Аннотация: Отзыв на Yahari Ore no Seishun Love Comedy wa Machigatteiru.
OreGairuили искусство взрослеть человеком.
Я наверное проклят со времен Хайбане. Ну, или просто такова сила удачного типажа. С тех самых времен ну никак не могу пройти мимо стандартной меланхоличной асоциальной брюнетки, бичующей себя за какую-то вину. Их много в аниме, и так что мне хватает развлечений с попытками исследовать очередную хайбанистку. Но в последнее время меня стали радовать новые подходы к этому образу. Первой, наверное, стала Сакурадзима Маи, которая при том же внешне образе представляет собой совершенно другой характер, причем иной до чуть ли не противоположности. Вторым - Кагуя, (та самая, которая на тропе войны), которая свободна от самобичеваний, и использует таланты такого характера для более прикладных целей, чем взваливание на себя всех грехов этого мира. И я уже думал, что наконец-то, подобный типаж исписался, раскрыты все грани, и классическое прочтение такого персонажа больше невозможно...
Но вот мне попалась "Обманчивая романтика моей школьной юности". Настроен был больно скептически, увидев стандартные образы и типажи - асоциальная брюнетка, лузер, рыжая и экспрессивная между ними... Честно говоря, начал смотреть только из-за рейтинга, и включил, чтобы что-то ненавязчивое и смешное было задним фоном во время работы. Как же я ошибался... Нет, как комедия она действительно смешна, и улыбает по многу раз, но, за всеми этими шуточками и приколами на фоне романтического "треугольника" задвигаются вполне серьёзные темы и психологические этюды, которые и взрослому не то что не решить - не понять что перед ним проблема. А в случае решения - не всякий и не поймет, что была проблема, и было такое решение...
Ну, давайте по порядку...
Юкино Юкиносита- или искусство загнать себя в безвыходное положение.
Неулыбчивая асоциальная девушка, к которой нас буквально впихивают под конец монолога главного героя. Все в её образе - говорит о силе характера и аккуратности: и длинные темные волосы, которые она специально носит распущенными, (попробуйте за такими поухаживать!), и множество мелких деталей, в прическе и одежде, которые надо отдельно подвязывать, пристегивать, держать осанку. И книжечка, которую она всегда читает и подчеркнуто-отстраненная поза, и место, которое она занимает за общим столом - она во главе, но боком. И странный клуб, в котором она одна до начала сюжета...
Казалось бы - обычная асоциальная страдалица, но страдающая по какой-то великой причине или смертельно больная, и вот сейчас...
Но вот фиг. Юкино в начале истории - действительно асоциальна, это замкнутый подросток, который сам решил отгородиться от внешнего мира и сам же попался в свою ловушку. У неё нет, ни планов умереть, так же как и нет никакой великой тайны...есть семья, школа, обязанности... и её собственный, сильный характер.
Перед нами - сильнейший человек, потрясающий стратег, с огромной силой воли, способный на невозможное. Причем в наличии не только сила воли и ответственность, но и самое главное - умение использовать эту силу воли, проложить с её помощью путь к желаемой цели. Но... горизонт планирования у этой девушки - реально, далекий горизонт, или даже загоризонтные цели, которых сейчас, из нашего настоящего, ещё не видно, и обычным людям, не обладающим такой силой воли - туда не пройти. Но эти цели ею самой пред собою поставлены, она пошла... но до этого времени всегда смотрела только туда, за горизонт - но не себе под ноги. Ей видно, что случится - но, с её точки зрения не видно, что происходит сейчас, и не видно кто стоит на пути, где можно пройти и что ею выбранный путь угрожает растоптать, если не быть осторожной...
Да, она сильная. Она может всё преодолеть... своей волей. Но кроме воли и мечтаний есть ещё физический мир, сегодняшний день. А сейчас она - девушка, дочь, школьница, сестра. Не великий вершитель великих дел, а ещё девочка. И она, ради будущего, которое запланировала, раз за разом оставляла нерешенными проблемы настоящего - и сама загнала себя в ловушку изоляции от общества.
И вот тут-то ей буквально впихивают главного героя в напарники.
Абсолютно противоположного и несовместимого.
