Клинописная табличка найденная в шумерском Уруке 22
Меж двух рек 23
мираб - мастер орошения арыков - 24
Северная часть страны называлась по-шумерски Ки-Ури 25
Аккад \ 25
Самоназвание шумеров 25
История Шумера 26
Лагаш, 26
Начинают считать 29
ЗНАКИ ДЛЯ СЛОВ 29
Сумма 29
Как шумерские знаки для предметов превратились в знаки для слов. 31
из книги Владимира Шнейдера "Печать Ашшура" 35
ЯКА акк., асс., нов.-асс.▬ как. 35
Литература, используемая для исследований: 83
V. Слова и Речения
С чего начинается письменность
Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.
Эскимосы Аляски оставили рисунок, предупреждающий случайного гостя, что в доме нет еды. Человек поднес руку ко рту -- еда. Человек развел руки -знак отрицания "нет". Лодка с людьми показывает, что хозяева уехали на рыбную ловлю. Все понятно. Но вот письмо девушки к любимому человеку. Если бы она сама не объяснила смысл письма, то разгадать его было бы невозможно.
Мы видим, что все наглядное находит отражение в пиктографии, отвлеченные понятия если и передаются, то трудно расшифровываются.
С развитием цивилизации появляется необходимость передавать и фиксировать сложные сообщения, приказы царей, правителей. И тогда возникает идеография -- письмо понятиями (от греческого idea -- идея и grapho -- пишу).
В идеографическом письме знаки-рисунки могут обозначать и то, что нарисовано, и, кроме того, имеют переносное значение. Рисунок ног может значить как пиктограмма -- ноги, а как идеограмма -- процесс движения.
Идеограммы не передают ни звучание слова, ни его грамматические изменения, а только стоящее за этим словом значение.
Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
Письмо цивилизации Дунайской долины является самым старым письмом в мире
СИМВОЛЫ БАРВИНКА (ИСТОЧНИК: ВИКИПЕДИЯ)
Хотя цивилизация Дунайской долины не так известна, как другие древние культуры по всему миру, это одна из старейших цивилизаций, существовавших в Европе, она развивалась примерно с 5500 до 3500 лет до нашей эры на территории, известной сегодня как Балканы, на обширной территории земля, которая простирается от Северной Греции до Словакии (с юга на север) и от Хорватии до Румынии (с запада на восток).
Дунайская цивилизация была одной из самых влиятельных и важных культур в Юго-Восточной Европе, будучи одной из первых цивилизаций, разработавших медные инструменты, передовую архитектуру, включая двухэтажные дома, дизайн и производство мебели и, что наиболее важно, систему письма. Все это произошло в то время, когда большая часть Европы находилась в каменном веке, и развитого развития не было видно. Эта древняя балканская цивилизация развила беспрецедентные навыки, такие как ткачество, обработка кожи, изготовление одежды, и они изобрели колесо .
Тем не менее, наиболее характерной чертой цивилизации долины Дуная, без сомнения, является созданный ими противоречивый письменный язык. Хотя многие археологи считают, что письменность долины Дуная - это не письменный язык, а набор геометрических фигур, другие считают, что это одна из первых письменных систем, когда-либо появившихся на Земле. Фактически, если эта теория окажется точной, это будет означать, что это СТАРЫЙ письменный язык, когда-либо найденный на Земле, предшествующий хорошо известным шумерским письмам в Месопотамии и Табличке Диспило, которая, по мнению исследователей, датируется 5360 годом до нашей эры.
Мы не знаем, как звучал язык Дунайской долины, но мы узнали, как звучал
древнейший ШУМЕРСКИЙ язык.
Шумеры - древний народ, некогда населявший терќриторию долины рек Тигра и Евфрата на юге соќвременного Государства Ирак (Южная Месопотаќмия или Южное Двуречье). На юге граница их обиќтания доходила до берегов Персидского залива, на севере - до широты современного Багдада. На терќритории Южного Двуречья шумеры появились не позднее IV тысячелетия 1, а откуда они пришли - нам до сих пор точно неизвестно. Археологические данные и данные шумерского эпоса позволяют, тем не менее, проследить связи шумеров с территориями Элама (Иранское нагорье) и Аратты (скорее всего, протоиндийская цивилизация на полуострове Индоќстан), а также с некоторыми культурами Северного Двуречья.
