Ривлин Влад : другие произведения.

Город мастеров

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Народу без земли- земля без народа. Таков был лозунг сионистского движения. Впоследствии появилось утверждение о модернизации , которую принесли с собой в отсталую Палестину британцы и еврейские иммигранты.

  
  Вифлеем известен на весь мир как Родина Иисуса.
  О Вифлееме как городе мастеров известно гораздо меньше.
  А между тем, начиная с середины девятнадцатого века, уроженцы этого небольшого даже по палестинским меркам города с населением четыре тысячи жителей в 1900 году, основывают торговые колонии по всему миру, на всех обитаемых материках от Мехико до Киева и Сингапура.
   Само собой, трудно переоценить значение этого города и для хозяйственной жизни Палестины на протяжении по меньшей мере ста лет, то есть, с середины девятнадцатого века и до семидесятых годов века двадцатого.
  Успех этот был не случайным и не свершился в один день.
  Расцвету местного производства и торговли в девятнадцатом веке предшествовала долгая история ремесла и торговли в этом городе.
  За несколько веков до начала торговой экспансии Вифлеема по всему миру, этот город уже являлся мировым центром по производству сувениров и изделий религиозной тематики, изготовлявшихся из оливкового дерева и перламутра.
  Более того, в течение столетий Вифлеем был, фактически, монополистом в производстве сувениров религиозной тематики из перламутра и морских раковин.
  
   Искусство художественной обработки морских раковин было хорошо известно ещё в Древнем Египте и Риме.
   Свое влияние на развитие местного ремесла оказала византийская мозаика и особенно, мусульманская традиция изготовления четок и орнаментов библейской тематики(Мусульманский квартал Вифлеема существовал со времен арабского завоевания).
   И тем не менее, трудно переоценить влияние и непосредственное участие францискианских монахов в этом процессе.
   Орден францискианских монахов в Вифлееме существует с тринадцатого века.
   Именно францисканские монахи обеспечили тесные связи между Вифлеемом и католической Европой, особенно начиная с шестнадцатого века.
   Вифлеем заслуженно получил роль ведущего центра международной торговли изделиями религиозной тематики благодаря редкому сочетанию географического положения вблизи крупнейших портов и торговых центров Средиземноморья, своему месту в аврамической истории и культуре, сделавшими Вифлеем центром паломничества из Европы и позже, со всего мира, но в не меньшей степени также благодаря давним традициям торговли и ремесла этого города.
  Важным фактором в развитии местного ремесла и торговли являлась приверженность большинства жителей города католицизму по крайней мере с конца семнадцатого века.
   Наиболее известные торговцы города, разбогатевшие на продаже религиозных сувениров, сделанных в Вифлееме, одновременно являлись людьми глубоко верующими.
   Одна из многочисленных городских легенд гласит о том, что один из самых известных торговцев Вифлееме, всю жизнь продававший четки из оливкового дерева и перламутра, в 1909 году тяжело заболел и уже был пр смерти.
   Собравшиеся у постели умирающего родственники уже и священника позвали.
   Окунув четки в розовую воду, священник прочитал молитву за выздоровление и произошло чудо: купец ожил и после этого прожил еще много лет.
  
