Ривлин Влад : другие произведения.

Накба. Часть восьмая: Яффа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
   Район Яффа
  
   аль-Аббасийя
   англ.:Al-'Abbasiyya арабск: العبْاسِيّة известная также как аль-Яхудийя англ:al-Yahudiya,арабск: اليهودية, -название арабской палестинской деревни находившейся в районе Яффы. Была атакована в ходе операции Хамец(Переводится как квасное. Связано с тем, что эта операция сил ишува(еврейского анклава Палестины) совпала с еврейской Пасхой, когда, по еврейскому обычаю, из дома убирается все квасное. Название не рации может косвенно свидетельствовать о ее целях- избавиться от арабского населения). Окончательно обезлюдела во время операции Дани.
  Деревня находилась в 13 км к востоку от Яффы.
  Останки деревни частично сохранились на месте современного израильского города Ехуд.
  Деревня упоминается в Османском налоговом регистре от 1596 года. В это время население деревни состояло из 126 мусульманских семей, которые платили налог на пшеницу, овоши, зерновые, фруктовые деревья,сезам, мед и коз.
  Французский исследователь Виктор Гуерин (Victor Guérin), посетивший деревню в 1863 году,писал о ней как о имеющей население более 1000 человек.
  По описаниям Гуерина, дома в деревне были построены из обработанных (тесаных) камней, крыша некоторых из них была покрыта пальмовыми листьями. Также Гуерин писал о древнем саркофаге, видимо почитавшемся жителями деревни. В 1882, Палестинский исследовательский фонд( создавался и руководился офицерами инженерных частей британской армии) в своем обзор Западной Палестины (the Palestine Exploration Fund's Survey of Western Palestine) (SWP) описывает Яхудийю как огромную грязную деревню с прудом и в окружении пальмовых деревьев.
  Согласно переписи населения, проведенной властями Британского мандата в 1922 году, население деревни в это время составляло 2437 человек и все они были мусульмане. Во время переписи 1931 года, население Яхудии составляло уже 3258 человек из которых 3253 были мусульмане и 5 - христиане. В это же время в деревне было 772 дома. В 1932 году по просьбе местных жителей город был переименован в Абассию,в честь похороненного здесь шейха, а также в честь династии Абассидов. В 1945 году население Абассии составляло уже 5800 человек, из которых 5630 были мусульмане, 150- евреи и 20- христиане. Площадь земельных угодий Абассии составляла в это же время 20540 дунамов(один дунам равен 0,1 гектара) из которых 4099 дунамов использовались для выращивания цитрусовых и бананов, 1019 дунамов использовались под ирригацию и сады, 14465 - под зерновые и 101 - под застройки. 13 декабря 1947 года, 24 боевика Иргуна(Иргун цваи леуми- военная национальная организация руководимая Менахемом Бегиным. На ее счету, кроме всего прочего, были резня в деревне Дейр Ясин , а до этого, взрыв гостиницы царь Давид в Иерусалиме) на четырех машинах атаковали деревню со стороны Петах-Тиквы. Ворвавшись в деревню, они открыли огонь из автоматов и гранатометов по местным жителям. Были обстреляны жилые дома и кафе, Жертвами нападавших стали семь человек, среди них две женщины и двое детей трех и четырех лет. Еще семь человек получили тяжелые ранения, среди них две женщины и четырехлетняя девочка. Боевики Иргуна также сожгли машину британской полиции. 13 сентября 1948 года премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион назвал аль-Абассию среди других арабских деревень, которые подлежали, в соответствии с планами израильского правительства, уничтожению.
  
   Абу Кишк, англ.: Abu Kishk, арабск.: أبو كشك- название арабской палестинской деревни находившийся в 12 километрах к северо-востоку от Яффы и в 2 километрах к северо-западу от реки Яркон. Деревня прекратила свое существование в ходе Гражданской войны в Палестине 1947-48 годов, вследствие нападения боевиков ЭЦеЛя, 30 марта 1948 года. На землях деревни жило бедуинское племя Араб Абу- Кишк, ареал расселения которого простирался на территории современных израильских городов от Герцлии до Петах-Тиквы. В 1921 году, жииели Абу Кишк и других предлагающих деревень атаковали еврейские поселения Петах-Тиква и Кфар-Саба. За нападение на еврейские поселения, власти британского мандата обязали шейха деревни выплатить большой штраф в пользу пострадавших. В качестве компенсации, шейх деревни 4 июня 1924 года продал еврейской организации Хакшарат ха-Ишув 4197 дунамов земли по 3.5 палестинских фунта за дунам. В 1945 году население деревни составляло порядка 1900 человек из которых 300 жили на территории нынешней Герцлии.
   В 1925 еду в деревне была открыта школа в которой середине 40 годов было 108 учеников из них 9 - девочки. Согласно переписи 1931 года, в деревне проживало 1007 мусульман.
  В 1944/45 годах, 2486 дунамов деревенских земель использовалась по цитрусовые и бананы, 14018 -под зерновые, 226 под ирригацию и сады.
   В декабре 1947 и в январе 1948 года, шейхи и мухтары семи деревень района включая Абу Кишк, аль-Шейх Муаннис, Аль-Массудийя, АльДжаммасин, Аль-Шарки , а также мухтаров Иджлиль аль-Киблийя и Иджлиль аль-Шамалийя, встретились с представителями Хаганы в Петах-Тикве. Арабские лидеры выразили свою заинтересованность в мире и обещали не допускать в свои деревни Арабскую освободительную армию или арабские милиции. Арабские лидеры также обещали обратиться за помощью к Хагане в случае, если они не смогут самостоятельно удержать арабские милиции и вооруженные отряды. Однако в середине марта бригада Пальмаха Александрони, блокировала Абу Кишк и соседние с ней арабские деревни, объявив "карантин", а боевики ЛеХИ(Лохмей херут Исраэль- борцы за свободу Израиля. Террористическая организация еврейского анклава устраивавшая теракты против арабов и англичан в годы ВМВ. участвовала в резне в Дейр Ясин)12 марта похитили пять человек из местной знати в Шейх Муаннисе.
  После этих действий , никто уже в Абу-Кишке и в соседних деревнях не верил в соглашение с Хаганой и люди стали массово покидать свои дома.
  