Хатиман Хикигая - искусство быть рыцарем, искусство быть лузером .
Главный герой, от лица которого мы путешествуем по повествованию, главный положительный герой, и персонаж, находящийся в ещё более тяжелом положении, чем Юкино. Он подчеркнуто-асоциален, и его рассуждения и проработанная теоретическая база, которой он обосновывает своё лузерство, немало доставляют. Он изгой, практически хулиган "готовый кандидат для детской комнаты милиции", и только пинок учительницы, загнавший его в комнату со "снежной королевой " Юкино, внезапно всё меняет.
В отличие от Юкино он не стратег, он - тактик. Умеющий действовать в настоящем времени, рассчитывающий происходящее "сейчас", а не то, что может произойти "потом". Но проблема его характера - он видит не далекие цели, не возможные ситуации, а себя самого в этих ситуация. Поэтому при всём своём таланте, он очень зависим от статуса, общественного одобрения или порицания. Если он не смог из-за несчастного случая получить положительный статус - завести девушку, прибыть вовремя на линейку, - он будет зарабатывать отрицательный статус. Если не получилось быть лучшим рыцарем - значит можно стать лучшим... нет, не негодяем, но вот идеальным лузером и изгоем! Это тоже достойный статус, обеспечивающий ему уникальность и отличие от толпы. Но это опять замкнутый круг. Ему ВАЖНО, что думают окружающие, пусть даже и в негативном ключе. Не имея пред собой достойной цели для своего образа (он тактик, не стратег, как Юкино!), он становится зависим от созданного им же образа, и может только катиться по наклонной ниже и ниже...
...пока пинок учительницы не впинывает его в двери пустой комнаты с одинокой девушкой...
Сидзука Хирацука - искусство конструировать судьбы.
Главная виновница всех событий и потрясающий, необыкновенный педагог. Самое ведь сложное в педагогике и воспитании - это не объем знаний, не великая доброта и сердечность, и даже не "твердая рука" - а именно то, что показывает невезучая учительница всю историю - умение понять правила внутреннего мира учеников, найти совместимости - и соединить так, чтобы из двух колючих и раздражающий всех обломков, получился бриллиант.
Ведь ни Хикки ни Юки в начале даже не являются положительными персонажами: Хикки подчеркнуто-невыносим, а Юки - асоциальна в край. Сцена где она "ставит на место" "королеву класса" Юмико, только выглядит как защита друзей - на самом деле это обычная грубость и хамство, провокация конфликта уже когда конфликт был решен, (да, его решил Хикки, выведя Юи из-под удара) - и позже, затянутую ею напряженность и репутацию самой Юки, приходится исправлять несколько серий. Но благодаря действиям учительницы, у Юки теперь есть желание это исправить, а у Хикки - возможность помочь.
Юки - не эгоистка, она альтруист, замкнутый в себе ради большей цели. Стратег, видящий цели и за горизонтом, но беспомощный в ближней перспективе. Хикки - не безыдейный лузер, он идеалист, потерявший идею и цель, и из-за того, что отлично понимает и просчитывает ближнюю перспективу своих действий, и не видит достойной цели - предпочитает репутацию лузера. И вот прекрасному стратегу нашли замечательного тактика, а потрясающему тактику - лучшего стратега для планирования целей на будущее. Что теперь может их удержать?
Сидзука не стратег и не тактик. Будь она стратегом, она бы спланировала деятельность клуба лично, будь тактиком - лично бы наставляла каждого из учеников. Нет, она аналитик, понимающий те самые условности и внутренние правила, которые загнали практически всех её учеников в безвыходные положение, и сводящая их в нужном месте в нужное время, (о, как она потрясающе чувствует момент!). Нет, это не интуиция - за этим к Ирохе и самому Хикки, и не мастер эмоциональных связей - за эти к Харуне и Комати, она волевой аналитик, понимающий "как надо" и "как нельзя", и доведшая это понимание до уровня искусства - когда настоящий Мастер понимает что в камне настоящее, а что - лишнее. Ведь и Хикки и Юки прятались за килотоннами масок и фальшивых образов, чтобы никто не посмел задеть, поколебать, взволновать, отразиться в их юных душах. А она их нашла и поставила в такую ситуацию, что они открылись сами, и увидели - как прекрасны и они и окружающий мир.