  Согласно документам католической церкви, в период с 1692 по 1909 годы, в Вифлееме было больше католиков, в процентном отношении, нежели в любом другом городе Палестины, Сирии, Египта или Кипра.
   Об этом свидетельствует как отчеты местных настоятелей церкви для Ватикана, так и архивы собственно Вифлеема, в которых сохранились все акты, связанные с рождением, крещением, браками и смертью с 1619 года.
   Все эти документы не противоречат отчетам прелатов в Ватикан о состоянии населения Вифлеема.
   Католическое население города было первоначально сконцетрировано в одном из семи исторических кварталов города - в Арат аль- Тараджмехе, где в основном и селились паломники и миссионеры из католической Европы.
   Квартал был образован из нескольких групп семей- хамул и в дальнейшем расширялся за счет как естественного роста населения, так и за счет селившихся здесь католиков из Европы.
   Европейцы начали заселять Вифлеем еще со времен Крестовых походов и этот процесс продолжался вплоть до шестнадцатого века.
   Поселившиеся в Вифлееме европейцы служили для прибывавших паломников и миссионеров гидами и переводчиками- тараджмех. Отсюда происходит и название квартала (Но и жители Тараджмеха со временем начали селиться в других кварталах).
   Со временем жители других кварталов города также стали следовать католическому обряду.
  Кроме того, в начале шестнадцатого века францискианцы основали в Вифлееме Колледж Святой Земли, в котором обучались как арабы-христиане, так и мусульмане.
   Выпускники колледжа, как юноши, так и девушки обучавшиеся до этого в школе Святого Иосифа, в совершенстве владели итальянским.
   Об этом писал посетивший в 1598 году Вифлеем голландский паломник Джон ван Кутвик(Johannes van Cootwijk), отмечая в этом заслугу Колледжа.
   Ван Кутвик отмечал также, что знание итальянского и латыни, позволяло выпускникам колледжа работать в качестве переводчиков для иностранцев.
   С другой стороны, растущее число паломников в Палестину, начиная с семнадцатого века, стимулировало спрос на переводчиков из местных жителей.
  В 1692 году в Колледже обучались 50 студентов при общем количестве населения в городе тысяча человек, из которых 385 составляли католики. В 1898 году в школах Вифлеема обучались 300 учеников.
  Следует также отметить в этой связи, что при колледже действовала пересланная школа, в которой студенты учились искусству создания сувениров и изделий религиозной тематики в вифлеемской традиции- т.е., из оливкового дерева и перламутра.
  При этом обучение ремеслу не уступало по значимости изучению итальянского языка и латыни.
  Таким образом, за счет большого числа католиков в городе, владевших латынью и итальянским, но в немменьшей степени владевших мастерством создания религиозных сувениров, именно в Вифлееме было легче, чем в любом другом городе Палестины или Леванта организовать торговлю изделиями местного производства, предназначенных для христианских паломников.
  Следует отметить, однако, что мусульманское население города также не осталось в стороне от этого процесса.
  С другой стороны, мусульмане почитают Иисуса как пророка, а Вифлеем и история рождения Иисуса занимают особое место в суфизме.
  Путь и христианских паломников в Иерусалим, и мусульманских в Мекку(как и в Иерусалим), лежал либо через Вифлеем, либо через его окрестности.
  Для местных же мастеров и торговцев(чаще всего в одном лице), не было проблем объясниться и с теми, и с другими.
  Что касается самих изделий, то орнамент из перламутра и морских раковин на библейские темы нередко сочетал в себе наряду с христианскими, также мусульманские мотивы.
  Например, согласно мусульманской версии, Иисус родился в яслях под пальмами.
  Мусульманское искусство оказало огромное влияние на развитие местного ремесла .
   Произведения мусульманского искусства из перламутра появились задолго до первых моделей христианских церквей произведенных местными мастерами в 17 веке .
   Это, в частности, манускрипт Корана, датируемый 1401 годом, подписанный Мир Хадж ибн Шейхом Али аль- Хусейном аль- Ираки из Байт Лахма(Вифлеема) , не говоря уже о мозаике мечети Купола скалы (691 год), что свидетельствует о концентрации искуссных ремесленников и художников в Иерусалиме и Вифлееме задолго до францискианской эпохи в развитии вифлеемского искусства (Здесь следует отметить также влияние византийской эпохи крестоносцев, что нашло свое отражение в мозаике вифлеемской церкви Рождества.).
  Принимая во внимание все вышеизложенные факторы, становится более понятным, почему именно Вифлеем, а не Иерусалим или любой другой город Палестины, Сирии или Ливана были выбраны францискианцами для развития ремесла, а позднее- искусства изготовления изделий религиозной тематики из перламутра и морских раковин.
  
  Говоря же о ключевой роли францискианцев в развитии местных торговли и ремесла, следует назвать прежде всего два имени: Амико Бернардино и
  Антонио Беллони.
   Бернардо Амико из Галиполя- францискианский монах, поэт, писатель и исследователь 1576 - 1620), известный также как Амико Бернардино, известен своим фундаментальным трудом 'Trattato delle piante & Immagini de sacre edifizi di Terra Santa'- посвященной подробному описанию храмов Святой Земли (1620); и книгой о его путешествии в Египет в 1597-1601 годах.
   С 1593 по 1597 годы, Амико служил в Custodia di Terra Santa в Иерусалиме и в это время создал первые модели Храма Гроба Господня и Вифлеемской церкви Рождества Христова из оливкового дерева и перламутра.
   Созданные Амико Бернардино модели послужили образцом для следующих поколений мастеров из Вифлеема, создавших наиболее значительные произведения искусства не только Палестины , но и всего Восточного Средиземноморья в начале новой истории и которые сегодня находятся в музеях и частных коллекциях по всей Европе, от Плаццо Питти до Британского Музея. (Имена большинства этих мастеров неизвестны и едва ли их когда-нибудь удастся восстановить).
  Говоря о роли Бернардино в развитии вифлеемских ремесла и торговли можно с уверенностью сказать, что именно он вывел их в конце шестнадцатого века на принципиально новый уровень.
  
