Люди касты в Индии не женятся на людях из других каст.
Сикхизм
О народе см. Сикхи (народ).
История
гуру (учитель)
Нанак (1469-1539 гг.).
Пенджаб
Панч, пандж - "пять"
Ангада (1504-1552 гг)
Амар Дас (1479-1574 гг),
"Яса"
- Кханда
чакр - стальное метательное кольцо
Кирпан - образ Бога - меч, кинжал - душа воина
Сингх - "лев"
Гурдварос - храм
Дарбарасахиб
Гуру Рам Дас
Хазрат Миян Мир,
Дастар - тюрбан сикхов
ТюРбан
История сикхизма
Учителя сикхов
Священная книга сикхов
Основы веры
Бхакти
Морально-этические нормы сикхизма
Ритуалы сикхов
anand kāraj
Дресс-код сикха
Сикхское государство
Сарбат Хальса - высший комитет сикхской общины.
Халистан.
Численность
В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны.
Британцы оказывали сикхам предпочтение при наборе в госаппарат (Индийская Гражданская Служба) и в войска,
Ниханги (Акали)
Направления сикхизма[править | править код]
См. также[править | править код]
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
Я обнаруживаю всё новые и новые соответствия со святым языком и с обычаями древних евреев по всей ЕВРазии - от Ирландии до Японии (включительно), и от Скандинавии (викинги, норманы) до реки Инд (сикхи).
Сикхи - воинская каста в Индии
КШАТРИИ
(а арии - это индийские военные -
\кшатрии \ כשטר / kshater - "который (поддерживает) порядок (как шест в шатре)")
не смешивались с низшими кастами. Во всяком случае законных браков не было.
Не смешиваются с другими религиями и сикхи - воинская каста в Индии - שיא כי / Sii ckhi - "Высший действительно ++ потому что".
Люди касты в Индии не женятся на людях из других каст.
Сикхизм
[править | править код]
Материал из Википедии - свободной энциклопедии - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BA%D1%85%D0%B8%D0%B7%D0%BC
который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, определил центр паломничества, сложил ряд гимнов.
Четвёртым гуру стал зять Амар Даса - Рам Дас (1534-1581 гг.), прославившийся как знаток и толкователь гимнов. Он заложил город Амритсар ("Пруд бессмертия"), который превратился в крупнейший духовный центр сикхизма, равно как и в торговый центр северной Индии. Сан наставника-гуру сделался наследственным при сыне Рам Даса - Арджуне (1563-1606 гг.). Арджун составил "Ади Грантх" - сикхский канон.
Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями. В борьбе против империи Великих Моголов и замкнутых кастовых систем они проповедовали равенство людей. Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (1675-1708 гг.) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине - хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 г. он был казнен в Дели.
После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов). Постепенно военные вожди сикхов превратились в феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть.
С приходом к власти Ранджита Сингха и его коронацией в 1801 году, конфедерация преобразовалась в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета, с населением, на 80 % состоявшем из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.
Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:
• Провинцию Пенджаб, современный Пакистан
• Штат Пенджаб, современная Индия
• Союзную территорию Чандигарха, Индия
• Штат Харьяна, Индия
• Штат Химачал-Прадеш, Индия
• Бывшее "туземное государство" Джамму, Индия
• Дели
• Северо-западную пограничную провинцию, Пакистан
• Зону племён, Пакистан
• Исламабадскую столичную территорию, Пакистан
• Части северо-восточного Афганистана
После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов.
Шлем сикхов
В 1846 г. британцы нанесли сикхам серьезное поражение, а после второго поражения в 1849 г. Пенджаб был присоединен к Британской Индии.
Последний сикхский князь Далип Сингх был смещен с престола и до конца жизни получал пенсию от британского правительства.
С разделом бывшей Британской Индии в 1947 на Индию и Пакистан начались конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. После кровопролитных столкновений практически все сикхи переселились в Индию. В 1966 г. территория штата Пенджаб уменьшилась за счёт выделения нового штата - Харьяны.
