Виноградов Павел : другие произведения.

Сезон, которого не было

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Наша с Татьяной Алексеевой-Минасян теория по поводу иллюзорности 8-го сезона сериала "Доктор Кто". Читать имеет смысл только тем, кто сериал знает и помнит.

  Мандарин [Стивен Моффат]
  
  В фэндоме сериала "Доктор Кто" уже многие годы существует теория сезона 6б, которая гласит, что между 6-м и 7-м сезонами олд-скула у Доктора и одного из его спутников, Джейми МакКриммона, было много приключений, которые остались за кадром. На существование этого сезона указывают различные нестыковки, а иногда и прямые намеки в более поздних сериях. Всё это можно объяснить, только если признать, что Второй Доктор и Джейми действительно путешествовали после событий серии "Военные игры" и до регенерации Второго в Третьего.
  А мы предлагаем противоположную по смыслу теорию о том, что одного из сезонов нью-скула... никогда не было. Хотя все мы его видели. Точнее, что весь этот сезон Доктор и одна из его спутниц находились в несуществующей, искусственно созданной реальности.
  
  Слишком много нестыковок
  
  Нет, мы не утверждаем этого со стопроцентной уверенностью, однако, как и в случае с теорией сезона 6б, такое предположение объясняет многочисленные нестыковки, имеющие место во многих нью-скульных сериях. Неужели шоу-раннер сериала и талантливейший сценарист Стивен Моффат мог допустить такое количество ляпов, и никто из съемочной группы этого не заметил и не указал ему на них? И если даже он такой невнимательный, то почему настолько не накосячил в других сезонах?.. Но что если он не косячил?.. Что если все ляпы в сезоне были сделаны намеренно? Что если любящий издеваться над зрителями Моффат решил поиздеваться над ними особенно сильно: снять сезон, все серии которого объединяет некая тайна, которую он так и не раскрывает, но о которой можно догадаться, если собрать воедино все оставленные им в сериях намеки и подсказки?..
  Это гораздо больше похоже на хитрого и коварного Моффата, чем то, что он целый год халтурил при написании сценариев и во время съемок!
  Начнём с того, что 8-й сезон нью-скула многие зрители считают неудачным, и даже те, кому он нравится, признают, что в нем главные герои - Доктор и Клара Освальд - часто бывают "не в характере". Широко распространённое в фэндоме ДК "кларахейтерство" проистекает именно из 8-го сезона, где поведение спутницы Доктора не просто раздражает, но возмущает. При этом Клара 8-го сезона очень сильно отличается от Клары сезона 7-го - словно её кто-то подменил. Можно, конечно, сказать, что это объясняется разным её отношением к Одиннадцатому и Двенадцатому Доктору. Но ведь в следующем, 9-м сезоне, поведение Клары явно входит в норму - она вновь та самая "невозможная девчонка", которая куда-то девалась в предыдущем... Другим в 8-м сезоне становится и Доктор - порой нерешительным и слабым, порой чересчур грубым и жестоким, не к месту рефлексирующим и очень часто ошеломляюще нелогичным.
  Кроме того, в 8-м сезоне происходит больше всего странных событий, противоречащих тому, что было сказано в предыдущих сериях, и никак не объясненных. Безусловно, подобное случалось и раньше, но именно в этом сезоне количество странностей и нестыковок зашкаливает за все мыслимые пределы.
  
