Коктейль из Азимова, Филиппа Дика и, как ни странно, Хмелевской. При этом, несмотря на призрачное присутствие "мечтающих об электрических овцах" андроидов интеллектуала Дика, повесть явно на любителя незамысловатых историй. Мне лично она неуловимо напомнила детскую научную фантастику годов 60-70-х - ребятишкам нравится, но для взрослых слишком наивно.
В расцветшей и продвинутой России некий НИИ занимается исследованиями возможностей выращивания биороботов-солдат. В обстановке, естественно, полной секретности. Вообще-то, в этом обществе биороботы на всевозможных работах - дело обычное. Насколько я понял, их создают из человеческих клонов, придавая тем нужные функции и отнимая не нужные. При этом в них вгоняют все четыре закона робототехники, сформулированные Азимовым. Включая "нулевой": "Робот не может нанести вред человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был нанесён вред", что играет в сюжете роковую роль. Вообще-то, с моей точки зрения, это подлинная вивисекция над человеком и вариант биорабства, но да, может, автору это невдомёк.
Главгероиня - одна из главных разработчиц этого проекта - обременена запутанной личной жизнью. Она работает в институте с бывшим мужем, представшим сначала как весьма сомнительный тип. У ГГ есть новый муж, любимый, от которого она ждёт ребёнка, и срок беременности уже немалый. А ещё у ГГ есть секретарша, которая раньше встречалась с актуальным мужем героини, и, естественно, никаких добрых чувств по отношению к шефине не испытывает.
На этом фоне разворачивается фантастический детектив. Впрочем, детектив - это условно. Всё расследование зиждется на том, что ГГ случайно узнаёт: ей подкинули таблетку бензодиазепина, от которой, якобы, обязательно наступает временная амнезия, а пока она в таковой пребывала, залезли в её компьютер с важнейшей информацией по этим самым био-воинам. Кстати, от этого препарата, действительно, может наступить частичная амнезия, но лишь как побочный эффект и далеко не у всех. Так что злодеи не могли точно знать, забудет ГГ последующие после приёма лекарства часы или нет. Но не будем придираться, фантастика же...
А читатель сразу чувствует, откуда ветер дует. Восстание роботов, ага. Сама же ГГ, выступающая в роли детектива - ведущий её дело сотрудник ФСБ отличается крайней... скажем, наивностью - подозревает то бывшего мужа, то зловредную секретаршу, попутно объясняя недалёкому чекисту серьёзность ситуации, на что тот только кивает, делая круглые глаза, и во всём следует указаниям героини.
А они просты: надо посмотреть записи наблюдения в институте. Всё, собственно, этим преступление и раскрывается. Но, очевидно, почувствовав, что так будет чересчур просто, автор заставляет героев, даже посмотревших запись в первый раз, не замечать заговора биороботов. И тянется немалое количество килобайт текста про всяческие подозрения героини, по ходу дела проявляется и тут же исчезает из повествования некий подозрительный учёный-борец за права биороботов, который почему-то запросто вхож к министру обороны и даже волен устраивать у него в кабинете скандалы. Власти идут на беспрецедентные (и совершенно нелепые) меры, чтобы информация не ушла из страны. Дело приобретает международные черты, начинает пахнуть войной. Ну, в общем, имеют место честные попытки нарисовать побочные линии расследования и нагнать саспенса.
Финал несколько более жив, чем нудноватая основная часть. Героиня, наконец-то, понимает (пользуясь теми же видеозаписями, которые охранники института почему-то раздают просматривать кому попало), что биороботы и есть искомые злодеи и бесстрашно бросается прямо в их логово. Дальше забавно, хоть и напоминает трагическую концовку упомянутого романа Дика. Биороботы оказываются вполне себе человеческими особями, без каких либо "механических" черт. Только глуповатыми. Их главарь напропалую глумится и хвастается, раскрывая, в худших традициях плохих детективов, перед пленённой героиней подоплеку заговора. Вполне банального, надо сказать: вытеснить людей и заменить биороботами. В чём качественное отличие данной замены - из текста совершенно неясно. Опираются при этом злодеи на пресловутый "нулевой" закон, истолковав его в том смысле, что замена "натуральных" людей на искусственных будет благом для человечества, ради которого можно причинять вред людям. Как-то это... неубедительно.
Но вот попытка главным биогадом изнасиловать героиню меня потрясла. Им что, оставили функцию размножения? Зачем, если их выращивают в пробирках?! Я на СИ читывал всякое, в том числе и про секс красавицы с гигантским спрутом. Но биоробот, насилующий беременную сотрудницу научного института - пожалуй, перебор.
Впрочем, ГГ от насилия спасается легко и чисто женским способом, ну, вы понимаете, коленом промеж ног. Может, в предвидении этого им гениталии и оставляли?..
