Аннотация: "Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума - в знании" (Фалес)
Ничтожно малая часть пространства
трансформировалась в материю.
Ничтожно малая часть неживой материи
стала миром живых существ.
Ничтожно малая часть живой материи
обрела сознание.
Ничтожно малая часть человечества
творит усложнение бытия.
Постоянно развиваясь и усложняясь, люди всегда испытывали устойчивый интерес к своему происхождению. На сегодняшний момент мы имеем достаточно солидное количество объяснений возникновения разумной материи. Но человек продолжает пристально всматриваться в прошлое, пытаясь за пеленой собственных ощущений и размышлений увидеть еще что - то, что придаст ему интуитивную уверенность в произносимом и отстаиваемом. Тысячи и тысячи любознательных прошли и еще пройдут по пути к некоей исходной точке в хаосе, началу всех начал, самому первому - тому, с чего все где-то когда-то началось.
Дорога к изначальности есть. И она одна. Остальные представляют собой результаты осознанно или бессознательно необъективного исследования, восприятия внутреннего и внешнего миров человека. Впрочем, фанатичным стремлением к поиску самых правильных ответов страдают немногие. Большинству придорожные тропинки, непроверенные и непродуманные до конца умозаключения и образы очень даже нравятся. Составляющие их не видят особого смысла слишком глубоко, долго, серьезно изучать основу бытия. Повседневность ставит множество конкретных задач по выживанию. Их нужно решать. Размышления об изначальности же только отвлекают и вносят заметную долю разупорядочения в обыденные ритмы.
Путешествие по дороге в свое сверхдалекое прошлое с наработками научно-технического прогресса, неподготовленного, "простого" человека настораживает, пугает, возмущает. Запутывает. Ибо результаты научных поисков противоречивы. Открытия в сфере исследования природы человека, структуры мироздания бросают вызов устоявшимся стереотипам, взглядам, привычкам. Человеку же всегда было тяжело себя менять. Устоявшаяся система его координат подвергается существенной трансформации вовсе не под влиянием научных знаний. Основой новых движений являются изменяющиеся условия выживания, достижения успеха, показывающие выгодность применения альтернативных источников информации и практических шагов в иных, пока еще отвергаемых направлениях.
Подчас, даже самому умному и просвещенному человеку тяжело осознавать, понимать, особенно принимать тот факт, что вокруг и внутри него, каждого из нас работают весьма мало изученные и противоречиво трактуемые законы, врожденным путем передаваемое поведенческие программы. Мы живем по ним, но не являемся при этом их создателями. Мы можем их открывать, изучать, описывать, использовать, дорабатывать. Восхищаться ими. Пытаться противостоять им. Это наследие из мира взаимодействий, в котором однажды получила развитие цепочка создавших человека трансформационных преобразований, и который мы увидели уже существующим, непрерывно развивающимся, усложняющимся.
Каждое научное открытие человечества - это познание принципов функционирования того или иного результата развития первосостояния пространства - всего, что было когда-либо и есть сейчас. Расшифровка основных правил взаимодействия компонентов очередной части мироздания одновременно радует и устрашает нас. С каждым годом перед человечеством все отчетливее проступает сверхсложность пространства. Она рождает многочисленные и пока что риторические вопросы - каким образом его можно вообразить, почувствовать, осознать, измерить, правильно определить его содержание, под силу ли такое человеку? Через что человек получит возможность подойти к границам кажущегося бесконечным, обрести единую картину сотворенного не им и что она способна дать в его повседневной жизни?
Солнечные Системы, Галактики и Вселенные, разнообразнейшие космические тела, составляющие пространство, не обладают способностью увидеть, ощутить наше присутствие. Им все равно, есть мы или нет. Возможности влияния человечества на космос незначительны. Максимум на что оно пока способно, так это уничтожить все живое на собственной планете, да, быть может, и ее саму тоже. Обозначенная катастрофа, если когда-нибудь и произойдет, безусловно, окажет некоторое искажающее воздействие на структуру нашей Солнечной Системы, которая, впрочем, от смерти человечества не разрушится и режим своего функционирования не изменит.