   Помимо крупных произведений искусства - моделей храмов и церквей, местные умельцы по-прежнему производили тысячи распятий, четки, реликварии, подсвечники и другие предметы культа.
   Также как и модели храмов, все эти предметы делались из оливкового дерева (выращиваемого и по сей день в оливковых рощах в Вифлееме и вокруг него) и инкрустированных перламутром и морскими раковинами.
  Примерно с середины семнадцатого века, францискианские монахи в значительных количествах отправляли произведенные в Вифлееме изделия на продажу в Европу, главным образом, в Венецию(через порт Акко).
   Объемы этих продаж едва ли возможно подсчитать . Об этом мы можем судить по свидетельствам современников.
   Например, иезуитский миссионер Мишель Нау( Michel Nau), проживший в странах Леванта около двадцати лет в 1660-70-х годах семнадцатого века писал, что каждый представитель пятидесяти катглических семей в Вифлееме, помимо обслуживания паломников из Европы в качестве гидов и переводчиков, заняты также изготовлением и продажей распятий, четок и других изделий из оливкового дерева и перламутра.
   Кроме католиков, изготовлением этих изделий заняты также христиане других конфессий, прежде всего, греческой церкви, и мусульмане города.
   Все произведенное жителями города благословляется в святых местах и затем отправляется в Европу.
   Фридрих Хассельквист- студент из Уппсала(Швеция) описывая свое посещение Святой Земли в 1769 году приводит весьма показательные данные об объеме производимых в это время изделий из оливкового дерева и перламутра : "Прокуратор(казначей францискианцев) в Вифлееме сообщил мне, в иерусалимской епархии находятся изделия(произведенные в Вифлееме) на сумму в 15000 пиастров. Эти изделия отправляются во все католические страны Европы, больше всего в Испанию и Португалию". Спрос на продукцию стимулировал рост количества ремесленников из числа местных жителей, занятых в производстве сувениров и украшений, как мужчин, так, позднее, все большего числа женщин.
   Согласно Джованни Марити ( Giovanni Mariti), - итальянскому писателю, находившемуся значительное время среди францискианцев Вифлеема, в 1771 году один из местных ремесленников потребовал от францискианских монахов в Иерусалиме купить продукцию, которую он привез и когда монахи отказались, мотивируя это тем, что их склады уже заполнены до отказа нереализованной продукцией, ремесленник угрожал убить собственного сына и свалить вину на монахов.
   Дело дошло до губернатора Дамаска и тот оценил продукцию ремесленника в три тысячи цехинов (венецианских золотых монет).
   По-видимому кризис перепроизводства в указанное время был связан с резким сокращением числа пилигримов, прибывавших в Иерусалим и Вифлеем.
   С другой стороны, Марити подчеркивает, что когда он посетил город в 1776 году, производство и продажа изделий из оливкового дерева и перламутра являлась единственной отраслью местной экономики, поддерживающей жизнь города.
   Большую часть продукции, произведенной в Вифлееме, скупали в это время европейские купцы в Акко и затем через Венецию отправляли её в Германию.
  Роль Амико в расширении этой торговли едва ли подлежит сомнению.
  