Противоречия между сикхами и индуистами нарастали с 1970 годов; сикхи обвиняли индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди - в диктатуре. В Пенджабе появились сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан. В начале 80-х гг. XX в. особое влияние приобрел лидер сикхских сепаратистов Джарнайлу Сингху Бхиндранвале. Под его руководством главная святыня сикхов - Золотой храм в Амритсаре - была превращена в укрепленную крепость.Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого Храма в Амритсаре привела к тому, что она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая прокатилась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов. Конфликт в Пенджабе длился более десяти лет, приведя к гибели более 20 тысяч человек[2].
Хармандир Сахиб (Золотой храм)- главный храм (гурдвара) сикхов в Амритсаре
В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх). 4 ноября 2015 года сикх Харджит Сингх Саджан был назначен на пост министра обороны Канады.
Сикхи́зм (от в.-пандж. ਸਿੱਖੀ, "сикхӣ", "последователь, ученик") -
סיח // сиах // сикх - "говорить, сказать, беседовать" → יסיח / яСиах - "он будет говорить, он скажет, он будет беседовать" → סח / сах - "он говорил, сказал, он беседовал" →→ (на языке хинди "сикх" - "ученик")
"Яса"
Яса Чин-гис хана - заповеди Чин-гис хана
\ יה סח / Й асах = "Бог сказал" ( ср. Библ. "И сказал Бог, что это хорошо");
יאה סח / Йаэ сах // ясак - " достойный сказал" → ясак - дань, которую платили покорённые племена по суду (דני / дани // дань - "суд мой, судил я, присудить мне");
שיח / сиах - "1. беседа 2. куст, кустарник" - сиах - куст - הסנה / а-снэ (Исх. 2:2), из среды которого ангел божий, т.е. Сам Бог, беседовал с Моисеем {находящимся во сне}
סיעך / сиаъха // сиаъкх = " помощь твоя , содействие тебе" - т.е. сикхасская община основана на автоматической взаимопомощи
- наиболее значительный символ сикхизма. Изображается чёрным цветом на треугольном желтом Нишан Сахибе, флаге уважения, который вывешивают у дверей храмов, называемых Гурдварос - "дорога к гуру". Эта традиция существует с XVII века. Этот символ сикхизма зашифрован в системе Юникод и имеет код U+262C (☬).https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0
כהענדא / k"haa"nda = "כ как бы כ образ כה здесь (близок Господь Бог כו = = יהוה) ++ друг (обмен драгоценностями между друзьями - "аньдами") ++ 197/231ען - движение, двигаться туда-сюда; заставлять, По Лемельману: источник энергии, силы и т.д."++ отвечать, исполнять просьбу {"верность"} ++ провозглашать, свидетельствовать; петь; притеснять, мучить {"быть воином, делать насилие"}; быть скромным, бедным {не стремится к богатству, а если достичь богатство, быть благотворителем} [ענו]
Значение[править | править код]
Эмблема состоит из кханды - обоюдоострого меча, который олицетворяет сикхское представление о святом Воине, - окруженной чакром, стальным метательным кольцом (символ единства бога и человека).
צא קרע / ца кра // ча краъ /// чакръ = "צא вышел, изошёл {"чакр" метнули - метать - причинять смерть [מת /мет]} ++ קרע рвать, отрывать, разрезать, надрезать одежду в знак траура ++ רע злой, близкий {носить с собой - железный браслет сикхов}"
Кирпан - образ Бога - меч, кинжал - душа воина
קרע פן / кираъ пан = "(интенсивно - {פיעל} ) рвать, отрывать, разрезать ++ злой, близкий {носить с собой - священный кинжал-кирпан сикхи всегда носят с собой скрытым под одеждой, как и железный браслет сикхов - чакр} "
[נכר] -----→ הכיר פן / иКир пан = "1. узнавать 2. признавать {русск. "кирять - вместе выпивать, чтобы узнать человека, так как что у пьяного на уме, то и на языке"}; 3. знать, уметь, познавать ++ образ"
По обеим сторонам два кирпана, символизирующие духовную и мирскую власть. Они подчёркивают, что для сикха одинаковое значение имеют как духовная жизнь, так и обязательства перед общиной.
