Аннотация: Очередная рецка на мой роман "Четвёртый кодекс", недавно опубликованный на бумаге. Теперь от Est.
Очень понравилась книга. Меня подкупила бережность и научная достоверность описания образа жизни и трансформации шаманов. Без снисходительного упрощения и пренебрежения. Это действительно круто. По специальной литературе я в своё время изучала теорию вопроса и могу оценить по крайней мере уровень исследований. И будучи полным профаном вопросах Марса и религий "Атлантиды" восхищаюсь тем насколько детально проработаны такие разные цивилизации и существа им принадлежащие.
Хотя первые главы боролась с раздражением на одержимость главного героя историей и письменностью майя. Неосознанно, по фамилии главного героя, ожидая погружения в более глубокие слои истории. Но "ружьё", висящее на стене так выразительно, не выстрелило. Что ж, ну хотя бы пригодилось в качестве лингвистической шутки. С другой стороны, майя очень выпукло материальный и идеологический оппонент христианству. Впрочем, как и все цивилизации Мезоамерики. Яркие, в меру чужие, и в то же время понятные и откровенные враги. Это делает историю действительно интересной и многогранной.
Но в итоге мне стало печально. И дело не в отсутствии динамики сюжета. С этим всё в порядке, как и с развитием характеров, выводами и логикой. Всего в меру, так что бы ни заскучать и получить ответы на большинство действительно важных вопросов. Меня, честно говоря, раздражают авторы которые считают, что с постановкой вопроса их роль исчерпывается, и очень приятно видеть что Павел не из их числа.
Печаль касалась скорее акцентов и мировоззрения, легшего в основу книги. Я понимаю, что отчасти тут дело именно в формате "попаданцев", когда от главного героя ждут реальных "свернутых гор" иначе теряется яркость и падает внимания читателей. Но за фокусом на бойкой деятельностью личностей и символизмом Креста совсем пропала роль Церкви, как тела и невесты Христовой. В изменившейся исторической реальности Атлантиды в европейских рыцарях и наследниках Римской Империи как будто угас огонь питавший религиозные войны. Как будто кровь буйных европейских воинов стала водой ещё до того, как они назвали себя повелителями мира к концу 20-го века.
Помимо этого возникает ощущение, что перепутаны причины и следствия. Да, первенство европейцев на протяжении последних тысячелетий было основано на технологическом преимуществе. Но это преимущество было достигнуто за счет другого взгляда на место человека в иерархии всего сущего. То, что человек смог вместить Необъятное и Непостижимое это буквально перевернуло всё в головах людей и сделало возможным изучение естественных наук и мира как чего-то послушного человеческой воле. А по книге получается, что пара досрочных открытий, доступ к ресурсам и сила личного примера может сделать почти то же самое. И никакого опыта причастия Богу не понадобится атлантийцам, чтобы соперничать с Европой по уровню научных исследований и разработок. И это уже "ой". Потому что произносить вслух, что Кромлех (будучи человеком) мог так же воздействовать на майя как и Христос своим явлением.... Это всё-таки "большой ой" (три раза).
Смирение нужно человеку, чтобы осознать глубину глупости спора с Богом и вред/бессмысленность этого процесса. Это даже не новая концепция для христианства, учитывая творчество Гомера и прочих творцов древних героических эпосов. Но всерьез обсуждать соперничество Героя (или бога, с которым явно ассоциируются Прохожие) с Творцом всего сущего за власть над историческими процессами? Говорить о том, что отсутствие веры одного героя (и его вероятный отказ от креста) может погубить всех верных и святых этого мира? Серьезно? И я опять понимаю, что предложение "снять крест" поступает от сил.... хм... не самых влиятельных и честных. И что дело в свободе воли. И что "спасешься сам" - "спасутся тысячи вокруг тебя". И про необходимость научиться доверять Богу.... Причин именно такого акцента может быть множество, но он меня реально расстраивает, вываливаясь из целостной картины мира описанного в книге.
Достовернее выглядит вера "эгроси" в Безымянного и факт того, что отказ от Истины и Жизни по большому счету ведёт к смерти для цивилизации в целом. С этим просто невозможно спорить, учитывая количество погибших великих цивилизаций и городов на нашей земле. Хотя и странновато ощущается "катакомбность" этих верующих, которые поддерживая традицию своих священных текстов, но при этом жизнь не приводят в соответствие с верой. Хотя жертвоприношение девушки, испытавшей "истинную (не плотскую) любовь" к Благому на этом фоне выглядит отсылкой на причины подобного "двоемыслия".
И всё равно, мне кажется, что личный выбор веры человеком все-таки личный выбор. Любой даже самый выдающийся человек тесно связан социальными связями с остальными людьми общества, в котором он живёт. Даже/особенно если он реально пришелец. Выражение "короля играет свита" как раз об ограниченности количества силы в отдельном индивидууме. Но из-за попытки сделать выразительнее важность выбора Христа вопреки всему (даже слабой осознанности) утрировано упрощены социальные процессы и стратегия выживания христианской общины и Церкви в самом широком смысле. И это печалит, хотя по идее должно давать надежду, намекая на то, что оказавшись в нужное время в нужном месте можно всех спасти ничего не делая (хех)... Хотя христиане двигали вперед прогресс именно тем, что возделывали "свой сад" (во всех смыслах от духовной до кровавой работы священных войн). В этом мало смирения перед миром и много заносчивости "старшего сына и наследника". Но именно это горение Правдой делает нас теми кто мы есть, а попытки отречься и продать первородство "за чечевичную похлёбку" - разрушают.
А ещё обидно за Францию. Готические соборы средневековья, на мой взгляд, это явное продолжение мегалитической традиции и форма молитвы в камне, дающая силы верным для выживания в буре изменений, вызванных главным героем. Но, как я уж говорила в самом начале, автор этот аспект нашего общего дохристианского прошлого не рассматривает. Так что это другая история.