|
Обзор КДР "КРОШ-2" 2011г
Окрошка (обзор) из крошек (маленьких рассказов и сказок) для крошек (2-7 лет - крохи)
Как организаторы конкурса определили главную цель конкурса КРОШ-2?
"Что же есть самое главное? Конечно, семья и система вечных ценностей - любовь, дружба, добро, умение заботиться о ближнем. Умение наблюдать и видеть маленькие чудеса даже в самых обыкновенных буднях".
Семья - мама, папа, бабушка, дедушка, сестры, братья.
Как просматривается эта ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ конкурса у его победителей?
РАССКАЗ
Победитель Работха Р. П. Возвращение Денди
Напомню - рассказ о потерявшемся щенке.
Грамотность оставляет желать лучшего.
Уже самое начало огорчает: "...если подойти поближе то было видно...", веснусчатым,
наредкость, Вобщем. И это - только в первых абзацах.
Стиль - школьного изложения. Подтверждение? Пожалуйста:
" Прошла осень, выпал первый снег. Начались первые декабрьские
морозы. Приближались новогодние праздники"
"...прекрасный вид на великую русскую реку. Летом
по ее синей глади проплывали пассажирские теплоходы и грузовые
баржи, берега радовали глаз зеленью деревьев и кустарников"
Старательные вкрапления красивостей и описательных нарядностей. Не всегда к месту.
Фабула - из серии "собачьи страсти". Почему почти треть писателей для детей пишут не о детях, не о родителях, а пытаются выжать слезу на жалости к "аднаногим", брошенным, потерявшимся животным?
А таких ДЕТЕЙ нет? Может сначала о них? Вечная загадка.
Диалоги - не прописаны и психологически не выверены. Ну, не говорят так женщины:
"я уже старенькая и ноги мои плохо ходят", "я уже не могу так носиться".
Рассказ для детей должен учить доброте, заботе В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ - о семье, о друзьях, о знакомых. О ком учит в первую очередь заботиться этот рассказ?
"Наверное, она заболела и не может вывести Денди! Надо пойти к ней домой и помочь выгулять щенка".
Ни слова о помощи старушке, принести, там, лекарства, еду. Нет, первые мысли - о собаке!
В разговоре в больнице - тоже. Все мысли - о собаке. Человек - на втором плане.
Ни вопросов о самочувствии, ни о лечении.
Это пример заботы о стариках?
Дети в финале рассказа случайно встретили потерянного пса и вернули хозяйке. Даже эта ОБЯЗАННОСТЬ любого человека возведена в ранг добродетели. Мол, могли бы и не вернуть, себе оставить песика редкой породы.
Разочарование - и от рассказа, и от на редкость серого финала.
Почему-то мелькнула мысль, что вместо такой массы бесполезных слов, для ребенка хватило бы и одной фразы: "Малыш, чужая собака - чужая радость, а все чужое надо отдавать!".
СКАЗКА
Победитель - Новикова И.К. Друг в подарок
Напомню содержание.
В начале сказки, чтобы дети не сомневались, откуда берутся подарки, описывается, по всем правилам ограбления, отлично спланированный налет Деда Мороза и Снегурочки на магазин игрушек. Все учли - продавцов нет, темно и безлюдно.
Набив полный мешок, они пошли раздавать награбленное. То есть, по самым сказочным канонам - делать и детей участниками ограбления.
Ну, это еще ничего. А вдумайтесь в название!
В чем эта сказка пытается убедить ребенка?
Что ДРУГА не надо искать. Сегодня подарят ДРУГА, завтра - ПОДРУГУ.
Очень сомнительная мораль вырисовывается. Так недалеко и до покупки друзей и подруг.
Не надо их искать, завоевывать, становиться лучше, заботится о них - ПОДАРЯТ нового, если что!
И где здесь забота о своих близких, доброта?
Странное решение и суждение конкурса о семейных ценностях.