Этот символ является также эмблемой хальсы, сикхской общины,
שיאנגעך ( אך (אח) = "שיא Всевышний + שי подарок {Всевышний подарил твоей душе тело, так живи достойно, отдавая долг Ему} ++ אנ Милостивый Господь [אדני נכבד] ++ נגע приблизился; тронул, дотронулся, коснулся ++ ך тебя ++ אך впрямь, אך действительно ++ אח брат"
Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма,
{как и израильтяне от талмудического иудаизма}, но не приняли ислам, а создали свою особую религию, {продолжив традиции древних ариев / אריה / арья - "божественный лев; ארי / ари - "лев; свет мой" ", кшатриев \ קשה תרעי / кша три = "суровый, трудный ++ поднимать голос мне, трубить мне, протестовать мне", царских скифов, сармат \ שר מטה / sar mata - "правящее колено"; эфталитов \ אפתלי / эфтали - "гнев ++ свивать, сплетать, плести мне" - сплетённые вместе гневом !}.
סיענגח / сингх = " סיоснова, базис {его} סיע помогать, поддерживать ++ ענ 197/231ען - движение, двигаться туда-сюда; заставлять, : источник энергии, силы и т.д."++ ענהотвечать, исполнять просьбу {"верность"} ++ ענה провозглашать, свидетельствовать; петь; притеснять, мучить {"быть воином, делать насилие"}; быть скромным, бедным {не стремится к богатству, а если достичь богатство, быть благотворителем} [ענו] ++ נגח бить, пробивать"
в индийском Анандпуре в 1699 году.
Гурдварос - храм
גור דביראש / гур двирош = "גור Жить, страшиться {нарушить установления гуру - наставника}; львёнок {"сингх"} ++ דביר святая святых + ++ בי во мне +ירא страшись, поклоняйся + רא видеть אש огонь (священный) ++ ראש царь, глава"
- Паломник-сикх на фоне Золотого храма.
Хармандир-Сахиб (Дарбарасахиб или Золотой Храм) - гурдвара (центральный храм) сикхской религии в городе Амритсар (Пенджаб, Индия).
выкопал водоём, который стал известен как Амритсар ("источник нектара бессмертия"). Этим именем был назван и выросший вокруг город. В центре водоёма расположена гурдвара
верхние ярусы которой покрыты золотом, откуда второе название комплекса - "Золотой храм".
В декабре 1588 года великий суфий из Лахора,
Хазрат Миян Мир,
חזרת מעין מאיר / хазрат мийан мир = " раскаявшийся ++ внимательно роассматривающий; глаз, источник ++ света"
\
близкий друг Гуру Арджан Дэва заложил первый камень храма. Строительство Золотого храма было окончено в 1604 году. В этом храме с 1604 года хранится оригинал "Ади Грантх", составленный Гуру Арджан Дэвом. Чтобы попасть в Главную часть Храма, стоящего посреди священного пруда, предстоит пройти по узкому мраморному мосту. Он символизирует путь, отделяющий праведников от грешников. Храм Хармандир-Сахиб открыт весь день, закрывается только на ночь с 23:00 до 03:00.
Сикхский паломник на фоне Золотого Храма
В 1891 году Золотой храм с визитом посетил будущий царь Николай II. В 1984 году во время военной операции индийской армии против сикхских боевиков, засевших в храме, погибло 492 мирных жителя[1], а сам храм сильно пострадал (правда, вскоре был отреставрирован). В отместку за эту операцию сикхскими экстремистами в том же году была убита премьер-министр Индира Ганди.
----- монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента - месте встречи индуизма и ислама, гуру (духовным учителем) Нанаком(1469-1539)[1][2].
Священное писание - "Гуру Грантх Сахиб", или "Ади Грантх", включающее наряду с откровениями сикхских гуру также и стихи некоторых индуистских поэтов движения бхакти (например, Кабира) и суфия шейха Фарид-уд-дина[3].
В Индии сикхи, составляя около 2% от общего числа населения, являются влиятельной этноконфессиональной группой. Приверженцев сикхизма насчитывается более 25 миллионов по всему миру. Почти все они - пенджабцы[1][4].