Вообще, авторы не раз используют как сюжетный поворот беспомощность стратегов. Эта модная ныне "креативность", когда её ставят во главу угла в ущерб тактике и аналитике, оказывается бессильной и абсурдной, не в силах вызвать силу действия. Тот же эпизод с совещанием президентов школ - сплошная гворильня и махание руками, из-за обилия планов, при отсутствии исполнителей и критиков, просадившая все отведенное время на подготовку, и оказавшаяся в цейтноте буквально на ровном месте. Имея роскошный запас времени, ресурсов и всю возможную поддержку! Одними мечтами людей не накормишь, говорильней дело не сделаешь. По сути, на совещании повторилась мини-катастрофа "образца Юкино" - и выход из неё благодаря случайному наличию в команде одного тактика. Потому что планы важны, но они должны быть закончены, проанализированы - и переданы на исполнение.
Но есть ещё один аналитик, который появляется, по сути, совершенно случайно. Или это тоже был замысел талантливой учительницы?
Юигахама Юи - искусство незаметно брать за руку.
Если учитель Сидзука в своем анализе подобна конструктору, собирающему и прилаживающему друг к другу сложные части конструкции, то Юи - это тонкая красная ленточка, нежно связывающая всех действующих лиц и все повествование. Именно через её сердце идет связь дуэта Юкино-Хикки с окружающим миром, и именно она предупреждает Хикки обо всех попытках Юкино, по обычной привычке взять вину на себя, а Юки - о том, что любовь Хикки - это действительно очень ценное и важное. И не будь её, этой легкой и простой девочки, не сработала бы рикошетная комбинация из обещаний, сумевшая разорвать порочный круг замкнутый Харуной для защиты сестры.
Она - стеклянная душа, хрупкая и сияющая, она и зеркало, отражающее и лучшее и худшее, помогающее увидеть и понять всё в себе, найти ту соринку в глазах, которая мешает видеть правду - она и увеличительное стекло, позволяющее увидеть самый укромный уголок сердца, она и призма, разбивающая спутанный поток взаимный чувств - на красивый и понятный спектр. И она единственная согласна разбить собственное сердце на осколки, чтобы друзья увидели, что живут они - взаимным светом.
Она легка, но не поверхностна. Эта легкость спасает её - ей и просто найти знакомство, и просто проникнуть в душу, и проще исцелиться от душевных ран. Сразу же, появившись третьей лишней, в паре Хикки-Юкино, она становится их дверью во внешний мир, глотком свежего воздуха. Потом - связью, спасая от разладов, и через своё дыхание и слова, перенося чувства подруги - возлюбленному, а чувства её парня - своей лучшей подруге. Она заслужила всё то счастье, которое получила, и заслуживает ещё большего - в последний момент, в очередной раз, сработав зеркалом - и не дав Юкино совершить глупое самопожертвование, а Хикки - смириться с этим, вернув её чувства - обратно, а любовь всей жизни - подруге.
...а потом - как говорит Ироха: "ведь не существует закона, запрещающего любить парня, у которого есть девушка?"...
И в этом эта провокаторша права. А бывает ли она неправой?
Ироха Иссики - искусство ломать неудобный момент
К этой фальшиво-кавайной озорной провокаторше и манипулятору, невозможно относиться спокойно. Ещё три года, как она обещала - и любой парень будет её без особых сложностей, и никаких особых внешних данных ей и не потребуется. Зуб даю, что Сидзука-сэнсей специально её загнала в Клуб Волонтеров с расчетом что они не отговорят, а уговорят её, сделать выбор - и, наконец, на ответственной должности, получить настоящее поле для развития лидерских качеств.
Она - тоже "стратег", как Юкино, Харуно, и Хаяма, но из всех четырех - самый опасный. Её стратегия - не план, не чувства, не расчет, а импровизация, умение поставить ситуацию в положение "с чистого листа", разрушить все предыдущие планы, и, пользуясь тем, что она единственная знает, что обстоятельства уже не имеют значения - воплотить свой. Дамоклов меч, разрубающий все узлы, и связывающий веревки заново. И ОЧЕНЬ ХОРОШО, что для выживания в школе она вынуждена прятаться за кавайной мордашкой! Будь у неё другой образ, другая репутация - я сомневаюсь, что она бы смогла остаться положительным персонажем.