Мир, в котором мы живем, огромен. Мы не знаем, где он начинается и где заканчивается. Он встречает нас, когда мы рождаемся в нем, и остается, когда уходим из него. Хотим ли мы, в массе своей, увидеть, осознать с помощью слов, образов, формул всю грандиозность конструкции мироздания? Вряд ли. Дом без видимых стен, принимающий, но управляющийся сам по себе вызывает негативные чувства и эмоции. Только тщательно изучив доставшееся наследие, признав в трансформационных процессах своих создателей, обретя умение объективно расшифровывать их сущностный посыл нам - сотворенным ими, люди перестанут испытывать страх перед возможностями взаимодействий, отвергать холод, инаковость нечеловеческого, откроют в себе надчеловеческие смыслы жизни, модели мира должного.
Жизнь страшится неопределенности. Достаточно длительное фокусирование внимания в повседневности на абсолютной зависимости выживания человека от взаимодействующих космических образований, компонентом которых является планета Земля, способно существенно деформировать и разупорядочить человеческую жизнь, нанести заметный удар по смысловой, психической устойчивости личности. На бессознательном уровне человек это чувствует. На сознательном уровне страх перед уязвимостью, хрупкостью жизни рождает успокаивающие установки: человек - царь природы, сформирован под влиянием, при участии неких более высокостатусных и опекающих его сил, структура космоса создана для рождения и развития человечества, оберегает его от гибели и тому подобное.
Необходимо располагать определенным складом ума, высокой степенью рассудочности, чтобы можно было спокойно, вдумчиво и достаточно объективно воспринимать информацию о рождении живого из неживого. Статус человечества, к которому оно относится весьма трепетно, невыразимо страдает, получая информацию о происхождении человека от химической реакции, усложненной молекулы, животного. Совсем другое дело вести свое происхождение от замыслов богов, деятельности могущественных внеземных цивилизаций, вселенского разума. В этом случае солидный статус обеспечен. Конечно же, перечисленные силы занимают более высокий иерархический уровень. Но на него не обижаются, ибо он родительский. Родителям позволяется быть всесильными, таинственными и отстраненными.
Иерархический мир человеческой материи воспринимается его жителями как мир особый и отдельный от окружающего. Возможности взаимодействий, формирующих разные структуры из составляющих пространство компонентов, явлений, процессов, являющихся источником возникновения всего, что есть в материальном мире - слишком сложная тема для человека плохо знающего, что происходит вокруг, что было сто, тысячу лет до его рождения. Не утихающая возня за доступ к необходимым для статусного благополучия и качественного воспроизводства источникам материального благополучия, постоянно соблазняющая опытом успешных членов иерархического сообщества, препятствует прорыву за границы человеческого, восприятия себя частью миров живого и неживого.
Жизнь рождает жизнь. Человеку трудно смириться с мыслью о том, что жизнь сотворена неживыми составными частями пространства. Мертвый мир, являющийся прародиной жизни, окружающий и забирающий себе то, что от нее осталось, рождает отторжение, страх, страстное желание получить жизнь вечную. Человек совершенно нормально воспринимает процесс производства живой материей себе подобного, но ему достаточно трудно представить иной вид рождения - путь формирования у совокупности каких-либо компонентов способностей, дающих ей возможность перейти на принципиально другой, качественно новый уровень своего развития. Существу, живущему, в среднем, семь - восемь десятков лет, вынашивающему плод несколько месяцев, сложно вообразить процесс образования чего-либо в течение сотен тысяч, миллионов лет.
Человек, будучи компонентом упорядоченного пространства, боится стать его неупорядоченной частью. Неповторимость, уязвимость, одиночество, биосоциальная поведенческая противоречивость человеческой цивилизации влияют на характер, направленность ее развития на планете. С рождения живую материю преследует страх пустоты, разрушения, небытия, смерти. Механический, бессознательный контакт с сохранением структурной устойчивости или ее потерей усложнился в процессе трансформационных преобразований пространства до сознательного стремления сохранить себя в настоящем и будущем. Даже тогда, когда этого нет, инстинктивные программы самосохранения не оставляют человека, на бессознательном уровне подталкивая его к противодействию разрушению.