  Странности серий
  
  1. Серия "Глубокий вдох" заканчивается тем, что Доктор и Клара, оказавшись в Глазго и помирившись после возникших между ними недоразумений, отправляются вместе пить кофе. А следующая серия, "Внутрь далека", начинается с того, что Доктор в одиночестве, с двумя стаканчиками кофе в руках, спасает девушку-солдата и оказывается на ее военной базе, где его сначала хотят убить, а потом требуют, чтобы он, уменьшившись, проник в тело сумасшедшего далека. После чего Доктор летит на ТАРДИС за своей спутницей, которая находится у себя в школе и устраивает ему разнос, за то, что "она послала его за кофе, а он бросил ее в Глазго и исчез".
  Но ведь Освальд не посылала его за кофе - они пошли вместе. Неужели так долго искали в большом городе какое-нибудь кафе, что девушка устала и решила отдохнуть, пока Доктор слетает за кофе на ТАРДИС?.. Это выглядит, как минимум, натяжкой. Проще было бы лететь куда-нибудь вдвоем, особенно если учесть, что, улетев на своей машине времени "на минутку", Доктор действительно может пропасть надолго, и Клара отлично это знает. Она сама дважды летала на ТАРДИС с Трензалора на Землю в одно и то же Рождество, а обратно к Доктору каждый раз возвращалась спустя несколько веков. И неужели она добиралась из Глазго в Лондон на поезде?..
  Дальше странности продолжаются. Приведя мисс Освальд в ТАРДИС, тайм-лорд, вместо того, чтобы рассказать ей, что происходит, внезапно начинает предаваться рефлексии и требовать, чтобы она сказала, хороший ли он человек. Раньше его такие вопросы никогда не волновали, и уж точно он не стал бы задаваться ими, находясь в опасной ситуации.
  А в финале серии Доктора "плющит" еще больше - когда спасенная им в начале девушка просит его взять ее с собой, он грубо прогоняет ее: "Ни за что - ты военная!", причем на лице у него при этом написано неподдельное отвращение. Такое поведение выглядит совсем уже нереальным для тайм-лорда и наводит на мысли о том, что его подменили. В олд-скуле его лучшим другом был не просто военный, а целый руководитель ЮНИТ, бригадир (высшее звание старшего офицера) Летбридж-Стюарт, а кроме того, он дружил с несколькими его подчиненными. Одна из его спутниц была воином из дикого племени, и они дружили настолько близко, что понимали друг друга без слов. Да Доктор и сам официально входит в номенклатуру ЮНИТ, хоть и в качестве научного консультанта, но в документах этой военной организации наверняка имеет какой-то чин, и немалый. Кроме того, в качестве президента Галлифрея, он является верховным главнокомандующим, а в серии "С дьявольским упорством" 9-го сезона галлифрейские солдаты с гордостью вспоминают, что сражались под его началом.
  Он мог подшучивать над военными и называть их солдафонами, мог ругать их за то, что те слишком торопятся действовать вместо того, чтобы попытаться мирно разрешить ситуацию. Но в его словах никогда не было презрения к людям только за то, что они носят военную форму. А тут - девушка, которую он сам же спас... В ответ на просьбу взять ее в ТАРДИС - куда он сам обычно приглашал тех, с кем его свела судьба во время очередного приключения... С такой ненавистью, словно его попросил об этом далек - причем не тот, внутри которого он только что побывал, а "нормальный".
  И никакого объяснения этот докторский "бзик" в дальнейшем не получает.
  2. Следующая серия, "Робот из Шервуда" - это одна большая странность. Клара просит Доктора отвезти её в Англию эпохи Робина Гуда, так как она хочет увидеть его собственными глазами. Доктор, прекрасно знающий историю и бывавший в той эпохе, говорит ей, что это всего лишь красивая легенда и никакого Робин Гуда в Шервудском лесу не было. Но когда они все-таки прилетают туда, то встречают Робина и всю его компанию, причем выглядят и ведут себя лесные разбойники именно так, как в легендах и балладах. Даже время от времени изъясняются стихами.
  3. Серия "Слушай" вызывает ещё больше удивления. Внезапно выясняется, что у Доктора с детства бывают ночные кошмары о чем-то страшном, спрятавшимся под кроватью - хотя никогда раньше он об этом не говорил. Когда Доктор с Кларой оказываются в прошлом и встречают маленького Дэнни Пинка, в его комнате кто-то сидит под одеялом - и кто это был, так и остается неизвестным. Позже Доктор с Кларой отправляются в будущее и встречают там первого путешественника во времени, похожего на взрослого Дэнни, который вроде как является их с Кларой дальним потомком. Однако в конце сезона Пинк и Освальд погибают, не успев обзавестись детьми, и о других детях Дэнни нам тоже ничего не известно. Кроме того, из серии "Прячься!" мы знаем, что первым путешественником во времени была девушка по имени Хила. И если наличие в будущем родственника Дэнни можно объяснить тем, что это потомок кого-нибудь из его родни, например, брата или сестры, либо потомок его ребенка от другой женщины, родившегося до его встречи с Кларой, то ситуацию с Хилой так просто уже не объяснить.
