Аннотация: Судейский обзор финала конкурса "Укол ужаса - 7"
Судейский обзор финала конкурса "Укол ужаса - 7"
Мне кажется, идеальный хоррор должен писаться так, чтобы страшно, или, по крайней мере, не по себе, было самому автору. По крайней мере, так писал Лавкрафт и так пишет Кинг. В этом отношении конкурс "УУ" сложен вдвойне - сперва потенциальный участник должен испугаться предложенных в виде темы картинок. А это трудно. При этом организаторы конкурса стараются ещё усложнить задачу - к примеру, похоже, иногда меняют "сложный" и "простой" комплект местами. В этом, седьмом, конкурсе, большинство финалистов, писавших на "простую" тему, споткнулись о другое - обе картинки явно провоцировали написать то ли антиутопию, то ли постапокалипсис. А это жанры хоть и близкие, но к собственно хоррору не относящиеся. Что касается "сложного" варианта, то тут, тоже предсказуемо, многих соблазнил Стивен наш Кинг, виртуозно извлекающий из всяких детских "фишек" - каруселей и весёлых клоунов - этот самый укол. Ещё я отметил в финале много психоделики, отображений галлюцинаций героев. Это не плохо и не хорошо. Надо только уметь из этих "глюков" вытащить окровавленную булавку и уколоть ею читателя в самое сердце. А вот это удалось далеко не всем.
Засим приступаю.
1. Рэйн О. Раз пришла ко мне любовь
Главный недостаток этого рассказа - затянутость. Перемежающееся описание событий, разделённых четвертью века, создают некоторую монотонность в повествовании. В остальном текст мне понравился, несмотря на свою... как бы это сказать... предсказуемость. Знаете же: если в первом акте на сцене висит ружьё... А в данном случае, если в начале упоминается, что девочка пропала, значит её убил маньяк или ещё какой монстр. Но это искупается актуальностью темы (современное действие происходит в лагере для беженцев с Украины) и щемящим для поколения средних лет сопоставлением позднего застоя и наших дней. И, как выясняется, разница невелика - сумасшедший маньяк-сатанист как убивал в 89-м, будучи пионервожатым, так и продолжает это в 2014-м, будучи уже немалой социальной шишкой.
В рассказе нашлось место и любовной истории, развёрнутой довольно оригинально, и это есть хорошо. Однако некоторую оторопь вызывает поступок женщины, потерявшей во время войны дочь и отдающей своего единственного сына в новую семью бывшего мужа. Это как-то снижает симпатии и к героине, и к её сынку.
Текст написан хорошо, связь с картинками темы соблюдена. Присутствует даже некий мистический хэппи энд, что для хоррора, вообще-то, не очень характерно. Но чего-то не хватает. Может быть, того самого "укола ужаса" - слишком всё предсказуемо...
2. Штерн В. Конечная
Война, стимпанк и постапокалипсис. Не хоррор. В общем, издержки "простого" комплекта. Поиски любимой в аду уничтожаемого города. Не совсем понятен финал. То есть, ясно, что герой галлюцинировал (первый из примеров психоделии, о которой я упомянул в начале), но его галлюцинации недостаточно, на мой взгляд, отграничены от реальности. При этом, похоже, реальность тоже может оказаться галлюцинацией. Всё это оставляет у читателя некоторое недоумение и чувство неудовлетворенности прочитанным. Короткий рассказ должен быть чёток и ясен, даже в своём безумии. Укола нет, может быть, именно из-за этого недостатка чёткости. Впечатление среднее.
3. Ink V. Уу-7 Игра с неполной информацией
Этот рассказ написан хорошо, но очень непонятно. Странные герои, странный сюжет, непонятная мотивация. Тоже элементы психоделии, плюс оккультизм (впрочем, какой-то не слишком убедительный). Длинный текст не способствует ясности восприятия. Вообще, впечатление, что это отрывок большой повести или цикла рассказов. Но в таком случае на конкурсе ему делать нечего - автор не имеет права подсовывать судьям обрывок пусть даже гениального текста. Странная девушка антисоциального образа жизни странно погибает, что становится известно в первых строках произведения. Естественно, читатель хочет знать, как всё было. Но дальше - какое-то торжище невнятности и недоговорённостей. В конце ясно только одно: "Всё это ей почудилось". Я даже не понял, куда меня "укололи". Да и укололи ли?.. Во всяком случае, хотя бы название рассказа полностью соответствует содержанию...
