Ютрименко Владимир : другие произведения.

Кавказская линия. Часть первая.Первые русские поселения на Кавказе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Настоящий сборник статей под общим названием "Кавказская линия" строго научным исследованием не является. Цель сборника - связать в одно стройное повествование драматические и героические события, которые определили особую роль Кавказской линии в нашей истории.

  КАВКАЗСКАЯ ЛИНИЯ
  ПРЕДИСЛОВИЕ
  Во всякой книге предисловие есть первая
  и вместе с тем последняя вещь...
  М. Ю. Лермонтов
  Настоящий сборник статей под общим названием "Кавказская линия" строго научным исследованием не является. Цель сборника - связать в одно стройное повествование драматические и героические события, которые определили особую роль Кавказской линии в нашей истории. Кавказ в истории Российской державы занимает особое место. Он занимал важное место во внешней политике Московского государства XVI-XII вв.; в Российской империи XVIII-XIX вв. его значение ещё более возросло. В силу своего стратегического положения на протяжении многих веков Кавказ был источником противоречий между мировыми державами. По территории Кавказа издревле пролегали военно-стратегические и торговые пути, имеющие важное политическое и экономическое значение. А потому Кавказ длительное время был ареной жесточайших военных столкновений между народами. Возведение Кавказской военно-оборонительной линии позволило на долгие годы обеспечить безопасность южных рубежей России.
  Сборник составлен по архивным документам, воспоминаниям, дневникам, письмам; кроме того, пособием для его составления служили книги по истории Кавказа, произведения русских классиков, посетивших Кавказ. Сборник разделен на части таким образом, чтобы наиболее точно отразить хронологию исторических событий.
  Хронология событий охватывает:
  XVI-XVII вв. - период первых русских поселений водворившихся на Кавказе и послуживших основанием для возведения Кавказской Линии;
  XVIII-XIX вв. - период создания системы пограничных укреплений, ее развития в военном отношении и, наконец, ликвидации в связи с прекращением военных действий на Кавказе.
  ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ НА КАВКАЗЕ
  Кавказ! Какое русское сердце
  не отзовется на это имя...
  В.А. Потто
  I
  Кавказ представляет собой обширную страну, расположенную между тремя морями Азовским, Черным и Каспийским; делится на Северный Кавказ, Предкавказье и Закавказье. Географическое положение Кавказского перешейка превратило его, в своего рода, связующий мост между Азией и Европой. Если бросить взгляд на карту перешейка, то заметим, что с северо-запада на юго-восток перешеек запирает под углом 45 градусов Кавказский хребет. Горы Кавказа принадлежат к двум различным системам: к системе собственно так, называемых Кавказских гор и к системе Таврских гор, пролегающих по Малой Азии отрогами под названием Армянских гор, в пределы Закавказья. Эти две системы соединяются между собою посредством Араратских или Грузино-Имеретинских гор при Бержемском ущелье. Стена, что образует Кавказский горный хребет, начинается в глубине дельты Кубани близ Черного моря и простирается далее на 1100 верст до Апшеронского мыса в Каспийском море. Гора Эльбрус (Ошхомахо, Шат) считается высшею не только на Северном Кавказе, но и во всей Европе. Две его вершины вечно покрыты снегом. С Эльбруса текут: Кубань, Малка и Баксан; отсюда отделяется ветвь Бештауских гор. С этих гор текут притоки Кубани, к северу - Егорлык и к востоку - Калауса и Кума. Черта разделения вод Каспийского и Азовского морей пролегает от Бештауских гор правым берегом верховья Калауса, потом степями между Манычем и Кумою. Между верховьями возвышаются отдельно пять высоких гор: Бештау ("Беш" в переводе с тюрского - "пять"; "Тау" - гора), от которой произошло название Пятигорье, Машук, Змейка и пр. Здесь же находятся известные кавказские минеральные источники. Юго-восточнее Бештауских гор от северного Кабардинского склона главного хребта текут: Чегем, Нальчик, Урвань, Урух. Далее по хребту возвышается гора Казбек. С южных склонов Кавказских гор вытекает Терек, обогнув гору Казбек прорывает вниз Дарьяльское ущелье и принимая северо-западное направление, протекая по Кабардинской равнине, устремляет свои воды в Каспийское море. В северных предгорьях этой части хребта находятся источники Сунжи, Архона, Ардона. По правобережью среднего течения Терека простирается Терский хребет и, вместе с параллельным ему Сунженским хребтом, образует Терско-Сунженскую возвышенность.