И тут - патетическа сцена - героиня начинает рожать. Как и у Филиппа Дика, роботы проникаются величием рождения жизни, но потом вновь ожесточаются. И если бы не бывший муж и секретарша героини, оказавшиеся вовсе не такими плохими и пришедшие ей на помощь... Ну, короче, зло повержено, с биороботами стали обходиться осторожнее, а проект по био-солдатам вообще свернули. Ну и героиня, разумеется, отстояла своё женское счастье.
Вот такая получилась история.
Детектива, как сказано, почти нет, но формально он есть, так что сильно к этому придираться не буду. Сюжет избит. Композиция довольно примитивна - линейное повествование с минимумом побочных линий. Кое-какие, правда, увязаны. Например, история придурковатого следователя ФСБ, который, оказывается, "запал" на вредную, но героическую секретаршу и пригласил её... в цирк. А куда ещё дам приглашать? Тем более таких, которые, как говорит о секретарше в начале повести героиня, покупаются на "бутылку французских духов". Тут я заподозрил в авторе мужчину, который духи употребляет... не по назначению.
Наукообразность - всё-таки НИИ описывается - достигается примерно такими пассажами: "наследственные дебилитирующие болезни, связанные с дефективными митохондриями, находящимися в цитоплазме". Нормально, научненько так...
Похоже, автор пытался придать повествованию ещё и некую ироничность. Например, вот что кричит по телефону секретарша в кульминационный момент, когда героиня в опасности и необходимо присутствие спецслужб: "Срочно соедините меня с ФСБ! У меня есть информация о готовящемся покушении на президента! Террористическая организация, высшая... позиция матрицы! Всё на мази! Их бин капут! Дело жизни и смерти!" Напоминает, как я уже писал, Хмелевскую, но у покойной пани Иоанны всё было выдержано в таком же стиле, потому смотрелось органично. Да и остроумнее, признаться... А тут, на фоне заявленного киберпанковского триллера, вызывает только недоумение.
Грамотность не идеальна, но много "тапок" не заслуживает, хотя хорошая редактура и корректура тексту не помешает.
В общем, я не очень впечатлён, хотя уверен, что своего читателя вещь найдёт и даже порадует.
Аналой. Анна Шапран
Ну и куда это годится? Неведомо какая контора возникает неведомо как - надо думать, исключительно силой мечтаний героини о каком-нибудь таком романтическом месте работы. Ни внятного статуса, ни определённых функций контора не имеет - то ли детективное бюро, то ли ещё какая консорция, само собой, совершенно секретная. Она, вообще-то, названа автором "агентством журналистских расследований", но, уж поверьте, подобные организации работают манером совершенно инаковым. Контора имеет всемогущего и крайне злоехидного Шефа, которому, впрочем, героиня изощрённого сего злоехидства не спускает, беря сатисфакцию за его словесные экзерциции речами не менее каламбуристыми и дерзостными. Впрочем, точно такие беседы ведёт она с собственным родителем, профессором неведомо каких наук, страшно умным - по крайней мере, так сей персонаж в повести презентуется.
Тьфу, прошу прощения, я, кажется, заразился витиеватым штилем автора, от которого у меня сводило скулы с первой строки повести до последней. Постараюсь исправиться и выражаться более внятно, а не вот так, например:
- Как? Вы самостоятельно приобрели пищевой продукт? Чем ознаменовано столь грандиозное событие? Не появились ли пятна на солнечном диске, не пролетела ли комета Галлея над нашим неброским жилищем, а, может быть, возвратились времена стоиков и вы примкнули к стоической школе? Не следует ли ожидать в ближайшем будущем таких безрассудных поступков, как разогрев воды в электрочайнике, или, страшно подумать, приготовления гренок с использованием производственных мощностей настольного тостера? А что если вы включите электроплиту? Не понадобиться ли нам и в самом деле пожарная сигнализация?
Это отрывок из домашней беседы героини с отцом. И все герои общаются друг с другом в подобной манере. Но ведь в жизни так не бывает. Ещё раз: люди так не говорят! Так говорили персонажи плохих пьес позапрошлого века. Более того, в детективе такое просто неприемлемо. Конечно, там может иметь место некая стилизация, игра слов, стилистическое оригинальничание - но в строго выверенных пропорциях, дабы не затмевалась главная идея этого жанра: путь к раскрытию таинственного происшествия. А в данной повести, увы, затмевается.
Впрочем, проблески остроумия в тексте случаются, но вспыхивают они крайне редко и в общей массе натужных претензий на таковое способны вызвать разве что кривую улыбку. И ведь не скажешь, что автор не владеет пером. Владеет, хотя его частенько заносит и получаются монструозные словесные конструкции, вроде "нереальность непосредственного бытия столь значительных сумм". Ну, не должно быть таких фраз в детективе! Да и в любом литературном произведении, если уж на то пошло...