  
   Байт Даджан
   англ.: Bayt Dajan, арабск.: بيت دجن, известна так же как Даджюн (Dajūn)- Название арабский палестинской деревни, которая находилась в 6 километрах юго-востоку от Яффы. Предположительно, в библейские времена на месте этой деревни в библейские времена находился город Бейт Даган, упоминаемые в книге Иисуса, в древне-ассирийских и древне-египетских текстах. В середине 16 века Байт Даджан являлся частью османского вакфа, основанного Роксоланной- женой Сулеймана Великолепного. В конце 16 века Байт Даджан входил в состав нахийя Рамле и принадлежал к ливе Газа. В это время жители деревни платили налоги на сельскохозяйственную продукцию, в частности, на скот, пшеницу, зерновые, фрукты, сезам и виноград. В личной коллекции бывшего израильского министра Моше Даяна впоследствии были обнаружены исторические артефакты связанные с историей Байт Даджана, в частности, выбитые в мраморе стихи и посвящения египетскому святому Ибрагиму аль-Матбули, датируемые 1762 годом.
  В конце 19 века деревня славилась также своими вышивками на тканях и коврах и дизайном высококачественной национальной одежды, которые создавали местные женщины. Во времена британского мандата помимо двух начальных школ, в деревне были также библиотека и школа для агрономов. 25 апреле 1948 года, бригада Александрони Пальмаха в ходе операции Хамец изгнала местных жителей из деревни. На месте деревни было построено израильское поселение Бейт Даган. Само селение имело тысячелетнюю историю. Помимо древне-египетских древне-ассирийских текстов и библии, Байт Даджан упоминается в византийских и ранне-арабских источниках. Так, согласно Иерониму, в 4 веке нашей эры это была очень большая деревня. Халиф из династии Умайядов Хишам ибн Абд аль-Малик, построил в Байт Даджане дворец с мраморными колоннами. Город упоминает и арабский географ аль-Мукаддаси, отмечая, что в Байт-Даджане была мечеть, а большинство местного населения в это время составляли самаритяне. Также в это время одни из восьми ворот в Рамле назывались Даджюн. В одиннадцатом столетии Байт Даджан служил штаб-квартирой для армии Фатимидов в Палестине, а после изгнания крестоносцев, Байт Даджан являлся, по словам Якута аль-Хамауи, одной из деревень в районе Рамлы. C Байт Даджаном связано имя арабского учёного Ахмада аль-Даджани, известного также, как Абу Бакр Мухаммад. В конце девятнадцатого века, Байт Даджан являлась крупной деревней в окружении оливковых деревьев и по свидетельствам Филипа Балденспергера (Philip Baldensperger) описывавшего Байт Даджан в 1895 году как индустриально развитый город, жители которого заняты в основном изготовлением емкостей для перевозки грузов, имеют собственных верблюдов, которые перевозят грузы из Яффо в Иерусалим, обрабатывают земли и работают на строительстве в Яффо и на прокладке железной дороги, а женщины ежедневно продают в Яффо и по средам- в Рамле цыплят, яйца и молоко. В 1920 году власти Мандата открыли в Байт Даджане начальную школу для мальчиков. В школе была также библиотека из 600 книг. Позже школа приобрела 15 дунамов земли для обучения местной молодёжи и детей сельскому хозяйству. В 1934 году в Байт Даджане было открыто отделение Общества арабских рабочих. В 1940 году, школу в Байт Даджане посещали 353 мальчика и 102 девочки. В 1944-45 годах из общего количества в 7990 дунамов местных земель, для выращивания цитрусовых и бананов использовалось 676 дунамов, под зерновые- 3195. Остальная часть была отведена под сады, ирригацию и застройку. Байт Даджан обезлюдела в результате операции Хамец, сил еврейского анклава, проведённой 28-30 апреля 1948 года. Официальной целью операции было расчистить путь силам еврейского анклава к Лидде. В приказах по операции фигурировало следующее определение: "очистить территорию". По отношению к гражданскому населению фигурировал следующий приказ: они могут уйти, если у них не обнаружено оружия".
   После ухода местных жителей какое-то время деревню обороняли части иракской армии. Вскоре после оккупации, на землях деревни были разбиты израильские поселения. В одном из уцелевших арабских домов сейчас находится синагога. Часть домов используется под склады и гаражи, в части живут евреи-эмигранты из арабских стран, часть стоит заброшенными в полу-разрушенном состоянии. Байт Даджан был среди восьми деревень разрушенных Первым Израильским Комитетом по Трансферу между июнем и июлем 1948 года под руководством Иосифа Вейца. Основываясь на докладах Вейца, 16 июня 1948года, Давид Бен-Гурион заявил, что Вайт Даджан должен быть разрушен. 23 сентября 1948 года, генерал Авнер назвал Байт Даджан в качестве места, где будут расселены еврейские эмигранты. На землях Байт Даджана были основаны четыре израильских поселения. Спустя пол-года после захвата деревни, на её землях был основан Бейт Даган и Мишмар ха-Шив'а - в 1949году, Хемед - в 1950 и Ганнот был основан в В 1596 году. В Байт Даджане проживали 633 человека. Согласно переписи 1922 года в деревне было 1714 жителей, а в 1931 2664, из них 27 христиан и 11 евреев. В это же время в деревне был 591 дом. Согласно Сами Хадауи, в 1945 году, население Байт Даджана составляло 3840 человек и все они были арабы. Из них 130 были христианами, объединёнными в небольшую общину.
   Байт Даджан был известен до 1948 года как одна из самых процветающих общин в районе Яффы. Деревня славилась на всю Палестину своими ремесленнмками. Особой славой пользовались в Палестине свадебные наряды и национальная палестинская одежда, которую шили местные женщины.
  
   Биар Адас
   англ.:Biyar 'Adas, арабск: بِيار عدس-название арабской палестинской деревни находившейся в 19 км. к северо-востоку от современного Тель-Авива.
   В 1945 году население деревни состояло из трехсот человек.
   Земельные угодия деревни составляли 5492 дунамов. В 1882 году Палестинский исследовательский фонд в своем обзоре Западной Палестины, описывает деревню как построенную из обработанных камней со стеной на Востоке. В 1922 году, согласно переписи населения проведенной властями британского мандата, население деревни составляло 87 человек все они были мусульмане. В 1931 году население деревни увеличилось до 161 человека и по-прежнему, все жители деревни были мусульмане. Количество домов в деревне в этот период составляло 28 строений. 29 мае 1939 года 25 членов группировки Иргун во главе с Моше Молдавским атаковали деревню, захватили два дома, убив одного мужчину и четырёх женщин. Двое мужчин и одна девочка были ранены. В письме Жаботинского руководству Иргуна говорилось, что нужно сделать так, чтобы избежать впечатления у публики в том, что женщины были целью этой атаки наравне с мужчинами. В 1944/45 годах из общей площади земельных угодий деревни, 1,604 дунама использовались для выращивания бананов и цитрусовых, 3413 - под зерновые, 181 дунам- под ирригацию и сады. 14 дунамов были заняты под застройку. Деревня была захвачена группировкой ЛеХИ 12апреля 1948 года. В 1950 году на землях деревни был построен посёлок Аданим, а в 1951 другой поселок- Элишама. В 1992 году американо-палестинский историк Валид Халиди побывал на месте деревни и отмечал, что некоторые дома деревни стоят полу-разрушенные или заброшенные, поросшие диким кустарником, но сохранившие свой особый дизайн. На землях деревни израильские фермеры выращивают фруктовые деревья.
  
  
   Фажажа, англ.: Fajja, арабск.: : فجّة- название палестинской арабской деревни находившейся в 15 км. к северо-востоку от Яффы. В 1882 году палестинский исследовательский фонд в своем обзоре Западной Палестины, описывает Фажаж, как маленькую деревню, построенную из сырцового кирпича. Согласно переписи населения проведенного властями британского мандата в 1922 году, население деревни в это время составляло 164 человека и все они были мусульмане. В 1931 году население деревни увеличилось до 770 человек по-прежнему все население было мусульманским в это же время в деревне было 165 домов. Начальная школа в деревне была основана в 1922 году 1945 году в ней обучались 181 ученик из которых 10 были девочки. В 1945 году население деревни составляло уже 1570 человек включая 370 евреев. Общая площадь земельных угодий деревни в это время составляла 4419 дунамов, из них 768 дунамов были заняты под цитрусовые и бананы, 61 - под ирригацию и сады, 3863 были заняты под зерновые и 7 дунамов- под застройки.
   Деревня была занята боевиками Иргуна и Хаганы 15 мая 1948 года без всякого сопротивления со стороны местных жителей.
   Большинство местных жителей покинули деревню еще в феврале 1948 года после атак Иргуна(17 февраля 1948 года). По рекомендации председателя Еврейского национального фонда Иосифа Вейца, деревня была разрушена в июне 1948 года. В настоящее время входит в юрисдикцию города Петах-Тиква.
  