Человек, чувствуя свою неустойчивость в миропорядке, зависимость от него, пытается противостоять этому, упрочнить свое положение, остаться в настоящем и будущем с помощью восхождения по разнообразным иерархическим лестницам, получения поддержки могущественных нечеловеческого происхождения сил, приобретения, накопления, защиты собственности, производства качественных потомков. Для сопротивления разрушению, восхождения на более высокий уровень иерархии необходима энергия активности, давления на то, что требуется изменить, потеснить, победить. И таким силовым ресурсом является агрессивность. Агрессивное поведение необходимо человеку, является важнейшим компонентом его способности побеждать, сохранять устойчивость, целостность.
У каждой неживой, живой, искусственной структуры есть предел ее потенциала сопротивления разрушающим воздействиям, сохранения своей целостности, развития. Исходя из имеющегося, различна степень деформации, разрушения в результате взаимодействия, функционирования. Подрывающие устойчивость сложность, старение структуры, деформирующие ее взаимодействия, способствуют обновлению - усложнению, частичному или же полному разрушению, возникновению возможности развития результатов распада. Структурное разрушение является одним из путей формирования материи с новыми способностями, возможностями, перспективами.
Развитие в виде усложнения и упрощения, созидания и разрушения, представляет собой важнейшее свойство различных частей пространства, творящую основу мироздания - диапазон действий, реализующихся вновь и вновь, непрерывно составляющих ряд постоянных изменений реальности. С точки зрения человеческого сознания, ощущающего потребность в получении нового качества бытия, созидательные процессы являются прогрессивными, процессы же упрощающие, разрушающие носят регрессивный характер. Высокоорганизованная живая материя по вполне понятным причинам навсегда настроена с большей настороженностью относиться к разрушению, реструктуризации. Процесс разупорядочения может изменить целостность, которая получит новые состав и структуру, перестав быть тем, чем была до начала преобразований.
Все виды находящейся на планете живой материи, кроме человека, развились до оптимальной совокупности параметров, позволивших им выжить в окружающем мире, занять в нем определенную функциональную нишу. Человек продолжает развиваться. Предел его усложнения пока еще не достигнут. Если это когда-нибудь произойдет, то пойдет человечеству только во благо, ибо даст долгожданную возможность в спокойной обстановке проанализировать пройденный путь, восстановить ценность опрометчиво забытого, более заботливо, эффективно использовать позитивную часть наследия своих предков. Пока же человеческая цивилизация со все возрастающей скоростью осваивает отведенную ей нишу, границы которой на данный момент не представимы, но ожидаемы из-за структурной принадлежности к единому целому, коим является наша планета.
Составляющие материальную часть упорядоченного пространства структуры функционируют по определенным, придающим им устойчивость правилам. Живые и неживые структуры и их компоненты располагают определенными характеристиками, качествами, свойствами, возможностями, ограничениями. Человек, как компонент семьи, группы, этнокультурного общества, человечества, живой материи, изначально настроен на исполнение разнообразных биолого-социальных установок. Человеческое бытие - процесс функционирования в определенном диапазоне эмоций, чувств, мыслей и поведенческих актов. Ширина диапазона, его содержательное наполнение зависит от биологических, умственных, экономических, социальных и иных данных индивидуума. История задействования составляющих диапазон элементов является результатом требований среды, в которой человек стремится осуществить свои наиважнейшие установки, степени его боеспособности. Границы диапазона - есть рамки внутренней свободы материи, ее потенциала развития, участия в многогранных процессах разрушения и сотворения материального и нематериального.
Творящие способности пространства выражаются в развитии - разрушении, усложнении имеющегося, придании ему новых форм, содержания, структуры. Неупорядоченный и упорядоченный миры каждый миг претерпевают какие-то изменения - обновляются. Непрерывно через взаимодействие, создание, приобретение, разрушение наступает новое состояние реальности. Бытие бесконечности - мир вечного, непрекращающегося, имеющего различную скорость движения к образованию новых связей, взаимодействию структур, формирования ими условий сохранения структурной целостности, выживание в них. Постоянно изменяющийся мир требует для сохранения, улучшения занимаемых позиций совместимости с результатами развития. При этом необходимость сохранения устойчивости предполагает наличие консервативной основы, сопротивляющейся нововведениям и вместе с тем ими модернизируемой.
