Аннотация: Симеон Бекбулатович - послушный царь Ивана Грозного - загадка XVI века
Симеон Бекбулатович, чингизид, царь
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ
http://www.kommersant.ru/doc/2295075
03.04.2005
Татарский царевич Симеон I был кротким реформатором
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ
Проблема менеджмента всегда была в России острейшей. Почему у власти оказываются тираны или казнокрады и подлецы, а реформаторы не приживаются? Если бы царь Симеон I, забытый ныне потомками ставленник Ивана Грозного, остался у власти, Россия, возможно, избежала бы многих бед...
Считается, что не было на Руси более жестокого и кровавого правителя, чем Великий и Ужасный царь Иван Васильевич, который только и делал, что варил в смоле политических оппонентов или сажал их на кол. Впрочем, сам Грозный оценивал свои деяния скромно. "Нечем мне гордиться, ибо я просто исполняю свой царский долг,--писал он в письме князю Курбскому (их отношения очень напоминают диалог Путина и Березовского).--Как же ты не смог понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний--иначе все царства просто распадутся от беспорядка и междоусобных браней". И уж совсем мало кто догадывается, что Иван Васильевич хотел сменить профессию и всерьез задумывался, не расстаться ли с троном.
Что он однажды и сделал.
Итак, в 1575 году царь Иван Грозный неожиданно для всех отрекся от царства и передал всю полноту власти татарскому царевичу Симеону Бекбулатовичу. Бывший касимовский хан стал "царем и великим князем всея Руси". Сам же Грозный, который теперь уничижительно звался Иванцом Московским, переехал из Кремля в Опричный двор на Петровке, отказался от всех почестей и ездил по Москве, как обычный простолюдин, в телеге, запряженной одной лошадью.
Симеон I правил около года. А потом он также совершенно неожиданно и добровольно вернул шапку Мономаха Ивану Грозному...
ЗАГАДКА ГРОЗНОГО
Впервые страной одновременно правили два законных монарха. Подданные терялись в догадках. Одни бояре говорили, что царь поставил вместо себя "зама", испугавшись пророчества придворного астролога Елисея Бомелия--тот предсказал гибель властителю Руси в тот год.
Другие заподозрили царя в провокации: "искушал люди: что молва будет в людех про то".
Третьи утверждали, что Грозный отрекся от престола, чтобы занять трон Речи Посполитой, освободившийся после смерти Сигизмунда II. Действительно, три года Грозный вел переговоры со знатными польскими шляхтичами. Но Иван IV пожалел денег на подкуп сейма, и сделка не состоялась. Вместо Грозного поляки выбрали воеводу Стефана Батория. Якобы поэтому, лишившись польского трона, Грозный вернулся на русский престол и развязал новую войну против Польши.
Впрочем, была еще одна причина для эмиграции Грозного из власти: устав от бесконечных войн и интриг, он мог просто захотеть покоя. 45 лет--по меркам того времени был почтенный возраст. Грозный болел, тяжело пережил смерть трех жен. Накануне отречения, раскаявшись в своих злодеяниях, Иван Васильевич ликвидировал опричнину--аналог нынешних спецслужб. Кроме того, он просил убежища у английской королевы Елизаветы в Англии. А на случай отказа перевел в личную собственность практически всю землю вокруг столицы и несколько богатых торговых городов--Ростов, Великий Устюг, Вологду.
Впрочем, скорее всего, Грозный не собирался дарить престол Симеону навсегда. Он сам говорил английскому посланнику Д. Сильвестру, что дело с "престолом еще не окончательное, и мы не настолько отказались от царства, чтобы нам нельзя было вновь принять... сан..."
Однако шапка Мономаха для Симеона, судя по всему, оказалась тяжела. В добровольности его отречения сомнений нет. Бояре советовали Грозному, вернувшемуся на царство, посадить "басурманского правителя" на кол. Царь же выделил Симеону из казны около 13 500 десятин пахотной земли в Твери и Торжке и пожаловал титул великого князя Тверского. А в то время никто на Руси, кроме самого Грозного, не имел великокняжеского титула. Очевидно, Симеон был еще нужен Грозному.
