Не секрет, что множество священников РПЦ открыто поддерживают Новороссию и осуждают киевский режим. До сих пор официальные высказывания первых лиц РПЦ по этой теме были осторожны, однако в проповеди в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла в храме Христа Спасителя в Москве патриарх Кирилл сказал:
- Когда безбожие становится государственной идеологией, в результате чего гибнут люди, разрушаются святыни, хулится имя Божие, то это уже более чем идеология.
Многие решили, что в этих словах содержится обвинение украинской власти в безбожии. Теперь укор адресован Католической церкви, поддерживающей украинских униатов, настроенных крайне антироссийски.
Вопрос о встрече с предстоятелем Римской церкви встал ещё перед патриархом Алексием II. Тогда РПЦ находилась в жестоком шторме, реальна была угроза большого раскола, а расколы малые происходили чуть ли не ежедневно. Проповедники чуждых учений, подобно вирусам, внедрялись в духовное тело России. И как всегда, почувствовав слабину "Церкви-сестры", активизировался латинский прозелитизм. Перспектива подчинения русского православия папе новой унии была вполне реальна. Выйдя из подполья, Греко-католическая (униатская) церковь попыталась подмять под себя всю Украину, в чём была активно поддержана тогдашними "оранжевыми" властями и негласно получала ободрение Ватикана. В таких условиях встреча Московского патриарха с папой Иоанном Павлом II, который, как известно, не был большим другом России и православия, смысл несла бы однозначный: патриарх склоняется перед римским понтификом. Разумеется, для православных это было неприемлемо. Поэтому встречу не приблизил даже неофициальный визит в Ватикан президента Владимира Путина, в ходе которого он пригласил папу посетить Россию в качестве главы иностранного государства (думаю, прекрасно понимая, что тот откажется).
Сегодня ситуация поменялась. После вхождения Русской церкви за границей в лоно Московского патриархата РПЦ стала одной из самых крупных мировых конфессий. А Католическая церковь пытается отстоять свои основы под натиском секулярного западного мира. Папа Франциск, первое время после избрания казавшийся консерватором, вынужден под давлением обстоятельств делать толерантные заявления, к примеру о гомосексуалистах. Это не нравится даже многим католикам. А недавнее разрешение однополых браков в католическом бастионе - Ирландии - ещё больше унизило Ватикан.
Открыто вставая на позиции "Русского мира", РПЦ вступает в обострившееся геополитическое противостояние, в которое уже вовлечён с другой стороны Ватикан. Собственно, раздор между двумя церквями изначально пребывал почти исключительно в политической плоскости. Богословские различия между православием и католичеством ничтожны. Камень преткновения - в традиционном желании Рима быть главой Вселенской церкви. С точки же зрения православных, папа - всего лишь один из самых авторитетных предстоятелей, но отнюдь не высшая церковная власть.
Однако в свете падения позиций католичества на Западе Ватикану рано или поздно придётся искать поддержки на Востоке - у сильной Русской церкви. Так что встреча предстоятелей двух ветвей христианства, очевидно, состоится. Но будет это не при нынешних патриархе и папе.