Её умение начать всё заново в любой момент, сбросить темп и задать новый, втиснуть свой план на месте разрушенных старых, слышится даже в манере речи - она всегда говорит, как будто имеет право, будто бы не было обид, сложностей, недопониманий. И это её фальшивое и смешное кокетство, которым она глушит под конец каждого разговора несчастного Хикки - всё четко спланированная закладка на следующий разговор. Можно из-за всякой ерунды расстаться, недопоняв друг друга - но если тебя тут только что чуть не назвали женихом - блин... так и получится что придётся снова обращаться именно к ней в случае сложностей. Она не манипулирует, как все в этом безумном мире - она честно признается, что вот так вот здесь вот можно было удобно бы тобой воспользоваться... и открывает свои карты перед собеседником, которому уже тоже неудобно прятать свои козыри.
Она, раза два "сбрасывала" отношения между всей троицей, ставя их в ту ситуацию, когда вынуждены разговориться друг с другом. Она же вывела Хикки на откровения с Юкино и Юи. Причем каждый раз делала это из чистого эгоизма, ради своих целей, не касавшихся клуба - но её энергия такова, что "с чистого листа" начинала не только она и её жертвы, но и все участники её затей. И она отлично понимает свои ограничения - что её собственные планы могут быть реализованы только на чистом листе, и чтобы вникнуть в работу Совета - берет с собой тактика Хикки, который выслушает и не испортит. А когда более опытная Юки занимается организацией - самоустраняется чтобы не разрушить то, что скрупулезно делает подруга - и лихо "сбрасывает ресетом" все закулисные сложности и гордиевы узлы клубных отношений, помогая и закопченным доспехам Хикки засиять во тьме, и стеклянному зеркалу Юи закалиться и стать крепче перед её главным поступком.
Только вот с Хаямой у неё не ладится. Потому что он стратег другого уровня и отлично видит все уловки - и не хочет, чтобы новой вспышкой были разрушены те связи которые он создавал столько лет... Да и она, перед ним занимает не ведущую, а подчиненную роль - к чему её огненный характер юного лидера не готов и не может принять...
Да и к тому же, у Хаямы есть более опасный соперник, чем эта девочка...
Харуно Юкиносита - искусство играть сердцами
Вы два сезона не поймете, чем так опасна Харуно, и почему и Хикки и Юки испытывают к ней стойкую неприязнь. Разве что вы какой-то жуткий моралофаг и приняли Харуну за не ту девушку, которой она является. Она легка, мила, общительна, жизнерадостна. Вот уж кто точно начинает говорить с вами, будто знает сто лет. Непринужденно заводит знакомство, играючи западает и в сердце и в душу. Она - школьница среди школьниц, учительница рядом с учительницей, серьёзная старшая сестра рядом с мамой. И не поймешь, на что она способна, и какие её цели в жизни - кроме того, что она "взрослая".
Да, она взрослая, с её "двадцатью годами" и поэтому основная часть её жизни, её настоящие цели и принципы, остаются за пределами понимания главных героев - до тех пор, пока они не начинают чувствовать её вмешательство на себе.