  Терек и Кубань считаются главными реками Северного Кавказа и Предкавказья. Кубань, известная в древности под именем "Гипанис" упоминается Птоломеем под названием "Вардана", а у хазар "Укруг" занимает западную часть Северного Кавказа. Терек, на армянском языке - "Теркх", персидскм и турецком языках - "Терек", грузинском - "Терги" и "Ломех"" занимает восточную часть Северного Кавказа. Обе реки эти, протекая по местности, постепенно понижающейся к северу, принимают притоки только с той стороны, которая обращена к главному Кавказскому хребту; из них - Кубань исключительно питается водами второстепенных рек, впадающих в нее слева, а Терек теми притоками, которые в него впадают справа. Кубань, берущая начало из ледников Эльбруса, направляется сначала на север до преградного стана, а от оного наклоняется на северо-запад до принятия Уруха. От этого места течет большими изгибами на север. Ниже по течению берега Кубани покрыты камышами и болотами, заливаемые разливами реки, которая дальше делится на два рукава, из которых один, правый впадает в Азовское море, а левый в Кубанский лиман Черного моря. Длина течения Кубани свыше 500 верст. Терек, берущий начало из ледников к юго-западу от Казбека, выходит из предгорий на равнину, принимает круто направление на северо-запад течет большими извилинами, и часто меняет направление. Приняв в себя Сунжу, увеличивается в быстроте. При впадении в Каспийское море, разделяется на многие протоки. Самый северный рукав именуется Борозда. Длина течения Терека, от самого истока до впадения его в Каспийское море составляет 550 верст.
  Географические и исторические условия сделали Кавказ этнографическим музеем. Как справедливо отмечают авторы энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и А.И. Ефрона: "Нет другой местности на земном шаре, где, на сравнительно небольшом пространстве, скучивалась бы такая масса разноплеменных и разноязычных народов". В течение многих столетий Кавказский перешеек служил убежищем для племен, оттесняемых другими из северных прикавказских степей - главного, в древние и средние века, пути из Азии в Европу. Попав однажды на север Кавказа, племена, теснимые другими, были, так сказать, припираемые к стене и не имели выхода, будучи заперты со всех сторон: с запада им пресекали путь моря Азовское и Черное, с востока - Каспийское, с юга - сплошной высокий горный кряж. Подобные же условия существовали и на южном склоне Кавказа. И здесь со стороны Колхиды, Иверии, Армении загонялись в горы побежденные племена, не имея выхода ни на восток, ни на запад. "Таким образом, - делают вывод авторы словаря, - Кавказский хребет становился "горою языков".
  Языки населения Кавказа принадлежат к различным лингвистическим семьям. Срединную часть Предкавказья и Северного Кавказа, а также западную часть Закавказья занимают группы народов, языки которых представляют отдельные семьи, не обнаруживающие в своем строении и лексическом составе родства с другими лингвистическими семьями. Таковы группы: картвельская (к ней принадлежат грузинский язык и его поднаречия - мингрельский, лазский и сванетский); западно-горская (абхазский и адыгский (черкесский, кабардинский) языки распадающиеся на несколько наречий); восточно-горская (многочисленные языки народов Дагестана, чеченский и ингушский языки). Лингвистические семьи: индоевропейское языковое семейство: иранская ветвь (осетинский, татский, персидский, талышинский, курдский языки); индийская (цыганский), греко-фригийско-армянская (новогреческий, армянский), балто-славянская (русский, украинский, белорусский, польский), германская (немецкий); урало-алтайское семейство: монгольская (калмыцкий язык), тюрко-татарская (турецкий, азербайджанский, ногайский, туркменский, карачаевский, языки пяти горских обществ (балкарцев, бизенги, хуламцев, чегемцев, урусбиевцев), кумыкский).
  II
  Кавказ в силу своего стратегического положения на протяжении многих веков был источником противоречий между мировыми державами. По территории Кавказа издревле пролегали военно-стратегические и торговые пути, имеющие важное политическое и экономическое значение. А потому Кавказ длительное время был ареной жесточайших военных столкновений между народами. Недаром владычества над ним попеременно искали и оспаривали друг у друга многочисленные народы и государства. С запада - греки, македоняне, римляне, византийцы, наконец, турки. С юга - арабы, монголы, и наконец, персы. С севера - скифы, аланы, готы, хазары, гунны, авары, половцы, печенеги, наконец, русские. Кавказ был ключом, без которого не возможно было овладеть обширными равнинами и запереть их от вторжений все новых и новых племен и народов. Поэтому и великие империи и удельные княжества всегда устремляли свои взоры на Кавказ.