  Новым этапом в развитии вифлеемского искусства перламутра и оливкового дерева стала деятельность итальянского приеста Антонио Беллони.
   Этот человек остался в истории Палестины благодаря своей благородной деятельности: он заботился о больных, нуждающихся, но прежде всего, о сиротах.
   Местные жители помнят его как Абу Луатама - отца сирот.
   В 1864 году Беллони основал в Вифлееме сиротский приют, в котором дети, лишившиеся родителей, изучали в специальной школе искусство создания произведений из оливкового дерева, перламутра и морских раковин.
   Кроме того, обладавший врожденной коммерческой жилкой, Беллони скупал произведенную местными мастерами продукцию и продавал ее в Европе.
   Вырученные от продажи деньги шли на содержание и расширение приюта.
   В 1891 году он кооптировал созданный им приют в итальянскую католическую организацию Salesian Society(основана в сороковых годах девятнадцатого века) ставившую своей целью помощь детям- сиротам с тем, чтобы обеспечить своему детищу в Вифлееме надежное будущее, а на средства вырученные от продажи местных изделий он построил церковь в старой части Вифлеема, которая сохранилась до наших дней.
   В любом случае, трудно переоценить вклад Беллони в развитие ремесла и торговли в Вифлееме.
   Благодаря Беллони, коллекция произведений, созданных мастерами Вифлеема, заняла своё место во дворце Турнай (Tournai), в Бельгии, что стимулировало местных торговцев искать рынки сбыта далеко за пределами города и Восточного Средиземноморья в целом.
   Джордж Саммур- внук Джадаллаха Саммура, одного из крупнейших вифлеемских торговцев изделиями из перламутра, отметил в свое время, что его дед открыл свою фабрику в городе и стал торговать с Европой благодаря связям Беллони.
  
  Новый этап в развитии местного ремесла, искусства и торговли начинается в пятидесятых годах девятнадцатого столетия.
  К этому времени в Вифлееме, по различным оценкам, было от четырехсот до пятисот ремесленников, занимавшихся изготовлением религиозных сувениров из перламутра.
  В это время главы местных кланов постепенно вытесняют францискианских монахов как посредников между местными производителями и покупателями из числа паломников и туристов, и уже сами продают местную продукцию, сначала с лотков, затем, открывая собственные магазины в городе.
   Росту местных торговли и производства способствует все увеличивающийся спрос на местную продукцию по всему миру, благодаря моде на перламутр в Европе и Азии в девятнадцатом веке.
   Местные производители и торговцы чутко отреагировали на эту тенденцию и в результате, в этот период времени происходят радикальные перемены в местных производстве и торговле.
   Прежде всего это выразилось в том, что на смену кустарному производству в домашних условиях приходят мастерские, в наиболее крупных из которых были заняты до пятидесяти работников и всё более заметную роль в местном производстве играют женщины, которые выполняли самую кропотливую работу.
   Свои воспоминания о том времени оставил Джадаллах Саммур.
   Создавать произведения искусства из оливкового дерева и перламутра он, подобно многим своим землякам-современникам, учился у францискианцев в колледже Святой Земли, где обучение этому искусству было составной частью учебной программы.
   Первоначально Джадаллах продавал свои изделия пилигримам на центральной площади Вифлеема, разложив товар на растеленной прямо на земле одежде.
   Торговля его шла успешно и собрав денег, он расширил производство и открыл свой собственный магазин в городе.
   В восьмидесятых годах девятнадцатого века, в его мастерской было занято около сорока работников.
  
   Помимо Джадаллаха Самура, крупными производителями и торговцами изделиями из оливкового дерева и перламутра были семьи Микель и Зоухби.
   Родившийся в 1748 году Бутрус Микель в 1818 году открыл первый в городе магазин, продававший изделия из оливкового дерева и перламутра.
   Магазин размещался в доме на площади Мангера, принадлежавшем Армянскому монастырю.
   Бутрус Микель был потомком выходцев из Венеции, которые поселились в Вифлееме, в квартале переводчиков(тараджмех) в начале семнадцатого века.
   На протяжении нескольких столетий семья вела торговлю с католической Европой.
   Магазин у Молочного Грота до сих пор принадлежит семье Микель- им владеет пра-правнук Бутруса, Луис.
   Семья Зоухби прославилась в конце девятнадцатого века благодаря Бишаре Зоухби (1863-1934), который считался выдающимся мастером своего дела и открыл свою мастерскую также на улице Молочного Грота в восьмидесятых годах девятнадцатого века.
   Позже к нему присоединился брат Юсуф(1878-1964) .
   Братья достигли грандиозного успеха и всемирного признания создавая модели христианских и мусульманских святынь из оливкового дерева, перламутра и морских раковин, в частности, модели мечетей Аль-Акца и Купол Скалы.
   Дело братьев расширил и поднял на новый уровень сын Бишара Григорий, который продавал изделия своей мастерской известным политическим и религиозным деятелям, в частности, шаху Ирана, Ватикану, шейху Кувейта, королевской семье Иордании и президенту Турции Мустафе Исмету Инону.
   В мастерской Григория трудились сотни, а возможно и тысячи работников из числа местных жителей.
   В начале двадцатого века многие жители города, главным образом, из числа католиков были заняты исключительно торговлей религиозными сувенирами, образовав средний класс города, его торговое сословие.
   Радикальным образом с этого времени меняется и характер торговли в городе.
  Торговля с лотка, когда местные производители продавали свою продукцию паломникам и туристам прямо на улице или разложив свои товары на земле, уступает место магазинам, которые в свою очередь также расширяются с течением времени.
  
