И не только благодаря мечети Аль-Акса, о которой аль-Бухари сказал: Не следует отправляться в путь ни к какой мечети, кроме трех: Мечети Аль Харам, Мечети Посланника и мечети Аль Акса".
Именно здесь, у деревни Мута, что в 50 километрах к востоку от Иерусалима (сейчас это территория Иордании) , в 629 году нашей эры состоялось первое крупное сражение между мусульманской и византийской армиями.
До этого времени все сражения мусульман имели место на территории Аравийского полуострова и не были такими масштабными.
По большому счёту, до 629 года на территории Аравийского полуострова шла гражданская война между мусульманами и язычниками курайшитами.
Да и сражения эти точнее было бы назвать партизанской войной, которую мусульмане вели против караванов язычников-курайшитов силами, как правило, нескольких десятков человек.
Сражение при Муте стало первым масштабным сражением мусульманской армии за пределами Аравийского полуострова, причём противником мусульман была самая могущественная армия того времени- византийская.
Поводом для войны стало убийство посла пророка Мухаммада гассанидами - арабским племенем, жившим на территории нынешней Палестины и Сирии и исповедовавших христианство.
Гассаниды были подданными византийского императора. Убийство посла было осуществлено по приказу эмира гассанидов, который, таким образом, презрев все обычаи, нанёс смертельное оскорбление мусульманам, бросив им вызов.
В ответ Мухаммад снарядил трёхтысячную армию, дабы покарать убийц.
Согласно арабским историкам раннего средневековья, прежде всего Ибн Исхаку, Мухаммад наказал своим воинам прекратить боевые действия, если местные жители примут ислам и в любом случае, не убивать женщин и детей, не трогать скот гассанидов и не разрушать их колодцы.
Против трёхтысячного отряда мусульман во главе с Зейд-ибн-Харисом.
Вот как описывает этот поход самый ранний из биографов пророка Мухаммада Иб Исхак в переводе профессора Н.П. Медникова:
"Затем они пошли и остановились в Му'ане (Му'ан - на юго-востоке от Палестины, на северо-западе от Акабского залива, восточной ветви Красного моря), что [5] в земле сирийской. И дошло до этого отряда известие о том, что Ираклий во главе ста тысяч румов уже стоит в Meaбе, в земле ал-Белка, и что к нему присоединилось сто тысяч арабов племен Лахм, Джузам, ал-Кайн, Бехра и Балш под предводительством человека, принадлежавшего к племени Балий, к роду Ираша, и называемого Малик-ибн-Рафила (См. Ibn Doreid's genealog. etymolog. Handbuch, изд. Wuestenfeld, стр. 322, строчка 10 и след.). Получив это известие, мусульмане пробыли две ночи в Му'ане, обдумывая свое положение, и решили: напишем послу Божиему и известием его о числе врагов наших; он или подкрепит нас людьми, или пришлет нам свое приказание, и мы поступим сообразно с ним. Тогда 'Абдулла-ибн-Раваха ободрил их следующими словами: О, народ мой! клянусь Богом, то, от чего вы отвращаетесь, ведь это и есть та цель, к которой вы стремились, отправляясь в поход - засвидетельствовать мученической смертью истинность вашей веры; не на оружие, не на силу и не на многочисленность мы опираемся, сражаясь против врагов, а единственно на эту нашу веру, которою Бог отличил нас. Вперед! исходом борьбы может быть только одно из двух прекрасных: или победа, или смерть /стр. 793/ мученика. И сказало войско: 'Абдулла-ибн-Раваха. право, говорит правду! И двинулось войско, и сказал 'Абдулла-ибн-Раваха, говоря об этой их стоянке:
Мы привели наших лошадей из Аджа" и Фер'а: их кормом были целые мешки сена.
Мы заставили их бежать по гладкой, твердой как камень почве, поверхность которой была похожа на дубленую кожу (Буквально: мы обули их в сандалии гладкой кожи из твердых камней, поверхность которой походила на дубленую кожу)."
Казалось бы, у мусульман нет никаких шансов в этом сражении.
Но они бьются не только отчаянно, но и применяют ряд хитроумных тактических приёмов, что позволяет небольшому отряду обойтись наименьшими потерями и благополучно вернуться в Медину.
Битва при Муте стала неотъемлемой частью мусульманского эпоса.
Именно отсюда пошло выражение "подрезать коню поджилки", которое можно считать аналогом латинского "сжигать корабли" или русского "сжечь мосты".
Решивший драться до конца мусульманин, спускается с коня на землю и режет коню поджилки, тем самым отрезая себе путь к отступлению.
Это выражение связано с подвигом Джаффара ибн абу Талиба - двоюродного брата пророка Мухаммада, заменившего в битве ранее погибшего командира отряда.
Вот как эту историю передает Ибн Исхак:
"....затем люди сошлись и вступили в бой. Зейд-ибн-ал-Хариса сражался со знаменем посла Божьего и был поднят на копья врагов. Затем знамя взял Джа'фар и [8] сражался с ним. И когда борьба разгорячила его, он спрыгнул со своей рыжей лошади, подрезал ей поджилки (Когда арабы решались или умереть или победить, то подрезывали поджилки своих лошадей, чтобы лишить себя возможности спастись бегством) и затем дрался, пока не был убит. Джа'фар был первым из мусульман, подрезавшим поджилки лошади, со времени появления Ислама. Я слышал от Яхьи-ибн-'Аббад-ибн-'Абдулла-ибн-аз-Зубейра, передававшего со слов своего отца, 'Аббада, слышавшего от мужа своей кормилицы, принадлежавшего к племени Мурра-ибн-'Ауф и принимавшего участие в этом походе в Му'ту, что этот последний сказал: клянусь Богом! я как теперь вижу Джа'фара, как он спрыгнул со своей рыжей лошади, подрезал ей поджилки и дрался, пока не был убит, повторяя стихи: Как хорош рай, и как приятно приблизиться к нему!..."
А ещё, сражение при Муте можно считать первым массовым явлением шахидизма среди мусульман.
Вот как описывает Ибн Исхак героическую смерть Джафара ибн абу Талиба:
"Джа'фар-ибн-абу-Талиб взял знамя в правую руку; она была отрублена; тогда он взял его в левую руку; ее отрубили; тогда он обхватил его обоими обрубками и держал, пока не был убит. Ему было 33 года. Бог даровал ему в награду за это в раю два крыла, с помощью которых он летает куда хочет".
Конечно, трудно представить себе, чтобы человек из плоти и крови был способен удерживать знамя испытывая такие невероятные мучения.
Но из истории Великой Отечественной известны случаи, когда лишившись ног или полураздавленные танками противника, советские воины сражались до последнего патрона и последнего дыхания.
Во всяком случае, битва при Муте стала составной частью исламского эпоса , пожалуй, первым эпосом о походах мусульман за пределы Аравийского полуострова.
Спустя пять лет, армия мусульман штурмом взяла Дамаск. Ещё спустя два года, византийская армия была разгромлена у реки Ярмук, после чего и судьба Палестины была предрешена.
А в 637 году византийский гарнизон Иерусалима капитулировал перед армией мусульман.
События в истории развиваются порой с молниеносной быстротой.
Кто из современников мог предположить в 629 году, после битвы при Муте, что спустя пять лет мусульмане будут уже в Дамаске?
История знает и более невероятные события уже в наше время.
Например, кто мог предполагать падение Парижа в 1940 году, или развал СССР за считанные годы?
Подробнее о битве при Мутне можно прочитать у Ибн Исхака в переводе профессора Медникова: