. |
Как топтать аэродром
Глава 1. Кущевские страсти
Это сейчас станица Кущевская прославилась на весь мир массовыми убийствами, войной фермеров и дикой коррупцией. Этакий маленький срез большой России.
Мало кто знает, что для нас, летчиков, Кущевская известна своим прекрасным аэродромным комплексом, суперсовременным учебным центром и уютным военным городком всего в двух километрах от станицы.
Обучали на этом аэродроме иностранных курсантов и переучивали на современные истребители летчиков всех государств, покупавших российские самолеты.
Если все мальчишки мечтают быть летчиками, то ни один летчик не мечтает стать инструктором, настолько это тяжелый, неблагодарный и бесперспективный труд. Те мизерные надбавки к окладам инструкторского состава не компенсировали даже сотой доли затрат физических и умственных сил, пролитого пота и перенесенных тягот и лишений.
Представьте себе работу, на которую надо вставать в три утра, а, значит, ложиться спать в семь вечера. Представьте шестичасовую летную смену с шести утра до двенадцати дня. Потом жесткий
разбор полетов. Это слово даже стало нарицательным, но не передающим даже доли процента того, что происходит на настоящем разборе, где речь идет не о неправильно пришитой пуговице, а о смертельных ошибках, в прямом смысле - о жизни и смерти.
И если после разбора полетов летчики в строевых частях расходятся по домам, то инструктора идут готовить к завтрашним полетам своих курсантов. Предварительная подготовка к полетам заканчивается в шесть вечера и только тогда летчик-инструктор свободен, как птица. Целый час!
До семи часов, когда он обязан заснуть. Итого - пятнадцатичасовой рабочий день шесть дней в неделю! И - ничего! Привыкали. Человек ведь такая скотина, что ко всякому дерьму может привыкнуть и даже находить в нем некие прелести.
В итоге - выпить можно было только в субботу вечером или в воскресенье утром. И то - немного.
В Кущевском авиаполку было много хороших традиций, например, воскресный выезд эскадрильями в полном составе на природу. С женами, детьми, водкой, вином, пивом и обязательными шашлыками.
Вспоминается один такой милый пикничок на опушке леса у реки. Конечно, с годами забылись многие имена, фамилии, но кому надо, узнают себя по рассказанным тогда историям. Начинались байки и воспоминания после третьей выпитой стопки под духмяный шашлык.
Жены с детьми резвились у реки, не мешали нам, тогда еще молодым и безусым, вслушиваться и проникаться заложенным в байках авиационных волков летным и жизненным опытом.
Во главе костра сидел Командир. Как-то так сложилось в авиации, что на аэродроме все ходят без погон и там нет званий. Самолету же все равно, кто им управляет, курсант или генерал. Вот и остаются только техники и летчики. И техник-капитан не видит ничего зазорного в том, что докладывает летчику-лейтенанту о готовности самолета. Такая вот работа, такие вот отношения.
Комэску называли Командир и на "вы", все остальные обращались друг к другу на "ты" . Меня спросят, как Командир мог сидеть во главе костра в кругу? А как в газетах пишут, что Президент возглавлял Круглый Стол? Правильно, где Президент, там и глава стола, будь он хоть трижды круглым.
Вот и на том памятном пикнике Командир начал воспоминания первым.
- Вот вы говорите, нет бога, нет другого света, - он внимательно оглядел всех . - Может, материального Бога и нет, но что-то типа Высшего Разума - есть. Есть! И он следит за всеми нами, чтобы мы не нарушали неких вечных, не всегда ведомых нам и понятных законов Бытия. Нарушил - тут же за спиной появляется она. Костлявая с косой! Нет, сразу может и не забрать, но о себе напомнит обязательно. Умный - сразу намек поймет! И выживет. Глупый - погибнет. Да, так вот.