  Восьмидесятые годы девятнадцатого века и первые два десятилетия века двадцатого- время наивысшего расцвета местных ремесла и торговли.
  В это время Вифлеем стал слишком тесен для местных торговцев и они выходят на международный рынок, создавая свои колонии по всему миру.
  
  Семьи из Вифлеема: Мансур, Хандал, Дабдуб, Хазбун, Ясир и Каттан достигли наивысшего успеха в этот период времени, сначала в торговле религиозными сувенирами и прризведениями искусства из перламутра, а затем и в сфере экспорта-импорта. Первые магазины по продаже изделий вифлеемских мастеров за границей открыли молодые представители семей самых богатых торговцев города.
  До Первой мировой войны они были тесно связаны с Вифлеемом, вывозя из города продукцию местного производства за рубеж и ввозя в город пользовавшиеся здесь спросом товары из-за границы.
  Но Первая мировая война сделала этот бизнес весьма рискованным и вообще трудноосуществимым. И тогда торговцы из Вифлеема осели за рубежом уже на постоянной основе: в Северной Америке, в Судане, в Париже, Сингапуре, Маниле и Киеве. ).
  Купцы из Вифлеема были первыми из арабских торговцев, открывших свои магазины в Северной Америке.
   Это произошло в 1876 году, после Всемирной выставки в Филадельфии, где купцы из Вифлеема представили сделанные в их городе сувениры из оливкового дерева инкрустированные перламутром.
   На выставке купцам из Вифлеема сопутствовал большой успех- спрос на ручную работу вифлеемских мастеров превзошел все ожидания торговцев и домой в Палестину они вернулись с богатой выручкой.
   Их пример вдохновил других торговцев города и с этого времени, производство сувениров из оливкового дерева и перламутра быстро приобретает промышленные масштабы.
  Однако началом бума в вифлеемском производстве и связанной с ним международной торговле или точнее, датой выхода вифлеемских торговцев на международные рынки, можно считать 1853 год.
  В этом году, в Нью-Йорке состоялась выставка Индустрии Всех Наций, на которой братья Джириес и Ибрагим Хандал представили свою продукцию из перламутра и оливкового дерева.
  На выставке в Чикаго 1893 года, Вифлеем представляли братья Дабдауб, на выставке в Филадельфии 1896 года - братья Хандал.
  Они же представляли продукцию Вифлеема на всемирной выставке в Сент Луисе, в 1904 году.
  Сулейман Джасир представлял Вифлеем на всемирной выставке в Париже в 1913 году.
  На всех этих выставках произведения вифлеемцев из оливкового дерева и перламутра пользовались немалым успехом и открыли перед вифлеемскими купцами рынки всего мира, но прежде всего- в Америке.
  Особенно успешной для вифлеемских торговцев была выставка в Чикаго, в 1893 году, где братья Джибраил и Михаил Дабдуб были удостоены специальной медали за качество привезенной ими продукции.
  Согласно иммиграционным документам, Джибраил открывает свой магазин в Маниле в 1881 году" для торговли товарами из своей страны", как было сказано в документах. (В Манилу он прибыл из Сингапура)
  Позже, в 80- годах девятнадцатого века к нему присоединились другие члены семьи: Михаил и Ханна и немного позже его племянник Джирис.
  Другие члены семьи присоединились к его бизнесу как в Маниле, так и в Сингапуре также в восьмидесятых годах девятнадцатого века.
  Бизнес этой семьи в Маниле и в Сингапуре на тот момент времени был самым успешным среди семей торговцев из Вифлеема. Об их финансовом успехе и сегодня свидетельствет Библейский колледж Вифлеема, в прошлом-одна из резиденций, построенных семьей в городе и его окрестностях на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.
  На вычурных железных воротах здания (традиционно считавщимися символом процветания в Вифлееме) построенного в 1923 году и где сегодня находится колледж, до наших дней сохранились инициалы GJD (Gubra"il Josef Dabdoub). Семья Дабдуб была не единственной из уроженцев Вифлеема на архипелаге.
