Осипцова Н. С. : другие произведения.

Про деда

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Собранные моей матерью материалы про моего деда по матери - её отца.


   Эти материалы собраны моей матерью, Осипцовой (Швырковой) Надеждой Сергеевной, в середине 80-х годов, когда она пыталась узнать, куда подевались документы о контузии моего деда - её отца, Швыркова Сергея Фёдоровича.
   Письмо (1985-й год)
  
   Уважаемые товарищи!
   Помогите человеку!
   В нашем доме живет участник Великой Отечественной Войны Швырков Сергей Федорович. Человек скромный, никогда о себе никому ничего не расскажет. Он был контужен на фронте. Сейчас у него очень часто бывают припадки, в день раза 3-4, здоровье плохое, а справки о том, что он был контужен, нет.
   Швырков Сергей Федорович, родился в октябре 1919 года, а в паспорте 15 декабря 1920 года, в деревне Анновка Белебеевского района Башкирской АССР.
   Призван в армию в 1940 году в сентябре, на фронт прибыл в 1942 году из-под Хабаровска с Дальнего Востока. Сергей Федорович был на Воронежском и 4-м Украинском фронтах.
   Их часть подчинялась Центральному Управлению военных сообщений, начальником которого являлся Генерал-лейтенант И.В. Ковалев.
   Сергей Федорович служил в 14 железнодорожной бригаде технических войск (командир полковник или генерал-майор Иванов), в 91 восстановительном железнодорожном батальоне (командир батальона майор Михишин), рядовым.
   Станция Погребище, Винницкой области переходила "из рук в руки".
   Вся она битком была уставлена эшелонами. Снаряд угодил в один из вагонов с боеприпасами, который загорелся, тогда, чтобы не загорелись остальные вагоны, солдаты стали отцеплять загоревшийся вагон... Больше С.Ф. Швырков ничего не помнит.
   Очнулся он уже в госпитале в городе Красноуфимске Свердловской области. Это произошло летом 1943 - по ноябрь 1944 годы.
   Выписали его из госпиталя снова на фронт.
  
   Уважаемые товарищи, посмотрите, пожалуйста, Ваш архив. Может у вас сохранились списки раненых и контуженных, которые находились на излечении в Красноуфимском госпитале в 1943-1944 годах.
   Результат ваших поисков, пожалуйста, пошлите по адресу:
   618960, г. Лысьва-5
   *********
   Швыркову Сергею Федоровичу
  
   С уважением, его дочь Надежда Осипцова.
  
   Если собранных данных мало - попытаемся собрать побольше - дайте знать.
  
   Воспоминания Швыркова Сергея Федоровича о военных годах.
  
   (найти, кто такой Ковалёв? Когда освободили Погребище? (см 5-й том)
Уточнить что Лиски сейчас Георг
иу-Деж)
  
   Железнодорожные войска
   Был в Сталинграде, Воронеже.
   "Почетная грамота" от 19 декабря 1947 года за подписью Министра Путей Сообщений И. Ковалев
  
   родился в деревне Антоновка
   Белебеевский район Башкирской АССР
   В октябре месяце
   В 1919 году
   В паспорте 15 декабря 1920 года
  
   ++++
   Призван в армию в 1940 г. 15 сентября (сентябрь)
   Белебеевским райвоенкоматом.
   ++++
  
   звание - рядовой.
   Военную присягу принял 20 ноября 1940 г.
   При 63 отдел (отделе?) строит (строительных? строительства?) путей железнодорожного батальона.
  
   Прохождение действительной военной службы.
   Наименование
   Воинской
   Части
   Должность
   И воинское
   Звание по
   штату
   Дата
   Зачисления
   В часть и N
   приказа
   Дата исключения
   из части
   и N приказа
   63 отдел
   стр путев (?)
   железнодорожный
   батальон
   Путеец
(командир батальона -
   майор, а затем
   подполковник
Исаев)
   Сентябрь
   1940
   Январь
   1941
   38 отдельный железнодорожный
   батальон
   Путеец
   Январь
   1941
   Январь 1942
   91 восстановительный
   железнодорожный батальон
   Путеец
(командир батальона
   Майор
   Михишин)
   Январь
   1942
   Январь 1947
   41 отд.
   Механиз
   ж/дор
   батальон
   Путеец
   Январь
   1947
   Март
   1948
  
   С 1942 года ротой командовал генерал-майор Иванов.
   Командир батальона Микишин.
  