  Наконец, в конце этой серии Клара Освальд умудряется попасть ни много ни мало... на Галлифрей в то время, когда Доктор был ребенком. Это уже не просто мелкая неточность, а Ляп с большой буквы! Со времен серии "День Доктора" нам твердили, что Галлифрей "законсервирован" в пространстве и времени, так что никто не может попасть на эту планету ни в её прошлое, ни в её будущее. И вдруг Клара преспокойно делает это! Она, конечно, невозможная девушка, но не до такой же степени... И если уж так легко попасть на планету тайм-лордов, следуя подсказкам в подсознании Доктора, почему он сам этого не сделал, когда искал Галлифрей во времени в и пространстве?..
  При этом Освальд еще и оставляет маленькому Доктору игрушечного солдатика, которого отдал ей маленький Дэнни. Но ведь когда взрослый Доктор видит эту игрушку у Дэнни, он её не узнает. Хотя должен был, по идее, её запомнить - ведь она появилась у него после того, как он впервые испугался среди ночи и у него начались кошмары. А принимая во внимание гениальность Доктора и то, с какой скоростью он соображает, он бы сразу догадался, каким образом солдатик попал к нему.
  4. В серии "Смотритель" поражает заторможенность и Доктора, и Клары. До первого никак не доходит, что парень Клары - это Пинк, и он наивно полагает, что это - учитель с бабочкой, который напоминает ему самого себя. А вторая уверена, что Доктор в курсе её отношений с Дэнни и одобряет их, хотя Доктор на её глазах безжалостно третирует Пинка. Так оба тупят почти до конца серии. Как-то не очень характерно для обоих...
  Кроме того, в этой серии получает развитие необъяснимая ненависть Доктора к военным, которой он жестоко изводит беднягу Пинка. А тот, вместо того, чтобы отстаивать свою солдатскую правоту, практически сходится с Доктором, самооправдывась лишь тем, что во всем виноваты посылающие людей в бой офицеры. Хотя раньше вполне убедительно защищал солдат и перед бестактными учениками, и перед Кларой. Более того, он обзывает офицером Доктора, а тот гневно отвергает это "обвинение". Хотя, как уже сказано, он и есть офицер - и формально, и фактически.
  Грубость Доктора по отношению к Кларе тоже переходит тут все границы: то он комментирует ее внешность, то хвалит за то, что она в кои то веки вымыла голову. Хотя началось это хамство по отношению к девушке у него раньше: ещё в серии "Внутрь далека" Доктор глумливо призывает её "держаться" перед лицом старости. И Клара это хамство проглатывает, а не отвечает пощёчиной - как всякая нормальная женщина. Хотя раньше у неё это не задерживалось.
  4. Серия "Убить Луну", самая нелюбимая большинством хувиан - тоже целая коллекция странностей. Доктор ни с того, ни с сего устраивает Кларе и нескольким оказавшимся на Луне космонавтам "экзамен", предлагая им решить судьбу всего человечества, а сам ждет результатов в стороне. Неужели он был готов спокойно смотреть, как осколки лунной скорлупы упадут на Землю - на планету, которую он столько раз спасал?..
  Освальд, в свою очередь, выбирает оставить в живых вылупляющегося из Луны гигантского птенца, называя его ребенком. Неужели она, учительница, любящая детей и всегда защищавшая их, не подумала о людях на Земле, среди которых множество детей?
  Да и то, что все жители Земли, участвующие в голосовании, выбирают убить птенца и на всех континентах гаснет свет, тоже не очень логично. По теории вероятности, обязательно нашлись бы те, кто не выключил свет - веганы, для которых животные важнее людей, мизантропы, которым хочется, чтобы человечество вымерло, те, кто вообще не знал об опросе и т.п.
  Кроме того, в этой серии слишком уж серьезно нарушаются физические законы - а сериал всё-таки научно-фантастический. На Луне, внутри которой развивается гигантский птенец, устанавливается такая же сила тяжести, как на Земле, а это значит, что Луна стала в шесть раз тяжелее, не увеличившись при этом в размерах. Но когда в яйце развивается птенец, его масса и плотность не меняется в таких больших пределах. Она остается почти такой же, как была, и лишь немного колеблется за счет поступающего внутрь яйца и выходящего наружу воздуха. Да и откуда могла взяться лишняя масса в безвоздушном пространстве?
