Аннотация: Рецензия Яны Титовой на сборник моих рассказов "Схватки в тупиках".
В сборнике "Схватки в тупиках" можно прочитать очень разные истории - реалистические, фантастические и мистические, приключенческие и философские, мрачные и дающие читателю надежду на лучшее... На первый взгляд кажется, что у них мало общего и что они были собраны вместе без какой-либо объединяющей их идеи, но стоит присмотреться к этим произведениям повнимательнее - и станет ясно, что на самом деле сходство между ними все-таки есть. И это не только прекрасный литературный стиль и идеально грамотный русский язык, которым они написаны. Есть у них еще одна общая черта. Несмотря на многочисленные различия, во всех рассказах речь идет о борьбе: с теми или иными врагами, с потусторонними силами, с болезнью, с самим собой... В каждом из них героям приходится что-то преодолевать, вступать в бой, который для некоторых из них оканчивается победой, а для некоторых поражением. В каждом из них персонажи в какой-то момент оказываются в тупике, откуда, как может показаться, нет выхода, но некоторые из них все же его находят.
Подборка открывается рассказом "Родное сердце", персонажи которого выхода из своего тупика не нашли. Правда, сами они думают по-другому. Главный герой, узнав, что умирающая от врожденного порока сердца девушка, в которую он влюблен - его сводная сестра по отцу, уверен, что идеальным выходом из сложившейся ситуации будет его самоубийство и пересадка ей его сердца. Девушка, хоть и не знает о его планах, тоже считает, что для спасения ей нужно, чтобы умер кто-то другой, и мечтает об этой чужой смерти. И читатель, погружаясь в повествование, ведущееся от лица главного героя, поначалу готов согласиться с этими идеями. Ведь действительно несправедливо, что юная девушка, только начинающая жить, должна умереть, не прожив полноценную жизнь и не узнав, что такое счастье? И действительно она более достойна всего этого, чем ее сводный брат-маргинал, которому нормальная жизнь все равно не светит?
Нет! - разбивает эту стройную, но бесчеловечную логику в финале автор. Нет - нельзя считать одну жизнь более ценной, чем другая. Нет - нельзя спасать человека, даже любимого, даже родного, такой ценой. Нет - то, что герои считали выходом из тупика, на самом деле не было выходом. Они только загнали себя еще глубже в тупик, перешли черту, за которой выхода уже точно нет.
Был ли у героев выход до того, как они зашли за черту? На этот вопрос Павел Виноградов не дает прямого ответа, но финал рассказа можно рассматривать, как намек на то, что он у них все-таки был. Если после того, как главный герой выбрал покончить с собой, у него внезапно, без всяких на то предпосылок, случился инфаркт, сделавший его сердце непригодным для пересадки, значит, возможно, другой его выбор тоже мог бы завершиться каким-то неожиданным событием, вмешательством высших сил, над которыми герои не властны. Если бы он решил жить, поддерживая героиню в ее тяжелой ситуации и учась любить ее, как сестру, и если бы героиня решила, что лучше прожить с больным сердцем, сколько получится, а не получить полноценную жизнь за счет чьей-то смерти - может быть, в этом случае для них все закончилось бы совсем иначе? Может быть, для героини нашлось бы донорское сердце, давно дожидавшееся подходящего реципиента, или ей удалось бы вылечиться без пересадки, и они с братом оба прожили бы долгую счастливую жизнь? Концовка "Родного сердца" косвенно указывает, что это было вполне возможно - если бы главные персонажи не проиграли свой бой в тупике.
Если в первом рассказе сборника на существование высших сил только намекается, то во втором автор, православный христианин, прямым текстом говорит о том, что они реальны, и даже показывает одну из них читателю. И если у персонажей "Родного сердца", скорее всего, до последнего момента сохранялся шанс избежать печальной участи, то главный герой "Прыжка на орбиту", заключивший сделку с дьяволом и совершивший множество преступлений, лишил себя этого шанса окончательно и бесповоротно. Он тоже приходит в тупик после многих лет борьбы за власть, и вернуться из этого тупика уже не может - хотя и пытается вырваться из него до последнего мгновения своей жизни.
