Путешественнику, решившему отправиться в многодневный автобусный тур по просторам родного края, необходимы: приличное здоровье, железные нервы и ангельское терпение. Про время и деньги можно не упоминать, так как они, вероятно, и позволили отправиться в путь.
Итак, начнём. Сбор группы на одной из окраин Москвы у станции метро назначается на семь утра (самое позднее). То есть, жители даже не очень дальнего Подмосковья должны найти либо ночлег в столице, либо способ в такую рань добраться до точки сбора. Не самый простой и дешёвый квест. Но вот, группа собралась, расселась и приготовилась к долгому пути на Дон. Дорога действительно предстоит не близкая. Это вам не в каких-то там Европах, где через двести километров будет соседняя страна, у нас не в каждом регионе через те же две сотни будет соседняя деревня. Кроме того, на пути всегда встретится ремонт дороги, авария и даже банальный сбой в системе на пункте оплаты, способный создать пробку минут на сорок.
Однако прелесть организованной поездки в том, что экскурсовод время от времени будет развлекать народ байками. Почему именно байками? История нашей страны столько раз переписывалась по царскому или холопскому указу, что любую версию можно смело называть сказкой. Например, в Пскове вас будут клятвенно убеждать, что не было никакого предательства бояр. Просто для смены руководства и установления демократии в город за хорошую плату были приглашены чужеземные наёмники-иноверцы. Конечно же, наёмники были самых лучших правил.
Между тем, пейзаж за окном внезапно резко изменился. Вместо унылых подмосковных зарослей борщевика вокруг раскинулись ослепительно золотые поля подсолнечника. Нет, не раскинулись. Разлились, заполняя своим сиянием всё пространство вокруг дороги до горизонта. Автобус летел на юг, и туда же обращены огромные желтые корзинки. Словно сказочное войско, выстроившись в стройные ряды, приготовилось к параду или битве. Потом мы узнали, что нам здорово повезло, полюбоваться таким зрелищем, так как подсолнечник на одном месте можно сеять раз в четыре года. Снять всю эту красоту на скорости под сотню не просто, но и без обязательных фото золотые поля незабываемы.
Немного перевели дух, когда автобус затормозил на узких улочках Ельца, подползая к мостику через реку Ельчик у Знаменского монастыря. Отдохнули после утреннего марафона до точки сбора? Теперь вам даётся сорок минут, чтобы дойти до монастыря, расположенного на высоком берегу, подняться по крутой лестнице, быстренько пробежаться вокруг храмов и примчаться обратно. Побежали? Да, автобус ближе подъехать не может и припарковаться негде. Кстати, это общая проблема экскурсионных мест. Узкие улицы, нет парковок, нет дороги. Знаменский монастырь очень красив, особенно в разгар лета, когда всё цветёт.
С той самой роскошной монастырской лестницы открывается просто картинная панорама Ельца, расположенного на противоположном берегу. Успели всё рассмотреть и заснять? Нет? Ничего, будет повод ещё раз приехать. Бегом, бегом, пока другие автобусы не подкатили.
Елец встретил нас закрытой Великокняжеской церковью и бурным асфальтированием центральных улиц. Вот такое везение. На дворе плюс тридцать пять, тихо и благостно, а мимо проплывают машины с асфальтом и урчат катки. Если помните, надо было быстро бежать, чтобы постоять около часа в ожидании обеда под грохот дорожной техники.
Ладно, это мелочи. Елец мне очень понравился. Уютный, милый купеческий город, где дома строили для себя и с любовью. Где не жалели денег на величественные храмы, каждый из которых заслуживает отдельного рассказа, где даже в наше смутное время потомки тех купцов собираются, чтобы принять какое-то участие в жизни города предков. И как здорово, что центр города почти сохранил историческую застройку! Даже памятники новой эпохи неплохо вписаны в общую картину.
Но у нас впереди ещё масса интересного. Сначала Кудыкина гора. Занятное место, которое отлично подойдёт в качестве привала для тех, кто ездит с севера на юг на своей машине в компании большой семьи. Правда, позаботиться о ночлеге придётся за полгода, желающих - пруд пруди. Подстриженные холмы, роскошный Змей Горыныч, по вечерам изрыгающий пламя. Богатыри, кони, пони, ламы и прочая живность для развлечения детишек. На забег по холмам и городу мастеров отведен всего лишь час, хотя расстояние от одного холма до другого внушительное.
Огнедышащего Змея нам увидеть не довелось, ещё совсем не вечер. Нам же ещё до Воронежа надо долететь, заглянув по пути в два местечка. Совсем рядом с горой находится кустарное производство "Масляная история". Это всего лишь пара ангаров и старинные прессы, производящие замечательное пахучее подсолнечное масло холодного отжима. Хозяин, увлеченно рассказывающий о своём деле, дегустация продукции с мягким серым хлебом. Чудо! Жалко, что далеко. Летим дальше. Город Задонск и "Задонские угощения". Две милые барышни напоили чаем с вареньем, очень толково и бодро рассказали о своём городе и истории угощений. Сам Задонск остался мимолётным видением в окне автобуса и фотографией церкви Тихона Задонского с противоположного берега Дона. Повезло улучить пару минут на фотосессию, пока попутчики скупали угощения.