  5. Начиная со следующей серии, "Мумия в Восточном экспрессе", Клара обманывает Дэнни Пинка, который не одобряет её дружбу с Доктором, говоря ему, что больше не летает на ТАРДИС. При этом она явно боится, что Дэнни узнает об этом, а когда тот ловит её на вранье, всё равно пытается юлить и убеждать его, что уж теперь она точно порвёт с Доктором. Это уже вызывает возмущение у зрителей, знакомых с психологией: мисс Освальд - совершенно не тот тип людей, который позволит что-то себе запрещать. Та Клара, которую мы знали до 8-го сезона, после первой же попытки Пинка запретить ей дружить с Доктором, заявила бы, что это не его дело, а если бы он продолжил настаивать на своём, прекратила бы с ним общаться. Она же ведет себя, как забитая, не имеющая никакого самоуважения и цепляющаяся за первого попавшегося мужчину девушка. Хотя Клара выросла в совершенно благополучной семье, её родители любили друг друга и её, у неё перед глазами был пример практически идеальных отношений. И до 8-го сезона она ведёт себя, именно как девушка, выросшая в таких прекрасных условиях - уверенная в себе, смелая, любопытная. И уж никак не забитая.
  Эта серия вообще загадочна. Так и не объяснено, что это за таинственный Гас, который подстроил жестокий эксперимент. И непонятно, каким образом Доктор спас людей, когда Гас взорвал космический поезд. Тайм-лорд со спутницей разом оказываются на некой планете и Доктор походя говорит Кларе, что спас всех, а она сразу верит ему и больше не поднимает этот вопрос. Хотя, строго говоря, непонятно даже, как спаслись и Доктор с Кларой. Это смахивает на выход сонного сознания из ночного кошмара... При этом иконка Гаса странно напоминает то ли "глаз" киберменов, то ли их же логотип из параллельной Земли.
  Кстати, как мы помним, ещё Одиннадцатый Доктор получил на свадьбе Эми Понд звонок, что "египетская богиня бесчинствует в Восточном экспрессе". А Двенадцатый уже в этом экспрессе говорит, что ему позвонили и пригласили туда.
  6. В серии "В лесу ночном" Клара и Дэнни ведут себя ещё более нелогично, чем прежде: оба решают красиво умереть вместе со своими учениками, за которых вообще-то несут ответственность, и всеми остальными людьми на Земле. Вместо того, чтобы вместе с Доктором затолкать в ТАРДИС детей, а потом полететь в ближайшее прошлое за их родителями и другими семьями, которые потом могли бы возродить человеческую расу.
  Не менее нелогичен и Доктор, внезапно соглашающийся с таким решением и улетающий вместо того, чтобы рявкнуть на всю эту компанию и загнать их в ТАРДИС.
  7. Наконец, в последней дилогии сезона "Темные воды" - "Смерть на небесах" нелогичности в поведении Клары Освальд и Дэнни Пинка превышают все мыслимые и немыслимые пределы. Только что Клара шантажировала Доктора, чтобы спасти Дэнни, только что она была готова на всё, чтобы сохранить ему жизнь - и внезапно она соглашается лишить его эмоций, то есть фактически уничтожить его личность. Только что Пинк ныл и вёл себя как последний слабак, заставляя любимую женщину убить его - и вдруг он берет себя в руки, начинает командовать остальными киберменами и разгоняет их, а в самом конце ещё и жертвует собой, чтобы спасти свою случайную жертву.
  В этой же дилогии вызывает сомнения и главное фантастическое допущение. Каким образом Мисси удалось создать на Земле аналог Матрицы? Матрица на Галлифрее была построена в незапамятные времена, когда тайм-лорды были гораздо более могущественными. Неужели один-единственный повелитель времени, пусть даже и отличник, смог повторить это, не имея ни помощников, ни подручных средств, когда Галлифрей со всеми своими технологиями исчез из вселенной? Это кажется слишком невероятным даже для ДК. Правда, с олд-скула известно, что Мастер имел возможность входить в галлифрейскую Матрицу. Но, во-первых, лишь входить, а не создавать её. А во-вторых, после последнего его приключения с Матрицей ("Суд над повелителем времени") тайм-лорды наверняка постарались оградить Матрицу от него.
  Ну и последнее - Дэнни Пинк выпускает из Матрицы подростка, случайно убитого им в Афганистане, отдав ему перемещающий браслет Мисси, и просит Клару помочь этому подростку вернуться к родным. Но каким образом она смогла это сделать? Появление мальчика, которого все считали мертвым, ничуть не повзрослевшего за много лет, должно было вызвать сенсацию - но ничего подобного нам не показывают. Жертва Пинка исчезает из сериала, словно её и не было. И эта нелепость явно "рифмуется" с эпизодом, когда в серии "В лесу ночном" буквально ниоткуда возникает давно пропавшая девочка - "чудо", тоже никак не объяснённое и не имеющее развития.
  