  Вифлеемские торговцы открыли свои магазины на всей территории Филлипин, особенно на северо-востоке страны.
  Одним из следствий основания торговых колоний вифлеемских торговцев на Филлипинах, стало использование новых материалов при производстве традиционных религиозных сувениров и других изделий, создававшихся мастерами Вифлеема.
  На смену раковинам из Красного моря приходят океанские раковины из южной части Тихого Океана, позволившие мастерам в Вифлееме сделать свои работы с одной стороны, более детально, с другой -более рельефно и самой разнообразной формы.
  Однажды взяв в разработку океанские раковины, вифлеемские мастера уже никогда потом от них не отказывались.
  Рост цен на океанские раковины с середины девятнадцатого века можно было остановить только покупая необходимые материалы непосредственно у поставщиков, без посредников. Эту миссию и взяли на себя вифлеемские торговцы, поселившиеся на Филлипинах.
  Вслед за семьей Дабдубс на архипелаге поселились и другие семьи состоятельных торговцев из Вифлеема.
  Только в Маниле, согласно местным архивам, насчитывалось четырнадцать таких семей. На Филлипинах вифлеемским торговцам сопутствовал немалый успех.
  Кроме продаж собственно произведенных в Вифлееме религиозных сувениров и произведений искусства из перламутра, а также импорта сырья для изготовления продукции в Палестине, вифлеемские торговцы существенно расширили свой бизнесы за счет торговли ювелирными украшениями и одеждой.
  Первая волна бизнес-эмиграции из Вифлеема началась в конце девятнадцатого века. Дети и внуки первых мигрантов уже в двадцатые годы двадцатого столетия считали местные диалекты своим родным языком, в то время как на арабском нередко не умели ни читать, ни писать и даже делали ошибки в устной речи.
  Процветающая община вифлеемских торговцев на Филлипинах прекратила свое существование при драматических обстоятельствах во время втржения японской армии на архипелаг в 1941 году.
  Часть вифлеемцев бежала, часть была впоследствии депортирована оккупантами.
  Однако говоря об успехе вифлеемских производителей и торговцев, невозможно ограничиться одним только Вифлеемом.
   Успех вифлеемских купцов оказал сильное влияние на торговцев Сирии и Ливана, последовавших примеру своих коллег из Палестины и также начавших торговую экспансию за пределы Леванта.
  Например, ливанские торговцы с не меньшим успехом продавали произведенные в Вифлееме сувениры по всему миру. Особый успех в этом сопутствовал ливанцам в Австралии.
  Ливанские торговцы начали продавать продукцию, произведенную в Вифлееме, примерно в одно время со своими вифлеемскими коллегами- в конце девятнадцотого века и по тому же маршруту- Сингапур-Филлипины.
  Но поскольку сингапурский и филлипинский рынки были уже заняты вифлеемцами, их ливанские коллеги двинулись дальше и весьма успешно освоили австралийский рынок, где покупательная способность населения уже в то время, по свидетельствам самих ливанских купцов, была достаточно высокой, а спрос на продукцию со Святой Земли - огромным.
  Успеху ливанцев сопутствовала золотая лихорадка, охватившая в это время континент. Яркий пример успеха ливанских купцов являл Франк Мозес Малуф - ливанский купец из городка Захле, отправившийся с товарами из Вифлеема сначала в Сингапур, а затем на Филлипины.
  На Филлипинах ему сопутствовал успех в продажах. Тем не менее, он решил не ограничиваться архипелагом и отправился в Австралию, где в то время конкурентов у него не было. Там ему сопутствовал ещё больший успех и вслед за ним в Австралию потянулись его коллеги из Ливана и Сирии(например, семья Нашбис из Бшарри),образовав здесь арабскую диаспору торговцев товарами из Вифлеема. Следует отметить, что религиозные сувениры из Вифлеема, служили лишь стартовой площадкой для купцов из Леванта.
  Они никогда не отказывались от торговли товарами со Святой Земли- это было их знамя, символ, но в то же время, купцы из Леванта занимались всем, что приносило прибыль- от импорта-экспорта, до фабрик по производству оптики.