   Призвали в армию и сразу отправили на Дальний Восток. Военный городок Вторая Волочаевка. (Волочаевка-2 - ОВ) Пробыл там примерно около 3-х месяцев.
   Затем перебросили к Хабаровску на правом берегу Амура, а потом на левом берегу Амура. Правый берег ближе к границе с Японией, а левый - дальше. Через Амур видно Японские сопки, правда, далеко.
   С 1940 до 1942 года находился под Хабаровском.
   Сначала военная учеба.
   Строили дома.
   Зимой 1942 был дан приказ двинуться на запад.
   Поехали на Украину.
   Станция Алексеевка - узловая станция (город Алексеевка). Прибыли летом 1942 года.
   Затем на Полтаву, на Киев. (Кременчук (постоянно пишет через "к" - ОВ), Рамадан, Полтава, Киев). Строили железные дороги, мосты.
   Строили (т.к. он был подорван), железнодорожный мост через Днепр.
   Станция Лиски (большая узловая станция)
   Зимой 1943.
  
   Контузило на станции Вторые Погребищи (Украина) (от Днепра далеко, от Киева далеко) в 1943 летом. (Погребище Второе или Погребище II - ОВ)
   Вторые Погребищи переходили из рук в руки
   И самолёты и танки и пехота была.
   Вагоны стали гореть с боеприпасами, стали отцеплять вагоны, которые не горели.
   В это время его контузило. Он ничего больше не помнит.
   Очнулся в госпитале в Красноуфимске Свердловской области.
   Не разрешали вставать врачи.
  
   Выписали опять на фронт. В 1943 примерно в октябре. В ту же часть, в город (не помнит), Западная Украина, Карпаты. В Карпатах отстроили 7 мостов.
  
   Станция Лиски сейчас называется ст Георгиу-Деж. (сейчас снова Лиски - ОВ)
  
   Георгиу-Деж (до 1943 г - Свобода, до 1965 г - Лиски), город (с 1937 г) в Воронежской области РСФСР, порт на реке Дон. Узел ж-д линий Воронеж-Миллерово и Валуйки-Поворино.
   Переименован в честь Г. Герогиу-Деж (деят румын раб движения). (и снова Лиски - ОВ)
  
   Командир 14 железнодорожной бригады технических войск генерал-майор Иванов.
  
   Швырков награжден медалью "За победу над Германией в Великой Отеч Войне 1941-1945 года"
   Медаль вручена в апреле 1946 года.
   На обороте медали удостоверение Н N 472531
  
   (мой почерк, орфография сохранена - ОВ)
   приехали с дальнева вастока
   стансыя Алексеевка была
   налеты бросал бомбы напу
   тя нашалоны сбоя припа
   сам настансою Лиски
   б лелали мосты через дон
   пошли мы тут накременчуг
   наромодан проходили будопешт
   Варшаву через Минск через из
   Прагу проходили рига будапешт
   Бухарест смоленс орел Курск белго
   род
  
  
  
  
   Книга: Терехин К. и др.
   "Воины стальных магистралей"
  
   ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
  
   Был на двух фронтах, или Воронежском и 4-й украинский фронты.
  
   Генерал Иванов
   Светлый, полный?
  
   Юго-Западный,
   Воронежский фронты
  
   4-й украинский фронт.
  
   Сергей Федорович был на Воронежском, а потом на 4-ом Украинском.
  
   Алексеевка - город (до 1954 года - поселок), центр Алексеевского р-на на В. Белгородской обл. РСФСР. Расположен на обеих берегах реки Тихая Сосна (приток Дона) ж.-д. станция на линии Георгиу-Деже - Валуйки.
  