  Подсказки 9-го сезона
  
  Нестыковки продолжаются и после завершения 8-го сезона. В 9-м Клара практически не вспоминает о своём возлюбленном Дэнни. Больше того, мы ни разу не видим у неё на руке перемещающий браслет - хотя в конце 8-го сезона она явно решила носить его в память о Пинке.
  И вспомним её диалог с вернувшейся Мисси в серии "Фамилиар ведьмы".
  Мисси: "Как твой парень? Всё ещё очень мёртв, я полагаю?"
  Клара (довольно равнодушно): "Ещё мёртв, да".
  Лицо Клары при этом выражает лишь напряжение от предстоящей схватки с Мисси и тревогу за Доктора. А совсем не лютую ненависть к женщине, лишившей её любимого мужчины. И потом она общается с женским воплощением Мастера довольно мирно - насколько это возможно, они даже сотрудничают. И Освальд не решается убить Мисси, когда ей представляется такая возможность. Похоже, мёртвый Пинк её совсем не волнует, она не жаждет отомстить за него и лишь делает всё, чтобы спасти Доктора.
  Ещё стоит вспомнить реакцию главы ЮНИТ Кейт Стюарт, когда она видит Мисси. Никаких криков: "О Боже, это опять она!" Можно заподозрить, что если Кейт удивлена, то не появлением Мисси из мёртвых, а лишь тем, что какая-то левая дама говорит по предназначенному исключительно для Доктора каналу связи. При этом Клара Мисси явно узнаёт.
  Далее. В серии "На дне озера" мисс Освальд, уговаривая Доктора переписать свою неминуемую и очевидную смерть, на его слова: "Я не могу изменить то, что уже случилось, есть правила", отвечает: "Так нарушь их. И напоминаю: ты мне должен". Очевидно, она имеет в виду то, что спасла Доктора, растворившись в его жизненном потоке. Но, учитывая события 8-го сезона, где она напоминает Доктору о том же самом, шантажируя его, чтобы он вернул Пинка, ничего он ей больше не должен. А если Пинк, ради которого она предала Доктора - иллюзия, а тут она опять напоминает о своём подвиге, чтобы Доктор спас сам себя, опять получается изящная "рифмовка", на которые Моффат горазд.
  И последнее: все ученики школы Коал Хилл из 8-го сезона, у которых мисс Освальд ведёт уроки или экскурсии, ни разу не появляются ни в 7-м, ни в 9-м сезонах. В том числе и чернокожая девочка-подросток из серий "Смотритель" и "Убить Луну" - хотя при её характере она должна была постоянно бегать за Кларой хвостом с требованиями взять ее еще раз покататься на ТАРДИС. Кроме того, мы нигде больше не видим молодого преподавателя с галстуком-бабочкой, похожего на Одиннадцатого.
  Разумеется, для части нестыковок можно найти достаточно логичное объяснение. Например, Клара могла хранить браслет дома, чтобы не потерять его, а нахальная ученица из "Убить Луну" могла переехать в другой город (или вообще в другую страну - поскольку в будущем эта девочка должна стать президентом США, очевидно, она родом оттуда). Другие странности можно объяснить просто невнимательностью режиссеров - в конце концов, ляпы есть и в других сезонах "Доктора". Но проблема в том, что в 8-м сезоне, как сказано, нестыковок слишком уж много - такой их концентрации не наблюдается больше нигде.
  
  На что же намекал Моффат?
  
  Ответ на этот вопрос предположительно дает серия "Последнее Рождество" - рождественский спецвыпуск, вышедший после 8-го сезона. В нем, как мы помним, Доктор, Клара Освальд и ещё несколько человек становятся жертвами снокрабов - существ, присасывающихся к человеческому мозгу и вызывающих в нём реалистичные иллюзии. Когда серия начинается, все персонажи уже находятся под действием этих существ, не осознавая этого. Но когда именно снокрабы прицепились к ним? Что если это произошло не незадолго до начала этой серии, а раньше? Намного раньше, в тот момент, когда в сериале начинаются постоянные нестыковки, то есть, сразу после окончания серии "Глубокий вдох"? С того момента, когда Доктор с Кларой отправились пить кофе - а потом вдруг Доктор куда-то исчез, а его спутница поехала в Лондон на поезде в полной уверенности, что она послала Доктора за кофе, а он сбежал в неизвестном направлении.
  Если принять это предположение за рабочую гипотезу, мы сможем объяснить все нестыковки 8-го сезона. Доктор и Клара ведут себя так, как не должны были бы себя вести люди с такими, как у них характерами? Но во сне люди могут и сами вести себя совсем не так, как в реальной жизни, и видеть своих близких, которые делают то, чего никогда бы не сделали. Наверное, у всех нас бывали сны, в которых самые близкие люди поступают омерзительно и мы ощущаем к ним страшную злобу. Примерно как Клара, шантажирующая Доктора и готовая фактически уничтожить его ради воскресения Пинка. Или Доктор, буквально сочащийся ненавистью к военным или грубо издевающийся над Кларой...
  В иллюзорном мире и Луна может быть в шесть раз тяжелее, и Галлифрей может стать вполне доступным, а также могут появиться новые люди, образы которых развеются, как только мы проснемся...
  