  
   аль- Харам, арабск.:
  الحرم سيدنا علي англ.: al-Haram, а также Господин наш Али - Сидна Али, -название палестинской арабской деревни, находившейся в 16 км к северу от Яффы, рядом с руинами древнего города Арсуф, также известного в древности, как Аполлония. Свое название деревня получила по имени мусульманской святыни Сидна Али- одного из сподвижников Саладина, который храбро сражался против крестоносцев и погиб в битве на холме, на котором сейчас стоит мечеть.
  Деревня была уничтожена во время войны 1948 года. В 1596 году деревня вошла в вакф посвященый 'Али ибн' Алейм для поддержания и заботы о святыни.
  Пьер Жакотэн отметил деревню на своей карте 1799 как "Ибн Али". В 1880 Палестинский исследовательский фонд в своем обзоре Западной Палестины, описывал Аль-Харам как деревню находящуюся на возвышенности, средних размеров, с колодцами на севере и мечетью на западе. Полное название деревни было записано как Эль-Харам 'Али ибн Алейм(святыня Али ибн Алейма- защитника деревни от вторжения войск султана Байбарса в 1265 году).
  В 1922 году, согласно переписи проведенной властями британского мандата, Аль-Харам имел население 172 человека и все они были мусульмане. К 1931 году- времени второй переписи, население деревни увеличилось до 313 чекловек. В это время население деревни также оставалось полностью мусульманским. Количество домов в деревне в этот период составляло, в общей сложности, 83 дома. В 1945 году -во время теретьей переписи населения, количество жителей в деревне составило 880 человек из которых 360 были евреи. Состав населения в деревне изменился , поскольку в двадцатые и тридцатые годы Американский Еврейский комитет купил у местного аристократа-эфенди, земли, на которых затем были построены еврейские поселения Герцлия и Кфар Шмарьяху(была создана в 1937 году на юго-востоке деревни Аль-Харам). До 1948 года отношения между жителями Аль-Харама и еврейских поселений были вполне дружественными. Арабы работали в еврейских поселениях на строительстве, евреи чувствовали себя в полной безопасности находясь в арабской деревне. Первые жители Герцлии помнили еще арабских коробейников на улицах еврейских кварталов. Бывшие арабские жители аль-Харам свидетельствовали, что перед войной 1948 года, представители еврейских поселков заверили их в том, что они будут в безопасности. В аль-Хараме была начальная школа для мальчиков, основанная в 1921 году, и в 1945 году в ней обучались 68 учеников. Также в деревне была мечеть и святыня аль-Хасана ибн Али (ум. 1081 г.), который был потомком второго мусульманского халифа Умара ибн аль-Хаттаба. По словам Бени Морриса, жители деревни бежали 3 февраля 1948 года из страха перед нападением боевиков еврейского анклава, после того, как Хагана и Иргун атаковали близлежащие арабские деревни.
  Аль-Харам был в основном разрушен, за исключением нескольких домов и деревенского кладбища. До 1948 года общая площадь земельных наделов в Аль-Хараме составляла 8065 дунамов, из которых арабам принадлежали 2681дунамов земли, евреям- 4745. В общественной собственности находились 639 дунамов(проверить). В 1945 году из принадлежащей арабам земли 136 дунамов были заняты под цитрусовые, из еврейской земельной собственности под цитрусовые не было занято ни одного дунама. Из орошаемых земель и плантаций 256 принадлежали арабам и 45 - евреям. Под маслины было занято 137 дунамов(только арабы) из площадей занятых под зерновые 2330 дунамов принадлежали арабам и 4057 - евреям. Застройки составляли площадь в 18 дунамов и вся эта земля принадлежала только арабам. Из культивируемых земель 2722 дунама принадлежало арабам и 4102- евреям. Из некультивируемых 580 дунамов находилось во владении арабов и 643 - в собственности евреев.
  Динамика населения в Аль-Хараме была следующая: В 1904 году население деревни составляло 341 человек, в 1922году - 172 человека, в 1931 - 333 и в 1945 - 880 ( из которых 360 были евреями) В 1948 году население деревни составляло 603 человека. Количество домов в деревне составляло в 1931 году 83 дома, в 1948 - 150 . Деревня известна с древнейших времен. В эллинистический период аль-Харам был известен как Аполлония. Аль-Харам был также известен как Сидна Али, что в переводе означает "Али Наш господин"- имеется в виду, аль-Хасан ибн Али в честь которого была названа местная святыня. В Аль-Хараме была начальная школа для мальчиков, основанная в 1921 году, где в 1945 году обучалось 68 учеников. Из религиозных учреждений в деревне была мечеть на месте макама- святыни имени аль-Хасана ибн Али (умер в 1081 г. н), который был потомком второго мусульманского халифа Умара ибн аль-Хаттаба. Археологические памятники аль-Харама включают в себя сук (рынок) ранне-исламского периода, и крепость крестоносцев, которая была построена неподалеку от деревни, и называлась Арсур (Arsur). На землях деревни были построены еврейские колонии Ришпон и Кфар Шмарьягу.
  
  
  
   Иджиль аль-Кибилийя, арабск.:إجْليل القبلية ,англ. : Ijlil al-Qibliyya, известная также как аль-Джалиль (al-Jalil)- название арабской палестинской деревни которая находилась в 13 км. к северо-востоку от Яффы буквально в 100 метрах от своей деревни-сестры Иджиль аль- Шамалийя ("Северный Джалиль").
  Деревня было уничтожена в ходе Гражданской войны в Палестине 1947-48 годов- 3 апреля 1948 года. В 1945 году население деревни составляло 680 человек из которых 210 были евреи. Иджлиль аль-Кибийя была названа в честь шейха Салиха Абд аль-Джалиля, усыпальница которого находилась на территории деревни.
  Французский исследователь Виктор Гурейн посетил обе деревни в июне 1870 года. Гурейн описал обе деревни как одну и отмечал, что население описанной им деревни составляет 380 человек. Исследователь также отметил, что дома в деревне были построены из селевой грязи- очень прочного материала для строительства, или из подручных материалов. В 1882 году, Палестинский исследовательский фонд в своем обзоре по Западной Палестине описывает обе деревни как одну маленькую грязную деревню с двумя стенами на севере и юге и небольшой оливковой рощей. Авторы обзора называют ее эль- Джалиль. Согласно переписи, проведенной властями британского мандата в 1922 году, население деревни составляло154 человека и все они были мусульмане.
  К 1931 году население деревни увеличилось до 305 человек и по-прежнему, все население обеих деревень было исключительно мусульманским. В 1945 в Иджиль аль- Кибийе проживало 470 человек и все они были арабы. Площадь земельных угодий в Иджиль аль-Кибийе составляла 8692 дунамов из которых 923 дунама были заняты под бананы и цитрусовые, 85 - под плантации и ирригацию, 7087 под зерновые и еще шесть дунамов были заняты жителями соседнего еврейского поселения Герцлия. Отношения между евреями и арабами были дружественными что видно из приветственного послания жителей Герцлии шейху Хаджажу Ахсейну Аль-Асси из Иджлиля. В декабре 1947 года и январе 1948 года мухтары деревень Шейх-Мунис, Аль-Масулийя, Аль-Джаммасин, аль-Шарки, Джамассин аль-Гарби, Абу Кишк и обоих Иджилей, встретились с представителями Хаганы в Петах-Тикве. Мухтары арабских деревень хотели мира, и пообещали лидерам Хаганы не оказывать поддержку ни Арабской Освободительной Армии, ни арабским ополченцам. Кроме того, они пообещали, что, в случае, если они не смогут сохранить свои деревни под контролем и обеспечить спокойствие в них, мухтары обязались призвать на помощь Хагану.
  К середине марта 1948 года бригада Александрони взяла в кольцо деревни Шейх-Мунис, Абу Кишк и оба Иджиля, создав так называемый "карантин", отрезав эти деревни от остальных арабских населенных пунктов в районе Яффы.
   Таким образом, эти деревни не представляли никакой опасности для сил еврейского анклава. Тем не менее, 12 марта боевики ЛеХИ похитили пять старейшин из Шейх-Муниса. Эта акция полностью подорвала веру жителей вышеупомянутых деревень в достигнутые соглашения, и они начали массово покидать свои дома. Жители обеих Джалилей тоже бежали, предварительно попросив своих еврейских соседей присмотреть за их собственностью. Палестинский историк Валид Халиди так описал увиденное на месте деревни в 1992 году: "Территория деревни служит местом мусорной свалки, и только на небольшом холме еще не покрытом мусором, можно обнаружить останки деревни в виде руин каменных домов и резервуара для воды, поросших кустарником и кактусами. По свидетельствам профессора Халиди, на месте деревни теперь находятся гаражи и хранилище газолина.
  