Был у меня один шустрый замкомэска, летчик от бога, но мечтал совсем о другом. И я его рекомендовал в Академию. Все произошло на следующий день после исключения его из списков части. Да, так вот.
1. Костлявая не шутит
Давно не было у Василия Котова, замкомэски, такого радужного настроения. Все складывалось наилучшим образом: впереди - обучение в академии, позади - тяжелые инструкторские будни. Приказ об исключении из списков части подписан, можно устроить полную расслабуху.
А вот с этим были большие проблемы. Вася растерялся перед открывшимся широким выбором удовольствий. Не надо было теперь ложиться в восемь вечера спать, можно, наконец, полностью посмотреть футбольный матч, потом - битву боксеров, потом...
- Вась, а Вась, а мы там в общаге будем жить или квартиру дадут? Я Верке звонила, та сказала, что им сразу двухкомнатную дали. Всего месяц провели в общаге.
Василий с нежностью посмотрел на жену, в одном розовом халатике стоящую перед трюмо. Впереди халатик был распахнут, что хорошо было видно в зеркало.
Ладно, потом - жена.
- Люсь, отстань. Главное - это тебе не наша тьму-таракань Кущевская, а Москва. Понимаешь?
Ужинать будем или как?
- Вась, " или как " - это намек или предложение вместо ужина?
- Не, Люсь, ужин - это святое. Только сардельки поджарь обязательно.
- И вот так - всегда! Никакой тебе романтики! Одни сардельки, Вась, у тебя в голове.
- А у тебя... - но жены перед трюмо уже не было.
Василий вернулся к выбору роскошных перспектив проведения вечера. Ага, значит, ужин, потом - пиво с футболом и воблой, потом - бокс, потом...
- Вась, а Вась, иди ужинать, - на самом интересном перебивает его призывный клич из кухни.
Василий критически осмотрел после ужина журнальный столик перед телевизором. Вобла на газетке почищена, бокал с пивом истекает благородной слезой, комментатор объявляет составы команд. Он со вздохом облегчения опускается в кресло. Восемь часов вечера, а впереди еще море удовольствий.
Злобная трель телефона неприятно бьет по расслабленным нервам.
- Василий, ты не спишь?
- Командир, я футбол смотрю. Мне ж на полеты, как вам, не надо.
- А я как раз насчет этого.
- Чего - этого?
- Чередник заболел и в плановой таблице - три дырки. Нужно за инструктора слетать. Сам знаешь -
лето, все в отпусках, а мне - план надо выполнять. Ну, не могу я целый самолет из плановой
выбросить. Слетай, а Василий?
- Так я же исключен из списков...
- Вася, - перебил его командир полка. - Все в наших руках. Завтра же перепишу приказ. Так, что
- согласен? А я тебе и с контейнером помогу - солдатиков подгоню на погрузку.
- Ну, если только три за инструктора, - Василий с грустью оглядел набитую мебелью квартиру.
- Тогда - спи.
Василий перелил пиво обратно в бутылку, свернул газету с воблой и понес ее в холодильник.
- Вась, ты че телевизор выключил? А я хотела с тобой посмотреть. Кто звонил?
- Командир. Просит за инструктора завтра слетать.
- Так тебе ж нельзя! - охнула всезнающая жена.
- Он приказ перепишет. И обещал с контейнером помочь.
- Ну, если с контейнером...
Серое утро, холодное кресло в задней кабине спарки и молоденький лейтенант в передней. Провозной полет по маршруту с разлета. Василий нервно зевнул и подсоединил кислородный шланг. Поставил на чистый кислород. Это у него называлось - промыть мозги для бодрости.
Взлет, набор высоты и нудный гул двигателя на постоянных оборотах. Скукота. Василий прикрыл глаза. Первый поворотный пункт, второй, третий. Как бы не заснуть. Снижение перед посадкой до заданной высоты. Что это он так долго снижается? Василий даже с закрытыми глазами прекрасно чувствовал положение самолета.
