''От простого - к сложному''. Как же не любят нынешние идеалисты этой фразы! И разве может быть иначе? Ведь она же напрямую противоречит их эффектнейшему вступлению к Теории Создания Мира, постулирующему изначальное существование абсолютно всемогущей и всеведущей информационной системы, все миры и сотворившей.
Однако же законов эволюции и статистики еще никто не отменял. А потому, крайне маловероятно, чтобы исходные оперативные информационные системы, способные воспринимать и обрабатывать данные из внешнего мира, оказались слишком уж сложными. И, тем более, Абсолютно Совершенными. По этой причине системные ресурсы (например, оперативная память), на данном этапе должны использоваться очень экономно. Что и является предпосылкой для формирования целого ряда методов, призванных оптимизировать процесс их использования.
Прежде всего, мы, конечно же, должны отметить формирование нескольких разновидностей памяти. Различие между ними в длительности хранения и объеме записываемой информации. Наиболее долгосрочный тип - для записи базовой информации. К примеру, связанной с принципами действия биологических программ: инстинкты, безусловные рефлексы и т. д. В менее долгосрочную память будут сбрасываться данные, полученные извне и связанные с конкретными ситуациями. Иначе говоря, та информация, которая нужна для выработки стратегии действия в данный момент. Эта информация может периодически очищаться по мере выхода из проанализированной ситуации (самые краткосрочные типы памяти), или же частично сохраняться в более долгосрочных. Как это, например, происходит с рефлексами условными. Ирония судьбы состоит в том, что тот биологический аппарат, который мы называем разумом, по большей своей части оперирует отнюдь не самым качественным типом памяти. Уверен, что подавляющее большинство людей из прочитавших эти строки вспомнит лишь самое общее содержание предшествующего текста:)
Но не будем пока углубляться в вопросы взаимоотношений между сознанием и подсознанием примитивных информационных систем. А обратим свое внимание на тот ключевой момент, что они должны реагировать только на сигналы определенного типа, несущие жизненно важную информацию. Дабы не тратить время и ресурсы на бесполезные развлечения.
Последнее у наиболее примитивных систем, конечно же, достигается конструкцией их рецепторов, попросту неспособных принимать никакую иную информацию, кроме жизненно важной. Однако с более развитыми формами жизни ситуация совсем иная. Уже глаз рыбы способен увидеть массу деталей, не относящихся к сфере ее биологических интересов. И только лишь малая часть из них, например, червяк на крючке, или хищник, или добрый сосед, должны вызывать определенный интерес. А что для этого нужно? Точно! Совершенствование программного обеспечения.
Во-первых, формируются программы, производящие самую общую, предварительную обработку всей, приходящей извне информации и классифицирующей ее по ряду характерных признаков. В качестве примера упомяну программу, формирующую целостные зрительные образы из дискретных возмущений клеток сетчатки глаза. Каково было бы нам пытаться отследить все взаимосвязи между ними целенаправленно?
Во-вторых, эволюционируют уже имеющиеся. Они должны быть дополнены компонентами, производящими поиск необходимых данных в поступившей извне и уже частично обработанной информации.
Именно эти компоненты и определяют степень внимания системы по отношению к тем или иным событиям. Все их множество, достаточно, впрочем, условно, назовем программой оптимизации. В результате ее наличия мы ну ни как не сможем заставить рыбий мозг, который, кстати, сложнее и совершеннее многих современных компьютеров, вычислить логарифм или экспоненту (задачу, с которой за десятые доли секунды справляется самый примитивный калькулятор). Если только, конечно, в ее программном обеспечении УЖЕ НЕ СФОРМИРОВАЛАСЬ когда-либо необходимость их расчета (скажем, экспоненцирование светового сигнала)...
Однако же, взглянем на вопрос и с другой стороны. Уже сама по себе эволюция информационных систем предполагает расширение области интересов системы. А значит, должна быть сформирована еще одна программа, предопределяющая ЖЕЛАНИЕ обучаться. Желание получать новую информацию. Иначе говоря, программа познания...
Но не будем забывать и то, что мы все еще имеем дело с довольно примитивными информационными системами. В том смысле, что возможности их продолжают оставаться весьма и весьма ограниченными. А потому, действие программы оптимизации автоматом распространяется и на ''сферу образования''.
Таким образом, даже высокоразвитое живое существо очень трудно научить чему-то такому, что не согласуется с его биологическими задачами. Например, заставить кота выучить таблицу умножения. Не то что бы он этого не может сделать. Она ему просто не интересна. Мало того, излишнее любопытство становится опасным. Если какое-либо существо, даже с весьма совершенным мозгом, будет проявлять излишний интерес к окружающему миру, то, как гласит известная пословица, ''любопытному на рынке прищемили нос в корзинке...''. А если на этом рынке, на поле действия суровых биологических законов, продуктовым товаром является он сам, то судьба его и вовсе незавидна...
Ситуация настолько не предрасполагает к творчеству и любопытству, что этап обучения даже самому необходимому биологически выгодно минимизировать до предела. Одновременно перенеся его в наиболее ранние этапы жизни. В детство, когда живое существо находится под защитой или родителей, или всей стаи в целом. Результат - детеныши высокоразвитых живых организмов довольно любопытны, но только до некоторого этапа взросления. Далее же их любопытство блокируется в значительнейшей степени. И они начинают воспринимать и перерабатывать информацию извне крайне избирательным образом.
Можно ли это назвать разумом? Если и да, то разумом безнадежно мещанского типа. Разумом абсолютного консерватора, не заинтересованного ни в чем новом (вспомните о биологической предпосылке, обусловливающей стремление к устойчивости: все новое - опасно и враждебно). Но что же тогда НАСТОЯЩИЙ разум?