". Кроме того,
он начинает общаться с гораздо более широким кругом людей и неизбежно возникают
сопутствующие этому шероховатости, а то и конфликты. Как он поведет себя дальше?
Хватит у него ли сил преодолеть себя, все барьеры, интегрироваться в, пусть малый, но
социум? Мы, как зрители, должны будем следить за всем этим. Следить и сопереживать.
Мы надеемся, у нашего героя получится, пусть не все и сразу (так не бывает), но реги-
ональные соревнования он все же выиграет. Это только начало. Затем ему предстоят
тренировочные сборы на базе спецолимпийцев на озере Круглое, а потом - поездка на
соревнования СпецОлимпиады в Сеул...
Наша вторая героиня, на первый взгляд в более выигрышном положении. Хотя,
как посмотреть. Она - уже чемпионка. На прошлых спецолимпийских играх она вы-
играла дистанцию по плаванию. Теперь ей предстоит подтвердить или опровергнуть
закономерность своего предыдущего успеха. Ей тоже 12 лет, она страдает синдромом
Дауна, хотя она - четвертый ребенок в семье, где трое других детей - здоровые. Ее исто-
рия - это история подростка, развивающегося в девушку, и которой, во что бы то ни
стало, надо выиграть еще раз. Будучи уже относительно адаптированной в спортивную
среду спецолимпийцев, она самозабвенно тренируется, для нее, тренировки - привыч-
ное дело. Но, как сказал кто-то из великих спортсменов: "Одно дело - завоевать титул;
защитить его - несравнимо более трудная задача". Нельзя сказать, что в атмосфере ее
тренировок витает тень предстоящего поражения, но в ее общении с тренером, това-
рищами по команде, присутствует некая нервозность, туча на горизонте. Она не на-
чинает с чистого листа, ей нужно все доказывать по второму кругу. И это накладывает
отпечаток на сам ритм ее существования в кадре. Он - немного дерганый, порывистый,
во всем чувствуется недосказанность. Здесь важно показать, как на этом фоне развора-
чиваются ее семейные отношения. Ее мать - успешная состоявшаяся женщина, которая
души не чает в своей дочери. Но в том, как с ней ведет себя наша героиня, в их диалогах,
чувствуется, что ей надоело быть в семье самым несчастным ребенком, ради которого
все и вся приносятся в жертву. Она взрослеет и хочет быть просто полноценным чле-
ном семьи, не хуже и не лучше, чем остальные. Чрезмерная опека ее угнетает. Поэтому
здесь нам необходимы сцены с матерью: мать встречает ее после тренировки, собирает
в школу, они вместе готовят обед. При этом они как будто ведут неслышный диалог.
Мать словно пытается замедлить ход событий: мол, "подожди, побудь ребенком, ты же
еще такая маленькая". А дочь в ответ: "я уже выросла, я хочу больше самостоятельно-
сти, я хочу иногда выходить из под твоего заботливого крыла". Разворачивающаяся на
этом фоне спортивная история тоже приводит нашу героиню в лагерь на сборы...
Ближе всех к миру взрослых приблизилась наша третья героиня. Она уже стоит
на пороге волшебной поры, именуемой юностью. Ей также предстоит поехать на со-
ревнования, поскольку она тоже - победительница прошлогодних Игр. Но если нашим
предыдущим персонажам спорт был необходим как некий мостик для размыкания кру-
га своей изолированности, выхода за устоявшиеся рамки, то здесь героине предстоит
преодолеть качественно новую ступень. Она находится прямо перед вступлением во
взрослую большую жизнь. И поэтому поведение ее непредсказуемо и обаятельно. Вро-
де бы, да, все так, она - спортсменка и едет на СпецОлимипиаду соревноваться. Но в
том, как она вдруг задумывается в кадре, смотрит куда-то в сторону, прислушивается к
чему-то, что слышно только ей одной, проступает ее импульсивность, глубина ее нату-
ры, которая, вроде бы уже сформировалась, а, вроде, и нет. Перед ней смутно начинают
вставать такие вопросы, о которых она вчера и не задумывалась. В конце концов, она же
уже девушка. И при том красивая. Как примет ее этот мир? Ведь у нее тоже тяжелый не-
дуг. Что ждет ее впереди, каково будет ее предназначение? Вот что мы видим и читаем в
ее глазах во время тренировок, которые служат циклическим фоном для всего фильма.