На протяжении целого тысячелетия шумеры быќли главными действующими лицами на древнем Ближнем Востоке. Согласно принятой в настоящее время относительной хронологии их история проќдолжалась в течение Протописьменного периода, Раннединастического периода, периода династии Аккаќда, эпохи кутиев и эпохи царства III династии Ура. Протописьменный период (XXX-XXVIII вв.) - вреќмя прихода шумеров на территорию Южного Двуречья, возведения первых храмов и городов и изоќбретения письменности. Раннединастический период (сокращенно РД) делится на три подпериода: РД I (ок. 2750-ок. 2615), когда государственность шуќмерских городов только еще формируется; РД II (ок. 2615-ок. 2500), когда начинается становление основных институтов шумерской культуры (храм и школа); РД III (ок. 2500-ок. 2315) - начало межќдоусобных войн шумерских правителей за превосќходство в регионе. Затем более столетия длится правќление царей семитского происхождения, выходцев из города Аккада (XXIV-нач. XXII в.). Почуяв слаќбость последних аккадских правителей, на шумерќскую землю нападают дикие племена кутиев, котоќрые управляют страной также в течение столетия. Последнее столетие шумерской истории - эпоха III династии Ура, период централизованного управления страной, засилья учетно-бюрократической сисќтемы и парадоксальным образом время расцвета школы и словесно-музыкальных искусств (XXI- XX вв.). После падения Ура под ударами эламитов в 1997 году история шумерской цивилизации заканќчивается, хотя основные институты государства и традиции, созданные шумерами за десять столетий активной работы, продолжают использоваться в Месопотамии еще около двух столетий, до прихода к власти Хаммурапи (1792-1750). Но посмертная судьба шумерской культуры оказывается значиќтельно длиннее жизни шумерской цивилизации.
Шумерская культура, наряду с египетской и эламской, является древнейшей культурой человеќчества, дошедшей до нас в памятниках собственной письменности. Значение шумерских источников для изучения всемирной истории, религии, искусства, литературы трудно переоценить. Достаточно сказать, что все народы Ближнего Востока, Средиземноморья, Западной Европы и даже России, то есть народы всеќго библейско-гомеровского мира, в той или иной мере испытали на себе влияние шумерской культуры.
Шумерская астрономия и математика были точќнейшими на всем Ближнем Востоке. Мы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках - так, как это впервые стали делать шумеры. Мы называем созвездия их шумерскими именами, переведенными на греческий или арабский язык и через посредство этих языков попавшими в наш. Известна нам и астрология, вмеќсте с астрономией впервые появившаяся в Шумере и на протяжении столетий не утратившая своего влияния на человеческий разум.
Мы заботимся об образовании и гармоничном воспитании детей - а ведь первая в мире школа, в которой учили наукам и искусствам, возникла в начале III тысячелетия - в шумерском городе Уре. Обращаясь к тексту Священного Писания, все мы - христиане, мусульмане, иудеи - читаем истории об Эдеме, о грехопадении и потопе, не подозревая об их шумерском происхождении. Затем мы находим в Писании повествование о строителях Вавилонской башни, языки которых смешал всемогущий Госќподь, - и это тоже шумерская история, взятая еврейскими богословами из пролога одного эпическоќго текста. Известный из множества вавилонских, ассирийских, еврейских, греческих, сирийских источников царь-герой Гильгамеш - также персонаж шумерских эпических песен, почитавшийся одноќвременно как бог и как древний правитель. Истоќрия о его подвигах и походах за бессмертием легла в основу античных историй о подвигах Геракла и кумранских историй об исполинах. Идя на прием к врачу, мы все - уже без всяких различий в вере, просто пациенты - получаем рецепты лекарств или совет психотерапевта, совершенно не задумыќваясь о том, что и траволечение, и психотерапия впервые развились и достигли высокого уровня именќно у шумеров. Получая повестку в суд и рассчитыќвая на справедливость судей, мы также ничего не знаем об основателях судопроизводства - шумеќрах, первые законодательные акты которых способќствовали развитию правовых отношений во всех частях Древнего мира. Наконец, задумываясь о преќвратностях судьбы, сетуя на то, что при рождении нас обделили, мы повторяем те же самые слова, коќторые впервые занесли на глину философствующие шумерские писцы, - но вряд ли даже догадываемќся об этом. Таким образом, вы можете видеть, сколь многим обязана цивилизация Библии и Гомеќра своим далеким предкам, жившим более пяти тыќсяч лет назад.