СТИХИ
Победитель - Шнурочка Как согреть ёлку
Здесь вообще полный беспредел и в определениях и в морали.
Напомню содержание: Некто с Сережей, ТАЙНО подглядывали за голой танцующей елочкой и решили, что она не радуется пришедшей зиме( елки - северные деревья), а приплясывает от холода.
Воистину - БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ - ДОРОГА В АД!
Они тряпьем укутывают бедное деревце, полностью игнорируя тот факт, что деревья в основном растут зимой.
Бесстыдно обманывая детей, бедную елочку приговаривают к смерти - закрывая ее от солнечного света, основного ее питания.
Ничего себе забота о ближнем - заставить всю зиму голодать!
Это НЕ КРИТИЧЕСКИЙ обзор, а просто впечатления от текстов произведений.
1. Борисовна И. "Чарли" 6k "Рассказ" Сказки
2. Гур К. Бумажный Теремок 0k "Стихотворение" Детская
3. Медведева Ж.М. Катя и Кактус 5k "Рассказ" Проза
4. Работха Р.П. "Возвращение Денди" 10k
5. Abz "Семафор и Светофор" 9k "Статья" Сказки
6. Марэй В. "В шёпоте травы" 5k "Миниатюра" Детская, Сказки
7. Марэй В. "Земляничный человечек" 6k "Рассказ" Сказки
8. Войтик А.В "Сказка про Бегемотю и Кузявочку (с картинками)" 6k Детская
9. Вдовин А.Н. "Герой из нашего двора" 24k "Рассказ" Детская
10. Вдовин А.Н. "Из лучших побуждений" 20k "Рассказ" Детская, Юмор
11. Рябушева В.В.Сказка о Небе, Земле, Злом Ветре и о том, почему идёт дождь5k "Рассказ" Сказки
12. Ландышева К.Волшебница Осень 4k "Рассказ" Детская, Сказки
13. Пинская С. Как Анфиса маме помогала 9k "Рассказ" Детская
14. Инна К.Цветы Дождя 5k "Рассказ" Детская
15. Инна К. История С Рисованием 6k"Рассказ" Детская
Борисовна И. "Чарли" 6k "Рассказ" Сказки
Писательское восприятие
Превосходный, истинно сказочный стиль и язык.
Настоящая лесная СКАЗКА!
Читательское впечатление
Сказка не просто наполнена добротой, нет, она переполнена добрыми примерами для малышей, как надо встречаться, общаться, спорить, да просто - жить. И не по зверским - по человеческим человечным законам.
Что еще сказать? Пересказать МАСТЕРА ? Лучше него - не скажешь.
Читать надо.
Гур К. Бумажный Теремок 0k "Стихотворение" Детская
Читательское впечатление
Тут же отослал внучке по СМС, пусть порадуется.
Какая прелесть!!!
Медведева Ж.М. Катя и Кактус 5k "Рассказ" Проза
Писательское восприятие
Стиль - нравоучительное сюсюкание.
Сюжет - подгонка под действия, а не наоборот. Действия должны создавать сюжет.
В рассказе - попытка объяснить неправдоподобные психологические выверты.
Язык - родительский.
Читательское впечатление
Девочка укололась шипом цветка и стала ему мстить.
Ладно. Пусть ребенок не понял, что это не вина цветка.
А где - родители? Она же росла с семьей? Где помощь, забота?
Мама не видит, что дитятя творит?
Работха Р.П. "Возвращение Денди" 10k
Писательское восприятие
"большой пудель, только он еще маленький" - рассказ большой по размеру, но еще маленький по писательскому мастерству.
Отдельно скажу о грамотности.
Ну, не может ПИСАТЕЛЬ, если он себя так позиционирует, писать на УСЛОВНО русском языке.