  "Кавказ! Какое русское сердце не отзовется на это имя, - писал В.А. Потто, - связанное кровной связью и с исторической, и с умственной жизнью нашей родины, говорящее о неизмеримых жертвах ее и в то же время о поэтических вдохновениях". Начало сношений между Россией и народами Кавказа уходит в далекое прошлое, когда, по выражению поэта мы: "Византию громили и с Косогов брали дань..." Отдельные фрагменты, характеризующие взаимоотношения древней Руси с народами Кавказа, содержатся в древнерусских летописях. Летописи повествуют нам о том, как Киевский князь Олег проник за Дон и обложил данью Хазарское царство, о грозных битвах Святослава на берегах Кубани и у подножия Кавказских гор, о единоборстве Мстислава с Редедей, о браке сына Андрея Боголюбского с Тамарой. Лаврентьевская летопись, в частности, описывая поход Святослава в 965 году против хазар, сообщает: "...Одоле Святослав козарам и град их Белу Вежу взял. И ясы победи и Касоги..." Ипатьевская летопись добавляет к этому: ""... и приведе их к Кыеву". Вероятно к этому времени относится основание русскими Тмутараканскаго княжества на восточном побережье Азовского моря. Под 1022 годом летопись сообщает о походе сына Владимира Святого Мстислава, князя Тмутараканского на касогов (или косогов) и приведение их в зависимость. Из летописи известно, что единоборство князя Мстислава с касогским богатырем Редедей длилось долго и Мстислав стал изнемогать. Тогда он воскликнул: "Пресвятая Богородица, помоги мне! Если я одолею, то построю церковь во имя Твое"! Редедей пал, и Тмутаракань осталась за русскими. Как рассказывает нам летопись, Мстислав построил в 1023 году там церковь во имя Богоматери. Насколько известно это была первая русская православная церковь, воздвигнутая в память этого исторического события на Северном Кавказе.
  В русской истории не сохранилось известий о судьбе Тмутараканского княжества. Но как указывал В.А. Потто в своей книге "Два века Терского казачества (1577-1807)": "...сказания и песни адыгского (черкесского) народа говорят, что спустя много лет после смерти Мстислава, адыге собрали большое войско и пошли на Тамтаракай. Завязалась упорная война; много было кровопролитных сражений, гибли люди, жилища имущества, и Тамтаракай был опустошен в корень. С того времени в адыгском народе осталась даже пословица: "Да постигнет тебя участь Тамтаракая".
  Необходимо сказать, что русские летописи употребляют для обозначения кабардинцев и других адыгских племен термин "черкась" или "черкесь". Древнерусские акты "черкасами" также называют запорожских казаков, как и их предков "Черных клобуков". Начало этому факту кладет Московская летопись под 1152 годом: "... все Черные клобуки еще зовутся Черкасами".
  Объяснения этому факту можно найти, например, в работах русских историков И. Болтина и В. Татищева. По их данным в 1280 году татарский баскак Ахмет вывел крупную группу Пятигорских Казаков, которые впоследствии основали город Черкасы на Днепре. По старому месту их пребывания они назывались "черкасами". Ермолинская летопись повествует, что ордынский царь Махмет и его сын Мамутяк в 1445 году призвали из Черкасий 2000 казаков. А.И. Ригельман писал в XVIII веке, что казаки жили до прихода на Терек в горах между кабардинцами и там назывались "Казаровцами" т.е. выходцами из Казарии.
  Русский академик XVIII века И.К. Тауберт писал о казаках, с которыми князь Мстислав Тмутарканский разгромил войска своего брата Ярослава под Лиственом в 1023 году. О Пятигорских черкасах, христианах славянского языка, сохранились свидетельства иностранцев, в частности, Сигизмунда Герберштейна и польского монаха Матвея из Мехова.
  Северному Кавказу суждено было стать и местом кончины доблестного князя Михаила Тверского в 1318 году, прославленному Русской церковью в лике святых. Оклеветанный московским князем Юрием, Михаил был привезен в орду к хану Узбеку. "Орда, - сообщает нам русский историк Н.М. Карамзин в "Истории государства Российского", - находилась уже далеко за Тереком и горами Черкасскими близ Врат Железных, или Дербента, подле ясского города Тетякова...Михаил стоял один и молился. Злодеи повергли его на землю, мучили, били пятами. Один из них именем Романец (следственно, христианской веры) вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце..." Тело замученного князя отправлено было в Москву сухим путем через Бурган-Маджары, большой торговый город, стоявший на Куме.
  До падения Астраханского ханства, степные местности Северного Кавказа по берегам Терека, не были заняты оседлым населением. По правому берегу Терека здесь тянутся невысокие, частью лесистые, частью голые, горные хребты, заваливающие сюда от левого берега Сунжи. Хребты эти были известны в то время под именем "Гребней", и послужили первым убежищем проникших сюда с суши русских поселенцев. С очищением притеречных, прикумских и прикаспийских степей, сюда сразу хлынул поток русских беглецов, приток которых потом уже никогда не прекращался. Путь им лежал с верховьев Дона и от Камышинских волжских притонов на указанный торговый тракт прямой и русским давно знакомый, потому, что этим путем русские князья и русская дружина ходили к татарским ханам. Выгоды же поселения здесь были огромны. Течение Терека обеспечивало сообщение с Каспийским морем и Волгой. Именно здесь проходила караванная дорога из Персии в Москву.