Такой консервативной основой является большинство членов человеческого сообщества, которое не испытывает какого-либо желания задумываться над структурой мироздания, исследовать механизмы его функционирования, принимать инициативное участие в духовном, интеллектуальном, социальном усложнении бытия. Многие пользуются уже готовыми, предоставляемыми им представлениями об окружающем мире, характере протекающих в нем процессов, положительными, позволяющими улучшить жизнь результатами научно-технических поисков. Ускорение, усложнение жизни не способствует спокойному, отстраненному созерцанию, размышлению, анализу. Легче всего взять уже имеющуюся причинно-следственную цепочку, объяснение, описание того или иного объекта, явления, действия и идти дальше.
Человеческое "Я" - обработанный личностью объем работающей информации, полученной в результате воспитания, образования, накопления личного жизненного опыта, самостоятельно сделанных исследований, обобщений, выводов, независимого от других осознания пережитого. Современное бытие уменьшает мир "Я" в жизни человеческой биоструктуры. Неотвратимо протекает процесс превращения человека в компонент- функцию в созданных им конструкциях. Мир "Я" человека сжимается, уступая место мировоззрению, установкам, функциональному поведению, культуре структур, частью которых он является. Увеличивающиеся количество и сложность технологий использования человеческих ресурсов делают его бытие все более информационно насыщенным, искажающим биологические стандарты, менее прогнозируемым и объективно оценивающим происходящее.
Иерархии живых материальных образований, взаимодействуя друг с другом, вносят весомый вклад в формирование условий жизни на планете. Последние способствуют выработке критериев индивидуального, группового отбора в борьбе за источники материального благоденствия, возможность продолжить себя в ребенке, перейти в будущее. Иерархические структуры человеческих сообществ формируются на основе личных и коллективных мировоззрений, ценностей и интересов, которые определяют межличностные, межструктурные правила взаимодействия. Они отражают сущностную основу пространства, ибо человек является одним из его воплощений. Творящие свойства первосостояния мироздания делают людей творцами своей жизни, сохраняющими и реализующими информацию выживания биологического и социального характера.
Различные и многочисленные условия восприятия, исследования, анализа, понимания, принятия мира у носителей разных врожденных и приобретенных характеристик, их реализации, формируют неискоренимое мировоззренческое, идейное, политическое, экономическое, финансовое, материальное, социальное, культурное, духовно - нравственное, сексуальное и иное разнообразие и неравенство. Многочисленность, разнообразие и неравенство индивидуумов являются важнейшими основами эффективного решения задачи выживания человеческой материи в окружающем ее мире. Никто не знает, когда и кто будет востребован для сохранения жизни в изменившейся реальности. Помогая человеку повысить качество его жизни, опасно возлагать большие надежды на унификационную деятельность, способную негативно отразиться на конкурентоспособности человечества.
Особое место в процессе заботы живого о ней занимает бессознательная позиция большинства составляющих любое государственное сообщество людей, которое не хочет и не может пристально всматриваться в определяющий его жизнь космический миропорядок. Подобное поведение вовсе не случайно. Человеческое большинство не создано для этого. Основная масса жителей планеты в своей повседневной деятельности опирается на программы выживания предыдущих поколений и вырабатываемые социальными отношениями, персональным опытом, механизмами обработки сознания стереотипы. Большинство человеческого сообщества является потребителем готовой информации, интеллектуального, творческого, духовного труда меньшинства, будучи нацеленным на получение качественного потомства, как основы для развития.
Результаты деятельности завоевателей, мыслителей, изобретателей, активных сторонников доминирующего влияния духовно-нравственных ценностей над материальными установками используются для выживания, улучшения своего статуса, качества своей жизни. Плоды работы амбициозности, воли, мозга, духа, сексуальных влечений, различных страстей человеческой натуры вкладываются в победу в межличностной и межгрупповой борьбе. Конкурентное взаимодействие на статусном, территориальном, этническом, культурном, сексуальном и иных уровнях является источником прогрессивного или регрессивного развития его участников. Борьба за достижение поставленных целей представляет собой материальное воплощение действия основных принципов развития пространства, механизм его усложнения в мире человеческой материи.