  Свидетельства иллюзии
  
  Это предположение может показаться слишком надуманным, но в серии "Последнее Рождество" есть момент, который можно считать намёком именно на такое развитие событий. В конце серии, когда все персонажи уже поняли, что с ними происходит, и начали просыпаться, Доктор дважды очнулся возле кратера вулкана (один раз ему это снится, а второй раз, вроде бы, по-настоящему). И это место очень похоже на вулкан, который видела под действием сонной наклейки Клара, когда попыталась шантажировать Доктора в серии "Тёмная вода". Однако в реальности этого места не существовало. И Доктор не мог его видеть - он в этот момент видел Клару, стоящую посреди консольной комнаты ТАРДИС и швыряющую на пол ключи. Где же в таком случае Доктор просыпается?..
  Можно предположить, что это какой-то настоящий вулкан, просто похожий на вулкан из сна Клары - но что Доктор там делал? По его собственным словам, он терпеть не может лаву, так что просто гулять на краю кратера не стал бы. Если же его привело на вулкан какое-то дело, то почему он не вернулся туда после того, как разбудил мисс Освальд, чтобы это дело завершить? Вернулся потом, но нам это не показали? Может быть, но не слишком ли много нам опять приходится объяснять и предполагать?
  Конечно, можно принять самую простую версию - дефицит декораций на студии ВВС. Но как-то слишком хорошо становится эта "техническая накладка" в общий нарисованный нами ряд...
  Если же верна наша гипотеза, и Доктор с Кларой находились весь 8-й сезон в иллюзорном мире, то их спящие сознания были связаны между собой, и тогда Доктор знал, как выглядит вулкан, который приснился Кларе, и мог тоже увидеть его во сне. И тогда получается, что в самом конце "Последнего Рождества", проснувшись на вулкане во второй раз, он всё еще спит, и настоящее их с Освальд пробуждение происходит уже за кадром, после окончания серии.
  В "Последнем Рождестве" есть ещё один намек на то, что всё именно так: дом, в котором Клара просыпается в последний раз, совсем не похож ни на её дом из начала этой серии, ни на её дом из всех остальных серий.
  Ну и, практически, прямо указывает на иллюзорность происходящего мандарин Санты, крупным планом показанный на подоконнике клариной квартиры, когда вроде бы окончательно проснувшиеся Доктор со спутницей забегают в ТАРДИС. До этого такие мандарины служили в серии именно знаком того, что герои пребывают в состоянии иллюзии.
  Против всех этих предположений могут возникнуть возражения. Первое и самое главное: в 8-м сезоне появляется Мисси, новое воплощение Мастера, и она точно не является кошмарным сном Доктора, так как действует в следующих сезонах. Однако в олд-скуле уже был случай, когда Доктор со своими спутниками попал в иллюзорный мир. А создателем его был Мастер, причем он и присутствовал в нём лично, делая своему врагу разные пакости - об этом рассказывается в серии "Кастровальва". Так что объяснить присутствие Мисси в 8-м сезоне можно тем, что это именно она напустила снокрабов на Доктора и Клару, чтобы вдоволь поиздеваться над ними. Может быть, она сумела каким-то образом направлять сны своих жертв - сделала так, что Клара во сне влюбилась в нытика Дэнни, а Доктор ополчился на него и заодно на всех военных, внушила Доктору, что у него с детства были ночные кошмары и так далее.
  Есть ещё два возражения против нашей теории: в 8-м сезоне присутствует парень по имени Ригси, которого мы затем видим и в 9-м. И там погибает одна из Петронелл Осгут, и в 9-м сезоне мы узнает, что она действительно умерла. Однако Ригси в 8-м сезоне живёт в Бристоле, а в 9-м - в Лондоне, и никто ни словом не обмолвился о том, как "трудный подросток" обзавёлся семьёй и перебрался в столицу. И при встрече в 9-м сезоне ни Ригси, ни Клара ни разу не вспоминают о событиях "Плоскости". А у погибшей Осгут в 9-м сезоне есть могила, которую навещает её двойник, хотя в 8-м её сначала испепелила Мисси, а потом ещё и самолет, в котором она погибла, разбился, так что хоронить там было в прямом смысле нечего. Так что, скорее всего, Осгут умерла как-то по-другому, а Доктор с Кларой знали об этом и, безусловно, это было для них тяжелым событием - поэтому во сне они снова увидели её смерть в других обстоятельствах. Что же касается Ригси, то он мог быть учеником Клары, возможно, доставившим ей много хлопот - например, ей пришлось отучать его рисовать на стенах, поэтому он тоже вспомнился ей во сне.
  