Этот рассказ намного страшнее первого, в нем автор показывает читателю совершенно безнадежного негодяя, завораживающего своей безнадежностью. В "Прыжке" много отсылок к реальным людям и актуальным политическим событиям, но, несмотря на это, рассказ, без сомнения, будет вызывать такой же интерес и так же невероятно завораживать читателей и многие годы спустя, когда все эти события и личности станут строчками учебников истории. Потому что главная его тема - не политика, а те самые безнадежные тупики, куда жажда власти и борьба за нее может завести человека в любую эпоху.
Немало борьбы и в жизни главных героев следующих произведений сборника. Центральный персонаж рассказа "Беги, пацан, беги!" воюет с собственным прошлым, герой "Разговоров под сенью опухоли" - с болезнью и со смертью, от которой ему много раз удавалось уйти. Сыщик из нуарного рассказа "Мистер Рокфеллер, если не ошибаюсь?" преодолевает множество препятствий, чтобы узнать правду о пропавшем члене знаменитого семейства миллиардеров, его коллега из детектива "Собака Бакониных" прикладывает множество усилий, чтобы раскрыть преступление, девушка из мистической истории "Одиночество госпожи М." сопротивляется темным силам, почти не осознавая, с кем борется. И не всегда можно с уверенностью сказать, победил тот или иной герой в своих жестоких схватках или нет, сумел он выйти из тупика или, наоборот, загнал себя в тупик.
Рассказ "Волки да вороны" интересен не только сам по себе, но и как отсылка к другому произведению Виноградова, роману "Деяние XII", продолжением которого он является. Это единственный рассказ сборника, в котором история главного героя еще не завершена - его борьба продолжается, его главный тупик еще впереди, и сможет ли герой из него выбраться, неизвестно. Хотя скорее всего сможет - ведь он уже успешно преодолел много других тупиков.
Три рассказа "Схваток в тупиках" написаны Павлом Виноградовым в соавторстве с другим современным писателем - Татьяной Минасян. Они интересны не только сюжетом, который так же лихо закручен, как и в сольных произведениях Виноградова, но и тем, что, читая их, можно увидеть этого литератора с новой стороны - как автора, умеющего работать в тандеме, причем умеющего играть и первую, и вторую партии, быть и лидером, и ведомым. Рассказы "Крыса", "Схема доктора Но" и "Кондрат Оглашающий" - прекрасные примеры такой работы в паре, свидетельствующие о том, что в этом Павел Виноградов не менее талантлив, чем в индивидуальном творчестве.
При этом соавторские рассказы не выбиваются из остальной подборки в главном: их герои тоже участвуют в схватках, тоже попадают в страшные темные тупики, тоже ищут и порой находят из них выход.
Завершает сборник рассказ "Счастье белое", единственный в котором борьба как таковая не показана. Главный герой устал от борьбы за свой успех, он мечтал о тихой и мирной жизни без всяких конфликтов и битв - и его желание исполнилось, хотя сам он и не знает об этом, так как не помнит своего прошлого. Можно подумать, что этот персонаж потерпел полное фиаско, что он не просто оказался в тупике, а с удовольствием там поселился, что он точно никогда не выйдет оттуда, потому что даже не понимает, что ему надо искать выход. Но последняя фраза дает некоторую надежду, что и для этого героя еще не все потеряно. Подсознательно он все-таки чувствует, что в его жизни "что-то не так" - а значит, есть вероятность, что он вспомнит, кем был раньше, и будет пытаться вернуть свою прежнюю жизнь.
Потому что борьба - иногда с внешними противниками, иногда с самим собой - всегда была и остается значительной частью человеческой жизни. А ее отсутствие приводит человека в самый большой и безнадежный тупик, какой только можно себе представить. Но из любого тупика можно выйти - если человек сам этого захочет, если сам не загонит себя еще глубже вместо того, чтобы выбираться на свободу.
И рассказы Павла Виноградова, вошедшие в сборник "Схватки в тупиках", еще раз напоминают об этом читателю.