   Иванов Семён Павлович (р.18 (31). 8. 1907, дер Поречно, ныне Смоленского р-на Смоленской обл.)
   Советский военачальник, генерал армии (1968), Герой Сов. Союза (8.9.1945г), Чл. КПСС с 1929. Род. В семье крестьянина. В 1926 году добровольно вступил в Красную Армию. Окончил Моск. пех. Школу (1929г.) и Воен академию им. М.В. Фрунзе (1939). С Января 1940 г. Нач. штаба стрелк корпуса, учувствовал в сов-финл. войне. Во время Велик Отеч войны 1941-1945 гг был нач оперативного отдела 13-й армии (июнь-дек 1941), нач штаба 38-й, 1-й танк и 1-й гвард армий Юго-Зап и Донского фронтов (дек 1941-октябрь 1942г), нач оперативного отдела и нач штаба Юго-Зап фронта (окт.1942-май 1943), Воронежского и 1-го Укр (май-ноябрь 1943), Закавказского (ноябрь 1943-октябрб 1944), и 3-го Укр (октябрь 1944 - май 1945) фронтов.
   В 1945 году учувствовал в войне с Японией, был нач штаба Дальневосточ направления.
   Награжден 3 орденами Ленина, 6 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й степени, Кутузова 1-й степени, Трудового Красного занимени и Красной звезды, 6 иностранными орденами, а также медалями.
  
   Лиски - город центр Лискинского района Воронежской области РСФСР. Пристань - на левом берегу реки Дон. Ж-д узел линий Воронеж-Миллерово и Валуйки-Поворино. Лиски возникли в 18 веке.
  
   Станция Погребище, Винницкой области. (Смотри "Железные дороги СССР. Направления и станции". Стр 14б (145?)).
  
   Булганин Николай Александрович (р.30.5.(11.6.) 1895г) С 1941-1943гг член Воен Советов ряда фронтов.
  
   Иванов прибыл полковником, потом присвоили ему генерал-майора.
  
   Ковалев И.В.
  
   Железнодорожная линия (стр 100т. 3) Лиски-Кантемировка была освобождена в январе 1943 года. Станция Алексеевка была освобождена до 20 января 1943 года.
   Железнодорожный участок Лиски-Валуйки освободили к 27 января 1943 года (это создавало благоприятные условия для дальнейшего наступления на Харьковском направлении и в Донбассе.
  
   Очистила от фашистов все течение Дона
  
   Восстанавливал мост через Дон на Станции Лиски.
  
   -----
  
   Воронеж тоже освободили в январе 1943 года. В результате зимнего наступления 1942-1943 гг вновь вступили в эксплуатацию железные дороги Сталинград-Поворино, Сталинград-Лихая-Ворошиловград, Сталинград-Краснодар, Владикавказ-Ростов, Елец-Касторная-Валуйки-Ворошиловград, Лиски-Миллерово-Шахты-Ростов, Москва-Ржев-Великие Луки и многие другие.
  
   +++++
  
   Железнодорожный участок Лубны-Ромодан.
  
   +++++
  
   Сталинград освободили в феврале 1943 года
  
   ++++
  
   Кременчук - (почему через к? - ОВ)
   Ромодан -
   Будапешт - 13 февраля 1945 г. Войска 2-го и 3-го Украин фронт.
   Варшава 17 января 1945 г. В ходе Висло-Одерской операции 1945 года.
   Минск
   Прага
   Рига
   Бухарест - 23 августа 1944 в результате народного вооружен восстания.
   Смоленск -
   Орел -
   Курск -
   Белград - освобожден 20-го октября 1944 года
   Висло-Одерская операция 1945 г - стратегическая наступательная операция войск 1-го Белорусского (Маршал Сов Союза Г.К. Жуков) и 1-го Украинского (Маршал Сов. Союза И.С. Конев).
  
   1944 год.
  