  Иджлил аль-Шамалийя , англ.:Ijlil al-Shamaliyya, арабск.:: إجليل الشمالية Ijlīl aš-Šamāliyya) - название арабской палестинской деревни находившийся в районе Яффо и уничтоженой в ходе Гражданской войны в подмандатной Палестине 3 апреля 1948 года. Название деревни означает Северный Иджлил.
  Деревня находилась в 9 километрах к северо-востоку от Яффы, на вершине холма, в 15 км к северо-востоку от Яффы, и примерно в 100 метрах к северу от своей деревни-сестры Иджиль аль-Кибилийя ( "Южный Джилиль"). В конце османского периода, в июне 1870 года, французский исследователь Виктор Герен посетил обе деревни. Он описал их как единое целое под названием Edjlil, расположенный на холме, и разделен на два района. Вместе в них насчитывалось 380 жителей. Дома в деревнях были построены из спрессованной земли или с различными небольшими добавками смешаны с высушенным илом.
  В 1882 году, в Обзоре Западной Палестины Палестинского исследовательского фонда, деревня описывается как два селения, названные Эль Джелиль как "грязная, с небольшой оливковой рощей на юго-востоке ". В 1922 согласно переписи населения в проведенной властями Британского мандата в Палестине, в обеих деревнях-близнецах было 154 жителя и все они были мусульмане. Ко времени второй переписи 1931 года, население деревни увеличилось до 305 человек и по прежнему, жили здесь только мусульмане. В 1943 году еврейская колония Галиль Ям была основана на землях, к востоку от деревни, которые местные мусульмане считали своими. В 1945 году население Иджлиль аль-Шамалийя состояло из 190 арабов, а площадь принадлежавшей им земли составляла 2450 дунамов. Из этих земель, 183 дунама использовались для выращивания цитрусовых и бананов, 13 - для плантаций и ирригации, 1574 дунама занимали зерновые культуры, в то время как семь дунамов занимала застройка. Кроме того, в 1945 году в деревне была открыта начальная школа, которую посещали также дети из Иджиль аль-Киблийи. В первый год после открытия, школу посещали 64 ученика. В деревне также была мечеть и несколько небольших магазинов. В декабре 1947 года и январе 1948 года руководители Шейх-Муниса, Аль-Масудийи, Аль-Джаммасина, аль-Шарки, Аль-Джаммасин аль-Гарби, и мухтары из Абу Кишка и обеих Иджилей встретились с представителями Хаганы в Петах-Тикве. Эти деревни хотели мира, и пообещали не поддерживать солдат Арабской освободительной армии или местного арабского ополчения. Кроме того, они пообещали, что, в случае, если они не смогут удержать своих односельчан от участия в боевых действиях против вооруженных формирований ишува , то призовут на помощь Хагану .
  Однако к середине марта 1948 года бригада Александрони установила блокаду вышеназванных деревень, деревень которая получила название "карантин".
  А12 марта боевики ЛеХИ похитили пятерых старейшин из Шейх-Муниса . Эта акция окончательно подорвала доверие жителей арабских деревень к соглашениям, заключенным с Хаганой и многие из них уехали , попросив еврейских соседей присматривать за их имуществом.
   В 1992 году, побывавший на месте бывшей деревни историк Валид Халиди писал, что трудно найти какие-либо следы деревни, поскольку на ее месте находится мусорная свалка.
  аль-Джаммасин аль-Харби, англ.:Al-Jammasin al-Gharbi- название арабской палестинской деревни, находившийся в шести с половиной километрах к северо-востоку от Яффы и уничтоженной 17 марта 1948 года в ходе Гражданской войны в Палестине 1947-48 годов. В 1945 году, население деревни составляло 1080 человек. Жители деревни являлись потомками номадов из Иорданской долины.
   Джариша, англ.:Jarisha, арабск.: جرِيشة, Переводится так же как Джериша Jerisha) - название арабской палестинской деревни, находившийся в двухстах метрах от древнего Тель-Джариша, на южном берегу реки Аль-Ауджа (Яркон). После основания Тель-Авива, Джериш и пять других деревень попали под юрисдикцию этого города- оказались внутри его границ.
  Деревня была уничтожена в ходе первой арабо-израильской войны. Поселение Джариша известно с древнейших времен сначала как один из городов гиксосов а затем филистимлян.
  Деревня упоминается в налоговом реестре Оттоманской империи 1596 года. В это время население деревни состояло из 22 мусульманских семей, которые платили налог на буйволов, коз и мед.
  В 1882 году в своем обзоре Западной Палестины, Палестинский исследовательский фонд описывал деревню как построенную из обработанного камня и стоящую в окружении оливковых рощ.
  В деревне имелись пруд и мельница. На юго-востоке деревни находились руины постоялого двора и древние мoгильники.
  Согласно переписи, проведеной властями Британского мандата в 1922 году, население деревни в это время состояло из 57 человек. Все они были мусульмане.
  К 1931 году население деревни увеличилось до 183 человек. По-прежнему, все население деревни оставалось мусульманским.
  В это время в деревне было 43 дома. Жители деревни были заняты в основном в сфере обслуживания однако некоторые из них также выращивали фрукты и овощи. В 1944-45 годах 302 дунама из земельных угодий Джариша использовались для выращивания бананов и цитрусовых, 89- под сады и ещё 3 дунама- под застройки.
  Сегодня на месте деревни пролегает шоссе возле которого расположены дома Тель-Авивский пригородов.
  
  
   Кафр `Ана, англ.:Kafr 'Ana', арабск. : كفرئنا - название арабской палестинской деревни находившейся в 11 километрах к востоку от Яффы. В 1945 году население деревни состояло из 2800 арабов и 220 евреев. Деревня была захвачена, а её население изгнано в ходе гражданской войны в Палестине 1947-48 годов бригадой Александрони.
  История селения началась в эпоху бронзы и непрерывно продолжалась вплоть до окончания византийской эпохи в регионе, сначала как хананейский город, потом иудейский,а позже- византийский. Упоминания о городе в качестве Оно содержатся в классических древнееврейских и византийских источниках.
  Жена Сулеймана Великолепного Роксолана включила деревню в основанный ею вакф в 1557 году. В 1596 году, согласно налоговому реестру Оттоманской империи, население деревни состояло из 11 хозяйств, которые платили налоги на пшеницу, зерновые, виноград, овощи, фруктовые деревья, сезам, мёд и коз. Собранные налоги шли полностью на содержание вакфа. Французский исследователь Виктор Герен, посетивший деревню в 1863 году отмечал что в Кафр Ане имелись два естественных водоёма в скальных породах. Собираемую в них за зиму воду, наряду с колодцами, местные земледельцы использовали для орошения. В 1882 году Палестинский исследовательский фонд в своем обзоре Западной Палестины описывает Кафр Ану как построенную из обработанного камня и окруженную пальмовыми деревьями.
  В 1922 году, согласно проведенной властями британского мандата переписи, население деревни составляло порядка 1374 человек и все они были мусульмане.
  К 1931 году население деревни увеличилось до 1824 человек и по-прежнему, население Кафр Аны было чисто мусульманским. В это время в деревне было 449 домов. Жители деревни выращивали различные сельхозкультуры, а также разводили кур и занимались пчеловодством.
  В 1944/45 годпх в общей сложности 2214 дунамов использовались для выращивания цитрусовых и бананов, на 11022 дунамах деревенской земли выращивались зерновые. Ещё 597 дунамов использовались под сады. Общая площадь застройки составляла 90 дунамов. Деревня была уничтожена в ходе наступательной операции Хаганы под кодовым названием Хамец 28-30 апреля 1948 года.
  Эта операция была проведена против группы деревень к востоку от Яффы, в том числе и против Кафр 'Ана.
  Согласно документам Хаганы, целью операции являлось "открыть путь для еврейских сил]в Лидду".
  Хотя в приказе не было никакого явного упоминания о предполагаемом изгнании местных жителей, в тексте содержится выражение " чистка местности" (тиhур хашетах).
  Также в приказе было сказано следующее :"Гражданскому населению будет разрешено покинуть деревни после того, как они сдадут оружие".
   23 сентября 1948 генерал Авнер назвал Кафр 'Ана в качестве подходящего поселка для расселения новых еврейских иммигрантов ( "олим") в Израиль.
  Сегодня на землях деревни находится израильский город Ор Ехуда. Этот город был построен на землях, ранее принадлежавших деревням Кафр 'Ана, Сакийя и Хийрийя.
   Соб- национальное женское платье из Кафр-Ана пошитое в этой деревне в1930-х годах, находится в Международном музее народного искусства (MOIFA) в Санта-Фе, США.
  Платья пошитые в деревнях вокруг Яффо, как и вообще в Палестине, славились своим уникальным дизайном и вышивкой.
  