  О первых русских поселениях на Северном Кавказе рассказывает нам также история Терского Казачьего Войска. История казачества - история России. Казачество - это исключительное явление русской истории и русского народа. Нигде в мире не было подобного явления. Оно возникло на рубежах русской земли, как естественное явление в силу самозащиты русских племен от нападений соседних степных воинственных народов. С течением времени, когда Русь стала крепнуть, отсутствие на окраинах ее естественных рубежей, вынудило русский народ стремиться к расширению своей территории. В этом движении казаки явились как бы авангардом, который шел впереди, распространяя русское влияние. Основоположниками Терского Казачьего Войска, бесспорно, были Гребенские казаки. Еще Московское царство не закончило собирания уделов, и границы его на юге не уходили далее Рязанских пределов, еще в Крыму сидел могучий крымский хан, и на Волге стояли Казанское и Астраханское царства, а славные предки Терских казаков - Гребенцы - "сидели" уже в предгорьях Кавказа.
  О происхождении первых поселенцев-казаков и месте их первого расселения на Северном Кавказе в исторической литературе существует несколько теорий.
  Так называемой легендарной версии придерживаются официальный историк Терского Казачьего Войска генерал-лейтенант И.Д. Попко, наказной атаман Терского Казачьего Войска и автор ряда книг по истории Терского казачества М.А. Караулов и, частично, автор пятитомного издания о Кавказской войне В.А.Потто. Согласно этой версии, первыми поселенцами на Тереке были новгородские уйшкуйники и рязанские казаки. Сначала XIV столетия, появились новгородские охотники на северного медведя - ушкуя, называемые также ушкуйники. Совершая походы на ладьях, также называемых ушкуями, через Хвалынское (Каспийское) море, вольные дружины, проникали в устье Терека и поднимались вверх по реке. Случалось, что они вступали в борьбу с местными жителями, но чаще в набегах захватывали женщин - горянок, женились на них и селились по берегам Терека, сплоченным коллективами. Находясь в тесном контакте с давними союзниками - пятигорскими черкесами, ушкуйники расселялись у гребней, при впадении Аргуна в Сунжу. А несколько позже, в первой половине XVI века, на юг устремились рязанские казаки. Они жили и несли сторожевую службу по берегам Дона и Волги (Червленный Яр), но когда в 1520 году Рязанское княжество было присоединено к Московскому государству, эти казаки должны были быть выселены в пределы Суздальские.
  Однако, они не подчинились этому и самовольно ушли на Терек по пути проложенному новгородскими ушкуйниками. Вот что писал об этом факте В.А. Потто: "Когда великий князь московский Иван Третий - собиратель русской земли - разгневался на молодечество рязанских казаков и пригрозил им наказанием, казаки Червленного Яра поднялись большой станицей, сели на струги с семьями и животами и выплыли весенним половодьем на Дон, оттуда перебрались в Волгу и пустились к недосягаемому московской погоней убежищу - к устьям Терека. В этом глухом уголке восточного Кавказа существовало тогда полуторговое, полуразбойничье местечко Тюмень... Не подлежит сомнению, что удалая станица Червленного Яра направлялась именно к этому притону, но предание не объясняет, по каким обстоятельствам она там не осела, а двинулась вверх по Тереку к пятигорским черкесам, нынешним кабардинцам, вступала с ними в тесный союз и поселялась в предгорьях Кавказского хребта, там, где впадает Аргуна в Сунжу. С этого времени первые русские поселенцы на Кавказе становятся исторически известными под именем гребенских, то есть горных казаков".
  Вот выдержка из книги М.А. Караулова "Терское казачество в прошлом и настоящем": "Обстоятельства складывались на Тереке таким образом, что Гребенцам пришлось занять пустопорожние места, очищенные от населения еще кочевниками-татарами, а потому с первых же дней между Гребенцами и ближайшими их соседями установились самые добрососедские отношения. Гребенцы куначились и с кабардинцами и с чеченцами, причем от последних часто брали себе жен, а от первых, бывших в то время законодателями мод на Северном Кавказе, переняли конское снаряжение, холодное оружие и одежду; что же касается до огнестрельного оружия ("огненнаго боя"), то Гребенцы принесли его с собой из Руси, чем сразу завоевали себе почетное положение среди народцев Северного Кавказа, не имевших еще иного кроме "лучного боя".
  Другой теории придерживались историки В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, И.Л. Дебу, С.М. Соловьев, А. Ригельман и др. считавшие, что первыми казаками на Тереке были гребенские казаки, которые переселились туда с Дона, Волги и других мест, после взятия русскими Казани и Астрахани во второй половине XVI века.