Во-первых, надо уважать читателей, которые в совершенстве знают правила и негодуют, увидев корявости и искажения в образцах словесности, коими все считают рассказы ПИСАТЕЛЕЙ, или претендующих на это звание.
Зачем писать на языке, которого не знаешь? Выбор-то языков большой: старо-рязанский, ново-путинский, русский со словарем, русский по-грамотному, русский народный, русский простонародный или, по-простому - матерный.
А тут - самое начало огорчает: "...если подойти поближе то было видно...", веснусчатым,
наредкость, Вобщем. И это - только в первых абзацах.
Стиль - школьного изложения. Подтверждение? Пожалуйста:
" Прошла осень, выпал первый снег. Начались первые декабрьские
морозы. Приближались новогодние праздники"
"...прекрасный вид на великую русскую реку. Летом
по ее синей глади проплывали пассажирские теплоходы и грузовые
баржи, берега радовали глаз зеленью деревьев и кустарников"
Старательные вкрапления красивостей и описательных нарядностей. Не всегда к месту.
Фабула - из серии "собачьи страсти". Почему почти треть писателей для детей пишут не о детях, не о родителях, а пытаются выжать слезу на жалости к "аднаногим" животным?
Вечная загадка.
Диалоги - не прописаны и психологически не выверены. Ну, не говорят так женщины:
"я уже старенькая и ноги мои плохо ходят", "я уже не могу так носиться".
Читательское впечатление
Рассказ для детей должен учить доброте, заботе В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ - о семье, о друзьях, о знакомых. О ком учит в первую очередь заботится этот рассказ?
"Наверное, она заболела и не может вывести Денди! Надо пойти к
ней домой и помочь выгулять щенка".
Ни слова о помощи старушке, принести, там, лекарства, еду. Нет, первые мысли - о собаке!
В разговоре в больнице - тоже. Все мысли - о собаке. Человек - на втором плане.
Ни вопросов о самочувствии, ни о лечении.
Это пример заботы о стариках?
Дети в финале рассказа случайно встретили потерянного пса и вернули хозяйке. Даже эта ОБЯЗАННОСТЬ любого человека возведена в ранг добродетели. Мол, могли бы и не вернуть, себе оставить песика редкой породы.
Разочарование - и от рассказа, и от на редкость серого финала.
Почему-то мелькнула мысль, что вместо такой массы бесполезных слов, для ребенка хватило бы и одной фразы: "Малыш, чужая собака - чужая радость, а все чужое надо отдавать!".
Abz "Семафор и Светофор" 9k "Статья" Сказки
Писательское восприятие
О стиле - более подробно.
Дети с первых лет жизни обладают развитыми навыками эвристического анализа. Это давно известно. И именно это помогает им так быстро и успешно развиваться.
Эвристика (от гр. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю) - наука, изучающая особенности творческого мышления и разрабатывающая методики активизации творческого процесса. Можно развить определенные способности. Например, образное мышление , фантазию, пространственное мышление, и т.д. Умение анализировать и препаривать словесный образ в вещественный, свойственно детям с ранних лет. Но ребенку доступно оперировать только зримыми, знакомыми образами - стол, стул, петух, конь, облако.
Почему все известные сказочники мира в качестве персонажей предпочитали использовать реальных живых существ: гусей, кротов, ласточек, кур, собак, кошек, придавая им способности человека? Потому что они понимали, как ребенок строит образную картинку из слов-образов. Любое непонятное слово выбрасывается, картинка становится незаполненной и понимания действия не происходит.
При этом ребенок пытается наделять героев сказок всеми человеческими качествами.
Препарировать образ Светофора в человеческий? Как отличить его от жены, детей?
Этого не только ребенок, взрослый не сможет.
Нет образа - нет картинки. Сказка не получается. Получается... ладно.
НЕ хочется выискивать блох, но, когда об ошибки не просто спотыкаешься, а они мешают пониманию текста:
"голос Светефора, опаздаешь, залёный, нет да подумаю, пол улицы(какой пол у улицы?)