   аль-Хайрийя
   англ.: Al-Khayriyya арабск: الخيْريّة - Название арабской палестинской деревни находившейся в 7,5 км. к востоку от Яффы. Жители аль-Хайрийи бежали из деревни в апреле 1948 года вследствие атаки бригады Александрони. Земли деревни были использованы израильскими властями под всеизраильскую свалку.
   Во время ассирийского владычества в Палестине, Аль-Хайрийя была известна как Банаи Берка, а во время римского правления в Палестине, как Beneberak.
  
  Позднеримская и византийская керамика были найдены в районе деревни.
  В 938/9 годах, по приказу Кади Дамаска в Аль-Хайрийе было построено святилище.
   В эпоху крестоносцев деревня была известна как Bombrac и упоминалась в 1191 году в Itinerarium Regis Ricardi короля Ричарда I Англии.
  В 1517 году деревня была включена в состав Османской империи вместе с остальной частью Палестины, а в 1596 году деревня, известная в это время как Хайрийе, фигурирует в османских налоговых регистрах как относящаяся к нахийя (подрайон) Рамла и лива (район) Газа, с населением 154 человека, которые платили налоги на ряд сельскохозяйственных культур, в том числе на пшеницу, ячмень, фрукты и кунжут, а также на коз, ульи и виноградники. Все жители деревни были мусульмане.
  Позже , в османский период , деревня называлась Ибн Ибрак, сохраняя свое древнее название.
  В 1882 году, Палестинский исследовательский фонд в своем Обзоре Западной Палестины описал деревню под именем Ибн Ибрак, как "обычную грязную деревню'.
  Во время Британского мандата жители деревни изменили её название на Аль-Хайрийя, чтобы отличить её от соседнего еврейского города Бней-Брака. Население Аль-Хайрийя в это время было мусульманским , за исключением двадцати христиан.
  Школа для мальчиков была открыта в деревне в 1920 году.
  К школе был прикреплен участок земли в 8 дунамов для обучения детей сельскому хозяйству .
  Школа для девочек была основана в 1945 году.
   К 1946 году в обеих школах учились 183 мальчика и 69 девочек.
  В 1922 году, согласно переписи проведенной властями Британского мандата, в Хайрийе было 546 мусульман и 5 христиан .
  Ко времени следующей переписм 1931 года население Аль-Хейрийи увеличилось до 914 человек, из которых 5 были христиане и остальные- мусульмане, которые жили в 212 домах.
  В соответствии с сообщениями Palestine Post, в начале 1948 года, жители деревни неоднократно нападали на соседний еврейский поселок Эфаль.
  Газета также сообщала, что 16 февраля 1948 года Хагана взорвала двухэтажный дом в деревне, который использовался снайперами деревни для ведения огня по Эфалю.
   Деревня Аль-Хайрийа прекратила свое существование 28-30 апреля 1948 г. в ходе наступательной операции Хаганы под кодовым названием Хамец. Операция была проведена против группы деревень к востоку от Яффы, включая Аль-Хайрийа.
  Согласно документам Хаганы, целью операции являлось "открыть путь для еврейских сил]в Лидду".
  Хотя в приказе не было никакого явного упоминания о предполагаемом изгнании местных жителей, в тексте содержится выражение " чистка местности" (тиhур хашетах).
  Также в приказе было сказано следующее :"Гражданскому населению будет разрешено покинуть деревни после того, как они сдадут оружие".
  
  Хагана заняла Аль-Хайрийю без боя, возможно это обяснятся тем, что местные жители к тому времени уже были деморализованы падением крупных арабских городов и деревень.
  32-батальон бригады Александрони сообщал, что они нашли и похоронили тела четырех взрослых мужчин и трех женщин в деревне, и ненадолго задержали несколько мужчин, женщин и детей.
   Двоим взрослым мужчинам деревни было предъявлено обвинение в убийстве человека Хаганы , и они был сразу же расстреляны.
  В 1952 и 1969 годах на землях деревни были созданы израильские поселения Рамат Пинкас и Эфаль .
  Территория самой деревни в настоящее время находится в пригороде Гиватаима.
  Палестинский историк Валид Халиди описал увиденное им в 1992 году место, где была деревня: "Несколько домов и одна из школ -все, что гсталось от деревни.
  Пустынный дом, в окружении кустарников и дикой растительности имеет простую архитектуру: прямоугольная дверь, маленькие боковые окнаокнаи и плоская крыша.
  Двухэтажный дом принадлежавший Ахмаду аль- Тиби, используется в качестве магазина.
  Место заросло кипарисом, есть также апельсиновые деревья и инжир.
  Часть прилегающей земли культивируется, а остальная часть занята зданиями ".
  Деревенские земли были впоследствии использованы под всеизраильскую свалку, известную как Хирийя.
   Жители деревни были заняты в основном в сельском хозяйстве и скотоводстве. В 1944/45 годах 3359 дунамов деревенской земли использовались для выращивания цитрусовых и бананов, 2355 - для выращивания зерновых, 1275 - под сады и ирригацию, 26 дунамов были заняты под застройку.
  В 1932 году на землях деревни было основано еврейское поселение Кфар Азар.
  
   аль-Масудийя
   англ.:Al-Mas'udiyya - название арабский палестинский деревни находившийся в 5 километрах к северо-востоку от Яффы и в полутора километрах от реки аль- Ауджа .
  Деревня была уничтожена 25 декабря 1947 года в ходе Гражданской войны в Палестине 1947-48 годов. Деревня была известна также как Сумайл .
   В 1945 году в деревне проживало 850 жителей и с 1931 года была начальная школа для мальчиков, в которой в 1945 году обучались 31 ученик.
  Деревня находилась в самом центре современного Тель-Авива, на пересечении улиц Арлозоров и Эвен Гвироль .
   На месте палестинской деревни Сумайл сохранились дома, принадлежавшие ее жителям. В переводе с арабского- "цумайл", переводится как сухая земля. Ее населением были эмигранты из Египта, пришедшие сюда по-видимому в составе армии Мухаммада Али, и бедуины Синайского полуострова. После первой арабо-израильской войны в сохранившиеся после арабов дома вселились еврейские беженцы, прибывавшие в страну после Второй Мировой войны и жители Яффо-евреи, оставившие свои дома во время боевых действий за город.
  В начале шестидесятых прошлого века пришла очередь на выселение и для еврейских обитателей бывшей арабской деревни. Однако жители домов оказали полиции отчаянное сопротивление и отстояли свои дома.
  Тем не менее, площадь бывшей арабской деревни значительно сократилась: в результате новых атак набиравшего силу израильского капитализма значительная часть домов, пришедших в упадок, была разрушена и на их месте выросло еще одно высотное здание состоящее из дорогих офисов.
   На оставшейся части Сумайла еще сохранились арабские постройки.
  Сейчас здесь запланировано строительство высотных зданий и торгового центра.
   Ну а пока, это место существует как крохотный район города, скрытый от посторонних глаз и проезжей части высокой стеной, разрисованной веселыми
  
   аль-Мирр
   англ.:Al-Mirr, также называлась Махмудийе- собственность Мухаммада (Mahmudiyeh)- название арабской палестинской деревне находившийся в 16,5 км. к северо-востоку от Яффы, на южном берегу реки аль-Ауджа(ныне Яркон) Деревня прекратила своё существование 1.2.1948 года, в ходе Гражданской войны в Палестине 1947-48 годов.
  Мельница и дамба, построенные в поздне-римскую и ранне-визаниийскую эпоху использовались жителями деревни и во времена мамлюков и далее, вплоть до конца девятнадцатого века.
  Согласно переписи, проведенной властями Британского мандата в 1922 году, население деревни состояло из 75 человек и все они были мусульмане.
  К 1931 году население деревни выросло до 101 человека.
  В это время в аль-Мирре было 25 домов.
  В 1945 население деревни составило 170 человек.
  Главными занятиями жителей деревни были сельское хозяйство и перевозки. В 1944-45 годах земельные угодья аль-Мирры состояли из двух дунамов занятых под цитрусовые и бананы,на 31 дунаме жители деревни выращивали пшеницу и два дунама занимали постройки.
  Жители аль-Мирры покинули деревню опасаясь атаки сил еврейского анклава 3.2.1948 года. Согласно историку Бени Моррису, некоторые из жителей деревни позже вернулись в свои дома, но снова вынуждены были бежать месяц спустя.
  Согласно палестино-американскому историку Валиду Халиди, жители деревни окончательно ушли в середине мая 1948 года, после рейда боевиков Иргуна. Фрагменты деревенской мельницы можно было увидеть ещё в начале двухтысячных.
  