При наличии мира активного научного, творческого, духовного поиска, обыватели прочно отделены от сложности мироздания материальной обыденностью - вещами, житейскими хлопотами, удовольствиями. Снятие у них препятствий к глубокому познанию сложного привело бы к хаотизации бытия среднестатистической человеческой личности, потере ею пожизненной маршрутной карты - смысла "обычной" - "нормальной" жизни. Доминирующие установки подавляющего большинства индивидуумов на ресурсный, статусный рост, приобретение движимого и недвижимого имущества, создание семьи, рождение и поддержку детей, активное производство, использование, потребление товаров и услуг необходимы живой материи для выживания, продвижения в будущее, работают на формирование условий развития, усложнения, движения вперед.
Немногие из людей, живущих на Земле, могут заглянуть, отправиться в глубину бесконечности. Те, кто ощутил, осознал и стал осваивать сверхсложность, неповторимость, непредсказуемость мироздания, вступают во взаимодействие с творящей способностью пространства. Открыв и приняв ее, они встречаются в себе с нематериальной изначальностью. Становясь при этом неразрывным соединением своей нематериальной сущности с эволюционным путем сформированной материальной структурой, единым целым, воплощением непрерывно изменяющегося миропорядка, осознавшим это. Пространство в данном случае приобретает сознание, руки, ноги, глаза, уши, тело, мобильность, относительный контроль над реальностью, возможность творчества, осознанного осуществления творящих способностей.
Удел немногих соседствует с миром охваченных повседневными хлопотами генетически и социально закрепленными устремлениями, моделями поведения, охраняющими достигнутое упорядочение материальной субстанции от разрушающих воздействий для ее устойчивого воспроизводства и совершенствования. Образ жизни большинства позволяет сохранять и развивать смысловые нити, соединяющие компоненты в структуры, служащие обывательской повседневности. Меньшинство творит отличные от имеющихся модели развития, усложнения реальности. Большинство использует их для борьбы друг с другом, улучшения своей жизни. Таким образом, изменения разрабатываются, опробуются, предлагаются меньшинством, но при этом вводятся в настоящее, массово используются и оставляются в жизни большинством. И те, и другие следуют привнесенному не ими. Как правило, работающие на усложнение, получение нового качества изначальности, не осознают этого.
Импульс движения к новому черпает энергию преобразования из различных источников. Одним из них является страх - важнейшее побудительное начало в жизни человека. Страх разрушения, смерти порождает стремление к сохранению цельности, структурированию, упорядочению, жажду жизни. Мир живого - мир страха. Страха не выжить, не преуспеть, не реализоваться, не быть увиденным и оцененным, потерять полученное, достигнутое, не встретить нужного человека, не удержать его, не вырастить качественных потомков, умереть рано, недостойно. Смерть придает ценность жизни. Кто не думает о смерти, не боится ее, тот не ценит жизнь, поверхностно познал ее, не в состоянии по достоинству оценить результат качественных изменений вещества, его новые, многообещающие способности во всех их проявлениях.
Сформировавшаяся, сохранившая устойчивость неживая структура существует, разрушается, не чувствует, не осознает этого. Не испытывает страха и боли. Неживой материальный мир состоит из взаимодействующих, разрушающихся, формирующихся, функционирующих структур. Это мир без эмоций, чувств, мыслей - мертвый, в человеческом обозначении, но при этом находящийся в постоянном движении, развитии, производстве нового. Живая материя до своей смерти, дающей распад на компоненты, становящиеся составными частями иных цельностей, располагает различным отношением к боли и страху. Безразличное, безответственное отношение к последним приближает ее к миру неживого материального и нематериального, ослабляющему статус, влияние эволюционным путем сформированных установок, определяющих поведение живых существ, заинтересованных в сохранении достигнутого уровня усложнения человеческих сообществ.
Делающее человека счастливым качество жизни он обретает не в движении к неживой материи, а в способном дать человеческой жизни наивысшую ценность осознании счастливой случайности сотворения живого воплощения бесконечности, назвавшей себя человеком, его одиночества, уязвимости, уникальности, потенциальных возможностей в иерархиях мироздания. Свойства пространства, позволившие изначальности развиваться, сформировали человека, его способность осознанно творить, наслаждаться жизнью. Эта удивительная способность дает возможность обрести неживотный смысл жизни, научиться выживать, избегая разрушения себе подобных, постепенно осваивая путь осуществления вполне очевидного вектора развития бесконечности через наиболее полное раскрытие потенциала личности, бросающей вызов толкающему человека в небытие упрощению.