  При этом торговля сувенирами из Вифлеема хотя и оставалась важной составной частью их бизнеса, но далеко не всегда главной.
  Об отношениях между мигрантами из Леванта говорит, следующий пример: Абу Хамамехс- крупный торговец из Вифлеема в Маниле, державший здесь несколько магазинов, помимо продаж продукции, произведенной в его родном городе, нередко выступал в качестве гаранта для новых мигрантов, прибывавших на Филлипины из Палестины, Ливана и Сирии.
  Абу Хамамехс, один из магазинов которого носил название " Эль-Белен"-Вифлеем, также, по всей видимости, предоставлял кредиты новым мигрантам в виде продукции, произведенной в его родном городе, которую те должны были продать.
  Австралия привлекала торговцев религиозными сувенирами из Вифлеема, Сирии и и Ливана прежде всего как громадный источник сырья для производства традиционной вифлеемской продукции и прежде всего район северного Куинсленда и остров Вторника, где купцы из Вифлеема, Ливана и Сирии поселились в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков.
  В это время, колонии торговцев продукцией из Вифлеема были созданы в обеих Америках, в Австралии, на Гаити, в Европе и в России, на Филлипинах и в Сингапуре. Одни из них шли уже проторенным францискианцами путем, другие руководствовались примером успешных продаж своих коллег и собственным чутьем.
  В девяностых годах девятнадцатого века вифлеемские торговцы основали свои торговые колонии в Порт-о-Пренсе, в Париже и в Киеве.
  Особенно показателен в этом отношении успех семьи Каттан в Киеве.
  Основатель династии вифлеемских торговцев в Киеве Элиас Каттан в семидесятые годы девятнадцатого столетия был владельцем небольшого магазина в Вифлееме . В 1879 году, он решил попытать счастья в Стамбуле .
  Там он встретил русского купца, который посоветовал ему попытать счастья в России.
  Элиас решил попробовать и создал пробные экспонаты в основе которых были православные сюжеты и образы русских икон.
  Католик Каттан открыл свой первый магазин в православном Киеве в 1880 году. Магазин этот был известен в Киеве, как магазин арабских сувениров. Он находился на одной из улиц ведущих к Киево-Печерской Лавре.
  В 1900 году к Элиасу присоединился его старший сын Якуб и в 1914 году он стал преемником отца, когда тот отошел от дел и вернулся в Вифлеем.
  Якуб создал целую торговую империю, которая простиралась далеко за границы Российской империи.
  Помимо собственно продажи сувениров из Вифлеема, Якуб вел широкую торговлю по импорту и экспорту скмых разных товаров, но кособый упор он делал на производство и продажу оптики.
  Ему принадлежали фабрики во Франции, в Греции, в Польше и в Литве. Помимо всего прочего, Якуб заключил серию контрактов с Православной Церковью на поставку благовоний, которыми в период с 1914 по 1915 годы снабжал все православные храмы на Украине.
  Благовония он закупал у компании Алсагофф из Сингапура- торговой империи, основанной династией купцов из Йемена, принадлежавших к народности Хадхрами, известной как народ торговцев и мореплавателей(Хадхарми основали свои колонии в Сомали, в Индонезии, Сингапуре и других странах Африканского рога и побережья Индийского Океана).
  Что касается сувенирной продукции из Вифлеема, то отпечатанный в 1914 году каталог товаров компании на русском языке, называвшийся "Товары из Иерусалима" , то только первые пять страниц этого издания были посвящены исключительно четкам, причем не только из перламутра и различных видов дерева, но также из coconut, разных цветов и расцветок и далеко не только в Вифлеемском стиле.
  Самая дорогая из этих работ стоила сто рублей- баснословную сумму по тем временам.
  Семья Каттан была не единственной из вифлеемцев в Киеве.
  Успех Якуба способствовал переселению на Украину и других торговцев, в частности, семьи Саадов.
  