   Аль-Муайлих, англ.: Al-Muwaylih, арабск.:: المويْلح, El Muweilih - название арабской палестинской деревни находившейся в 16 км. к северо-востоку от Яффы.
   Дата израильской оккупации: 31 декабря 1947 года.
  
   До 31 декабря 1947 года из 3342 дунамов сельхозугодий деревни, арабам принадлежало 2795 дунамов земли, евреям-376.
   В общественной собственности находился 171 дунам.
  
   В 1945 году 949 дунамов были заняты под цитрусовые и принадлежали только арабам.
   Под ирригацию и плантации было занято 27 дунамов, которые принадлежали также только арабам.
   Из площадей занятых под зерновые 1796 дунамов принадлежали арабам и 376 - евреям.
   В общей сложности, из обработываемых земель 2772 дунама принадлежали арабам и 376 - евреям.
   Некультивируемые земли, в общей сложности 194 дунама, принадлежали только арабам.
   В 1945 году в деревне было 360 жителей. В 1948 - 418.
   Аль-Муайлихи был основан бедуинами, которые вели свою родословную от бедуинского племени аль-Малаха.
   Отсюда и название деревни.
   На землях Аль-Муайлихи и Джалджулии построен поселок Неве Ярок.
   Деревня была разрушена, за исключением нескольких домов, один из которых принадлежал Халиму аль-Джайуси.
   Рантийя,
   англ.: Rantiya, арабск.:: رنتيّة,- название арабской палестинской деревни находившийся в 16 километрах к востоку от Яффы.
   Деревня существовала со времен древнего Рима и была известна как Rantia в эпоху крестоносцев.
   Во время британского мандата в Палестине, в 1945 году в Рантийе было 590 жителей.
   10 июля 1948 года деревня была занята силами Пальмаха из Восьмой танковой бригады и третьего пехотного батальона бригады Александрони во время арабо-израильской войны 1948 года. Из более чем 100 домов в Рантийе, только три остались стоять до сегодняшнего дня. Израильские еврейские населенные пункты Нафех и Ринатия были построены на бывших землях Рантийи .
   В 1122 году, при крестоносцах, деревня платила десятину больнице при церкви Святого Иоанна в Шхеме.
   В 1166 году, десятину с деревни взимали госпитальеры. Под властью Османской империи с 1557 года доходы от деревни шли на новый вакф установленный женой Сулеймана Великолепного Роксоланой.
   В 1596 году Рантийя входила в нахийя ( подрайон) Рамла и ливу (район ) Газы.
   В это время в Рантийе было 132 жителя, которые платили налоги на пшеницу, ячмень, фрукты и кунжут, на коз и на ульи.
   Все жители деревни были мусульманами.
   В 1870 году французский исследователь Виктор Герен посетил и описал деревню как частично разрушенную, в то время как в Обзоре Западной Палестины Палестинского исследовательского фонда от 1882 года, Рантийя фигурирует как небольшая деревня, построенная из сырцового кирпича.
   В 1922 году, согласно переписи населения, проведенной властями Британского мандата, в Рантийе было 351 жителей, все мусульмане.
   Ко времени следующей переписи в 1931 году, население деревни выросло до 411 жителей.
   В это время население деревни по прежнему оставалось полностью мусульманским.
   В это же время в деревне было 105 домов.
   К 1945 году население деревни увеличилось до 590 человек и по прежнему все жители деревни были мусульмане.
   Общая площадь земельных угодий Рантийи составляла 4389 дунамов.
   Из этого количества 505 дунамов занимали плантации цитрусовых и бананов, 99 были отведенный под ирригацию и другие плантации, 3,518 дунамов занимали зерновые культуры и 13 дунамов были заняты под застройку.
   В 1992 году, побывавший на месте Рантийи Валид Халиди так описывал увиденное: "Три пустых дома, стоящих среди сорняков и высоких диких трав, а также обломки нескольких других домов - все, что осталось от деревни. Два из заброшенных домов сделаны из камня, третий из бетона".
  
  
   аль-Сафирийя
   англ.: Al-Safiriyya - название арабской палестинской деревни находившийся в 11 километрах к востоку от Яффы.
   Деревня прекратила свое существование 20 мая 1948 года, в ходе операции Хамец, проводившейся израильской армией во время Первой арабо-израильской войны 1948 года.
   Деревня существовала ещё во времена Византии и была известна в эпоху крестоносцев как Sapharea и Saphyria.
   В 1945 году население деревни состояло из 3070 человек.
  В деревне были две начальные школы. Одна для мальчиков была основана в 1920 году. В 1945 году в ней обучались 348 учеников. Школа для девочек была открыта в 1945 году и в ней обучались 45 учениц.
  
   Салама, англ. : Salama, название палестинской арабской деревни, находившейся в пяти километрах к востоку от Яффы.
   Деревня была названа в честь Салама Абу Хашима - соратника пророка Мухаммеда.
   Его могила, две сельские школы, и десять домов из числа более чем 800 домов, которые составляли деревню- всё, что осталось от Саламе.
   Улица Саламе в южном Тель-Авиве названа в честь исторической деревни.
  
   В 1596 году в Османской империи, Салама входила в нахийю Рамла и ливу Газа.
   В это время в деревне было 94 жителя, которые платили налоги на ряд выращиваемых сельскохозяйственных культур, в том числе на пшеницу, ячмень, на коз и на ульи.
   В конце девятнадцатого века, деревня была описана, в чпстности, Палестинским исследовательским фондом, как построенная из сырцового кирпича, с несколькими садами и колодцами.
  
   Согласно переписи 1922 года, проведенной властями Британского Мандата, население Саламех состояло из 1,187 жителей и все они были мусульмане.
   Ко времени второй переписи 1931 года, население Саламе увеличилось до 3691 жителей, по-прежнему все они были мусульмане жившие в 800 домах.
  
   В 1920 году в Саламе была открыта начальная школа для мальчиков, где к 1941 году обучались 504 ученика.
   В 1936 году была открыта начальная школа для девочек, в которой учились 121 ученица.
   Школа действовала до 1941 года.
  
   К 1945 году население Саламе увеличилось до 6,730 человек. Все они были арабы.
   Общая площадь земельных угодий Саламе в то время составляла 6,782 дунамов.
   В это время в деревне проживало 6670 мусульман и 60 христиан.
   Из общей площади земельных угодий в 3,248 дунамов, 684 были заняты под цитрусовые и бананы, 2,406 дунамов под зерновые культуры и 114 дунамов были заняты под застройку.
  
   4 декабря 1947 года группа из 120-150 боевиков из Саламе напали на соседний кибуц Эфаль.
   Поселенцы, вместе с Пальмахом отбили нападение.
   8 декабря 1947 года арабы напали на окрестности Тель-Авивского района Хатиква. Некоторые из еврейских жителей были убиты. Большинство нападавших были жителями Саламе.
  
   В январе и феврале 1948 года Пальмах организовал рейды в Саламе и Язур, разрушив дома в обеих деревенях.
  
   Деревня Саламе прекратила свое существование 28-30 апреля 1948 года, во время операции сил ишува Хамец.
   Эта операция, целью которой являлось открыть путь для сил ишува в Лидду, была проведена против группы деревень к востоку от Яффы, в том числе против Саламе .
   В приказе Хаганы по поводу проведения операции было сказано следующее:Гражданскому населению занятых мест будет разрешено покинуть их после того, как они сдадут оружие ".
   Приказ также предостерегал солдат, участвовавших в операции от недисциплинированных актов: грабежа, или нанесения ушерба святым местам.
   "Заключенные должны быть перемещены в тыл".
  