4. Фоменко А. Уу7. Наташа
Очень страшное кино. Действительно, чем-то напоминает сюрреалистический фильм Олега Тепцова "Посвящённый". Не по содержанию, а по исполнению. Кто этот довольно редкий фильм 1989 года видел, понимает, что это не комплимент... Напоминает рассказ и знаменитый "киноужастик" "Звонок" - уже по содержанию. Старое чудовище в образе девушки до сих пор питается человеческими жизнями. Пользуясь для завлечения жертв редкой (я не случайно вспомнил "Посвящённого") кинолентой забытого, но гениального режиссёра 20-х годов, если я правильно понял хронологию. Несмотря на несколько мутную фабулу, рассказ впечатляет. По крайней мере, это один из немногих финалистов, от которого я почувствовал искомый "укол" - в конце, когда ГГ пошёл вразнос и принялся всех очень фактурно резать.
5. Мудрая Т.А. У У - 7. Ржавь
Татьяна Алексеевна, Татьяна Алексеевна... А я так надеялся получить удовольствие от чтения Вашего текста, как у меня это не раз бывало. Но - увы. Нет, я всё понимаю: "ржавь" - первые менструации, комплекс Электры, вожделение любимого папочки к своей дочке, и т.д., и т.п. Это всё тоже от Кинга, но тот, кажется мне, подаёт такие фрейдистские "примочки" гораздо изящнее. Ну, вот такое я ещё могу воспринять: "Примерно так начинало пахнуть от него, когда брал дочку на колени - надёжные, как железный остов качелей с последней дубовой поперечиной сиденья. И баюкал на них, пока не начинал выпирать какой-то скрытый болт". Хотя и это довольно пошловато. Но вот образы, рождающиеся в сознании пятиклассницы (!): "Капустные кочаны, морковка и огурцы обочь дороги торчали как головы и мужские члены, каждый куст поздней розы раскрывался, словно половые губы". А кстати, если она пятиклассница, то почему дальше ей семь лет?.. Но это неважно на фоне следующих откровений ГГ: "Будто когда лёжа в постели нарочно забываешь пописать и держишься. Пока не пойдёт вверх, стискивая, не распустится книзу, расправляя, сладкая судорога. Тогда приходится ждать дальше, пока не отпустит". Всё та же девочка. Воля Ваша, но это уж слишком...
По моему мнению,самый изящный фрейдистский образ в литературе - в "Приключениях Гекльберри Финна" Марка Твена: мальчик плывёт по реке на плоту с чёрным человеком, а за ним следует дом, в котором лежит мёртвый отец этого мальчика... Я сомневаюсь, что Клеменс был знаком с фрейдизмом, но он был гений и мог предвосхищать. А у Вас - торчащие болты и морковки...
И про "Питера Пэна". Я, кстати, тоже согрешил - как-то вставил аллюзии из этой очень непростой, но светлой книжки в один жестокий нуар. Но, мне кажется, одно дело аллюзии, а другое - напрямую вводить персонажи и цитаты. Мне это "питерпэновское" приключение Вашей героини напомнило порнографическое анимэ на "Белоснежку и семь гномов".
И вообще рассказ несёт нечто мультяшное, а значит, не очень страшное. Кто-то вспомнит хоть один пример анимэшного хоррора?.. Нет такого, ибо невозможно. Так что, когда в финале довольный папочка откусывает кусочек от лица дочки, с явным намерением пожрать её всю, это не страшно. И всё это плохо.
6. Алексеева-Минасян Т.С. Оттолкнуться от дна
Один из лучших рассказов финала, хотя автор тоже не избежал аллюзий на Кинга. Но я не писал, что это плохо - если они уместны и в меру. В данном случае так оно и есть. Это касается и психоделических моментов, имеющих место в тексте. А так - всё отлично. Страшный, давящий, почти тюремный быт "приличной" семьи, одинокая, как оторвавшийся от космического корабля космонавт, девушка. Проблеск надежды в виде мужчины. Но проблеск быстро гаснет, когда "космонавт" понимает, что так и остаётся болтаться в безвоздушном пространстве рядом с бездушным существом. Прекрасно нагнетается саспенс, кульминация которого - жестоко (не очень характерно для этого автора, но тем и ценно) описанная попытка суицида. Именно здесь я и почувствовал укол ужаса. Но после - пробуждение героини. Боль, ужас, разочарование, смерть - всё оказалось иллюзией. Это отдаёт буддизмом, но выход героини в мир, а не в убаюкивающую нирвану, дарит вполне христианскую надежду. И это лучше, чем банальный хэппи энд.
7. Моисеев В.В. Болезнесома
Описание внутреннего мира безумца - жанр старый и почтенный. Можно его использовать и для хоррора, но в данном случае получилось не очень. Ну ясно же сразу, что этот больной отморозок всех замочит. И начнёт с мамочки - привет от Блоха с Хичкоком! Потом убьёт девушку, доктора (другой вариант - полицейского) и ещё кого-нибудь. Самое интересное, что в реале он и должен был убить доктора, но не вызванного к маме, а пришедшего к нему психиатра. Тот просто обязан был прийти к больному, сидящему на аминазине, который пропустил несколько приёмов в психдиспансере. Только убить бы его ГГ не удалось - в таких случаях доктора приезжают обычно с психбригадой. Но это в реале, а автор волен писать, что хочет, даже если это не имеет ни малейшего отношения к жизни. Чем он, автор, и воспользовался.