Дастар - тюрбан сикхов
Даст, дост - "друг" \ דא סת / да ст = "этот ++ свят Господу" - "да даст Господь ему всего хорошего"
Дастар \ דא סתאר / да стар = "דא этот ++ סת свят Господу (= = 460 = = קדש ליהוה) + + אר свет Господа ++ звание, чин, описание"
Дастар \ דא סתר / да стар = "דא этот ++ סת свят Господу (= = 460 = = קדש ליהוה) ++ скрывающий {волосы, голову}
ТюРбан
תו רבן / tav rabеn // tu rban = " знак, полоса {материи дл. ~ 8 м} ++ 1. учитель, выдающийся знаток Торы (закона божьего); 2. чемпион {лучший} "
ДостоинСтво \ דא סתו עין סת בו
История сикхизма
Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб, округ Лахор, Пакистанский Пенджаб).
Гуру Нанак много путешествовал, и хотя точное количество путешествий является спорным, общепризнанными являются
• в Бенгалию и Ассам;
• в Андхра-Прадеш и Тамилнад;
• в Кашмир, Ладакх и Тибет;
• в Багдад и Мекку[5].
После примерно четверти века путешествий, во время которых он проповедовал свою идеологию, гуру Нанак основал "обитель веры" в Картапуре в Пенджабе, где и сформировалась сикхская община[6][2]. Чётко организованная религиозная община сикхов со временем превратилась в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.
Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с 1675 до 1708), упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине - хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 году он был казнён в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (объединений воинов).
Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 годусамостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в обычных феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 1820-м годам глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб. К 1849 году сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб. Последний сикхский князь, Далип (Дхулин) Сингх (с 1843 до 1849), был смещён ими с престола и далее получал пенсию.
Учителя сикхов
С точки воззрения сикхов, истинный гуру, который знает Бога со всех сторон и знает, что когда и как надо делать - это недостижимая абстракция, только Бог знает себя самого. Но в каждом сикхе живёт свой гуру, и от этого каждый сикх чувствует необыкновенный прилив энергии.
Сикхское учение и священное писание сформулировал гуру Нанак (род. 1469) и последующие девять сикхских Учителей. Гуру Гобинд Сингх стал последним гуру в человеческой форме. Перед смертью Гуру Гобинд Сингх объявил, что Гуру Грантх Сахиб будет окончательным и вечным гуру сикхов. Священное Писание было написано первыми пятью Учителями. Писание пользуется наивысшим духовным авторитетом и определяет пути и законы всего Учения. Сикхский катехизис Khalsa Panth дополняет Священное Писание.
Священная книга сикхов
"Ади Грантх" (букв. "Изначальная книга", другое название - "Гуру Грантх Сахиб") - священная книга сикхов, в которой изложены основы вероучения сикхизма. Она содержит сочинения сикхских гуру (которые были не только прекрасными воинами, но и поэтами) Нанака, Ангад, Амар Даса, Рам Даса, Арджана, Тегх Бахадура, Гобинд Сингха, а также стихи некоторых индуистских поэтов движения бхакти (например, Кабира) и суфия шейха Фарид-уд-дина. "Ади Грантх" считается символическим представителем всех гуру, средоточием их учения и божественной мудрости, что придает ей в глазах верующего сикха статус "Книги книг". "Ади Грантх" - главный объект религиозного почитания. Язык книги - "садхбхаша" - синтез панджаби, хинди и некоторых иных диалектов. Книга содержит более 6 тыс. стихов; гимны расположены в соответствии с рагами индийской классической музыки, так как все они были предназначены для чтения нараспев в классическом стиле[3].
Основы веры
Сикхизм - самостоятельная монотеистическая религия, возникшая в среде индуизма и ислама, являющаяся частью североиндийского движения Бхакти
(учителя которого проповедовали преданность Богу, не требующую обрядов и жрецов)[7], но не признающая преемственности.
Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. Советы, даваемые Гуру Нанаком, не ставили каких-то ограничений. Он учил, что: