В христианском квартале Иерусалима находится мечеть аль-Ханка а--Салахия, что в дословном переводе с арабского означает "кров(гостиница) для дервишей Салах ад-Дина".
И действительно, кроме мечети в этом религиозном комплексе есть две школы для мальчиков и девочек, а также жилые помещения, где могут найти себе приют религиозные паломники, студенты исламских учебных заведений и просто изучающие духовное наследие Ислама.
Кров для дервишей Салах ад-Дина имеет древнюю историю, но первоначально, никакого отношения к Исламу не имел.
Изначально, этот комплекс задумывался как дворец для патриарха католической церкви в Иерусалиме во времена Иерусалимского королевства.
Построенный в эпоху крестоносцев, этот дворец являлся частным владением главного иерарха католической церкви на Святой Земле до 1187 года.
В этом году, а именно, 2 октября, крестоносцы Иерусалима капитулировали перед Салах ад-Дином.
Едва заняв Иерусалим, Салах ад-Дин распорядился передать дворец католического иерарха мусульманским монахам-суфиям, что и было сделано незамедлительно.
Учитывая число желавщих посвятить себя изучению духовного наследия Ислама, Салах ад-Дин отдал близлежащие земли в южной части города в распоряжение вновь образованного учреждения.
В последующие века, детище Салах ад-Дина расширялось и строилось.
В эпоху девятого мамлюкского султана Мухаммада первого, на территории приюта Салах ад-Дина были построены минарет и мирхаб, а сам комплекс существенно расширился.
С историей этого комплекса связаны несколько интересных фактов.
Первоначально, дворец патриарха латинской церкви соединялся с Храмом Гроба Господня через специальный туннель.
Но в 1187 году этот тонель был завален по приказу Салах ад-Дина и с тех пор мусульманский комплекс аль-Ханка а-Салахия и Храм Гроба Господня, разделены.
Не менее интересна и символика,связанная с расположением комплекса: он находится на пересечении улиц аль-Ханка и Христиан.
Само существование крупного исламского учреждения в христианском квартале города со времён Салах ад-Дина позволяет даже непосвящённым в сложную историю города людям получить представление о политике мусульманских правителей в отношении немусульман.
Салах ад-Дин и правившие после него мамлюкские султаны не стали разрушать христианский квартал и более того, не стали проводить в нём радикальных изменений.
А с другой стороны, перед нами наглядный пример того, как крупная недвижимая собственность париарха Латинской церкви стала крупным общественным и духовным центром города.
Иными словами, перед нами пример социальной политики Салах ад-Дина.
Истории известны примеры из практики Салах ад-Дина, когда он в качестве вознаграждения, жаловал крупные земельные наделы особо отличившимся офицерам и солдатам своей армии.
Однако это была не только награда за верную службу и героизм, но и новая миссия, возложенная полководцем на своих бывших солдат.
Дело в том, что в ходе ожесточенных войн с крестоносцами, земля Палестины была, в значительной степени, опустошена.
И Салах ад-Дин прилагал немалые усилия для того, чтобы возродить разоренные и обезлюдевшие деревни.
С этой целью он не только щедро раздавал своим верным солдатам земельные наделы, но даже переселял в Палестину мусульман из других стран - в частности, из Ирака и Магриба.
А пример Крова для дервишей свидетельствует о том, что Салах ад-Дин, будучи не только полководцем, но и мусульманским вождём в своей внутренней политике заботился прежде всего о благе народных масс(так, разумеется, как он это понимал), а не о синекуре для своих высокопоставленных подчиненных.