О прямой речи и запятых даже говорить не хочется - море ошибок.
Если беда с грамотностью и стилем, с языком - горе.
Сплошные канцеляризмы, сленг и выражения из монографий.
В связи с ожидаемым несогласием, поясню, что в ХУДОЖЕСТВЕННОЙ литературе считается канцеляризмом не обязательно канцелярский, конторский, чиновничий, учрежденческий, политический, ученый или неученый язык. Под канцеляризмами понимаются все слова, слоганы или выражения, нарушающие именно художественную составляющую языкового стиля, торчащие гвоздем в мягкой щетке для волос. Вот только несколько примеров из сказки:
"обескураженным, скопища, кузен, переминающегося, товарный состав".
Ну, очень подходящие слова для 2-7 лет!
Чтобы покончить с языковыми корявостями - характерный для рассказа кусочек построения предложений:
"...как ему понравился город и место, где работает Светофор.
Семафор ответил, что город ему очень понравился и он был бы
счастлив стоять в таком оживлённом месте, где стоит Светофор и
регулировать движение..."
Читательское впечатление
Попытался представить, как я эту сказку читаю малявке перед сном.
Попытка не удалась.
Марэй В. "В шёпоте травы" 5k "Миниатюра" Детская, Сказки
Писательское восприятие
Удивительно образный язык, огромное, сугубо женское внимание к мелочам. Ну, какой мужчина-писатель услышит мышь под веником? Только своим расширенным чувственным восприятием женщина-писатель увидит, как солнышко на закате "зевнуло и спряталось в тучках, взмахнуло розовой ладошкой на прощание".
А увидеть цветок ромашки вот таким - "солнышки на ножках".
Сказочный, солнечный, сочный, радужный язык, который НЕ ОПИСЫВАЕТ, а ОЖИВЛЯЕТ и ОЧЕЛОВЕЧИВАЕТ природу.
Оригинальная фабула с необычными героями и милыми именами.
Ярко-выраженный стиль сугубо детского изложения. Ну, никто с первых строк не усомнится, что это написано для малышей, и написано - с любовью.
Читательское впечатление
Именно в умении видеть детские заботы, прочитывать их и есть истинная любовь к детям.
Маленький пример из наблюдений на парковой скамейке. Две дамы-бабушки с внучатами меняют пеленки. Одна достала из сумки чистую и завернула в нее ребеночка. А вторая - долго разминала пеленочку натруженными узловатыми пальцами, нюхала ее зачем-то, снова разминала, прикладывала к щеке и только потом завернула в нее малыша. Мелочь вроде? Нет, это и есть проявление истинности чувств. И она есть не в каждом рассказе, то, что все называют - любовь к детям, к сожалению. В этом - есть.
И хочется схватить такую сказку, бежать к детям и читать, читать, читать.
И наслаждаться их счастливыми довольными мордашками.
Марэй В. "Земляничный человечек" 6k "Рассказ" Сказки
Писательское восприятие
Сложившийся стиль сказочника.
Необыкновенное умение вживаться в природу, наделять чувствами траву, деревья, небо, облака.
Язык повествования не просто красочно-описательный, а создающий радостное настроение, создающий внутри сказки атмосферу, из которой не хочется уходить: "рацветочки луговые: сиреневые колокольчики,белые с желтыми сердечками ромашки, нежные небесные незабудки,желтые одуванчики, синие растрепки-васильки, розовые гвоздички" - любовь к живому в каждом слове.
Очень жаль, что только настроение можно забрать с собой, а вот умение так писать...
Читательское впечатление
" Все ягоды распугал. Они теперь расти плохо будут, соком наливаться перестанут" - это не только тонкое, но и верное замечание. Не зря в коровниках стали блюзы играть.
Человек, чутко относящийся к природе - будет еще более чутко относиться к людям. А это и есть доброта.
|