Бросил взгляд на авиагоризонт. Черт! Самолет пикировал, быстро набирая скорость. Рванул ручку на себя. Уф-ф! Выхватил самолет на двести метров от земли.
-Ты, что, мать твою... - и замолчал, глянув в переднюю кабину. Голова молоденького летчика болталась, стукаясь шлемофоном о левый борт.
Осторожно посадил самолет и зарулил на стоянку.
- Что с ним? - спросил у доктора, пытающегося привести лейтенанта в сознание.
- Похоже на микроинсульт, а там - посмотрим. Но то, что летать больше не будет - однозначно.
Василий пошел ко второму самолету. Курсант-араб уже сидел привязанный в передней кабине, вращая головой и глазами. Так, у этого - контрольный в зону на сложный пилотаж.
Спать после такого потрясения в первом полете Василию категорически расхотелось. После взлета он поймал себя на том, что не передал управление курсанту, который уже начал дергать за ручку.
- 732-му, в четвертую, - услышал Василий доклад курсанта и тут же прозвучал его позывной.
- 22-й, вам на третий, на посадку, - такую команду после взлета дают только при аварийной ситуации.
Василий резко развернул самолет. Быстрый взгляд на третий и четвертый разворот. Никого. Тогда можно сразу на четвертый. Еще один разворот и посадка. На пробеге по полосе увидел несущиеся к нему пожарку и скорую. Неужели пожар? Дыма не чувствовалось. Он свернул на рулежку, остановил самолет. Курсант выскочил из передней кабины быстрее его и побежал, оглядываясь, на стоянку.
Василий обошел самолет и ахнул. Шлейф гидросмеси на рулежке и потеки жидкости на борту.
При такой утечке - просто чудо, что ему хватило запаса на посадку. Если бы ушел в зону - отказ всего управления и катапультирование.
Василий поднялся на вышку командного пункта к руководителю полетов и шмякнул щлемофон на стол. Красным карандашом поставил в плановой таблице жирный крест на третьем полете.
Он шел домой и матерился вслух. Ведь есть же народная мудрость - не шути с костлявой. Умерла, так умерла. Исключили из списков части, так об этом знают и где-то наверху. Кого перехитрить хотели? Оказалось - себя.
***
Все переваривали услышанное от Командира, пережевывая кусочки сочного шашлыка. Вторым слово взял Замполит.
- --
Штурман-миллионер
Вот Командир коснулся сейчас того света. Мне по должности положено быть безбожником, но... не всегда получается. Все верят, например, в судьбу, а что это такое - никто не знает. Одни говорят, что судьба - это божье предначертание, как человеку суждено прожить жизнь. Другие говорят наоборот - человек сам творец своей судьбы, нет никаких указаний и предписаний. И кто прав?
Видимо, те, кто посредине. Поведение человека определяется его воспитанием, характером, а изменение судьбы - его умом. Как-то так я понимаю.
И подтверждает эти мои догадки одна необычная, загадочная и противоречивая история, произошедшая с бывшим штурманом нашей эскадрильи Шороховым. Самый обычный штурман с черным штурманским портфелем, среднего возраста, среднего роста, среднего характера, но, как оказалось, - не среднего ума.
Мне по должности положено проверять жизненные условия каждого. Павел жил тоже средне, но несколько необычно. В двухкомнатной квартире, после ухода спившейся жены, он остался с безумно любившей его дочерью-студенткой. Причину этой любви я понял, когда застал их обоих за веселой стиркой белья.
Нет, стирали они не в машинке. Нет, не угадали - не вручную. Стирали - в котле для приготовления цементного раствора. Комната была обставлена еще более необычно. На тумбочке стоял голый экран телевизора. На мой недоуменный взгляд Шорохов открыл тумбочку. Там на фанерке была собранная вручную схема. Над столом красиво соединенные разноцветными проводками висели внутренности приемника и магнитофона. У левой стены стояли стеклянные шкафы с развернутыми альбомами марок. Сотни альбомов.