  Не было среди историков единства и по вопросу о первоначальном расселении гребенских казаков, до их перехода в устье реки Сунжи. Некоторые из них указывают на долину между Тереком и Сунжей, где они, выбрав более укрепленные места, строили городки (остроги), получившие названия по именам своих атаманов: Курдюков, Гладков, Шадрин (Андрей Шадра), или же по месту своего прежнего жительства, например, Червленный Яр. Сами себя казаки назвали Гребенскими, по характеру вновь занятой местности. С собою они привезли шелковые стяги - знамена с новгородскими гербами: двумя медведями и тремя свечами на церковном престоле. Два из подобных знамени, уже сильно обветшалых, как святыни хранились в Кизляро-Гребенском полку. Согласно мнению В.Н. Татищева, казаки атамана Андрея Шадры ушли после взятия Астрахани на Кавказ и укрепились на реке Сулак в заброшенном городке, назвав его Андреевым. Другие же историки утверждают, что гребенские казаки поселились, сперва, на гребнях (гребенские) Терского хребта, и лишь потом спустились в долины.
  С середины XVI века в дельте нижнего течения Терека возникает еще одно северокавказское казачество - терское низовье. В отличие от гребенских, терские казаки формировались из числа беглых, разрозненных групп русских людей и горских народов. Численный состав терского низового казачества в этот период был не постоянным: он пополнялся, прибывшими с Дона и Волги или с гор и также уменьшался уходившими от них казаками в другие, облюбованные Русская государственная политика на Кавказе в XVI веке.
  Первое начало влияния России на дела Кавказа произошло при царе Иоанне Васильевиче Грозном. Сей государь успел убедить кабардинцев Большой и Малой Кабарды, быть в числе войск, предназначенных для взятия Астрахани в 1554 году, а в следующем 1555 году, из сего же народа, по приказанию царя, значительный отряд отправлен был против Лифляндии.
  Покорение в 1552 году Московским государством Казани, а в 1556 году Астрахани имело большое значение в истории распространения московских владений на юг и московского влияния на Кавказе.
  III
  С покорением Астрахани Московское государство утвердилось при устьях Волги. "Это, - говорил русский историк С. М. Соловьев, - открыло Московскому государству целый мир мелких владений в Прикавказье; князья их ссорились друг с другом, терпели от крымцев, и потому, как скоро увидали у себя в соседстве могущественное государство, бросились к нему с просьбами о союзе, свободной торговле в Астрахани, некоторые с предложением подданства, и таким образом незаметно волей-неволею затягивали Московское государство все далее и далее на восток, к Кавказу и за него". "Сокрушив былое могущество Золотой Орды, - указывал М.А. Караулов, - Москва явилась в глазах всего ближнего Востока естественной наследницей всех татарских владений... Чувствуя приближение Московской власти, стали бить челом Царю и мелкие владетели Северного Кавказа".
  Уже в ноябре 1552 года, в Москву приехало посольство от пятигорских черкесов. Под пятигорскими черкесами древние русские, по мнению автора книги "Сношение России с Кавказом" С.А. Белокурова, разумели тех черкесов, которые населяли Большую Кабарду. Необходимо сказать, что территория Кабарды делилась на Большую - левый берег Терека и его притоки: Малка, Баксан, Чегем, Черек, Урвань, Урух и Малую - правый берег Терека в его равнинном течении примерно до устья реки Сунжи. Большой Кабардой управляли четыре княжеских рода, Малой - два. Черкесов Большой и Малой Кабарды называли кабардинцами.
  В книге В. Кудашева "Исторические сведения о кабардинском народе" опубликованной к 300-летию Дома Романовых, содержится подробное описание сношений кабардинских князей с московским царем Иоанном Васильевичем Грозным о принятии их вместе с кабардинским народом в русское подданство. Поводом к их посольству послужило желание получить помощь и защиту у сильного московского царя против крымских ханов. Кабардинские князья, составлявшие посольство, князь Маашук (Бугашик), князь Иван (Алклыч) Езбузлуков и Танашук называются в русских памятниках "черкесские государи князи". Они просили московского царя "вступиться за них, а их с землями взять к себе в холопы и освободить от крымского хана". Перед отъездом кабардинцы присягнули московскому государю служить до живота со всею землею черкесскою и ходить туда, куда пошлет их царь московский. Вместе с кабардинскими князьями в Кабарду был отправлен со стороны московского правительства особый посол Андрей Щепотьев. Он должен был убедиться в справедливости присяги кабардинского посольства и "привесть к правде, т.е. к присяге, весь кабардинский народ. В августе Щепотьев возвратился в Москву. Он привез вполне благоприятные сведения. Черкесы пятигорские, т.е. кабардинцы, "дали, как доносил Щепотьев своему правительству, правду всею землею - быти им неотступным от царя и великого князя и служити им во веки, как им государь повелит" (С.А. Белокуров. "Сношение России с Кавказом").
