Комментарии Владимира Бершадского (Археометра ) начинаются от линии "тире" (----), могут быть заключены в {фигурные скобки} и заканчиваются линией "итого". Транскрибция ивритских слов на кириллице или латинице даны после косой черты - слэша.
После / одного слэша указано современное произношение иврита (т.н. "тейманское" - по иврито-русским словарям); после // двух и более слэшей - реконструированное, кнаанитское (древне-ашкеназийское) и современное произношение.
*Догадки и нарративы *отмечены *звездочкой* - увеличение их количества показывает уменьшение вероятности.
Тексты В. Бершадского даны шрифтом Times.
Шрифтами Georgia, Arial Black даны выписки из словаря М. Дрора
Шрифтами Bookman Old Style и אב - David даны выписки из словаря Феликса Шапиро
Шрифтом דעץ Guttman Yad-Brush даны слова арамейского языка
Сомнительные тексты даны шрифтом "Comic Sans MS"
Знак & обозначает присутствие ивритского словокорня, т.е. соединения с Божественной речью, со Святым языком СВЯЗИвритом, союза с Богом - ברית / брит // врит
https://www.facebook.com/apxeometp -Cвятой язык Бога
- Nic ApxeoMeTp
-
Я --Владимир Бершадский - исследователь СВЯЗИ русского и других языков Евразии с первоязыком цивилизации ЕВРазии - иЪвритом ( Святым языком Бога), а от него -с древнейшими письменными языками Шумера и Аккада .
Мы называем Ивана IV Грозным, потому что нам сказали так его называть на уроках истории. Однако на вопрос, когда и почему Иван IV стал "Грозным" до сих мало кто может ответить. Мы попробовали.
Не только Иван IV
Иван IV был не единственным "грозным" царем в русской истории. "Грозным" же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища "правосуд" и "великий". В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище "великий", а "грозным" стал его внук.
Интересно также, что Иван Грозный не всегда был Иваном IV. Впервые эту цифровую часть титула ему официально присвоил в своей "Истории Государства Российского" Николай Карамзин, он вел исчисление царей от Ивана Калиты. "До Карамзина" Иван Грозный "числился" Иваном I.
Еще с 1740 года, когда на российский престол вступил младенец-император Иоанн Антонович (Иван VI), ко всем русским царям-Иванам добавили цифровую часть. Сам Иоанн Антонович стал называться Иоанном III, его прадед стал Иоанном II, а Иван Грозный получил титул Царь Иван I Васильевич всея Руси.
Когда Грозный стал "Грозным"?
Когда и почему Ивана IV стали величать "грозным"? Вопрос далеко не праздный. Если спросить человека об этом, то он, вероятнее всего, ответит, что так царя стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. Потому что примерно так нам рассказывают на уроках истории.
Вопрос следующий: кто его так назвал и когда? Не было ведь такого титула, никто Ивана IV не называл при жизни "грозным", как и Иваном IV не называл. Он был Иван Васильевич, {князь московский}.
Абсурдность ситуации с прозвищем царя подтверждается тем, что однажды Александр Дюма написал буквально следующее: "Ивана Грозного за его жестокость стали называть "васильичем".
Вот что об этом пишет Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного: "В источниках XVI века прозвище "Грозный" не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен".
То есть ответить на вопрос: "Когда именно появилось прозвище "грозный" не может даже Скрынников. Но говорит, что это прозвание дал царю народ. И не при жизни Ивана IV, а у же после его смерти. То есть получается, что "грозный" - это как бы прозвище не царя даже, а памяти о нем.
Когда это происходило? Скрынников пишет, что, скорее всего, во время Смуты. Когда страна переживала не самую простую ситуацию: польско-шведская интервенция, высокая смертность, низкие урожаи. Все было плохо. И тогда царя, которого уже не было, стали называть "грозным".