   28-30 апреля, Хагана вошла в Саламе без боя: местные жители были деморализованы падением окрестных городов и деревень. Арабские войска и 12000 гражданских лиц находившиеся в деревне, ушли через узкий коридор, который силы ишува намеренно держали открытым.
   Участники операции обнаружили лишь пустые улицы и дома в Саламе.
  
  
   Когда Давид Бен-Гурион посетил Салама 30 апреля он нашел там только одну старую слепую женщину.
   День или два спустя, "хулиганы" из квартала Атиква Тель-Авива подожгли несколько зданий в Саламе.
  
   Заселение заброшенной деревни еврейскими беженцами войны, а позже новыми иммигрантами, началась две недели после завоевания Саламе.
   10 декабря 1948 года, Салама и некоторые из ее сельскохозяйственных земель были присоединены к Тель-Авиву.
  
   Сакийя
   англ.:Saqiya, арабск.: ساقِية, - название арабской палестинской деревни находившейся 8,5 км. к востоку от Яффы. Название деревни переводится с арабского как механизм для подъема воды.
   Ряд мощеных дорог, проходящих через или вблизи деревни позволили им легкий доступ к Лидде и Яффо, Тель-Авиву , а также деревням, прилегавших к этим городам .
   В 1596 году в составе Османской империи, Сакийя, с населением 270 человек входила в нахийю Рамла и ливу Газы.
   Жители деревни платилм налоги на ряд выращиваемых культур, включая пшеницу, ячмень, фрукты и кунжут, а также на коз, ульи и виноградники.
   Сирийский суфий и путешественник Мустафа аль-Бакри аль-Сиддики (1688-1748 / 9), который совершил поездку по региону в первой половине восемнадцатого века, писал, что он прошел через Сакийя, в то время как он был на пути к Яффо.
  
   Согласно проведенной властями Британского мандата переписи населения в 1922 году, в это время в Сакийе было 427 жителей и все они были мусульмане.
   Ко времени переписи 1931 года в Сакийе было уже 663 жителя- все мусульмане, которые жили в 142 домах.
   Начальная школа для мальчиков была открыта в деревне в 1936 году.
   Эта школа приобрела 16 дунамов земли для обучения детей сельскому хозяйству.
   В школе было 136 учеников, обучавшихся в середине сороковых годов.
   Жители деревни были заняты в основном в сельском хозяйстве: выращиванием фруктов, особенно цитрусовых, зерновых культур и овощей.
   В последующие годы в деревне были построены несколько домов из цемента, а территория самой деревни немного расширилась.
   В конце Британского мандата в деревне была построена мечеть.
   К 1945 году население деревни увеличилось до 1100 человек, все они были арабы, в то время как общая площадь земли составляла 5850 дунамов.
   Из этого количества земельной площади, в общей сложности 2422 дунамов использовались для выращивания цитрусовых и бананов, 145 - под плантации и ирригацию , 2534 - под зерновые культуры, в то время как 114 дунамов занимали застройки.
  
   Согласно израильским источникам, деревня была атакована и занята силами ишува 25 апреля 1948 года.
   Но, по словам палестинцев и телеграммы из Associated Press следует, что несколько дней спустя 27-28 апреля среди деревень, атакованных в ходе операции Хамец. вместе , с деревнями Хайрийя и Кафр Ана была и Сакийя.
   Историки Хаганы пишут о том, ч то оккупация Сакийи и окрестных деревень была осуществлена без боя, не упоминая ничего о численности населения в то время.
   Тем не менее, жители говорят о другом. Это Абу Мухаммед житель деревни, который видел то, что произошло 25 апреля 1948 года:
   "Евреи вошли в деревню и начали стрелять в женщин, мужчин и стариков. Они арестовали девушек, и мы до сих пор не знаем, что случилось с ними. Они пришли из поселка, который был недалеко от деревни ... Они использовали минометы (для обстрела деревни). Потом бронетехника (Хаганы) вошла в центр деревни. Четырнадцать местных жителей были убиты в тот же день ... Две женщины были убиты прямо в поле ... жители деревни бежали в направлении аль-Лиде.
   Мы оставили все в деревне ... мы думали, что это будет ненадолго, и мы сможем вернуться. "
   На землях деревни в 1950 году был создан поселок Ор Иегуда, предназначавшийся для переселения евреев из Ирака и Северной Африки.
   Другой поселок - Рамат Пинкас, была основана в 1952 году, на земле, принадлежавшей соседней деревне Хайрийя.
   Палестинский историк Валид Халиди, описал увиденное им на месте деревни в 1992 году: (На месте деревни )осталось не более десяти домов. Некоторые из них заселены еврейскими семьями, один дом используется в качестве мастерской для ремонта автомобилей, другие стоят опустевшие.
   Сохранились также полу-разрушенные стены и фундамент других домов, в том числе обломки строений и прочий строительный мусор.
   На землях бывшей деревни растут также кактусы, платаны, кипарис и пальмы. Часть прилегающих земель культивируется, на остальных землях есть постройки.
  
  
   аль-Савалима
   англ.: Al-Sawalima - название арабский палестинский деревни находившийся в 11 километрах к северо-востоку от Яффы и в 2 километрах от реки аль- Ауджа(Яркон).
   Деревня прекратила своё существование 30 марта 1948 года в ходе Гражданской войны в Палестине 1947-48 годов.
   В 1945 население деревни составляло 800 человек. В 1946 году в деревне открылась начальная школа для мальчиков где обучались 31 ученик.
   аль-Шейх Мунис
   англ.:Al-Shaykh Muwannis, арабск.: الشيخ مونّس, известна также как Шейх Мунис Sheikh Munis, - название арабской палестинской деревни, находившейся в 8,5 км. от центра Яффы. Согласно плану ООН о разделе Палестины от 1947 года, деревня должна была войти в состав еврейского государства. Жители Шейх Муниса оставили свои дома и бежали в марте 1948 года под давлением вооружённых формирований еврейского анклава за два месяца до арабо-израильской войны 1948 года. Впоследствии на землях деревни был построен Тель-Авивский университет. Согласно местной легенде, село было названо по имени местного религиозного деятеля, Шейха Муниса, усыпальница (макам) которого находилась на земле деревни. Составивший карту Палестины во время сирийского похода Наполеона Бонапарта Пьер Жакотэн отметил деревню на своей карте 1799 года, назвав её Дахрой. В 1870 году Виктор Герен писал о Шейх-Мунисе как о деревне с населением в четыреста жителей и разделенной на несколько частей, каждой из которых управлял отдельный шейх. Деревня была окружена, по свидетельствам Герена, садами, и здесь же выращивались "вкусные арбузы." Большинство жителей деревни были членами большого бедуинского племени Абу Кишк. В 1879 году население деревни составляло 315 человек. В 1922 году, согласно переписи проведенной властями Британского мандата, население деревни составляло 664 человека и все они были мусульманами. Ко времени следующей переписи 1931 года, население деревни увеличилось до 1154 человек и по прежнему, все жители деревни были мусульманами. В это время в деревне было 273 дома. В 1920-е годы, правительство британского мандата попыталось получить право собственности на земли, лежащие к западу от Шейх-Мунис и простиравшихся до побережья Средиземного моря на том основании, что эти земли являлись "заброшенными и не обрабатывались".
   В деревне были две школы: одна для мальчиков была построена в 1932 году, другая - для девочек, открылась в 1943. В общей сложности, в 1945 годумв обеих школах обучались 266 учеников. Жители деревни выращивали в основном цитрусовые. В 1944/45 годах под цитрусовые и бананы было занято 3749 дунамов деревенской земли. Еще 7165 использовались для выращивания зерновых, 66 дунамов были заняты под сады и ирригацию. Вода для садов поступала из реки аль-Ауджа(Яркон) и артезианских колодцев. 41 дунам занимали постройки.
   В 1946 году трое жителей деревни изнасиловали еврейскую девушку. В разгар судебного процесса, члены Хаганы ранили одного из насильников, похитили и кастрировали другого. В 1947 году на волне растущей враждебности в те дни, которые привели к войне, некоторые жители Шейх Муниса начали покидать деревню . Большинство, однако, остались, поскольку мухтары Шейх Муниса и окрестных деревень заключили соглашение с Хаганой о том, что деревни не пустят к себе и не будут оказывать никакой поддержки Арабской освободительной армии (ALA) и формированиям местного арабского ополчения,чтобы те каким-то образом не использовали деревни вокруг Яффо для нападения на силы еврейского анклава. В обмен на нейтралитет арабских деревень, руководство Хаганы обещало мухтарам окрестных арабских деревень обеспечить их защиту. До войны 1948 года, население Шейх-Мунис составляло 2000 человек. Деревня была оставлена своими жителями в марте 1948 года под давлением со стороны еврейских милиций. Накануне войны 1948 года, население деревни состояло в основном из феллахов. Отношения с евреями до Гражданской войны в Палестине 1947-48 годов, у местного населения были дружественными, несмотря на возникавшую время от времени напряженность.
   Случайные выстрелы были произведены из деревни в сторону еврейских жилых районов в январе и феврале 1948 года, не приведших к жертвам. Личности стрелявших установлены не были.
   В середине марта бригада Хаганы Александрони ввела "карантин" вокруг деревень Шейх Мунис, Абу Кишк, Джалил аль Шамалийя и Джалил аль Кибилийя и даже, возможно, заняла дома на окраинах деревень.
   12 марта 1948, Иргун и Лехи похитили пятерых деревенских старейшин.
   Разведка Хаганы отмечала в связи с этим, что многие из жителей деревни ... начали бежать после похищения старейшин Шейх Муаниса, уже не доверяя Хагане и заключенным соглашениям.
   Хотя старейшины были переданы похитителями Хагане 23 марта и вернулись в свои дома в Шейх Муанисе, большинство жителей там и в других деревнях к северу от реки Яркон продолжали уходить, так как их доверие было полностью подорвано .
   Шейх Тауфик Абу Кишк устроил большой прощальный банкет '' для остальных жителей деревни и их еврейских друзей 28 марта 1948 года.
   После ухода жителей Шейх Муаниса и других деревень, их земли были оперативно переданы для использования лидерам ишува, и в конечном итоге были включены в муниципалитет Тель-Авив.
   Жители Шейх Муниса стали беженцами, большинство из них поселились в Калькильи и Тулкареме.
  По свидетельствам палестинского историка Валида Халиди, побывавшего на месте деревни в 1992 году уцелевшие структуры деревни в 1992 году состояли из нескольких домов, занимаемых еврейскими семьями и стеной дома. Университет Тель-Авива стоит на землях Шейх-Муниса и один из уцелевших домов используется в качестве клуба одного из факультетов университета.
  