  Следует заметить, однако, что условия для экономмческого развития города далеко не всегда были благоприятными, скорее, наоборот.
  
  В течении первой половины девятнадцатого века, Вифлеем пережил ряд серьезных потрясений, в результате чего население города резко сократилось, а его хозяйству и инфраструктурам был нанесен серьезный ущерб.
  В 1799 году, как и вся Палестина, Вифлеем пережил вторжение наполеоновской армии и в то же время, эпидемию чумы. В 1834 году армия Ибрагима Паши разрушила один из кварталов города: Фавахре.
  В том же году, 13 мая, во время восстания против Ибрагима-паши, в Палестине произошло сильное землетрясение, разрушившее многие здания, монастыри и церкви в городе.
  В частности, были полностью разрушены колокольни церквей (аль-расас), а многие жилые дома в городе стали непригодны для жизни.
  Сотни жителей города погибли.
  
  В 1839 году Вифлеем пережил эпидемию холеры.
  Однако в том же году протесантский библеист Эдвард Робинсон писал о Вифлееме, что жители города эффективно восстанавливали его после разрухи: экономика города на подьеме, дома крепкие, а местные жители не знают отдыха, восстанавливая свой город.
  Он также отмечал, что местное население занято главным образом в сельском хозяйстве, но также изготавливают религиозные сувениры из оливкового дерева и перламутра.
  
  В 1850 году А.Спенсер (Spenser A.) был поражен качеством , внешним видом и величиной домов в Вифлееме.
  
  Безусловно, на развитие Вифлеема и Палестины повлияли реформы, начатые правительством Османской империи, целью которых являлось преодоление многих экономических и политических проблем, из-за которых ее в девятнадцатом веке называли "больным человеком Европы".
  Прежде всего, это были административная реформа 1864 года, предоставившая большую свободу местному самоуправлению, а также реформа 1868 года позволявшая иностранцам владеть имуществом и недвижимостью.
  В результате административной реформы, Вифлеем стал административным центром в юрисдикцию которого вошли, в частности, деревни Байт Джала, Артас, Сахар, Байт Сафафа и другие.
  И с этого же времени городом управляют представители местной торговой элиты.
  
  
  Экономический бум отразился и на облике города.
  Прежде всего это выразилось в расширении границ города- строительство ведется за пределами исторических кварталов Вифлеема.
  Начиная со второй половины девятнадцатого о века, в городе начинается строительный бум.
  Под эгидой религиозных миссий и организаций строятся церкви, монастыри, мечети, школы и больницы.
  В 1853 году строится школа Святого Иосифа,в 1863 - Салезианская школа(Салезианской конгрегации Римской католической церкви), а в 1877 году и церковь конгрегации.
  В 1864 году в Вифлееме строится мечеть Омара,в 1876- монастырь сестер-кармелиток.
  Английская школа была построена в 1886 году.
  В девяностые годы девятнадцатого века были построены: в 1891 году- Французский госпиталь, в 1892 году- христианская школа Ла Саль(La Salle), и лютеранская церковь Рождества- в 1898 году.
  В 1906 году была также построена гостиница для христианских паломников Каса Нова(Casa Nova).
  В 1897 году обновлена и расширена Сарайя, где разместился и муниципалитет Вифлеема.
  Но помимо новых фабрик, школ, больниц, магазинов, кафе, в исторической части Вифлеема торговая элита города строит для себя дворцы.
  В 1908 году в Вифлееме появляется дворец Салиха Гиакамана, в 1912- сыновей Гермасаи в тгм же году- дворец Сулеймана Хандала.
  Спустя два года строят себе дворцы легендарный Сулейман Джасир, с 1899 года пробывший две каденции на посту мэра Вифлеема, и Антон Джаар.
  
  
   Расцвет Вифлеемского искусства и производства продолжается вплоть до Великой Депрессии тридцатых годов.
  Затем начинается его упадок.
  Якуб Каттан разорился ещё раньше- в результате гражданской войны в России, он лишился не только всех своих предприятий на территории бывшей Российской империи, но большей части своего состояния.
  Филлипинская торговая община прекратила свое существование в годы Второй Мировой Войны.
  В двадцатые и тридцатые годы двадцатого столетия девять тысяч выходцев из Вифлеема и их потомков обратились к властям Британского Мандата с просьбой разрешить им вернуться в город, но власти удовлетворили просьбы лишь ста из них.
  После раздела Палестины , Первой арабо-израильской войны и шестидневной войны 1967 года, Вифлеем прекратил свое существование как город мастеров.
  Сейчас власти Палестинской Автономии пытаются возродить местное искусство наряду с другими традиционными ремеслами и производства и на протяжении веков прославившие Палестину, но пока результаты этих усилий весьма скромные.
  
  Послесловие
  
  В израильской историографии популярен тезис о том, что арабы из стран Ближнего Востока эмигрировали в Палестину в поисках работы после того, как еврейские эмигранты создали здесь рабочие места. Но пример Вифлеема являет собой яркий пример как раз обратного процесса, когда местные торговцы эмигрировали в различные страны мира в поисках новых возможностей для обогащения
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"