Но, пожалуй, самым существенным вкладом шуќмеров в историю мировой культуры является изоќбретение письменности. Письменность стала мощќным ускорителем прогресса во всех областях деяќтельности человека: с ее помощью был налажен учет имущества и контроль за производством, стало возможным планирование хозяйства, появилась усќтойчивая система образования, увеличился объем культурной памяти, в результате чего возник новый вид традиции, основанный на следовании канону письменного текста. Письменность и образование изменили отношение людей друг к другу: родство кровное дополнилось родством духовным на основе принадлежности людей к одной письменной традиќции и связанной с ней ценностной системе. Шуќмерская разновидность письма - клинопись - использовалась в Вавилонии, Ассирии, Хеттском царќстве, хурритском государстве Митанни, в Урарту, в Древнем Иране, в сирийских городах Эбла и Угарит. В середине II тысячелетия клинопись была письмом дипломатов, ее использовали в своей внешнеполиќтической переписке даже фараоны Нового царства (Аменхотеп III, Эхнатон). Сведениями, дошедшими из клинописных источников, в том или ином виде пользовались составители книг Ветхого Завета и греческие филологи из Александрии, книжники сиќрийских монастырей и арабо-мусульманских универќситетов. Известны они были и в Иране, и в среднеќвековой Индии. В Европе Средних веков и эпохи Возрождения "халдейская премудрость" (халдеями древние греки называли астрологов и врачей из Меќсопотамии) была в большом почете сперва у миќстиков герметического толка, а затем и у богослоќвов-востоковедов. Но с течением веков ошибки в передаче древних традиций неумолимо накапливаќлись, а шумерский язык и клинопись были настольќко основательно забыты, что источники знаний чеќловечества пришлось открывать во второй раз - открывать, чтобы уже не забыть никогда. Прочитав древние таблички, исследователи увидели неповтоќримый лик шумерской культуры, к моменту первой дешифровки совершенно закрытый образами послеќдующих культур (достаточно сказать, что в Библии нет ни одного упоминания о Шумере, хотя и исќпользованы переработки нескольких шумерских миќфов). И открыть этот лик оказалось возможно именќно благодаря замечательному и главному изобретеќнию шумеров - письменности лучше всего позвоќляющей понять истину времени .
Многие племена изобретали пиктографические надписи. Ранняя шумерская письменность также выросла из пиктографии.
Развитие шумерской письменности из пиктографических знаков
Рис. 6. Происхождение и развитие шумерской клинописной системы письма.
В таблице приведены формы восемнадцати изобразительных знаков за период приблизительно с 3000 г. до н. э. до примерно 600 г. до н. э.
1 колонка - древнейший период, самое первое письмо в мире;
2 колонка - пиктографические знаки для удобства письма шумеры повернули на 90 градусов. Свидетельство расширенного распространения письменности - больший объем текстов требовал упрощения знаков для скорости написания
3 колонка - символы, распространенные до 2500 г до н. э.
4 колонка - символы до 1800 г до н. э. Большинство художественной литературы было написано именно этим видом клинописи
Из книги
САМЮЭЛЬ КРАМЕР - ШУМЕРЫ. ПЕРВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ НА ЗЕМЛЕ
1 - изображение звезды. Соответствует преимущественно шумерскому слову ан, "небо". Тот же знак использовался для обозначения слова дингир, "бог".
2 - представляет слово ки, "земля". Очевидно, имелось в виду изображение земли, хотя трактовка знака до сих пор под сомнением.
3 - вероятно, стилизованное изображение верхней части человеческого тела. Представляет слово лу, "человек".
4 - изображение женского полового органа и слова саль с соответствующим значением. Тот же знак использовался для передачи слова мунус, "женщина".
5 - изображение горы. Соответствует слову кур, первое значение которого - "гора".
6 - иллюстрация обходного маневра, разработанного на ранних этапах изобретателями шумерской системы письма для случаев, когда можно было наглядно изобразить слова, для которых обычное пиктографическое изображение представляло определенную сложность. Знак для слова геме, "рабыня", в действительности является комбинацией двух знаков - знака для мунус, "женщина" и знака для кур, "гора" (4 и 5 в нашей таблице). Таким образом, этот сложный знак буквально выражает идею "женщина гор". А так как своих рабынь шумеры приводили в основном из ближайших горных районов, то этот сложный знак адекватно выражал шумерское слово геме, "рабыня".
7 - изображение головы. Соответствует шумерскому слову саг, "голова".
8 - это также изображение головы. Вертикальные штрихи указывают на определенную часть головы, а именно рот. Таким образом, этот знак представляет шумерское слово ка, "рот". Тот же знак означает слово дуг, "говорить".