Она выросла в психоневрологическом интернате, живет там до сих пор и надо показать
и ее среду, ее окружение, ее общение со сверстниками. Одинаковые ли вопросы встают
перед ними? Как они реагируют, что они думают о них? Здесь должна возникнуть тема
не самого легкого интернатского быта, не самых простых взаимоотношений. Лиризм
темы обретения женственности должен контрастировать здесь с жесткостью интернат-
ской фактуры. В итоге, путь нашей героини тоже лежит на сборы.
Место сборов, лагерь на озере Круглое - место в нашем фильме особое. Здесь
впервые все герои собираются вместе, здесь знакомятся, здесь завязываются отноше-
ния. Свое рода "место силы", сакральное место. Последний пробный старт перед реша-
ющим броском. Отсюда - ритм и энергетика этих эпизодов. Герои пока лишь присма-
триваются друг к другу, пробуют навести мосты. Но помимо личностных отношений,
над ними всеми довлеет главная объединяющая идея - они едут на СпецОлимипиаду и
должны сделать все от них зависящее, чтобы выглядеть достойно. И к этому они при-
кладывают все усилия. Это - единственное место в фильме, где мы можем, ни в коем
случае не опускаясь до натурализма, показать, как тяжело физически приходится им
завоевывать пространство лишних метров, сантиметров, килограмм или чего там еще.
Физическая нагрузка, то, что для большинства их сверстников - просто удовольствие
или забава, для них оборачивается если не пыткой, то чем-то с этим сравнимым. Тем
сильнее мы оценим их мужество.
Кульминация фильма - это, естественно, сама СпецОлимпиада. Любая Олимпи-
ада это всегда праздник. Здесь же праздник вдвойне, если не в тройне, в четверне и так
далее. Потому что эти люди одерживают победы не просто над собой и соперниками,
как это делают обычные спортсмены, они одерживают победу над своими недугами, ге-
нетикой, судьбой, наконец! Ритм монтажа и кадров здесь диктуется нервом, страстью и
самим событием соревнований. Здесь нам обязательно нужны помимо обычных стэнд-
апов, комментарии участников относительно соревновательных эпизодов, их обсужде-
ния, обмен мнениями, какие-то личные истории, воспоминания. Нужно, чтобы интрига
первенства разворачивалась на фоне их личного ощущения от того, что для них значит
быть здесь. Здесь неизбежно будет много общих и средних планов, чтобы показать мас-
штаб события, и, среди множества участников должны вдруг неожиданно крупно воз-
никать (выхватываться оператором) лица, глаза наших героев. Они по-прежнему со
своими проблемами или целиком и полностью захвачены горячкой соревнований? За
кем или чем следят, за кого болеют, в чью сторону смотрят? Куда они движутся, что с
ними происходит?
Наконец спортивный спектакль закончен. Время разъезжаться по домам. Здесь
будет некий итог фильма. Пусть каждый из героев, глядя в камеру, сам расскажет, что с
ним произошло здесь, что для него значило это событие, эта поездка. Чем это будет про-
ще, чем меньше прозвучит при этом пафоса, тем лучше. Выводы должны будем делать
мы - зрители, а свои выводы наши герои сделают сами. Захотят ли они поделиться этим
с нами или нет - это их выбор. Каждый из них решит сам, что сказать в камеру. Но, на
финальных планах, когда настанет время прощаться, мы будем смотреть на наших дру-
зей (хочется верить, что они таковыми станут для нас) и понимать, что на наших глазах
произошло что-то важное в их жизни, мы стали свидетелями целого драматического
отрезка их пути. Каков он будет, этот путь? Хочется верить, что своим фильмом, мы в
меру наших скромных сил, поспособствуем тому, чтобы этот путь был лучше, светлее и
радостнее!
Давайте позволим им победить...