Я знал, что жена спилась и ушла от Павла именно из-за этой его страсти к собиранию марок. Нет, он не был филателистом в строгом понимании этого слова. Он не собирал серии, не раскладывал по тематике, по странам. Его даже не интересовал цвет или размер, погашена марка или нет. Его интересовало одно - количество. Учет велся скрупулезный и очень точный. По окончании каждого месяца - генеральный пересчет. Зачем? Почему? Кто знает. Такая вот у человека была страсть. Как ни странно, этим же вывертом страдала и его дочь. Может, в них обоих погибли великие бухгалтеры или учетчики? Но страсть к электронике и цифрам была просто маниакальная.
Первым в списке неблагонадежных в особом отделе Шорохов стал после сборки на куске фанеры мощного передатчика. Он транслировал в эфир песни с магнитофона. Весь район целый месяц наслаждался песнями Высоцкого, пока прибывшая из Ростова машина-пеленгатор не выявила злоумышленника.
Тогда штурмана спасло от ареста отсутствие микрофона. Все деньги у него уходили на еду и марки. Радиодетали он добывал на свалках из разбитой аппаратуры. Дочь ходила в лохмотьях и нисколько от этого не страдала. Ее привлекали другие прелести жизни. На одежду и микрофон денег не хватало.
Правда, в звании Шорохова понизили до капитана, что огорчило его исключительно снижением оклада. Штурманом и летчиком он был замечательным, поэтому через год звание мы ему вернули.
И тут грянул новый гром.
Все началось с проходной. К командиру полка влетел краснорожий потный особняк с пистолетом наголо и истошным криком:
- Тревога! Немцы у ворот. Товарищ полковник, поднимайте дежурную роту.
Командир позвонил на проходную.
Дежурный подтвердил, что да, приехал на "мерседесе" западный немец с переводчиком и просит встречи с начальством для переговоров.
- Проводите его ко мне, - на это особняк схватился за косяк дверей и прохрипел:
- На территорию части - только через мой труп!
Командир спорить с дураком не стал, надел фуражку и пошел к проходной.
Через переводчика выяснилось, что немец имеет разрешение на проезд от Москвы до Кущевской, заверенное печатями и подписями минобороны и иностранных дел.
Пока особняк распределял по жидким кустам, ввиду отсутствия забора, насмерть перепуганных узбеков из дежурной роты, выяснилось, что немец проехал пол-Европы, чтобы встретиться с нашим штурманом Шороховым.
Ввиду отсутствия тогда в Кущевской гостиницы, встречу решили организовать в Доме колхозника.
Немец был согласен на все, даже на переговоры в присутствии представителя особого отдела и замполита.
В душной комнатке набилось человек двенадцать. Первый секретарь райкома успел сообщить в Москву о нападении Западного Берлина на Кущевскую, и ему было строго предписано записать переговоры дословно и представить в ЦК партии.
Речь пошла о марке. Сначала Паша категорически отрицал наличие образца, который представил на фото немецкий миллионер. Это стало понятно, когда иностранец объявил о предлагаемой им цене за ничтожный клочок бумаги - пять миллионов марок. Когда Шорохов отказался, немец добавил еще два миллиона. Потом сверху предложил свой "мерседес", а в конце - снял и бросил на стол дорогой пиджак.
И это жест отчаявшегося немца, готового голым, но с маркой, пройти назад пол-Европы, Шорохова убедил. Он согласился сбегать с фото домой и поискать проклятую драгоценность.
Не было его два часа. И он ее нашел! Головы всех с треском сомкнулись над принесенным альбомом. Немец от счастья заплакал. Он сжимал Шорохова в объятьях и приглашал к себе в гости.
Но когда он достал подписанный чек в оплату, перед ним грудью встали секретарь райкома и особист.