   Объем снабженческих перевозок, запланированный Центральным Управлением военных сообщений, начальником которого являлся генерал-лейтенант И.В. Ковалев (см т 4 стр 609)
  
   Железнодорожные войска - специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства и заграждения железных дорог на театрах военных действий. Организационно сведены в соединения, части и подразделения.
   В начале Велик Отечественной войны 1941-45 г жел-д войска эвакуировали подвижной состав и ценные грузы, ликвидировали последствия налетов авиации противника. В наступательных операциях Сов Армии железнодорожные войска совместно со специальными формированиями НКПС восстановили на территории СССР и за его рубежами около 120 тысяч км железных дорог, что позволило успешно справиться с перевозками войск, вооружения, техники, боеприпасов и других воинских грузов. За заслуги ж войска в Великой Отечественной войне 18 соединений и частей награждены орденами, одному соединению присвоено почетное наименование гвардейского. Около40 тысяч военных железнодорожников награждены орденами и медалями, 27 из них удостоены звания героя Социалистического Труда.
  
   Спросить есть ли у папы грамоты или медали?
  
   ++++
  
   Железные дороги Московско-Киевская и Сталинградская.
  
  
   P.S.:
   ОВ: честно говоря, это не одна версия контузии деда.
   Последствием контузии стали припадки и эпилепсия. Она прогрессировала, и дед все время с трудом вспоминал прошлое, а в середине 80-х уже не разговаривал, а только ходил по дому. Мы, маленькие, даже подростками его пугались.
   Но документы о контузии всё-таки нашли.
   Но вот что странно. Поиск по местам дает всё зимние операции. А дед упорно твердил про лето. Может быть, он просто намного больше потерял память?
   События при каждом рассказе отличались в деталях.
  
   Небольшой факт, из слов бабушки: "дед любил лошадей" - "из-за лошадей тебя в армии только и держали" (?) - что лошади делали в железнодорожном подразделении?
  
   Варианты "топора" иногда менялись на "автомат" и "винтовку". Или просто "оружие". Очень часто не взял сам, а "дали", "всунули в руки"
  
   Я помню вот такую версию: "бомба/самолёт/мина попала в последний вагон - где были патроны, сено, лошади. Вагон отцепили от поезда, стали толкать вручную. Лошадей почему-то не выпустили. Лошади бились в вагоне и мешали толкать. Дали топор/винтовку ППШ/автомат (да он иногда говрил "пэпэша" иногда - "автомат") Дед выпустил лошадей, и после этого произошел взрыв"
  
   Дед был обожжен наполовину, его с трудом нашли.
   Бабушка Анфиса Ивановна (по матери), женщина крепкая и острая на язык, во время ссор часто пеняла деду: "ты дурак, из-за тебя 5 человек погибли, а ты один выжил".
   "полез куда не просили, пятерых погубил и сам дураком стал".
Так что возможно
путаница мест и событий на которую сетовала мама (и я) имеет совсем не медицинскую природу...
   Бабушка вообще намного больше знала про деда, чем мама. Например, бабушка нашла дедову родню. Дед всех своих родственников узнавал по фотографиям, он сам рассказывал. При этом дед говорил что "видел Колчака". Хотя даже при рождении в 1919 году что-то сомнительно, что он его мог помнить, даже если встретил. Дед говорил, что в Москве в Кремлевской Стене похоронен кто-то из его родственников. Там есть какой-то Швырков, но он не из Башкирии, а из Подмосковья, учитывая состояние деда, когда он путал изображение на телевизоре с реальностью, очень трудно проверить.
  
  
   К сожалению, "Память Народа" даже в 20-х годах 21-го века не очень помогла.
   Тут например деда даже похоронили, потом наградили.

https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_pechatnoi_knigi_pamyati404666802/
  
   https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_kartoteka1106240755/
  
   https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada_kartoteka1106240756/
  
   https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_yubileinaya_kartoteka1522724750/
  
   https://pamyat-naroda.ru/heroes/sm-person_rvk1078532075/
  
   https://pamyat-naroda.ru/heroes/rvk-chelovek_voenkomat41234945/
  
   (про то, что он соврал про свой год рождения, известно было всей семье, и он сам этого не скрывал. Но и военные документы дают только 1920 года. Возможно, он изменил его раньше)
   И есть какая-то путаница с названием части. Может, железнодорожников ещё где-то искать надо.
   И если брать версию "злой бабушки" и в катастрофе, которая лишила деда памяти, есть его вина - не должно ли быть какого-нибудь акта или дела по этому случаю?

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"