Аннотация: ПРОДОЛЖЕНИЕ: Разум. Вера. Завершение Первого Интеллектуального Взрыва.
Нет, конечно же, мировая катастрофа не является единственной причиной, которая способна привести к возникновению разума. Если для его формирования уже давно имеется база - развитая как в органическом, так и в программном отношении, анализирующая система с достаточным внутренним резервом возможностей, то и тлеющий этап эволюции способен привести к подобному результату. Но время, необходимое для его формирования, сравнимо разве что со средним периодом сбалансированного существования биокомплекса. Мало того, сама специфика организации сознания теперь окажется существенно иной, нежели у носителя ''катастрофического'', ''взрывного'' интеллекта. В жизни рассматриваемой разумной формы очень велика роль условностей, традиций, проистекающих из ее природы, поскольку социальный закон для нее - прямое продолжение закона биологического. А не результат жестокого компромисса между необходимостями катастрофы, старыми побуждениями и новым чувством. Для нее характерно то, что мы называем чувством глубочайшей гармонии - гармонии с окружающей средой, с себе подобными, со своим собственным внутренним миром. С сопутствующим, по большей части, созерцательным отношением к внешнему миру. С полнейшей психологической неприспособленностью к критическим ситуациям. И именно это ведет нежный, хрупкий мир гармоничного разума к практически неизбежной, трагической кончине. Или же к становлению на его руинах обычного, ''катастрофического'' рассудка.
Последний, возникающий, как и положено, во времена катаклизмов и представляющий из себя ''осколок детства'', не приспособлен к взрослой жизни. А потому может сыграть роль деструктирующего фактора в системе общественных взаимоотношений. Хотя бы в том отношении, что его носитель, грамотно перераспределяя свои силы, теперь, в нестандартных условиях, способен ниспровергнуть с более высоких уровней иерархической пирамиды своих гораздо более сильных физически конкурентов. А соответственно, пошатнуть ее устои и занять лидирующее положение. Нестандартные действия соплеменников, как мы уже знаем, приводят к биологически предопределенному росту внутреннего напряжения в стае и чреваты вспышками ''слепой ярости''. Но башковитую тварь с каменным кувалдометром голыми руками не возьмешь! Дезориентация в новых условиях в совокупности с неспособностью ''достать'' существо с отклонениями требует вымещения этого напряжения (будем уж теперь называть его ''человеческим'' понятием - озлобленность) на менее провинившихся, но зато более доступных сородичах. Тем более что, будучи также дезориентированными в настоящем, они то и дело совершают не свойственные им в нормальной жизни поступки. А потому, также вызывают озлобленность...
Сие приводит к Первому Интеллектуальному Взрыву, на первой стадии коего ранее устойчивую иерархическую пирамиду разносит в клочки. Ее осколки - отдельные особи и сдерживаемые прочими биопрограммами семьи и группы семей (потенциальные носители ''разумных'' генов) - бегут друг от друга. Ведь нет еще ни привычных для нас социальных законов, сдерживающих губительные порывы отдельных представителей разумного сообщества, ни телефонной службы ''01'' или "911". На поле битвы только три силы: грубая мощь зверя, зародившийся разум и Катастрофа во всем ее губительном многообразии... Что остается обычному, ничем не примечательному (за исключением этих генов) зверьку в столь незавидной ситуации? Только одно - БЕЖАТЬ... И возникающий новый вид молниеносно (по эволюционным масштабам) заселяет все доступные ему просторы ''условно гибнущего'' мира. Преимущества очевидны - там, за пределами эпицентра катаклизма, все может быть не так уж и плохо. Плюс к тому, уже возник механизм, способный противостоять новым стихиям...
Большая часть вышеупомянутых объединений, конечно же, обречена. Но некоторые родовые общины, во-первых, попавшие в приемлемые природные условия, а во-вторых, лишенные особо агрессивных особей, не только способны выжить, но и далее эволюционировать в интеллектуальном отношении.
И здесь особенно интересен следующий момент. В отличие от рассмотренных ранее активных эволюционных процессов (эволюционных скачков), завершавшихся после стабилизации внешних условий, процесс развития разума в значительной степени утрачивает свою корреляцию с катастрофой, придавшей ему начальный импульс. Разумное сообщество продолжает развиваться за счет внутренних причин. Самая действенная из них оказывается и наиболее тривиальной - более тупые существа имеют меньше шансов оставить потомство в конкурентной борьбе со своими интеллектуальными соперниками, стремящимися занять главенствующее положение в стае. Знание - Сила!
Эволюция биопрограмм и эволюция организма взаимосвязаны. А значит, совершенствование речевого аппарата (в понимании системы передачи и переработки сигналов, не только звуковых), развитие речи (кодировки сигналов) и разума четко скоррелированы друг с другом. Разум учится кодировать все более сложные, все более абстрактные образы в доступной ему на данный момент знаковой (словесной) форме. А потребность кодировать новые данные подхлестывает развитие приемников и передатчиков сигналов.