  Отсылки
  
  Если 8-й сезон - сон, то часть видений, скорее всего, возникала из подсознания Доктора. Об этом свидетельствует хотя бы то, что практически все серии сезона содержат отсылки к предыдущим - как нью-скульнам, так и олд-скульным.
  1. В серии "Плоскость" ТАРДИС уменьшалась в размерах - этот сон вполне мог возникнуть из воспоминаний Доктора о том, как это происходило в олд-скульной серии "Логополис".
  2. В серии "Внутрь далека" Доктор мог вспомнить, как в серии "Невидимый враг" их с Лилой клоны уменьшились, чтобы попасть внутрь его собственного тела. Кроме того, его резкий отказ взять с собой служащую в армии девушку может быть вызван его давними переживаниями о том, как во времена Войны времени с ним оказалась лететь другая девушка, ненавидящая и далеков, и тайм-лордов, о чем рассказывается в мини-эпизоде "Ночь Доктора".
  3. Средневековый замок - космический корабль из "Робота из Шервуда" - явное воспоминание о замке-корабле космических вампиров в олд-скульной серии "Состояние упадка".
  4. Монолог Доктора в начале серии "Слушай" о существах, прячущихся в тенях, как кажется, отсылает к событиям "библиотечной" дилогии 4-го сезона нью-скула. Но почему-то при этом Доктор так и не вспомнил про вашту нераду... А первый земной путешественник во времени из этой серии, как уже сказано, "рифмуется" с путешественницей из серии "Прячься".
  5. "Ограбление во времени" могло быть навеяно событиями серии "Снеговики", где тоже фигурируют черви памяти.
  6. Ситуация в серии "Смотритель" явно повторяет олд-сульную историю "Поминовение далеков", где Седьмого приняли за смотрителя все той же школы Коал Хилл.
  7. "Мумия в "Восточном экспрессе" - повторение не только космического "Титаника" из "Путешествия проклятых", но и звездной регаты из олд-скульного "Просвещения". Про логотип компьютера Гаса, похожего на знак киберменов, и про то, что эта история, очевидно, связана со звонком, полученным Одиннадцатым после свадьбы Пондов, мы уже писали.
  8. "Тёмные воды" - "Смерть на небесах" содержат реминисценции на олд-скульные "Вторжение" (кибермены на фоне собора Сен Пол) и "Разоблачение далеков" (Доктор со спутницей в огромном некрополе, используемом инопланетянами в злодейских целях).
  
  Механизмы иллюзии
  
  Подсказка о механизме построения спящим сознанием иллюзии, возможно, тоже спрятана в 9-м сезоне. В серии "Узри ворона" Эсхильда-Я рассказывает Доктору, как она сделала так, что колония беглых инопланетян кажется людям обычным лондонским переулком: "Свет - это телепатическое поле, делает всё, что ты видишь, нормальным, втискивает в рамки твоих ожиданий, твоего мировосприятия". То есть, мы, зрители, видим эту улицу с точки зрения мировосприятия человека, скорее всего, Клары. Но лишь один Моффат знает, что видит там Доктор - через своё мировосприятие тайм-лорда... Похоже, мы имеем намёк на то, что Доктор в иллюзорном мире способен строить собственную реальность - что, собственно, и происходит весь 8-й сезон.
  Если же говорить о роли подсознания Клары в создании реалий 8-го сезона, то можно предположить, что серия "Робин из Шервуда" становится реализацией ее романтических мечтаний. Ей хотелось, чтобы Робин Гуд существовал на самом деле и был именно таким, как в легендах, и именно это она, а вслед за ней и Доктор, увидели во сне.
  Постоянные сбои реальности во время поисков спрятанной улицы в "Узри ворона" тоже могут служить многозначительными намёками на то, что иллюзией может оказаться что угодно. И кстати, иллюзию улицы создают светящиеся в старинных фонарях черви памяти. Но именно такой фонарь мы видим в серии "Последнее Рождество" рядом с домом Клары - который, как уже сказано, вовсе не дом Клары... То есть, возможно, снокрабы - тоже придуманный Доктором во сне симулякр. А настоящая причина морока, в который попадают мисс Освальд и Двенадцатый сразу после своей регенерации - черви памяти.
  Почему же в таком случае дилогия "Смерть на небесах" - "Тёмная вода" закончилась поражением Мисси? Вероятно, потому, что жертвы Мисси к тому времени начали сопротивляться навязанной им реальности и смогли частично изменить свой сон, тоже начать влиять на него. Поэтому Мисси и проигрывает - Доктор не мог позволить ей победить в реальности, и сон стал меняться в соответствии с его желанием.
  И поэтому же Пинк внезапно превращается из нытика и слабака в героя - Клара тоже сопротивлялась навязанному ей во сне "не тому парню" и изменила эту часть сна, превратив его в достойного человека. Это объясняет и то, что Освальд вспоминает Дэнни в серии "Узри ворона" за минуту до смерти. "Если Дэнни Пинк смог, то и я должна!" - говорит она. Если мы правы, то это не воспоминание о не существовавшем возлюбленном, а слова автора о своем персонаже. Во сне Клара сделала Пинка героем, пожертвовавшим собой ради другого человека - и теперь считает, что и сама обязана соответствовать созданному ею образу.
  