РУССКИЙ ХАН
И как в воду глядел. Сразу же после смерти Грозного многие знатные бояре (например, Федор Романов, отец будущего основателя царской династии Романовых, или Иван Бельский из рода Рюриковичей) призывали великого князя Тверского вновь занять трон. Но тот опять отказался.
Борис Годунов настолько опасался претензий Симеона на трон, что стал требовать от бояр клятвы: "Царя Симеона Бекбулатовича и его детей на Московское царство не хотети видети, ни думать, ни дружитесь, а кто учнет с кем о том думать, что царя Симеона или сына его на Московское государство посадить, того изыскать и привести к государю...".
Из исторического далека Симеон Бекбулатович кажется безвольной марионеткой в руках Грозного, но современники относились к нему серьезно. И тому были причины.
Во-первых, Симеон, по свидетельству историка Александра Зимина, был венчан на царствие, как и положено русскому монарху, в Успенском соборе Кремля, в присутствии церковных иерархов и с соблюдением всех необходимых формальностей.
Во-вторых, именно татарин Симеон (или Саин-Булат--так его звали до крещения), чья родословная велась от самого Чингисхана, обладал большими правами на русский престол, чем сам Иван Грозный. Его отец был потомком хана Ахмата, последнего владыки Золотой Орды, у которого предки Грозного просили ярлык на княжение. "Хан Золотой Орды из династии Чингисидов на Руси считался единственно возможным и "честным прирожденным" царем,--считает академик Роберт Юрьевич Виппер,--а вот московские государи были лишь великими князьями, правившими с их, царского, дозволения". Чужаком в русской властной элите Симеон не был--после распада Золотой Орды почти половина русского боярства была татарского происхождения. Апраксины, Глинские, Юсуповы, Карамзины--все эти фамилии татарские.
Наконец, у Грозного были личные причины отстранить от трона своих наследников. Он явно недолюбливал своего старшего сына Ивана и считал, что тот годится только интриговать с поляками против отца. Младшего Федора он откровенно считал слабаком. А вот Симеон командовал полками в Ливонской войне, возглавлял походы русских войск в Прибалтику.
За якобы военные успехи царь особо наградил татарского царевича--он заставил мусульманина Саин-Булата
Владимир Бершадский комментирует:
{סעין בעל אתה / сайн баъл ата - "Солнце ("ездящий глаз") ++ обладатель, хозяин ты (*тебя)" ~ בעל די מר / Баъл ди маар - "Обладатель которого - Господь"}
принять православие (и христианское имя Симеон {שמעון / Шимъон // Симеон - "Слушающий, Послушный"}), а потом сосватал ему свою двоюродную племянницу Анастасию Мстиславскую, дочь главы влиятельного боярского клана. По сути он сделал татарского царевича равноправным членом царской династии. Наследники Симеона, будучи по крови как Чингисидами, так и Рюриковичами, стали бы самой знатной фамилией во всем мире. Оспорить их права на трон было бы невозможно.
СТРАХОМ И ОБУЗДАНИЕМ!
Почему Симеон Бекбулатович отказался от царской власти, можно только догадываться. Исследователи полагают, что татарский царевич считал политику занятием слишком грязным и недостойным.
"Бывший правоверный мусульманин стал ревностным христианином,--пишет академик Роберт Виппер.--Известно, что однажды Симеон Бекбулатович повелел позвать к себе преподобного Мартирия и просил того помолиться за своего сына Ивана, который находился при смерти. Не успел Мартирий переступить порог царского дома, как Симеону сообщили, что ребенок умер, а Мартирий подошел к усопшему и начал читать молитвы. И чудо произошло--мальчик встал с одра совершенно здоровым... После этого царь Симеон стал расточать свои накопления на строительство храмов и монастырей".
Сам Грозный относился к излишней набожности своего преемника довольно критически: "Одно дело--спасать свою душу, а другое дело--заботиться о телах и душах других людей. Прилично ли царю, например, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестие? Царской власти позволено действовать страхом и запрещением и обузданием".
Но как бы повернулась история, если бы Симеон I все-таки принял ответственность за судьбу страны и остался на престоле?