Но знаковое отображение приобретают не только доступные для прямого наблюдения явления внешнего мира. Кодируется еще и ряд состояний самого существа, анализирующего мир - самые глубокие чувства, самые яркие эмоции, четкие внутренние порывы. Иначе говоря, то, что в конечном итоге, определяется его биологическими программами, априорной информацией, передаваемой через генофонд.
Часть этих программ влечет его к конкурентной борьбе с себе подобными, часть - к их защите и общению с ними. Что-то требует охранять свою собственность и добычу, что-то - делиться ею с членами своей семьи, со своими детенышами. Все это, и множество иных, чувственных устремлений, приобретает знаковое, языковое выражение, ту информационную форму, которая передается в процессе воспитания последующих поколений и обретает роль первых принципов, первых социальных и этических норм...
Но и это еще далеко не все. Разумное живое существо пытается постичь, понять окружающий мир. Оно пытается изобретать новое и применять его на практике. Однако КАК оно это делает? В первую очередь, на основе наиболее доступной и понятной ему системы. На базе внутренних взаимоотношений в своей стае.
Наступает Эра Нооцентризма. Любая природная сила, проявляющая себя более или менее ярко, наделяется чертами самого существа - носителя разума. При этом структура взаимоотношений в стае автоматически переносится в рамки выстроенной модели, в ранг закона, определяющего взаимоотношения уже между этими силами. Учитывая, что сама по себе социальная структура иерархична, а живые разумные существа, хоть и разумны, но, тем не менее, отнюдь не властны над разрушительной стихией, место, уготованное ими для себя в рамках своей же модели, увы, в самом низу иерархической пирамиды... Как и для всех бессильных мира сего. А посему, по уже известному им сюжету, приходится задабривать ''Верховных Существ'' уговорами (молитвами) и подарками (жертвоприношениями).
Учитывая, что даже для современного человека эта картина порою выглядит убедительно, представьте, уважаемые ИМХОтеисты, насколько привлекательной она видится дикарю... Рано или поздно на смену засухе придут дожди (раз уж племя выживало до сих пор, значит, это - весьма вероятно). Причем реакция естественна: ''Ура! Задобрили''. А если все же дожди задержатся - следовательно, мало принесли да плохо просили. Выходит, и жертва нужна посерьезнее... В "жертвенной гонке" с призраками, ради выживания племени, порой нарушаются самые глубинные биологические законы. Само по себе природное отвращение, биологический страх перед выполнением тех или иных действий может быть расценен дикарем, как сакральный сигнал, мистический "знак", руководство к действию. Которому теперь придается ритуальное, одобренное Высшими Силами значение. И вот уже, казалось бы, биологически продвинутые, разумные в полном смысле этого слова существа приносят своих детенышей в жертву жестоким "верхам" и с глубочайшим сакральным трепетом жрут друг дружку!
Кто оказался поумнее, или просто поехал крышей, расценив свое умопомешательство как мистическое откровение, берет на себя роль ''проводника'', посредника в общении с Высшими Силами. И ведь фиг возразишь - иерархическая пирамида допускает существование в ней промежуточных уровней... Одного пророка, быть может, и порешат не уверовавшие сородичи. Но психозам, как и всем биологическим отклонениям, свойственно повторяться, природа ищет обходные пути. Рано или поздно какой-нибудь идейный дикарь (а может, первый бизнесмен, просекший выгоду от ритуалов) сколотит групу фанатично преданных единомышленников. А потом с их помощью, и вовсе узаконит свое особое положение! Соответственно, от общего пирога посредничку начнут перепадать далеко не самые худшие куски.
Как уже было сказано выше, подобная концепция весьма убедительна для неискушенного в естествознании рассудка. И для вожака стаи - в том числе. А потому, очень скоро возникает устойчивейший в истории разумных форм тандем власти. Образуется пирамида подчинения теперь уже с двумя вершинами: Вождь и Жрец. Если на стороне первого - светский закон, поддерживаемый организуемыми в процессе развития общества силовыми структурами, то на стороне второго - власть над умами и душами всего сообщества в целом.
Выгодно ли это с биологической точки зрения? К сожалению, да. До поры, до времени, конечно. Согласованное действие этих ''ветвей власти'' позволяет с наибольшей эффективностью удерживать подданных в повиновении и выколачивать из них ''продукт труда''... Как нам демонстрирует история, жестокие культы прямого насилия отлично сплачивают рабов и хозяев в мощный кулак, способный сломить сопротивление менее идейных конкурентов. Кровь - превосходный клей для общественных объединений. Разумеется, в процессе эволюции подобная социально-биологическая предпосылка к достижению баланса амбиций Жреца и Вождя достигается. А уже имеющийся уровень развития разумного сообщества позволяет ему сохраняться очень и очень долго. И все бы хорошо, если бы не одно ''но''.
С этого момента эволюция разума переходит в тлеющую форму...