Ривлин Влад : другие произведения.

Nota bene: статья Ахад ха-Ама "Национальная этика"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    http://www.heblit.org/text.php?ge=publicist&ac=agam&tc=agam01

  Ахад ха-Ам считается в израиле одним из идеологов сионизма, основателем так называемого "духовного сионизма", а его статья : "Национальная этика" рассматривается как одна из основополагающих.
  К сожалению автор данной статьи не уточнил прежде всего сам термин : этика.
  Можно лишь предположить по содержанию, что автор подразумевает первоначальное значение этого термина- в переводе с греческого этика означает нрав или обычай.
  Кроме того, слово "мусар леуми" - так звучит название статьи написанной Ахад ха-Амом на иврите, переводится как национальная мораль.
  Но на мой взгляд, мораль- с одной стороны, обычаи и нравы- с другой, это совершенно разные понятия с точки зрения как логики, так и сути вещей.
  Нравы и обычаи могут быть какими угодно: национальными, племенными, семейными, клановыми.
  Нравы-это та форма поведения и общения, которая выражается в поступках, которая нравится членам данной социальной группы или общности и которая закрепляется с помощью обычаев.
  Это может быть обычай мыть руки перед едой или наоборот, не мыть. Это может быть обычай почитания старших или более сильных, возведенный в культ- главы семьи, клана, племени или же какого-либо божества и сопряженный с обычаем принесения человеческих жертв.
  Нравы и обычаи у всех разные: одни вегетарианцы, другие же напротив, людоеды.
  
  А вот мораль не может быть ни племенной, ни клановой, ни национальной, так же как не может быть двойной и тем более-тройной.
  Мораль появляется только там, где люди способны выйти за клановые, национальные, религиозные и любые другие рамки и увидеть человека не только в представителях собственного племени, национальности или расы, но во всех людях.
  Поэтому мораль может быть только одна: общечеловеческая.
  Мораль-это основа человеческого общежития и сосуществования.
  В ее основе не только совесть, но и осознание того факта, что не может быть хорошо одному человеку, если плохо другому.
  Национальным или племенным может быть только эгоизм, а это всегда зло, причем для всех, в том числе и для носителей этого эгоизма.
  Мораль же начинается после того, как человек переступает через свой эгоизм.
  В любом случае, клановой, национальной, рассовой и т.п. мораль не может быть по определению. Автор вполне обоснованно задает вопрос о духовности в данном случае, сионистского движения. И такой вопрос был бы важен и по отношению к любому другому политическому или социальному движению. Но попытка втиснуть мораль в национальные рамки делает этот вопрос бессмысленным.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"