Владимир Бершадский комментирует:
У Симеона было больше прав на трон, чем у Иоанна Грозного
Так как Симеон был потомком священной династии (Чин-Гис хана - это не имя, а титул, означающий:
צין /циен // ЧИН - "ОСОБЫЙ, ОЗНАМЕНОВАННЫЙ" +
+ גיס / ГИС - "имеющий право собирать войско" {и каждый обязан подчиниться и прийти на сборный пункт - בוא עין // во ин = "Ему идти ++ смотр, глаз"} +
+ כהן / коэн // каан /// хан - "первосвященник из рода коэнов Израиля" ) +
+ חן / хан - 132/231: חנ безгрешность; начальные буквы раннего названия каббалы - חכמה נסתרה / хокма нистера - "Тайная мудрость" -------► חנה / хана - "стоянка, территория")
Только Симеон Бекбулатович и имел право называться "царём".
Даже великий властитель Тимур номинально не был царём - ханом, а именовался "Амир, эмир" \ המיר / амир - "заменяемый" ханом. Когда к Тимуру в Самарканд прибежал разбитый хан Тохтамыш, то на пиру (פירא / пира - "прославление") Тимур сидел НИЖЕ хана Тохтамыша. Впоследствии Тимур помог Тохтамышу вернуться ко власти в Золотой Орде, но потом воевал с ним и опять разбил. Таким же эмиром был Мамай и его называют "ханом" ошибочно. Куликовская битва велась Дмитрием Донским - вассалом Тохтамыша, как битва против мятежника Мамая против законного царя-хана Тохтамыша, а в войске Дмитрия Донского воевали не только воины славянской национальности, но и татарской.
После битвы Дмитрий Донской отказался принести шерть (присягу) Тохтамышу и последний пошёл походом на Москву и сжёг её. При этом Дмитрий Донской НЕ сражался с Тохтамышем, а отъехал на север.
Иоанн Грозный был не ханом, а потомком эмира Мамая через мать - Елену Глинскую и Рюриковичей, которые всячески выставляли себя, как сыновей бога-сокола Рырика.
Рюрик
\ רעיו ריח / Ra"av riakh // Riu rich = "Злой Его ++ дух, ветер"
Несомненно, что этот факт - серьезное рассмотрение крещеного касимского царя в качестве одного из претендентов на Русский Престол безотносительно к тому, кто его выдвинул, уже говорит о том, что что-то серьезно не стыкуется в канонической версии в национальном вопросе. Взаимодействие с татарами и другими народами в России всегда было намного более тесным и намного менее антагонистичным, чем нас учат. Вспомним, что многие аристократические роды России ведут начало от татар - Юсуповы например. И - Род Годуновых вместе с Сабуровыми и Вельяминовыми-Зерновыми происходит по родословцам от татарского мурзы Чета! Факт рассмотрения Бекбулатовича в качестве серьезного, а не шутовского кандидата на русский престол показывает, что интерпретация нашей истории с его великим княжением переврана от начала и до конца. Особенно если учесть что после возвращения Иваном всей полноты власти себе он не был ни сослан, ни осмеян, ни превращен в скомороха, а был послан княжить в Тверь (в современной терминологии назначен полпредом), город который, как мы помним, был старшим, выше Москвы и Киева, при передвижении Рюриковичей по княжескому столу. Если же рассмотреть выдвижение Симеона на царский престол как юридический детектив или сюжет для блокбастера, приходится согласиться, что, если это была чья-то интрига, то закручена она была мастерски. В самом деле: противопоставление в качестве кандидата в самодержцы Российской Империи татарину Годунову другого татарина, бывшего при этом в отличие от Бориса потомком Чингисхана и имевшего царский титул в провинции и великокняжеский в Москве - это не слабо.
Во всей Азии почитают царей всей земли только из священного рода коэнов.
#АрхисторияVladimirBershadsky
РАЗВИЛКА. Россией правит Симеон
Итак, после смерти Грозного Симеон I садится на царство (или остается на престоле с 1575 года--не суть важно). В итоге: царская династия не пресекается и призрак кровавой Смуты минует Россию. Представьте--нет ни нашествия поляков, ни правления Лжедмитриев, а фамилия Романовых остается известна только ученым-историкам.