9 - вероятно, изображение котелка, служившего в первую очередь емкостью для пищи. Соответствует слову нинда, "пища".
10 - сложный знак, сочетающий знаки рта и пищи (8 и 9 в нашей таблице). Означает ку, "есть, кушать".
11 - изображение водного потока. Представляет слово а, "вода". Этот знак дает нам превосходную иллюстрацию процесса, при помощи которого шумерское письмо постепенно избавилось от своего громоздкого пиктографического характера и стало фонетической системой письма. Хотя шумерское слово а, представленное знаком 11, использовалось в основном для передачи значения вода, оно также имело значение "в". Слово "в" указывает на взаимоотношения и заменяет концепт, сложный для пиктографического воплощения. Разработчикам шумерской грамоты пришла в голову остроумная идея, что вместо того, чтобы пытаться изобрести сложную пиктограмму для передачи слова "в", можно воспользоваться готовым знаком для а, "воды", поскольку слова звучали совершенно одинаково. Древние шумерские писари поняли, что знак одного слова можно использовать для обозначения другого, пусть совершенно отличного от него по значению, но полностью идентичного по звучанию. С постепенным распространением этой практики шумерское письмо утратило свой пиктографический характер и все более и более приобретало характер письма чисто фонетического.
12 - комбинация знаков "рот" и "вода" (8 и 11). Представляет слово наг, "пить".
13 - рисунок нижней части голени и стопы при ходьбе. Означает слово ду, "идти", а также слово губ, "стоять".
14 - изображение птицы, слово мушен, "птица".
15 - изображение рыбы. Представляет слово ха, "рыба". Этот знак дает другой пример фонетического развития шумерской письменности. Шумерское слово ха означает не только "рыбу", но также и "(воз)можно", т. е. в шумерском языке было два слова, одинаковых по произношению, но совершенно не связанных по значению. И вот уже в начале развития грамоты шумерские писари стали использовать знак ха, "рыба", в качестве представителя фонетически идентичного ха, "(воз)можно".
16 - изображение головы и рогов быка (вола). Означает слово гуд, "вол".
17 - изображение головы коровы. Представляет слово аб, "корова".
18 - изображение колоса ячменя. Представляет слово ше, "ячмень".
Знаки первой колонки принадлежат древнейшему периоду развития шумерского письма. Вскоре после изобретения пиктографического письма шумерские писари сочли удобным разворачивать табличку таким образом, чтобы изображения оказывались в лежачем положении. По мере развития письма эта практика стала обычной, и знаки регулярно поворачивались на 90 градусов. Вторая колонка таблицы дает пиктографические знаки в их повернутом положении. Следующая колонка представляет "архаическое" начертание, бытовавшее примерно в 2500 г. до н. э. Колонка 4 дает формы знаков примерно 1800 г. до н. э. - так было написано большинство литературных документов. Упрощенными формами, представленными в последней колонке, пользовались царские писцы Ассирии в 1-м тысячелетии до н. э.
В их письменности было ок. 600 знаков. Однако в позднешумерский период - предположительно при создании империи Саргона Великого в ХХI веке до н.э. шумеры выделили 30 знаков по-видимому для обозначения дней месяца, придали этим знакам фонетические звучания и из них - с помощью комбинаторики по 2 и 3 знака - получили этимоны - словокорни, через которые можно было передать очень много значений.
Этот пра-язык называется сегодня "АККАДСКИМ ЯЗЫКОМ"
Какое-то время аккадские этимоны и шумерские иероглифы применялись вместе, но уже в Ханаане и Финикии уменьшили число простейших знаков до 22 и придали им иную, хотя и похожую на угаритскую клинописную, форму финикийско-арамейского письма. Этим 22 знакам также придали и фонетические, и числовые значения.
Так появился предок почти всех цивилизованных языков ЕВРазии, которые приспосабливались по государственное управление - от Британии до Кореи. - он стал предком в т.ч. и русского языка.
Некоторые шумерские слова, перешедшие в более поздние языки
Шумерские терафимы (домашние божества - лары)
Некоторые слова шумерского языка вошли в имперский аккадский язык, а с него - в русский и другие яфетические языки.
Например, шумерское "ум - ум" - "мысль".
А אום // ум - 30/72 Имя Божие по Шем ха-мефораш.
Слова шумерского языка в нашем языке
"а" ВОДА
ה - дыхание - рыбы дышат только в воде. После дождя - свежий воздух. В воде есть кислород.