Дело осложняется совершенно не относящимися к сюжету "философскими" отступлениями то на тему, зачем вообще нужны эти никчёмные мужчины, то метафизического обоснования русского гомосексуализма, выведенного из общенационального комплекса неполноценности, и так далее. Вот, например, образчик модной ныне среди определённой части общества русофобии: "Русский человек он ведь всеобщен, он свою жизнь с миром отождествляет, а реакции мира на жизнь не наблюдается. Плевать он хотел, мир этот, и на индивида, и на всю Россию матушку с самой высоченной колокольни. Аж с самого Кельнского собора здоровенными плевками". И модного же стёба над православием: "У православных бандитов так уж принято, финку перед губ стопом (! - авт.) святой водой окропить, и у отца святого благословления испросить. На святую борьбу с лохами-супостатами". Вот это утверждение, кстати, тянет на клевету и оскорбление религиозных чувств. Потому как не бывает такого, ибо быть не может. Но это я к слову.
Всё это очень раздражает, так же, как и неопрятно торчащие из текста элементарные "ашипки": "папулено день рождение", "неистовал", "на пляжу", "губ стопом", "влазила"...
Возможно, я слишком резок, в чём прошу прощения у автора, который явно старался написать оригинальный детектив. Но когда я читаю детектив, я хочу читать именно детектив. А тут его, практически, нет. В Москве в один и тот же час скончались не своей смертью три могущественных человека: крупный военный, "авторитетный предприниматель" и ещё какой-то невнятный, прошу прощения, "хрен с бугра". То ли несчастные случаи, то ли самоубийства, то ли некое секретное оружие вероятного противника, "мстящего за Сирию". Последнее предположение особенно смачно...
Все спецслужбы страны в полном недоумении, потому дело на самом, насколько я понял, высшем уровне поручается этому самому "агентству журналистских расследований", то есть, бойкой героине, страдающей, по словам её умного папы, "словесным поносом". Диагноз весьма точный. Папа, кстати, тоже задействован в расследовании и тут же проявляет свой недюжинный интеллект, лишь глянув на фото всех мест происшествия и сразу разглядев на всех статуэтку кошки, которую, конечно же, прозевали недалёкие отечественные спецслужбисты. Ну вот такие они у нас олухи... А где кошка, там, конечно, Египет. Разумеется, героев - боевую дочку с умным папашей, тут же посылают под прикрытием (в виде престарелого мужа с молодой супругой) в этот самый Египет. А где Египет, там... правильно, дайвинг - тема, модная до тошноты.
Дальнейшие длиннейшие (тьфу, опять каламбурю, пардон) описания подготовки к поездке, инструктажа по дайвингу, мытарств на таможне, собственно занятий подводным плаванием и т. д. не имеют ни малейшего отношения к сюжету. Зато ясно дают понять: да, автор действительно побывал на отдыхе в Египте, пару раз погрузился с аквалангом в морские пучины, и счастлив поделиться с читателями своими переживаниями. Нет, я полностью признаю право писателей использовать в своём творчестве впечатлениями от путешествий в экзотические страны. Вот, например, Фрэнк Герберт, побывав в том же Египте, вдохновился на фантастическую эпопею "Дюна". А автор "Аналоя" вдохновился на "Аналой"...
Сюжет развивается, как в известной интермедии: "Через завсклад, через дирэктор магазын..." Героиня раскручивает на информацию сначала бармена, тот посылает её... в Иерусалим. И папуля с дочкой едут в Святой город, где выясняется, что очередной носитель информации погиб, но чета уже твёрдо встала на след... В общем, как в обычном непритязательном детективе, только собственно расследование происходит как-то скомкано и быстро-быстро, словно автора оно не очень интересует. Завершает всё банальнейший из банальных штампов: откуда ни возьмись, появляется главзлодей и всё объясняет. Причем объясняет долго, подробно и почти человеческим языком, приятно отличающимся от давешней словесной сумятицы. Так и видишь этого таинственного главгада, монотонно излагающее интригу двум открывшим от изумления рты расследователям...
В общем, тайная мистическая, существующая на протяжении веков организация... Ну, вы понимаете... Сразу же возникает заезженный до неприличия борзописцами нацистский институт "Аненербе", и становится скучно, потому что дальше будет Атлантида. Ага, вот она... Потом мешанина из древнесемитского язычества и кабалистики и - человеческие жертвоприношения, необходимые для сохранения мира сего. Вплетённые в эту оккультную чушь христианские мотивы усугубляют сумятицу. Тем более, что заботливо подчёркивается: Христос не Бог. Ну, кто бы сомневался...
В общем, все потерпевшие убиты правильно, преступление раскрыто, но его нет, ибо всё сотворено во благо мира. Папа с дочкой со спокойной совестью уезжают домой на доклад к Шефу. Потом ещё немного отвлечённых наукообразных рассуждений, и всё - детектив закончился. Спасибо.
А причём тут были кошки? А не причём - просто чтобы вывезти "детективов" в Египет. Который там тоже не причём