Вопрос этот пока риторический, но приблизительные подсчёты в различных СМИ, оценивают эти потери в триллионы долларов.
Речь идёт о потере специалистов и учёных, эмигрировавших из СССР.
Среди причин, по которым лучшие специалисты покидали СССР, я бы выделил две основные:
Первая- материальная и вторая- национальная.
С началом нового этапа промышленной революции в конце девятнадцатого, начале двадцатого веков, учёный и вообще специалист превратился по большей части в госслужащего или ремесленника.
Попросту говоря, стал частью среднего класса, со своими запросами и самомнением.
Без зарплаты или грантов, много ли учёных готовы последовать сегодня примеру своих предшественников начала века девятнадцатого, когда учёный был беден?
Я никого здесь не осуждаю, а лишь рассуждаю о реалиях сегодняшнего дня.
А реалии эти таковы: современные войны выигрывают не столько оружием, сколько технологиями.
Причём выигрывают не те, кто ими обладают, а те, кто их разрабатывает.
А следовательно, без науки- никуда.
ИГИЛ- это всего лишь орудие геополитики.
Ни из Корана, ни из другой священной книги высокоточного оружия и, тем более, защиты от него не получится- это немного разные вещи.
СССР проиграл в противостоянии с Западом вовсе не из-за коммунистической идеологии, которая, якобы, хуже либеральной.
СССР проиграл потому, что вынужден был закупать у своих противников через третьи страны компьютеры и технологии.
И ещё потому, что в то время как из СССР учёные и специалисты уезжали, в США их количество прибывало.
Ну и ещё, от большого ума, советское руководство на всех уровнях в лучшем случае закрывало глаза, а в худшем- поощряло бытовой антисемитизм на всех уровнях.
Уезжали, разумеется, не только евреи.
Но в общем, ситуация что в национальном вопросе, что в подходе к науке и благосостояния населения, была верхом невежества и глупости со стороны советского руководства.
Из кого состояло это руководство?
В основном, из комсомольских, а позднее и партийных интриганов, часто выходцев из самых отсталых слоёв крестьянства, не особенно хорошо учившихся в институтах, если учившихся вообще, но очень активных в общественной жизни.
Им и в голову не приходила мысль о том, что обеспечить страну ширпотребом по качеству не уступающему западному, обойдётся стране максимум в стоимость нескольких баллистических ракет.
А что уж говорить о науке. Я не уверен, что тот же Брежнев или Суслов читали Маркса или Ленина, скорее всего, довольствовались цитатами из них, максимум, прочли Манифест.
Пример СССР- должен стать наукой для современной России.
В нынешнем геополитическом противостоянии России и Запада, решающее слово, как всегда, будет за образованием и наукой.
Другим условием победы в этом противостоянии будет роль руководства страны, которому придется вникать во все детали НТП.
Вторую германскую империю создал прусский учитель, по словам Бисмарка.
Россия была великой державой при правителях, которые разбирались во всех тонкостях технического прогресса своей эпохи. Пример тому Петр Великий и Сталин ..
Невежество же способно уничтожить даже самое могучее государство.
Следовательно, России следует сделать развитие науки и технологий своим главным приоритетом и продвигать во власть ученых, а не политических интриганов.
В этом России стоит поучиться у США. У них нашлась работа для ученых и инженеров со всего мира и денег на науку они не жалели и не жалеют. Их ахилессова пята- образование. В этом причина могущества и слабости Америки. А рассказы про волшебную силу рынка- это сказки для дурачков, которых следует уничтожить или поработить.
Все вышесказанное не отменяет другого важнейшего условия: социальной политики на благо всех граждан, что включает в себя важнейшую составляющую- образование.
Короче говоря, хочешь победить- не жалей денег на науку и образование. Экономия на этих двух составляющих обойдётся гораздо дороже.