  Кабардинские князья, признавшие себя холопами московского государя, исполнили свое обещание и, действительно, верно служили Грозному царю. Они помогали русским войскам в войне против Крыма. В то время, как князь Дмитрий Вишневецкий, с русскими войсками, в октябре 1556 года взял приступом находившийся в Крыму город Ислам-Кермен, - кабардинские князья Таздрул и Дозобок с людьми своими, по царскому велению, "...чинили нападения" с другой стороны на Крымскую область и захватили два города: Темрюк и Тамань". В 1558 году "многие черкесы пятигорские" принимали участие вместе с русскими войсками в войне ливонской. Но не только черкесы пятигорские искали покровительства и подданства у московского государя. По словам Никоновской летописи Черкесы кабардинские, жившие в Малой Кабарде, вниз по Тереку и рекам, впадающим в него, Ардану, Агеру, Юруху и Кизилу также желали принять подданство Московского царства.
  Когда старшим князем в Кабарде был избран Темрюк Идаров, установились прочные контакты Кабарды с Московским царством, приведшие к заключению военно-политического союза. В 1557 году приехали в Москву кабардинские князья Маашук Кануков (Каноков) Сибок Кансауков, Чюгук-мурза, Тохта-мурза со своими людьми. От имени "кабардинских князей Темрюка и Тазрюта" он просил московского царя, по примеру пятигорских князей, принять князей Темрюка и Таврюта вместе с их народом в холопство и оказать помощь против их врага Шамхала, или, как он обыкновенно называется в русских памятниках, Шевкала Тарковского, могущественного в то время владельца одной из дагестанских провинций. Просьба князей была уважена. Они были приняты в подданство, часть их перешла на службу в Москву. Московское правительство оказало им помощь против Шамхала Тарковского своим влиянием. В 1559 году на Тереке появляются впервые царские войска для защиты кабардинцев от кумыков.
  У кабардинского народа есть предание о князе Темрюке Идарове, сохраненное выдающимся кабардинским ученым и общественным деятелем Шорой Ногмовым в его книге "История адыхейского народа". После отправки послов к царю Ивану Васильевичу Грозному Темрюк решил отправить и детей своих на воспитание в Москву. Для этого князь Темрюк выбрал из кабардинцев достойного и верного человека и поручил ему отвезти своих детей, сына и дочь к царю Ивану Васильевичу. Сын Темрюка назывался Салтан, а дочь Марин (Гуащэней). В Москве они приняли крещение и были названы сын - Михаилом, а дочь - Мариею.
  "О приезде детей Темрюка в Москву, - как указывал в своей книге В. Кудашев, - в русских памятниках не сохранилось точных известий". В. Кудашев ссылается на Н.М. Карамзина, который в примечаниях к VIII тому "Истории государства Российского2 отмечал, что в октябре 1558 года в Москву приехали из "Черкас, из Кабарды, большого князя дети Темрюковы Булгерук, да Салтанук мурза". Далее В.Кудашев ссылается на книгу С.А. Белокурова "Сношение России с Кавказом" и пишет: "О приезде с ними дочери Мариан не говорится и С.А. Белокуров думает, что она приехала не вместе с братьями, а после них".
  "Но всего больше способствовал сближению России с кабардинским народом, состоявшийся в 1561 году, брак царя Ивана Васильевича с дочерью князя Темрюка, который заставил россиян смотреть на кабардинцев, как на близких, на родных своих. Помимо укрепления родственных отношений, брак этот имел еще громадное политическое значение, как для Московского государства, так и для самих кабардинцев" (Моск. архив иностр. дел. Крымские книги, ?10).
  Первая жена царя Анастасия Романовна умерла в 1560 году. Как писал в своем историческом труде С.М. Соловьев: "После ее смерти царь сватался на сестре польского короля". Когда это не удалось он остановился на Марии Темрюковне. Самое бракосочетание состоялось 21 августа 1561 года. "А венчал его, - пишет летописец, - в соборной апостольской церкви Успения ... преосвященный Макарий, митрополит всея Руси. На радости же его тогда был его князь Юрий Васильевич да князь Володимир Ондреевич и бояре и вельможи многие". Этим событием для Москвы была надежно укреплена желанная точка опоры в самом центре Северного Кавказа.
  Сразу после свадьбы к Темрюку отправилось посольство царя Ивана Васильевича. Помимо богатых подарков послы привезли также "Жалованную грамоту" русского царя, которая стала первой царской грамотой, выданной владельным князьям Кабарды. Этой грамотой был закреплен военно-политический союз, направленный, прежде всего, против Крымского ханства и его покровителя - Турции.
  Результаты этого сближения не замедлили сказаться. Желая сделать своему тестю приятное, высказать свое большое благоволение ему и всему кабардинскому народу и с целью поддержки кабардинцев царь, по просьбе князя, прислал в 1563 году к нему воевод своих и с ними многих московских людей и сто стрельцов. "И воеводы пришед, Темрюку князю город поставил, и Темрюк в город сел, а хочет - де он с московскими идти на недругов своих" (Полное собрание русских летописей, т. 13). Однако подробных сведений об этом городе и местоположении его не сохранилось.