Погруженные в пятничную суету воронежские улицы мало чем отличались от привычной московской толчеи, когда рабочий день закончен, жара чуть спала, а впереди знойные выходные, Нет, отличались. В Москве троллейбусов нет. Пробиться к памятнику "Котёнка на улице Лизюкова" - задача не из лёгких. Стоять (как всегда) долго нельзя, а поймать момент, когда ничья голова не лезет к котёнку с поцелуями, просто нереально. Отчего люди убеждены, что без их расплывшейся от жары физиономии памятник не достаточно выразителен? Мне удалось! Когда одна толпа чуть схлынула, а вторая замерла на светофоре, снимок был сделан.
Воронеж, полностью разрушенный во время Отечественной Войны и отстроенный после неё практически с нуля, для путешественника, избалованного созерцанием различных развалин по всему миру, не особенно интересен. На беглый осмотр отведены примерно полчаса каждый экскурсионный день. "Котёнок" в первый день, "300 лет Российскому флоту" и "гото-Предестинация" царя Петра во второй и собор-новодел в третий. Нам, как обычно, сильно повезло. Набережная находилась на стадии вялотекущей реставрации. Пробираясь по кучам песка и бетонным блокам к копии якобы старинного кораблика и живописно разбросанным пушкам, мы радовались тому, что утро раннее и жара ещё не навалилась на наши головы. Правда, сейчас в сети пишут, что всё достроено и набережная очень красива по вечерам.
На очереди было теплоходное путешествие из города Павловска в Белогорский монастырь. Теплоход оказался приспособленной для нужд туристического бизнеса просторной и устойчивой баржей, с плотно заполненной столами и лавками палубой. Плавсредство вместило больше сотни (примерно пять-шесть групп) туристов из самых разных регионов нашей страны. Как же здорово плыть по реке! Не слишком быстрый ход давал возможность, полюбоваться высокими берегами Дона. Даже самые отъявленные любители селфи успели покрутиться у обоих бортов и открыли пространство для фото и видео другим. Через час слева появились бело-серые скалы. Тут придётся сделать нелирическое отступление. Привычка писать "Киса и Ося" на любом столбе свойственна не только нашим соотечественникам. Мазня краской, углём или фломастерами принята повсеместно. Такие надписи имеются в любой точке мира. Но ВЫЦАРАПЫВАТЬ пятиметровые буквы на отвесной меловой стене на высоте пятиэтажного дома!
Теперь, если кто-то решит убрать эту мерзость, должен срезать слой мела! Придётся уродовать склон, подвергая себя риску, а природный объект дополнительному разрушению. Пока кипел гнев бывалых путников, наш дредноут пришвартовался к малюсенькому мостику, и группы пригласили на выход. Баржа уплыла. Вот в этом месте начинается сага о здоровье. Наверх к пещерному Белогорскому монастырю ведёт неширокая тропа, местами оборудованная верёвочными перилами и ступеньками разной высоты. Высоко и круто. И жару за тридцать никто не отменял. Двести восемьдесят четыре ступеньки от источника в Шамордино по сравнению с этой тропой - просто жареные и растёртые семечки. Так как на большинство подобных экскурсий в основном ездят почтенные дамы, легко вообразить, как им даётся подобное восхождение. Ладно, знали, на что шли. И выбора нет, кораблик-то уплыл, другой дороги нет, если только вплавь через Дон и выход в чисто поле. Получив подробные инструкции, не зажигать свечи, а освещать путь телефоном, мы начали по одному просачиваться в пещеры. Узкие лестницы и переходы, выдолбленные в меловых скалах, поражают воображение. Какая должна быть сила веры, чтобы годами вручную пробиваться к своей цели! Великий труд! Атмосфера внутри особенная. Даже то, что люди двигаются вверх и вниз навстречу друг другу по крутым ступенькам, с трудом расходясь в особенно узких местах, не сбивает с какого-то трепетного настроя.
Однако после пещер нас ждала ещё пара сюрпризов: недостроенный новый монастырь, жара и в конце абсолютно необорудованная тропа вниз. Вопрос, почему, вместо того, чтобы болтаться вокруг незаконченной стройки, нельзя было спокойно пройти по асфальтированной дороге, остался без ответа. Спора нет, с вершины меловых гор открывается волшебный вид на дикое поле.