- Это преступление! Я вызываю наряд милиции! - орал партиец, наклоняясь к микрофону.
Все разрешилось как-то быстро и безболезненно, когда немец что-то прошептал на ухо переводчику, а тот - Шорохову.
- Согласен. Товарищи, я дарю эту марку нашему иностранному гостю! Все довольны? - он всунул альбом в руки довольно улыбающемуся немцу и оглядел обалдевшую от его заявления аудиторию.
Насчет подарка никаких высочайших указаний не было.
Немец тут же уехал. Народ разошелся.
- Павел, что он тебе на ухо сказал? - я интуитивно подозревал, что штурман нас всех обхитрил.
- Попросил подарить, вот и все, - Шорохов больше не сказал ни слова.
Как ни странно, эта история пошла ему только на пользу. Буквально через месяц пришел приказ о переводе его в Ростовский командный пункт старшим штурманом на полковничью должность.
Много позже я узнал окончание этой истории от бывшей жены Шорохова. Она через год пришла в часть с требованием прописать ее в квартире бывшего мужа. И я решил поторговаться. Предложил вариант решения ее прописки в обмен на сведения о той истории с маркой.
Марка и правда была необыкновенно дорогой. Позже я нашел ее в каталоге. Продажная цена там была в пять раз больше предложенной хитрым немцем. Пилотный выпуск марки с ошибкой сделали чехи к юбилею космического полета своего соотечественника. На марке вместо погибшего поместили фото живого космонавта. Ошибку исправили, но сто экземпляров разлетелись по свету.
В то время в Кущевке обучалась группа чешских курсантов. Одному из них и пришло письмо с драгоценной маркой. Все курсанты имели от Шорохова строгие указания насчет конвертов. Их принимала вечерами дочка штурмана. О цене они конечно же не знали, так как каталоги не покупали и не читали.
Немец же нанял целую частную фирму, которая и отследила путь последней, не попавшей к коллекционерам, марки. В два раза больше времени ушло у него на выбивание визы и разрешение на проезд по территории России.
Стало ясно и что шептал переводчик на ухо. Это было устное обещание миллионера заплатить за марку после приезда штурмана в Германию. Этим Шорохов и занялся после получения звания полковника. Ушел на пенсию по болезни и вместе с дочерью поехал туристом в Германию. Обратно, как и многие тогда, уже не вернулся. Миллионер свое обещание, конечно, выполнил, в отличие от меня.
В прописке бывшей жене было отказано. Но еще через год я случайно узнал, что приехавшая из Германии некая мадам Маркович купила пьянице приличную дачу на окраине Кущевки.
Вот тут и задумаешься - где судьба, где провидение, где ум, а где простая человеческая порядочность?
***
3. Азиатское коварство
Командир звена разворошил в костре головешки.
- Скоро прогорит - картошку положим. Да, замполит чудную историю припомнил. Это мы, русские, задумываемся о судьбе, о цене жизни и смерти. А возьмите страны, где жизнь ничего не стоит, особенно своя. Например, Камбоджа или Вьетнам. А у япошек - умереть большая честь, чем жить. Поэтому у них и полно разных камикадзе. Группа вьетнамцев и из меня, когда еще был молодым инструктором, пыталась сделать камикадзе.
Случилось это перед началом самостоятельных полетов. Промахнулись наши медики, когда принимали очередную группу курсантов Вьетнама на обучение, хотя знали, какое это для нищей страны счастье - учиться за рубежом. Военных отбирали только с медалями и проверенных в бою.
А по их внешнему виду определить возраст невозможно. У всех записано - восемнадцать лет. Какие восемнадцать, когда некоторые лет по пять в войсках?
Из пяти человек - четверо вылетели самостоятельно, а один, Тхан Во, - ну, никак. Все дополнительные полеты отлетал, а толку - ноль. Командир полка своим решением добавил еще два десятка полетов и возложил решение на инструктора - как он скажет, так и будет. На меня, значит. Курсанты об этом знали.