Иван IV (Грозный) в трехлетнем возрасте был благословлен на царство своим великим дедом, Василием Третьим. Памятуя славные дела деда и его мечты о могуществе Московии (России - ראשיאיה / RossiYa - "Царь, глава ++ самый Высший ++ Господь Бог") на всей земле, молодой, амбициозный царь начал своеобразный "ребрендинг" его идей.
Венчавшись на царство в 1546 году митрополитом Макарием, Иван IV, на которого была возложена шапка Мономаха, стал в один ряд с римскими кесарями и обрел название помазанника Божиего.
Руководствуясь вектором "Москва - Третий Рим", он стал строить новое государство. Через несколько лет после воцарения Иван Грозный был признан Восточной Церковью Василевсом (Βασιλεύς), то есть, поставлен в один ряд с византийскими императорами.
עם פרעה תאר / им паро тоар // им пера тор = "עם с народом-родственником ++ פרעה фараон (который) פרע метит, воздаёт, буйствует (!),פרע громит (!!), грабит ++ звание, чин".
Это соответствует библейскому описанию одной из казни египетской в книге Исход 9:23:
• и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую;
• и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее.
Слово из библейской книги Исход (Шемот) 9:23 ▬ קֹלֹת / колот - " грохоты грома" = קול / кол - "голос", а 9:28 ▬ "громы Божии (קֹלֹת אֱלֹהִים / колот Элоhiм)", а 9:29 ▬ "הַקֹּלוֹת / а-КОЛОТ - "громы" (~ голоса Элогимов - ангелов)".
По скандинавским и древнегерманским (и древнеизраильским) понятиям гром происходит от ударов молота (КОЛОТА!) бога Тора (Тюра).
Отсюда и русская фамилия "Колотов" - "Молотов" [моЛот \ מולוהט = "расКАЛённый, из языков пламени"]
Слово קלת / калат // колот - можно перевести, как "ты жарил, калил [קלה / кала - "жарил, калил"]", что намекает на молнии \ מעלה ניע / маъле ниа // молъ ниа = "Бог, небеса, вверх ++ движет" - небесный ОГОНЬ: Исход (Шемот) 9:23 ▬ "и Господь произвел /קֹלֹת / колот - гром и град, и -/ אֵשׁ / эщ /- огонь разливался по земле;"
Иоанн Васильевич сам по себе был не таким уж "Грозным" и жестоким, как короли Франции, Англии, но в его правление государство Московское испытало многочисленные и жесточайшие войны, подобные 10 казням египетским:
Исход 7:17 :
• из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь,
• и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки.
Так и нам будет омерзительно читать историю Иоанна Грозного, но что поделаешь?
I. казнь
Исх.7:19: и будет кровь по всей земле Египетской
Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. Таким образом, при Иване IV прирост территории Русского государства составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению его царствования Россия стала размером больше всей остальной Европы[6].
Захват Казанского, Астраханского царств, которые и принесли Иоанну титул царя,
В 1571 году - жесточайшее нашествие крымских татар, которые сожгли Москву
Казанские походы (1547-1552)
[править | править код]
Основные статьи: Казанские походы, Формирование территории Русского государства
В первой половине XVI века, преимущественно в годы правления ханов из крымского рода Гиреев, Казанское ханство вело постоянные войны с Московской Русью. Всего казанские ханы совершили около сорока походов на русские земли, в основном в регионы Нижнего Новгорода, Вятки, Владимира, Костромы, Галича, Мурома, Вологды[51][52]. "От Крыма и от Казани до полуземли пусто было"[53], - писал царь, описывая последствия нашествий.
Историю казанских походов часто отсчитывают от похода, состоявшегося в 1545 году, который "носил характер военной демонстрации и усилил позиции "московской партии" и др. противников хана Сафа-Гирея"[54]. Москва поддержала лояльного Руси касимовского правителя Шах-Али, который, став казанским ханом, одобрил проект унии с Москвой[34]. Но в 1546 году Шах-Али был изгнан казанской знатью, которая возвела на трон хана Сафа-Гирея из враждебно настроенной к Руси династии. После этого было решено перейти к активным действиям и устранить угрозу, исходящую от Казани. "Начиная с этого момента,- указывает историк, - Москва выдвинула план окончательного сокрушения Казанского ханства"[55].
