ИА FederalCity продолжает исследовать феномен выставки художественно оформленных трупов Body Worlds ("Тайны тела"), открывающейся сегодня в Москве. О внутреннем мире творцов подобного "искусства" рассуждает в беседе с нашим корреспондентом писатель Павел Ганипровский.
- Позволю себе привести обширную цитату - полагаю, она в тему, - начинает он.
- Конечно!
- Вот она: "Попробуйте постичь красоту не только жизни, но и смерти. Тогда мир и гармония будут вами достигнуты. Взрыв ядерной бомбы над Хиросимой был так похож на прекрасный цветок. Язвы чумы и проказа так украшают кожу... В плаче матерей и жен, оплакивающих убитых сыновей и мужей, столько силы, чистоты и искренности. Кровь полей боя так похожа на алые тюльпаны"...
- Это из записок какого-то сумасшедшего?
- В общем, да. Это интернетовский манифест некого убежденного некрофила.
- Он как-то относится к обсуждаемой нами выставке?
- Напрямую. Он может послужить своеобразным тестом: попробуйте действительно представить то, что он с таким вкусом описывает... Ну как, достигли "мира и гармонии"?
- Нет!
- Поздравляю, вы нормальный человек!
- А если бы достиг?
- Тогда у вас проявилось бы вас негативное мироощущение.
- Что это такое?
- Оно лежит глубже интеллекта, там, где душа. На самом деле, любовь к смерти и распаду - признак отрицания жизни, материального мира, творения, тяга к его упрощению вплоть до полной аннигиляции. А когда такие люди объединяются, возникает то, что русский ученый-этнолог Лев Гумилев называл антисистемой.
- Все-таки не очень понятно, причем здесь эта жуткая выставка...
- Несомненно, негативному мироощущению подвержен и доктор Гунтер фон Хагенс (на самом деле его зовут Гунтер Герхард Либхен, он взял аристократическую фамилию жены). Не могу себе представить иную причину, по которой известный анатом фабрикует из умерших людей занимательных кадавров и пополняет ими выставку, с которой он уже много лет ездит по миру.
- А разве дело не просто в желании ухватить кусок славы и заработать денег?
- Наверняка его жуткий передвижной балаган имеет серьезное паблисити, приносит ему солидный доход и дает средства для жизни. И, конечно же, вокруг этих художественно оформленных трупов кормится еще множество людей, среди которых, надо полагать, и чиновники принимающих выставку стран. Но я никогда не поверю, что он делает это лишь ради хлеба насущного. Ему это не может не нравится.
- Вообще-то, цинизм перед лицом чужой смерти - частая профдеформация патологоанатомов и судебных экспертов...
- Смею предположить, что в "художественной" деятельности доктора фон Хагенса цинизма нет, или очень мало. Он искренен в своем эстетическом восхищении трупами. Он просто не в состоянии понять, насколько все это страшно.
- Трудно себе представить его внутренний мир...
- Можно попытаться. Очевидно, этот ныне пожилой человек, бывший некогда болезненным мальчиком, а потом юным диссидентом, тщательно выбирал дело себе по душе и всю жизнь занимается им в мире с собой и вселенной. Он даже одевается как анатом Возрождения - эпохи, вообще-то, довольно мрачной.
- Вы полагаете, дело тут во влечении к мертвым телам?
- Вообще-то, некрофилия - девиация вовсе не редкая. Просто нормальные люди обычно стараются ее не замечать - естественный защитный психологический механизм. И речь не всегда о сексуальном влечении к мертвой плоти (хотя и это явление не исключительное). Речь о тяге к смерти как таковой, преклонении перед ней, восхищении ею. Думаю, в данном случае дело обстоит именно так. Японский писатель Кимитакэ Хираока, в детстве тоже бывший болезненным и склонным к девиациям, взял себе литературный псевдоним Юкио Мисима, что можно перевести как "Зачарованный смертью дьявол". Он оправдал это прозвище, совершив публичное врезание живота - сэппуку. Но такое же прозвище по праву могут носить многие другие люди, отнюдь не глупые и не бездарные.
- Например?
- Ну вот несколько лет назад российское информационное пространство потрясла история из Нижнего Новгорода, где в квартире 45-летнего Анатолия Москвина нашли почти три десятка мумифицированных трупов молодых девушек. Он выкапывал их на кладбищах и создал целую экспозицию. Одевал мумии в нарядные платья, внутрь их вкладывал плюшевые сердца и другие вещи. Жуткая деталь: когда следователи попытались перенести одну из них, из нее раздалась детская песенка "Мишка очень любит мед". Оказалось, внутри тела была музыкальная шкатулка...
- Ну это, по-моему, чистое сумасшествие...
- Да, суд счел Москвина невменяемым и сейчас он пребывает в психиатрической клинике. Однако думаю, что дело тут не только в безумии. И если оно есть, то, скорее, добровольное, вроде того, которому себя подвергают люди, принимающие мескалин или "трендовый" сейчас адренохром. Только разбираемые нами типы обходятся без веществ - все необходимое содержится в их душах...
- Поясните.
- Я полагаю, что ученый-некрополист, автор многих научных работы, публицист, издатель газеты, переводчик-полиглот Москвин совершенно сознательно творил зло - чистое, беспримесное. Механизм такого падения точно сформулировал митрополит Тихон (Шевкунов), говоря о Николае Аверине, совершившем в 1993 году ритуальное убийство трех оптинских монахов: "Аверин просто попал в самую банальную и, в общем-то, пошлую духовную ситуацию, когда он стал верить каждой своей мысли. А поскольку мысли были гордые и страстные, то он вначале возомнил себя могущественным и высоким, а потом стала приходить и некая мистическая помощь". Она всегда приходит таким людям: в виде "голоса бога" у Аверина, или посвящения в секте люцифериан у Москвина.
- Думаете, нечто подобное можно найти и в жизни доктора фон Хагенса?
- Подозреваю это. В любом случае, с точки зрения христианства то, что он делает - глумление над телами умерших и прямая бесовщина. А ссылки защитников выставки на неких "богословов", ее одобривших, не существенны. Такие, значит, богословы - иные из них сейчас в Европе и однополые браки благословляют, и собачек отпевают...
- Но почему выставка пользуется такой популярностью?
- Людям вообще свойственен болезненный интерес к смерти, и это не всегда признак негативного мироощущения. Вообще-то, если бы Хагенс просто создавал подобные скульптуры из какого-нибудь материала, они - такие экспрессивные и оригинальные - наверное, могли бы считаться интересными предметами искусства. Но ведь они не из камня или гипса, а из некогда живых людей! Да, Хагенс - искусный анатом. А Москвин, наверное, замечательный ученый. А повесть французской писательницы Габриэль Витткоп "Некрофил", с нескрываемым сладострастием описывающая утехи похитителя трупов, написана на высоком художественном уровне. А Юкио Мисима вообще гений японский литературы. Но все это не отменяет того, что эти извращенные люди творили и творят зло.