И вот - последние три полета. Все предыдущие - хуже некуда, на грани аварии.
Первую посадку решил показать. Взялся за ручку, а она - как чугунная. Это с виду вьетнамцы худенькие, а сила у них в руках, как у обезьян, которые пальцами легко орехи щелкают.
Объяснение не заставило себя долго ждать.
- Товалис инстлуктол. Ты меня выпустис? - голос по СПУ, самолетному переговорному устройству, спокойный и тихий.
Я задумался. К чему бы это? Знал об азиатской хитрости, но не понимал, что ответить. Решил соглашаться. Полет - не время для переговоров.
- Конечно, Тхан, выпущу. Сегодня у тебя намного лучше.
- Сиводня я осень плохо, осень. Ты меня оманывать.
А уже подлетаем к третьему развороту. Я автоматически контролирую скорость и высоту. Пока все в норме. Если захочет ввести самолет в пике, все равно я его не осилю. Придется катапультироваться, а не хотелось бы.
На посадке - удар, козел, еле спас переднюю стойку, убрав скольжение.
Все продолжилось на рулении на стоянку. Остальные два полета я мысленно вычеркнул. Не до них сейчас.
- Товалис инстлуктол Я ресила капульта. Не хосю на риса цеки.
Ну, вот. Опередил Тхан меня. И обманул. А я только обрадовался земле, которая сейчас стала смертельно опасной. Непроизвольно добавил оборотов, чтобы разогнать самолет, хотя и понимал, что уже не успею.
РУД, ручка управления двигателем, стоял мертво. Ну, вот и все! На спарке стояли дурацкие катапультные кресла, гуманные, с точки зрения конструктора. И переднего, и заднего летчика выбрасывало независимо от того, кто дернет за ручки катапульты. Это было придумано на случай потери одним летчиком сознания. Но и это не все. Катапультирование с земли ограничено скоростью не менее ста сорока километров в час. Иначе - парашют не успевает раскрыться. А падение с высоты пятидесяти метров, практически - с двадцатого этажа жилого дома, - верная смерть. И Тхан это знал!
Вот оно - азиатское коварство. Я мгновенно расстегнул ремни парашюта и отсоединил шланг кислородной маски. Глянул на красненький рычажок аварийного сброса заднего фонаря и тумблер отключения электропитания катапульты. Теперь - кто быстрее, я видел, как Тхан снял руки с управления и вцепился в ручки катапульты.
Щелкнул тумблером и дернул за рычаг. Взрыв и облако дыма от пороховых толкателей. Через секунду перевалился через борт. Левое колесо самолета прокатилось в сантиметрах от головы.
Самолет остановился метрах в десяти впереди. Сирена пожарки и скорой были для меня слаще рулад соловья. Я встал и пошел к открытой кабине. Оба фонаря улетели.
Тхан сидел в кресле, вцепившись двумя руками в высоко поднятые красные ручки от катапульты.
Она не сработала! И он, уже простившийся со своей и моей жизнями, не понимал - почему?!
Очнувшись, выполз из кабины, так и держа в одной руке бесполезные теперь ручки. Выскочивший из санитарки мой командир звена суматошно ощупал меня.
- Цел, слава богу. Что? - я показал ему глазами на Тхана. Меня еще била мелкая дрожь и язык заледенел.
Увидев выдернутые ручки, командир все понял и выхватил у меня кислородную маску. Размахивая длинным гофрированным концом с металлическим набалдашником, он ринулся к вьетнамцу.
- Убью, сволочь косоглазая! - эти слова Тхан знал прекрасно и, виляя, как заяц, бросился бежать к ограждению аэродрома. Машина с особистом догнала их только возле военного городка.
В двадцать четыре часа очень хитрого курсанта отправили во Вьетнам. В таких случаях отсрочки не было.
|