Простор неохватной степи, замысловатые изгибы Дона и продолжение меловых гор вверх по течению производят впечатление. Красиво. Хотя... В скобках замечу, мне показалось, что в тундре Кольского полуострова простора побольше будет. Вероятно потому, что долгий путь вниз по отполированному до зеркального блеска дождями, снегами и ботинками туристов меловому склону, немного смазал впечатление. Но теплоход нас ждал. Милая дама-капитан не только отправила свой крейсер в обратный путь, но и обеспечила всю толпу горячим обедом. Капитану огромное, сердечное спасибо за заботу об усталых путниках, так как забеги по горам отняли довольно много сил.
Город Павловск, в котором действительно триста лет назад строился русский флот, дремал в субботнем мареве. Местный экскурсовод, работающий в Народном музее морского флота, очень подробно и толково рассказывал о своём городе. Город маленький, а история от семнадцатого до двадцатого века весьма богатая.
Есть что поведать и об исчезнувших дубовых рощах, и о нравах европейских фашистов, бивших по Павловску прямой наводкой с противоположного берега. При этом он придирчиво следил, чтобы туристы в очередной точке остановки были бы в тени. Выполнить условие удавалось не всегда. Набережная, разумеется, находившаяся в стадии грандиозного ремонта, обращена на юг. Плюс тридцать пять. Три часа пополудни. Мы прошлись по прямым, щедро украшенным цветами улицам, полюбовались отреставрированными домами. Узнали, что широкой рукой высокого начальства город-отец русского флота был вычеркнут из списка исторических поселений и лишился даже того копеечного финансирования, что было раньше. И это во времена празднования трехсотлетия того самого флота. Такие вот загогулины. Что говорить, красивый, тихий и уютный, действительно имеющий славную историю город заслуживает немного больше внимания!
Третий день обещал две разные поездки, но в реальности их оказалось немного больше. Сначала нас привезли в бобровый заповедник. Заповедник и обрадовал, и разочаровал. Приятно, что по территории проложены деревянные пешеходные тропы разной протяженности, на которых расставлены таблички с описанием растительности и животного мира.
Лес вокруг выглядит довольно запущенным. Вероятно, дикий лес так и должен выглядеть. Прирученные бобры сидят в мрачноватых бетонных колодцах и, как положено ночным зверям спят. Вот, собственно, и всё.
Дальше нам предстояло вернуться в Воронеж на обед, чтобы потом отправиться в замок Ольденбургских, который находится совсем недалеко от заповедника. Недалеко, но прямой дороги туда нет. Нужно вернуться на полсотни километров и заехать по другой дороге в посёлок Рамонь. Ну, так у нас семь вёрст - не крюк! Рамонь могла бы стать шикарным туристическим объектом. Сам замок, соседний (лежащий в руинах) Ольгинский, остатки сахарного и шоколадного производства, несколько кирпичных башен можно было бы объединить в чудную зону отдыха, учитывающую разнообразные интересы публики. Хочется верить, что всё это будет реализовано, особенно, если учесть, что такие места в средней полосе вне Золотого кольца наперечёт, а большая дорога М4 и Воронеж рядом. Замок Ольденбургских находился на реставрации, а экскурсии проводились в подвале. Отличная экспозиция, знающие и внимательные экскурсоводы. Когда (или если) всё доведут до ума, это будет здорово. Панорама с лестницы, ведущей от замка к реке Воронеж, отлично объясняет, почему хозяевами было выбрано именно это место.
Вдохновлённые красотой места мы двинулись в обратный путь. Времени до вечера - навалом. Даже, если принимать во внимание воскресные пробки при въезде в Москву, никто особого беспокойства не выказывал. Зря. Через пару сотен километров в том месте, где шоссе отходит подальше от населённых пунктов, что-то крякнуло и заскрежетало, и автобус остановился на обочине. До Москвы ещё две сотни вёрст, до Тулы около сотни. По федеральной трассе общественный транспорт не ходит, да и сетка не так, чтобы есть.
Вот тут и понадобились и терпение, и железные нервы. Через час прикатил аварийный комиссар, чтобы прикрыть сзади наш китайский чудо-тарантас от лихих водителей. Наш водитель, разложив ремкомлект, пытался снять одно из двух спаренных задних колёс. Группа тосковала на пригорке. Немолодая пара из подмосковного Клина (85 километров от Москвы), пригорюнившись, изучала расписание электричек. Ещё совсем недавно веселившиеся барышни прикидывали, во что им обойдется такси до гостиницы.
Чудо свершилось! Ещё через пару часов турфирма прислала за нами автобус. Маленький. Туристов и их вещички запихивали долго и с трудом. Но мы поехали дальше.
Ночь неотвратимо вступила в свои права. Пара из Клина размышляла, за сколько они доберутся до вокзала, где им предстоит ночевать. Москвичи обменивались знаниями о последних поездах метро на разных линиях. Но мы доехали. И даже добежали бегом до метро. Если читатель думает, что подобные приключения способны отвадить от путешествий. Не надейтесь. На просторах страны ещё так много чудных мест!