  Другим связующим звеном между русскими и кабардинцами служило общее желание кабардинцев креститься и восстановить утраченное ими христианство. Черкесы с давних времен исповедовали православную веру, заимствуя ее из Византии.
  Предание помещает здесь древний город "Бергусант", что значит собрание многих антов. Русские переделали это название в Бургустан, - носителем имени этого древнего города является ныне станица Терского казачьего войска. С именем византийского императора Юстиниана предание связывает распространение христианства среди черкесов. Адыгский народ очень уважал Юстиниана. Уважение это выражалось в том, что адыги клялись Юстиниановым троном. Предание, облекшееся в форму адыгской песни сохранило даже название места, где поселился первый епископ - "шехник", пришедший из Греции. Это - "Лесистый курган", в четырех верстах от Нальчика. Слова песни позволяют нам узнать о том, как представляли черкесы своего высшего духовного лица - епископа:
  Шехник наш защитник и воспитатель, Шехник наш свет,
  Учитель учил нас закону Божьему с вершины лесистого кургана;
  И на лесистом кургане сковал ему дом, с дверями из литого серебра,
  И там то обитал светлый Божий Дух;
  И ангелы беседовали с мудрым старцем;
  Свет от бороды его уподоблялся факелу,
  И благородный золотой крест сиял на его груди;
  Он парил в воздухе, как земная птица, подымался под облака
  И с высоты видел всех творящих беззаконие.
  Для защиты Темрюка через несколько лет пришлось русским основывать новый город. "В интересах иметь постоянную помощь и защиту со стороны московских воевод Темрюк послал в Москву в 1566 году своего сына князя Матлова с просьбой построить городок на Тереке в устье Сююнчи (Сунши) реки", - писал С.А. Белокуров. Просьба была уважена. Царь прислал ратных людей. В 1567 году по приказу воевод Бабычева и Протасьева служилые люди возвели в устье реки Сунжи укрепление Терки. Это, однако, очень не понравилось крымскому хану и турецкому султану, и они усиленно стали добиваться уничтожения терского городка. "В январе 1568 года, - пишет далее С.А. Белокуров, - отпуская из Москвы ханского гонца Али, велели относительно терского городка передать хану, "что государь Темрюка князя пожаловал, взяв у него дочь его за себя, и многие черкасы недруги его досады ему делают; и царь для недругов его и город велел поставити".
  По правому берегу Сунжи, выше впадения в нее Аргуна, на пустующих землях стали селиться прибывшие сюда казаки. Выбрав более крепкие места по предгорьям казаки постепенно и поэтапно строили свои городки: Червленый, Шадринский, Курдюковский и два Гладковских.
  1 сентября 1569 года царица Мария Темрюковна скоропостижно умерла. Однако русский царь не переставал покровительствовать родичам князя Темрюка. Присылал ему помощь войсками и защищал его интересы от посягательств других князей. В свою очередь, Темрюк также поддерживал своего зятя, московского государя. Когда турецкие и крымские войска предприняли поход, чтобы отнять у Москвы Астрахань, кабардинцы оказали существенную помощь московскому государству. Они очень дружно нападали на турок и татар и, в значительной степени, способствовали неудаче турецко-крымской кампании.
  В 1571 году по настойчивым требованиям турецкого султана Селима и крымского хана Девлет-Гирея русские оставили городок Терки и он был срыт. Уничтожение русского городка на Тереке было невыгодно для кабардинских князей. Они были лишены защиты со стороны русских. В 1578 году Канбулат, князь черкесский, "из пятигорских черкес со всею кабардинскою землею" просил московского царя принять его на службу и построить на реке Тереке на месте прежнего городка - новый".
  В 1577 году на Терек был послан астраханский воевода Лукьян Новосильцев "со многими людьми и вогненным боем для ратного и городового дела", в том же устье Сунжи, но уже на новом месте был построен городок и основана крепость, горнизон которой составили семейные казаки и стрельцы. С этими казаками и стрельцами сберегали кабардинцы Кавказский рубеж от вражеских нашествий, непрерывно противодействуя турецким и крымским войскам в их продвижении к персидскому Дагестану.
  Казакам приходилось нести сторожевую службу на Тереке и Сунже; держать заставы на переправах; охранять проходы через горные теснины и топкие места; ездить гонцами, проводниками и стражей; участвовать в походах; делать засады и внезапные нападения совместно со стрельцами. В 1577 году казаки провели блестящую атаку на 25000 -ый отряд крымского царевича, при его переправе через р. Сунжу у сел. Барагун. Враг был разбит и уничтожен. С того же 1577 года и считается официальное старшинство Терского Казачьего Войска и старейшего во всей Русской Армии - Кизляро-Гребенского полка.