Вся жизнь начинается с воды (Aqva \ הקוה / аКва - "надежда, упование"), а алфавит - с буквы "А"
"а2" РУКА
Алефбет начинается с буквы א , рукой Бога в начале сотворил Бог Всесильный небо и землю.
ак - ДЕЛАТЬ
אך / ах // ак - " действительно; и впрямь"
עק / ак - - עק - "огорчение, горе" (213/231 )
Шумерск. =
= ag, ak, aka, a5: делать, действовать; ставить; переделывать, превращать во (что-то) (с -si-), указывает на род. падеж [ AK].
Tion - ציון /цион - "знак" священный; указатель; Гора Сион в Иерусалиме
Из книги Сайруса Герцля Гордона "Забытые письмена" - о слове Аккад:
"Забытые письмена" Комментарии Бершадского
Благодаря большому числу табличек, найденных в XIX веке в столицах Ассирии, в частности в Ниќневии (VIII и VII вв. до н. э.), ассирийская письменќность этого периода была принята в качестве образца для публикаций по ассириологии. Знаменитая библиоќтека Ашшурбанипала (669 629 гг. до н. э.) в Нинеќвии содержала такое богатство текстов, что неудивиќтельно, что именно форма письма ассирийских царей династии Саргонидов была выбрана в качестве обќразца. в конце XXIV века до н. э. аккадский царь Саргон объединил в одно государство Аккад и Шумер. Примерно от этого времени до нас дошли первые письменные памятники на аккадском языке, выполненные шумерской клинописью. Вавилоно-ассирийский язык, или, точнее, аккадский, как его называли сами ассирийцы и вавилоняне, постепенно стал вытеснять шумерский.
Но Саргонидам Ассирии предшествовала двух-тысячелетняя история шумеро-аккадской литературы. Для иллюстрации характера перемен, которые проќизошли за одно тысячелетие, сравним законы Хам-мурапи (параграф 102), датируемые XVIII веком до н. э., (в левой части) и транскрипцию того же текста ассирийской клинописью приблизительно 700 годом до н. э.
Если купец (тамкар) Купец ТАМКАР \ תאם קר / там кар = "соответствовать, быть подобным ++ телега, транспортное средство", т.е. купец - это ездящий в другие места, чтобы купить там товар задёшево и продать у себя задорого, получив прибыль.
Тамкар брал оборотный капитал у ростовщика.
(там) куда он отправился он потерпел, qa-qa-ad KUBBABAR(=kaspim) основную сумму серебра a-na DAM-GAR (=tamkarim) u-ta-ar купцу он должен вернуть.
Этот параграф закона для ясности можно изложить следующим образом: "Если ростовщик даст в долг торговцу серебро беспроцентно и торговец потерпит убыток, то торговец должен вернуть только основную сумму, так как прибыли нет".
Интересно отмстить в этом законе употребление термина qaqqad-, что означает "основной капитал", вложенный с целью получения прибыли, дивидендов или оговоренной процентной ставки. Слово qaqqad-буквально означает "голова"; практика вложения каќпитала корнями уходит в Месопотамию, а затем через посредство купцов Вавилонии и Ассирии была расќпространена далее, достигнув Запада, и оставила там след в терминологии капитализма. В западноссмит-ских языках, демотическом египетском и в греческом слово, означающее "капитал", восходит к слову со знаќчением "голова". Латинская терминология отражает то же самое, так как слово "caput" означает не тольќко "голову", но и "основной капитал". Таким обраќзом, слова "капитал" и "капитализм" происходят от "caput". Семена этой системы были посеяны и распроќстранены по свету шумеро-аккадскими предпринимаќтелями. Этот пример весьма поучителен, так как поќказывает, что истоки всей нашей культуры находятся на Ближнем Востоке, причем дело не ограничивается только узкими рамками религии, происхождением алќфавита и литературой. Основы наших точных наук и экономическая система восходят к Месопотамии и другим странам, древняя история которых открываетќся нам с помощью дешифровки.
Читатель может спросить, почему в приведенном выше отрывке из Законов Хаммурапи слово "серебќро" написано идеограммой KUBABBAR, а не так, как это слово произносится, -kaspum. Дело в том, что в шумерском языке слово "серебро" передается как KUBABBAR, и мы на каждом шагу видим огромное влияние шумерской культуры на аккадскую, что отраќзилось на религии, искусстве и письменности, короче, практически на всем.
עה"ק /ак - "Святой город" - עיר הקודש /ир аКодеш - святой город (Иерусалим)- это огороженный Храм, который был в любом шумерском городе.