Она - такой же "стратег" как и Юки, но в противоположность младшей сестре, оперирующей законами и долгом, Харуна ставит во главу угла чувство, отношения, симпатии - и умело играет ими, легко, походя, незаметно направляя в нужную ей сторону. Она одним замечанием превратила амбициозную Минами (соперницу Юкино), сначала в безответственную тусовщицу, затем - в изгоя для всего коллектива, так что Хикки и Хаяме пришлось чуть ли не сюжет из "дракона и рыцаря" разыграть чтобы её вернуть. Она показывает Хикки пустоту и глупость Каори, без особого труда вылечив парня своей сестры от старой любви. Когда Юки наконец поручают ответственное дело - вдруг поселяется у неё в квартире и напивается, тем самым поставив себя - старшую, в зависимость от ответственной младшей, и лишив её сдерживающего пиетета перед авторитетом. И она же одним словом, ломает весь с таким трудом и любовью выстроенный учительницей треугольник, превратив романтическое чувство - в мучительную для всех связь, и только реакция совсем неожиданной и не понятой ею Юи, спасает чуть не убитую неосторожно любовь. Конечно, её цели благие - она так помогает младшей сестре, которая хочет поменяться с нею такой нежеланной свободой в обмен на цель в жизни, и не хочет отпускать всех хороших людей, которых встретила в жизни - даже предлагает себя на замену Хатиману, хоть для неё это представляет куда больший риск... но то, в чем она сильна, чувства - это и есть самая уязвимая сторона её близких. Мать, судя по всему, может с нею справиться, но вот для Юкино, защищающей свои чувства правилами и условностями подобные методы казались ударами ниже пояса. Понимала ли это сама Харуно? Непонятно, но как же прекрасно выглядит момент собеседования о втором празднике, когда Хикки переигрывает её на её поле, и ставит в положение школьницы и перед матерью, и перед учительницей и самое главное - в глазах Юки. Секунда замешательства, непонимания - и Юкино видит уже в ней не соперницу, не старший по возрасту авторитет, а сестру, соучастницу, подругу, которая ей не препятствие, а часть её мира. И дальше уже неважно, что она говорит и чем угрожает - ей уже не сделать своей заботой больно младшей сестренке, и может быть, они обе такие сильные и разные, составят сильнейший дуэт.
А может трио. Учитывая Хатимана. Или квартет. Учитывая Комати.
Комати Хатигая - искусство отдать кусочек сердца.
Она мила и непосредственная, беззащитна и наивна, она - единственное светлое пятно в жизни Хикки до тех пор пока он не встретит Юки и Юи. И она принимает на себя роль душевной отдушины брата в то время, когда он пытается разобраться в путанице чувств, в которую его хладнокровно втолкнула учитель Сидзука.
Комати эмоциональна, но не так как Харуно - она не стратег, не манипулятор, каждым своим появлением она выполняет роль "оптимизатора чувств" - "сколько, как глубоко и какую часть своего сердца ты готов отдать сестре, подруге, возлюбленной"?! Где надо остановиться, а где - открыть своё сердце? Причем это такая потрясающая в своей глубине интуиция - да она даже в самом начале, просто сожрав подаренные Юи конфеты, заложила основы их отношений, увела Юигахаму он возможного превентивного удара "Хикки в режиме лузера". Состоись та сцена "не нужна мне твоя благодарность" раньше, до того как у Хатимана появилась богиня-Юки, до их знакомства в клубе - да даже Сидзука-сэнсей была бы бессильна их спасти, всё закончилось бы по худшему сценарию. Но она присваивает неуместные в неподходящий момент чувства себе, и возвращает их, когда приходит время - и безобразная сцена отказа от помощи происходит не когда Хикки один и Юи едва знакома, а когда у него уже есть идеал, а она - уже привязана к ним обоим. И вместо того, чтобы оттолкнуть - заставляет добрую и хрупкую Юи поглубже изучить и подругу и её парня, и сильнее в них влюбиться.
И так всегда. Каждый раз, когда брат и его друзья путаются в своих чувствах и приоритетах отношений - появляется Комати, и одним своим присутствием помогает распределить силы сердца: "вот то, что важнее чем Комати, вот то, что не так важно, как Комати". Пока - только благодаря её общительности и эмоциональности, без личных усилий и участия. Но это только пока. Не зря же под конец она оказывается в компании Ирохи. Уж кто-то, а самый термоядерный элемент школы, сразу поняла возможности мелкой по усилению и экономии сил, и кто знает, что эта пара сможет наворотить в будущем...
Там ещё много персонажей, да и история судя по количеству материала куда глубже и сложнее. Я выделили только самых важных для взросления главных героев. Ведь подумать - кем бы стали Хикки и Юкино без этих друзей? Нет, они бы не погибли, они оба сильные. Но Хикки бы стал преступником или сознательными злодеем, а Юкино - холодной и бесчувственной стервой, которая бы больше никогда не поняла никого из окружающих, и положила бы себя как полагается, последней жертвой на алтарь великих дел... Но теперь - они оба прекрасные люди. Великие дела будут, и много. Но больше не будет жертв.