  Что же произошло на самом деле
  
  Теперь мы можем изложить наше видение событий 8-го сезона. Вероятно, Доктор заранее знал, что Мастер стал Мисси. На это указывает ответ Двенадцатого на вопрос Клары, кто разместил объявление в газете из серии "Глубокий вдох": "Есть женщина, которая очень хотела остаться со мной". То есть он явно знает, кто это был. Но ведь это была Мисси... Возможно, это выяснил ещё Одиннадцатый, но, скорее всего, Двенадцатый, когда Клара думала, что он оставил её в викторианском Лондоне. Но эти его поиски остались за кадром.
  Мисси ловит тайм-лорда и его спутницу после их приключений в викторианской Англии. Очевидно, пока они ходили за кофе, она разместила в докторской ТАРДИС червей памяти, которые образовали наводящее иллюзию поле. Так что сцена встречи с Мисси убитого Доктором андроида тоже была иллюзорна.
  На протяжении всего 8-го сезона разворачивается борьба спящих сознаний Доктора и Клары с иллюзиями Мисси. Иногда побеждает она, но иногда Доктор вырывает у неё контроль и строит иллюзию в соответствии со своей волей.
  Собственно, мир 8-го сезона составлен из глубинных комплексов и фрустраций Доктора и его спутницы. Из его печали об исчезнувшем Галлифрее, из чувства вины за его уничтожение (гипертрофированная ненависть к военным и яростное отрицание своей принадлежности к ним), из страха, что его новая личность вызовет отторжение у Клары. А Освальд реализует свои подсознательные желания "множества мускулистых молодых мужчин" - как говорит ей в "Глубоком вдохе" Стракс. Одного "молодого мускулистого", по крайней мере, она вымечтывает... По всей видимости, Пинк - её реакция на осознание невозможности романа с Одиннадцатым ("Я не твой парень", - сказал ей Двенадцатый).
  Вообще-то, сны и служат для очищения подсознания и избавления от комплексов. Что и происходит в конце "Последнего Рождества". После нескольких ложных пробуждений Доктор с Кларой, очевидно, уже понимающие, что они спят (Доктор-то точно) заскакивают в ТАРДИС. При этом Доктор говорит многозначительную фразу, что он получил второй шанс. Он имеет в виду не только отношения с Кларой, но вообще всю победу над своими страхами, которую он одержал, борясь с иллюзией Мисси. Над ними светит фонарь с червём памяти, а на подоконнике лежит мандарин Санты, однозначно свидетельствующий, что они всё ещё во сне. Следующий кадр, по всей видимости, должен показать их пробуждение в ТАРДИС, но мы его не видим.
  Куда они полетят после этого? Очевидно, вернутся в то самое Рождество, которое Клара провела с Одиннадцатым в Лондоне и на Трензалоре - ведь родные и зажаренная в ТАРДИС индейка так и ждут её там. Это подтверждает ещё одна "рифмовка": в "Последнем Рождестве" Доктор помогает престарелой Кларе взорвать петарду - как и она старому Одиннадцатому в Рождестве на Трензалоре.
  
  Великая иллюзия ДК
  
  Вообще-то, это вполне в стиле Моффата, который даже одну из серий "Шерлока" умудрился сделать иллюзией главного героя. А если учесть, что практически все серии 8-го сезона имеют отношение ко сну, иллюзорности и амнезии, его замысел становится явным. Да ещё одна из серий сезона 9-го называется "Сну конец" - тоже очень моффатовская подсказка.
  Но это же и в духе всего ДК, где чуть ли не впервые в мировом кинематографе оформился стиль, который тогда называли slipstream - нечто среднее между магическим реализмом и киберпанком, когда реальность и иллюзия переплетаются и становятся неотличимы. И это не только упомянутые "Кастровальва" и сезон "Суд над повелителем времени", но и "Беспощадный убийца", и "Кинда", где в наведённую древним демоном иллюзию попадает докторская спутница. В этом же ряду - великолепный эпизод "Ниспосланный с небес". Корни такого метода - в индо-буддийском мироощущении, всегда оказывавшем влияние на ДК.
  Теперь же, в 10-м сезоне, нам снова показывают, что окружающий мир может быть иллюзией, что действие целой серии может происходить в несуществующем мире. Значит, в принципе, такое могло быть и с целым сезоном. И как знать, может быть, когда-нибудь Стивен Моффат еще признается - или только намекнёт - что одного из снятых им сезонов "Доктора Кто" на самом деле не было.
  
  Фонари-черви [Стивен Моффат]
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"