- Царь Симеон показал себя настоящим реформатором,--считает известный историк Руслан Скрынников, автор многих монографий о Смутном времени.--За короткое время своего правления он заложил основы для обеспечения самостоятельности царской власти от вмешательства со стороны крупных землевладельцев-олигархов. Кроме того, он принял ряд радикальных шагов по восстановлению экономики России, подорванной во время опричнины и затяжной Ливонской войны.
К 1570 году казна была истощена: пытаясь привлечь сторонников и закрепиться у власти, опричники раздаривали монастырям, землевладельцам и хозяевам доходных промыслов тарханы--документы, утверждающие налоговый иммунитет владельца. Симеон же утвердил проект налоговой реформы--теперь тарханы выделялись не конкретным людям, а землям или промыслам, что резко сократило коррупцию. Кроме того, теперь предприятия имели право платить налоги не наместнику, а привозить деньги царю в Москву. Бояре, лишившись львиной доли доходов, становились более зависимы от центра, а царская казна получала дополнительно 15--20 процентов средств.
Можно предположить, что реформы по укреплению экономики и "вертикали власти" были бы продолжены. Правда, в отличие от прочих российских "великих реформаторов" Симеон Первый действовал более гуманно. Например, историкам известен всего один случай, когда царь Симеон решил применить силу. Дело касалось питейного заведения в Касимове. С хозяином этого кабака Еникеем Симеон поссорился из-за налогов еще в свою бытность ханом. Став же царем, Бекбулатович велел закрыть кабак силой.
Так что, возможно, дети или внуки Симеона приняли бы императорский титул раньше, чем это произошло в нашей истории. Правда, в нынешней России почти наверняка не было бы Санкт-Петербурга, построенного Петром Романовым. Вряд ли потомкам Бекбулатовича пришло в голову возводить город на болотах и костях своих подданных. Ведь нравы в той России, не прошедшей через десятилетия тотальных гражданских войн, были бы куда мягче.
РАСПРАВА
В реальности же дальнейшая карьера несостоявшегося владыки России сложилась трагически. По приказу Годунова Симеона отравили вином, и он потерял зрение. Потом, как пишет историк Николай Костомаров, весной 1606 года по приказу Лжедмитрия I его привезли в Москву--самозванец в обмен на земли и золото хотел, чтобы Симеон I подтвердил его право на престол. Но строптивый татарин не пожелал поддержать самозванца, и Симеона сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, откуда был навсегда заказан путь на трон. Когда Лжедмитрий умер, Симеона сослали на Соловки, которые уже тогда были тюрьмой для особо опасных государственных преступников. Кроме того, по приказу узурпатора престола Василия Шуйского были убиты все его шестеро детей, а царица Анастасия была насильно пострижена в монахини и вскоре скончалась в Симоновом монастыре.
Лишь через шесть лет заточения на Соловках Симеона по решению князя Дмитрия Пожарского вернули обратно в монастырь под Москву. В 1616 году он скончался и был похоронен рядом с супругой. На надгробном памятнике была высечена надпись: "Раб божий Царь Симеон". Сейчас на месте могилы стоит Дворец культуры ЗИЛа.
Цари и их заместители
История знает еще довольно много примеров, когда монархи добровольно уходили с трона, оставляя бразды правления заместителям.
Диоклетиан
Император Рима (243 - между 313 - 316)
Отрекся от власти ради спокойной жизни в своем поместье в Салоне, где сам выращивал овощи.
Заместитель: Максимиан, сын крестьянина из Паннонии.
Карл Пятый
Король Священной Римской империи (1500 - 1558)
Был очень набожен, часто совершал паломничества по святым местам, в конце жизни ушел в монастырь.
Заместитель: фламандский монах Адриан (будущий папа Адриан VI).
Христина Шведская
Королева Швеции (1626 - 1689)
Ненавидела обязанности королевы. Ради путешествий и возможности менять любовников уехала в Рим.
Заместитель: двоюродный брат Карл Густав.
Петр Великий
Император России (1672 - 1725)
Очень любил путешествовать по Западной Европе, сидению на троне предпочитал пьянки или работу на токарном станке.