II. Казнь - поход жаб-мортир на Казань - наказание божие
2. это связано с описанием II казни египетской - Исх. 8: 1-6:
" 1. И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение;
2. если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою жабами;
3. и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои,
4. и на тебя, и на народ твой, и на всех рабов твоих взойдут жабы.
5. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону [брату твоему]: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую.
6. Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; וְסָרוּ הַצְפַרְדְּעִים, и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.
Исх. 8:6: [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю
Жабы и лягушки очень напоминают тогдашние мортиры \ מורא תירה / морэ тира // моръ тира = "страшись ++ ты будешь стрелять"
Во время первого (зима 1547/1548 годов) из-за ранней оттепели в 15 верстах от Нижнего Новгорода под лёд на Волге ушла осадная артиллерия[56], и дошедшие до Казани войска простояли под ней всего 7 дней.
Второй поход (осень 1549 - весна 1550) последовал за известием о смерти Сафа-Гирея, также не привёл к взятию Казани, но была построена крепость Свияжск, послужившая опорным пунктом для русского войска во время следующего похода.
Икона "Благословенно воинство Небесного Царя", написанная в память Казанского похода 1552 года
Третий поход (июнь-октябрь 1552 года) завершился взятием Казани. В походе участвовало 150-тысячное русское войско, вооружение включало 150 пушек.
Казанский кремль был взят штурмом.
Хан Едигер-Магмет был захвачен русскими воеводами[57]. Летописец зафиксировал: "На себя же государь не велел имати ни единыя медницы (то есть ни единого гроша), ни плену, токмо единого царя Едигер-Магмета и знамена царские да пушки градские"[58].
И. И. Смирнов считает, что "Казанский поход 1552 года и блестящая победа Ивана IV над Казанью не только означали крупный внешнеполитический успех русского государства, но и способствовали укреплению власти царя"[59].
Почти одновременно с началом похода в июне 1552 года крымский хан Девлет I Гирей совершил поход к Туле[60].
В побеждённой Казани царь назначил князя Александра Горбатого-Шуйского казанским наместником, а князя Василия Серебряного его помощником.
После учреждения в Казани архиерейской кафедры, царь и церковный собор по жребию избрали на неё игумена Гурия в сане архиепископа[61]. Гурий получил от царя указание обращать казанцев в православие исключительно по собственному желанию каждого человека[62], но "к сожалению, не везде держались таких благоразумных мер: нетерпимость века брала своё..."[63].
III казнь казанская - татарское наказание для православного народа
• Исх.8:16: "И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри [рукою] жезл твой и ударь в персть земную, и [будут мошки на людях и на скоте и на фараоне, и в доме его и на рабах его, вся персть земная] сделается мошками по всей земле Египетской.
• Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились הֶעָרֹב мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской.
"
"הֶעָרֹב мошки" : ער / ар - "враг" ++ רב / ров - "множество":
==============================================
С первых шагов по покорению и освоению Поволжья царь стал приглашать к себе на службу всю казанскую знать[64], ("мошки"), согласившуюся ему присягнуть, послав "по всем улусам чёрным людям ясачным жалованные грамоты опасные, чтобы шли к государю не бояся ничего; а кто лихо чинил, тому Бог мстил; а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, якоже и прежним казаньским царем"[65].
Такой характер политики не только не требовал сохранения в Казани основных военных сил Русского государства, но, напротив, делал естественным и целесообразным торжественное[66][67] возвращение Ивана в столицу[68]. Во время Ливонской войны мусульманские области Поволжья стали поставлять русскому войску "множае треюдесять тысящь бранных", хорошо подготовленных к наступлению[69].