За уши притянута сгущёнка. Кстати, и некоторые другие авторы финала, работавшие со "сложным" набором, мучились со всякими вязкими субстанциями, в которых утопали их герои. Но ведь правила конкурса не предусматривают полное следование изображённому на картинках, достаточно одной-двух привязок.
А вот кошку автор убил зря. Может, думал, от этого укол ужаса выйдет? Да нет, просто киску жалко...
8. Львова Л.А. Уу-7 Моль
Обыграна тоже вечная тема: охотник, превращающийся в дичь. ГГ - инфернальный вампироидный монстр в образе простого паренька - описан неплохо, не "деревянный" персонаж получился. Но сюжет откровенно примитивный и финал предсказуем. И совсем не страшно. Потому что искусственно (не путать с "искусно).
9. Ефимова М. Испытатель
Мой второй фаворит, хоть и великоват, на мой взгляд, текст. Укол ужаса получился достаточно болезненным, хотя в чём там дело, я начал подозревать где-то с середины текста. Но развязка оказалась интереснее, чем я ожидал. Ещё подкупило, что это единственный хоррор-детектив в финале, а это жанр непростой. Сцена с ампутацией головы при помощи карусели и проволоки отработана прекрасно. Столкновение образов совершенно нормального и уравновешенного детектива с изощрённо безумным маньяком-эмпатом тоже впечатляет. Балл снизил лишь за затянутость. Ну и за "феназепам с виски". По секрету скажу: такой коктейль приведёт лишь к долгому сну, после которого человеку будет очень плохо. Может и вырвать - если было много феназепама или виски. А так, насколько я знаю, никто даже от очень большого количества феназепама, и даже с виски, не умирал. Хотя, может быть, автор просто не хотел раскрывать технику отравления седативами? Тогда я тоже не стану.
10. Маликов А.Н. Я всё расскажу тебе утром
Красную Шапочку литературно изнасиловала чуть ли ни половина авторов, пишущих в жанре, который они называют "постмодернизм". Видимо, что-то в этой истории про одинокую девочку в красном колпачке, идущую через тёмный лес в гости к бабушке и встречающую льстивого, так похожего на ласкового педофила, волка, будит нетрадиционную фантазию. На моей памяти над этой сказкой изгалялся ещё знаменитый советский пародист, ныне, увы, покойный Александр Иванов. Но, думаю, до него были и другие. И вот опять Красная Шапочка, вернее, её реинкарнация Аня идёт... не через тёмный лес, а через не менее опасный тёмный город. А за ней крадётся ласковый и умный учитель, про которого сразу ясно, что он полон тьмы. И в кармане у него страшный молоток.
Учитель Баранов (остроумно, не так ли?) - предсказуемо оказывается серийным педофилом-убийцей. Но всё не так просто. И бабушка у Ани не промах, и у Красной Шапочки имелся заступник - в виде любимого мальчика, которому "Анька уже многое позволяет", превращающийся временами в опасного пса. Очень эротично... Да ещё приглядывает за Аней её умерший (или я чего-то не понял?) папа - следователь по особо важным делам, на минуточку. В общем, та ещё семейка, зловещему маньяку можно только посочувствовать. Да ещё имеет место странная "пурпурная" линия метро, которой нет ни на каких схемах. Короче, у "злыдня писюхатого", как говорят наши украинские братья, - учителя баранов... простите, Баранова, шансов нет. И не будет. Как, впрочем, и в исходной сказке.
Написано приятно, читать довольно интересно, но не страшно.
11. Финн Т. Уу7: Маски
И снова антиутопия по "простым" картинкам. Мама и дочка в жутком мире механизмов и неизлечимых болезней. Папу увозят в утиль, маму - в больницу, а дочка становится полумеханическим монстром и в финале выселяет маму из их бывшего уютного домика. Такого прочитано столько, что уже не вызывает никаких эмоций. Тем более, укола.
12 Бондарева О.И. Уу-7: Солнечная, 5
Опять антиутопия и галлюцинирующий герой. На сей раз галлюцинации точно передсмертные. Вновь вагон со скелетами и жуткий постапокалиптический мир. И дочка. Дочки - тренд сезона, похоже... С литературной точки зрения написано хорошо, несколько сумбурно, хотя, в общем, всё понятно. Но по-настоящему понравился лишь эпизод, когда ГГ проникает в увозящий в лучшие края поезд - эдакий кусочек плутовского романа. В целом же довольно уныло.
Спасибо всем финалистам! Простите, если кого обидел - ничего личного, только литература.