   Язур, англ.:Yazur, арабск.: يازور, - название арабской палестинской деревни находившейся в 6 километрах к востоку от Яффы. Язур упоминается в ассирийских хрониках 7 века до нашей эры. В 12-13 веках нашей эры Язур стал местом сражений между крестоносцами и мусульманами.
   Арабский Географ Якут аль- Хамауи ( Yaqut al-Hamawi 1179-1229) писал о Язуре как о городке, который являлся Родиной нескольких выдающихся личностей во времена Фатимидов. Наиболее известным из них был аль-Хассан ибн Али аль-Язури министр Фатимидов в 1050 году(Родом из Язура был также Ахмад Джибриль-лидер народного фронта освобождения Палестины). Во времена Крестовых походов Язур переходил неоднократно из рук в руки пока не оказался окончательно под властью мамлюков. Во времена Оттоманской империи, налоговые сборы с Язура шли на содержание нового вакфа в Иерусалиме, основанного женой Сулеймана Великолепного, Роксоланной. В деревне была древняя мечеть на месте усыпальницы имама Али.
   В 1586 году Зулларт (Zullart), побывавший здесь, так описывал эту мечеть: квадратной формы с девятью небольшими куполами. Через дорогу от нее находится колодец или емкость для воды.
   В 1596 году Язур административно относился к нахийе Рамле и лива ( району) Газа. В это время в деревне было 275 жителей, которые платили налоги на пшеницу, зерновые, фрукты, сезам, а также на мёд и коз. В 1870 году Шарль Неттер( Charles Netter) из (Alliance Israélite Universelle) основал сельскохозяйственную школу Миквэ Исраэль вблизи Яффо, как раз на землях, которые феллахи Язура считали своими и обрабатывали их, хотя официально эти земли принадлежали правительству Оттоманской империи. С тех пор местные феллахи враждебно относились к евреям, занявшим, как они считали, их земли и неоднократно обращались за помощью к властям Оттоманской империи, требуя восстановить справедливость. Палестинский исследовательский фонд своем обзоре Западной Палестины от 1882 года описывает деревню как построенную из оббоженного кирпича или камня, с соломенными крышами и окруженную садами и колодцами. Во времена британского мандата Язур подразделялся на четыре квартала по количеству хамул в деревне. В Язуре были две начальные школы- одна для мальчиков, построеная в 1920 году, а другая для девочек - с 1933 года. Школа для мальчиков занимала площадь в 27 дунамов и предназначалась для обучения учеников сельскому хозяйству. В 1947 году в школе для мальчиков обучалось 430 учеников. В школе для девочек в это же время было 160 учениц. В 1945, согласно переписи, проводившейся властями Британского мандата в Палестине, население Язура в это время составляло 4030 человек, подавляющее большинство из них были мусульмане, но существовала здесь также небольшая христианская община из 20 человек. Основным занятием населения было сельское хозяйство при этом под цитрусовые в 1944 году было занято 6272 дунама, на 1441 дунамов выращивались зерновые. Земледелие было двух видов: как ирригационное, так и не поливное, зависящее от дождей в зимнее время года. 1689 дунамов составляли проливные земли и они отводились под сады. Во время ВМВ местные жители начали выращивать коров Holstein и к 1947 году для ирригации стали использоваться также артезианские колодцы. В городе были кафе, магазины, парикмахерские и фабрика по производству льда. Начиная с декабря 1947 года по сообщениям газеты Филастин и историка Ареф аль-Арефа, Язур почти еженедельно подвергался нападениям вооружённых сионистских групп. Так, 11декабря 1947 года, по сообщению газеты Филастин, группа сионистских боевиков на большой скорости прорвалась на машинах через город бросив гранаты в кафе и парикмахерскую. Никто не пострадал, но спустя неделю, по сообщениям Ареф аль-Арефа, во время нового рейда, сионистские боевики забросали гранатами кафе, убив шесть местных жителей. 30 Декабря, по сообщениям газеты Филастин, во время нового рейда, сионистские боевики попытались взорвать несколько домов в деревне, но были отбиты силами местной самообороны. В начале февраля 1948 года Язур и соседняя деревня Абу Кабир были обстреляны из пулемётов и гранатомётов, а 20 февраля деревню атаковали танки и бронетранспортеры боевиков еврейского анклава. При этом один местный житель был убит, четверо ранены, а в городе были разрушены несколько домов и фабрика по производству льда. Окончательно деревня прекратила своё существование 28- 30 апреля 1948 года в результате атаки сил Хаганы в рамках операции Хамец. Согласно Валиду Халиди, побывавшему на месте деревни в 1992 году в это время здесь еще были две усыпальницы. Уцелели также некоторые дома и строения бывшей деревни. Часть домов используется, часть пустует.Один из домов занимает еврейская семья.
   Небольшая мечеть находится на противоположной стороне дороги, на расстоянии около 50 метров от Макама(святыни-усыпальницы) имама Али. Эта мечеть также является святилищем посвященным Шейху аль-Катанану Согласно Мерону Бенвенисти, в деревне Язур находилась могила имама Али,известного чудотворца. Однако еще как минимум десяток мест в Палестине также считались у местных жителей местом захоронения имама. Массивное здание с большим куполом в центре в окружении девяти других куполов меньшей величины, является признанным местом захоронения имама Али. Это единственный уцелевший памятник деревни. Два или три разбитых надгробия сохранились на соседнем мусульманском кладбище, которое теперь служит в качестве свалки для мусора." В здании, являвшимся усыпальницей имама Али сейчас находится синагога Шаарей Цион и ешива для ортодоксальных евреев. На крыше, рядом с куполами, была установлена спутниковая антенна для трансляции религиозных передач. Через дорогу, в промышленном парке Холона, находится еще одна мусульманская святыня, находящаяся в плачевном состоянии.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"