  В грамоте Императора Александра III по случаю 300-летия Терского Казачьего Войска говорится о том, что Терское Казачье Войско получило свое начало в 1577 году, когда по велению Царя Иоанна IV был построен на Тереке воеводою Лукьяном Новосильцевым укрепленный городок Терки, причем Терские казаки, называвшимися также Гребенскими, ознаменовали себя первою блистательною победою над полчищами Крымского хана. Так началось боевое сотрудничество терских казаков с русскими войсками, утверждавшими рубежи России на Кавказе.
  К гарнизону крепости Терки присоединилась община вольных казаков, пришедшими на Терек с Волги, где в то время московское правительство предприняло деятельную борьбу с возросшим, до крайних пределов, разбойничеством волжского казачества.
  Как гласит предание, три атамана донских и волжских казаков, навлекших на себя царскую опалу, в 1579 году совещались в низовье Волги, куда им укрыться от царского гнева. Старший из них, Ермак Тимофеевич, потянул на север, к именитым людям Строгановым, и сделался завоевателем царства Сибирского, остальное казачество выплыло в море и, разбившись на два товарищества, направилось к Яику, а большинство - к тому же Тереку, в глухое приволье тюменского владения, где с давних пор заведен был разбойничий притон для всех воровских казаков. Там они остановились и построили свой трехстенный городок, названный Терки, куда и стали собирать к себе кабардинцев, чеченцев, кумыков и даже черкесов. Разноплеменная смесь всех этих элементов впоследствии и образовала из себя правильное Терское войско. В то время как казаки укреплялись в Терках, основанная царем Терская крепость на Сунже вскоре была уничтожена в угоду турецкому султану, но дело от того, в сущности, не изменилось, так как место, где она стояла, продолжало служить постоянным притоном бродяг и удальцов, селившихся здесь без ведома царя и занимавшихся разбоями. Впоследствии они испросили себе прощение царя Ивана Грозного и, присоединившись к Терскому войску, обязались охранять наши пограничные владения. За это царь Иван Грозный признал их право на земли Терского Понизовья и обещал им свое покровительство.
  После кончины в 1584 году царя Иоанна Васильевича, сын его, Федор Иоаннович также не переставал покровительствовать кабардинскому народу. И при нем кабардинские князья стремились стать под защиту московского царя. В том же 1584 году в Москву приехали послы от князя Камбулата Айдаровича и от князей Даманука Темрюковича, Ечкана Камбулатовича, Ильбулда Кабитуевича, Онзаруха и Сунчалея Канклычевых с просьбой о выдаче им царской жалованной грамоты. Грамота была им выдана, обещана и защита.
  В 1586 году послы иверийского царя Александра были в Москве и "били челом, чтобы единственный православный государь принял их народ в свое подданство и спас их жизнь и душу". Москва и Иверия согласились тогда действовать вместе, чтобы сделать шамхалу "великое утеснение", отняв у него столичный город Тарки и посадив туда на шамхальство Александрова свата. Между правителями был подписан акт, установивший протекторат России над Грузией.
  Не страшась угроз турецких и крымских владетелей, Федор Иоаннович повелел построить два городка: один в устье Терека (Тюменки), с различными торговыми и государственными учреждениями, другой при впадении реки Сунжи. В 1588 году Терский городок был построен. "А на Терке город деревянный, не велик, только хорош. А стоит над рекою над Тюменскою на низком месте. А храмы, и ряда, и дворы в городе; а за городом монастырь один, а против города за рекою слободы великие, а через реку Тюменку мост деревянной на козлах высоко, под него проезд в лодках..." (Из книги "Хождения купца Федота Котова в Персию"). Сюда перевели часть служилых казаков из русских "верховых городов" (с Верхней Волги), где в них не стало нужды. Так в низовьях Терека образовалось новое войско из волжских казаков. Поэтому тех казаков, которые осели на равнинном низовье Терека в соседстве с выстроенной Терской крепостью, стали называть терскими, а тех которые жили выше по реке - на гребнях между Тереком и Сунжей - гребенскими. С возведением в 1588 году в низовьях Терека новой Терской крепости и созданием Терского воеводства, начинается иррегулярная служба терских казаков.
  В августе 1589 года в Терский городок прибыли московские послы князья Звенигородский и Антонов. В их присутствии почти все кабардинские князья, посоветовавшись предварительно, решили служить государю.
  С этих пор мысль о господстве на Кавказе становится как бы наследственной в русской истории. Даже "мирный царь" Федор Иоаннович продолжал политику своего отца. "Было ясно, - отмечал историк С.М. Соловьев, - что Московское государство в конце XVI века еще не могло поддерживать таких отдаленных владений, но, тем не мене, царь Федор принял, тогда же, титул "государя земли Иверской, грузинских царей и Кабардинской земли, черкесских и горских князей".
  На Руси, меж тем, наступила смутная пора самозванцев, и русским уже некогда было думать о Кавказе. Русская государственная политика на Кавказе была надолго парализована. И только казацкие поселения, которые возникли прежде, стойко держались не только на Тереке, но даже за Тереком, откуда никакие силы не могли их выбить.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"